РЕШЕНИЕ
г. Волгоград
«12» августа 2013 года Дело № А12-14917/2013
Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2013 г.
Полный текст решения изготовлен 12.08.2013 г.
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Романова С.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Двояновой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
прокуратуры Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «Пеан».
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Мжельская Н.С., служебное удостоверение
от административного органа - Алимова Е.В., доверенность от 09.01.2013 г.
от заинтересованного лица - извещен, не явился
Прокуратура Волгоградской области обратилась с заявлением в арбитражный суд Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области (далее – УФАС) об оспаривании постановления № 13-03-14.3-02/206 от 28.05.2013 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пеан».
В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемое постановление содержит неверную квалификацию действий общества, в связи с чем, прекращение производства по делу за отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения не основано на положениях ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Представители УФАС и привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица «Пеан» просят отказать прокурору в удовлетворении требований отказать по основаниям, приведенным в отзыве. В частности, из отзыва следует, что прокурором не доказано событие вменяемого нарушения.
Изучив представленные документы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, прокурором г. Камышина 08.05.2013 г. в отношении ООО «Пеан» вынесено постановление о возбуждении дел об административных правонарушениях по признакам, предусмотренным ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения указанного постановления и других материалов проверки, УФАС по Волгоградской области 28.05.2013 г. вынесло постановление № 13-03-14.3-02/206 от 28.05.2013 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества в связи с отсутствием события вменяемого нарушения.
Не согласившись с выводами, изложенными в постановлении, прокурор обратился в суд с настоящей жалобой.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться
предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В указанной норме предусмотрено, что в распространяемой рекламе такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской услугой признается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Пунктом 10 указанной статьи установлено, что медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
В соответствии с ч. 7 ст. 24 названного Закона реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемом случае, в ходе проверки прокурор пришел к выводу о нарушения обществом требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, выразившиеся в том, что ООО «Пеан» (рекламораспространителем) в газете «Диалог» размещены рекламные объявления следующего содержания: «По ул. Онкина, 5/1 (рядом с комитетом соцзащиты) ведут прием УЗИ Коновалов Юрий Сергеевич УЛЬТРАЗВУКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСУДОВ ВРАЧ-ЭНДОКРИНОЛОГ Перова Мария Федоровна» с указанием номеров телефонов. При этом, в объявлении отсутствуют предупреждение, предусмотренное указанной нормой закона.
Вынося оспариваемое постановление, антимонопольный орган со ссылкой на п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Номенклатуру медицинских услуг, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 1664н указал на то, что объектом рекламирования является медицинской деятельность врачей, ведущих прием по определенному адресу, а не оказание конкретных
услуг.
Так, в соответствии с разъяснениями п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» правила, установленные ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. №1664н.
Пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность».
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».
В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
Учитывая правовой смысл и содержание понятий «медицинская деятельность» и «медицинская услуга», данных в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», понятия, содержащиеся Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 1664 и отсутствия в нем понятия такого вида медицинской услуги как «ультразвуковое исследование сосудов», суд приходит к выводу о том, что она подпадает под понятие «медицинская деятельность», но не «медицинская услуга».
Не представлено прокурором и доказательств того, что посещение врача с целью получения конкретного вида услуги, связанного с ультразвуковым исследованием, а также само исследование могут иметь противопоказания к их применению, что и обуславливало бы необходимость соблюдения требований, предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
В связи с этим, вывод антимонопольного органа об отсутствии в объявлении сведений об оказании конкретных медицинских услуг и ее соответствии требованиям ч.7 ст. 24 Закона о рекламе, является правомерным.
Кроме того, Приказ Минздрава РФ от 16.07.2001 г. № 268 «О введении в действие Отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги» и Приказ Минздрава РФ от 10.04.2001 г. № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» (вместе с «ОК ПМУ 91500.09.0001-2001. Система
стандартизации в здравоохранении Российской Федерации. Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги»), на момент проведения прокурором проверки утратили силу, в связи с чем, установленные в них понятия видов медицинских услуг» не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая это, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, признания незаконным и отмены оспариваемого акта антимонопольного органа.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Прокуратуры Волгоградской области о признании незаконным постановления Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области № 13-03-14.3-02/206 от 28.05.2013 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пеан», отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации через Арбитражный суд Волгоградской области.
stdClass Object
(
[vid] => 9416
[uid] => 5
[title] => Об отказе в удовлетворении требований Прокуратуры Волгоградской области о признании незаконным постановления УФАС РФ по Волгоградской области № 13-03-14.3-02/206 от 28.05.2013 г. в отношении ООО «Пеан»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9416
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1377843258
[changed] => 1377843258
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1377843258
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград
«12» августа 2013 года Дело № А12-14917/2013
Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2013 г.
