Реклама нелегальных кредиторов – опасное нарушение

В настоящее время в рассмотрении у Волгоградского УФАС России находятся несколько рекламных дел, возбужденных по признакам нарушения требований к рекламе финансовых услуг. Большая часть из них возбуждена по материалам, полученным от Южного Главного управления Банка России. Напомним, что Центральный банк является макро регулятором на рынках финуслуг и проводит системную работу по выявлению фактов недобросовестного поведения на финансовом рынке.
Требования рекламного законодательства к рекламе финансовых услуг особенно строги и призваны пресечь практику умышленного введения в заблуждение потребителей о реальных условиях предоставления финансовых услуг, лице, оказывающем финансовые услуги, и его разрешенных видах деятельности.
Одним из самых опасных нарушений в данной сфере является реклама, так называемых, нелегалов, то есть компаний, не имеющих права заниматься рекламируемым видом деятельности и не состоящих в реестрах Банка России. 
Законом о рекламе установлено (ч. 13, 14 статьи 28), что не допускается реклама услуг по предоставлению потребительского кредита/займа лицами, не имеющими лицензии/разрешения Банка России/не включенными в Реестр Банка России, также не допускается реклама финансовых услуг лицами, не имеющими лицензии/разрешения Банка России /не включенными в Реестры.
Легально работающие на рынке организации включены в один из реестров: реестр КПК, реестр ломбардов, МФО, или имеют разрешающие документы Банка России. Все реестры размещены на сайте Банка России и доступны как для граждан, так и для рекламораспространителей.
Обращение за услугами к нелегальным участникам финансового рынка чревато рядом опасных последствий как для заемщиков, так и для рынка: граждане могут попасть в финансовую кабалу, организации могут применять незаконные методы взыскания задолженности, подобные организации в целом подрывают доверие к рынку. 
Рекламораспространители, в том числе СМИ, размещающие рекламу в своих изданиях просто обязаны прежде чем размещать рекламу такого рода, убедиться в наличии законных прав у фирмы, предлагающей к размещению свою рекламу, заниматься рекламируемым родом деятельности.
По поводу текущих дел заместитель руководителя Волгоградского УФАС России Ирина Никуйко в частности отметила: «В настоящее время в рассмотрении антимонопольного органа находятся дела, связанные с распространением рекламы финуслуг организациями с признаками нелегальной деятельности. Реклама в частности распространялась  в таких электронных СМИ как «Из рук в руки» (сайт https://volgograd.irr.ru) и сетевое издание «Блокнот. Волгоград» (сайт https://bloknot-volgograd.ru). Непредоставление информации о заказчике подобной рекламы со стороны рекламораспространителя говорит о том, что сам рекламораспространитель не проявил должной осмотрительности и допустил опасное нарушение. В такой ситуации всю полноту ответственности за распространение ненадлежащей рекламы будет нести рекламораспространитель.»