Полный текст решения изготовлен 12.08.2013 г.
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Романова С.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Двояновой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
прокуратуры Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «Пеан».
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Мжельская Н.С., служебное удостоверение
от административного органа - Алимова Е.В., доверенность от 09.01.2013 г.
от заинтересованного лица - извещен, не явился
Прокуратура Волгоградской области обратилась с заявлением в арбитражный суд Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области (далее – УФАС) об оспаривании постановления № 13-03-14.3-02/206 от 28.05.2013 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пеан».
В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемое постановление содержит неверную квалификацию действий общества, в связи с чем, прекращение производства по делу за отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения не основано на положениях ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Представители УФАС и привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица «Пеан» просят отказать прокурору в удовлетворении требований отказать по основаниям, приведенным в отзыве. В частности, из отзыва следует, что прокурором не доказано событие вменяемого нарушения.
Изучив представленные документы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, прокурором г. Камышина 08.05.2013 г. в отношении ООО «Пеан» вынесено постановление о возбуждении дел об административных правонарушениях по признакам, предусмотренным ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения указанного постановления и других материалов проверки, УФАС по Волгоградской области 28.05.2013 г. вынесло постановление № 13-03-14.3-02/206 от 28.05.2013 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества в связи с отсутствием события вменяемого нарушения.
Не согласившись с выводами, изложенными в постановлении, прокурор обратился в суд с настоящей жалобой.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться
предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В указанной норме предусмотрено, что в распространяемой рекламе такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской услугой признается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Пунктом 10 указанной статьи установлено, что медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
В соответствии с ч. 7 ст. 24 названного Закона реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемом случае, в ходе проверки прокурор пришел к выводу о нарушения обществом требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, выразившиеся в том, что ООО «Пеан» (рекламораспространителем) в газете «Диалог» размещены рекламные объявления следующего содержания: «По ул. Онкина, 5/1 (рядом с комитетом соцзащиты) ведут прием УЗИ Коновалов Юрий Сергеевич УЛЬТРАЗВУКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСУДОВ ВРАЧ-ЭНДОКРИНОЛОГ Перова Мария Федоровна» с указанием номеров телефонов. При этом, в объявлении отсутствуют предупреждение, предусмотренное указанной нормой закона.
Вынося оспариваемое постановление, антимонопольный орган со ссылкой на п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Номенклатуру медицинских услуг, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 1664н указал на то, что объектом рекламирования является медицинской деятельность врачей, ведущих прием по определенному адресу, а не оказание конкретных
услуг.
Так, в соответствии с разъяснениями п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» правила, установленные ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. №1664н.
Пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность».
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».
В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
Учитывая правовой смысл и содержание понятий «медицинская деятельность» и «медицинская услуга», данных в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», понятия, содержащиеся Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 1664 и отсутствия в нем понятия такого вида медицинской услуги как «ультразвуковое исследование сосудов», суд приходит к выводу о том, что она подпадает под понятие «медицинская деятельность», но не «медицинская услуга».
Не представлено прокурором и доказательств того, что посещение врача с целью получения конкретного вида услуги, связанного с ультразвуковым исследованием, а также само исследование могут иметь противопоказания к их применению, что и обуславливало бы необходимость соблюдения требований, предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
В связи с этим, вывод антимонопольного органа об отсутствии в объявлении сведений об оказании конкретных медицинских услуг и ее соответствии требованиям ч.7 ст. 24 Закона о рекламе, является правомерным.
Кроме того, Приказ Минздрава РФ от 16.07.2001 г. № 268 «О введении в действие Отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги» и Приказ Минздрава РФ от 10.04.2001 г. № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» (вместе с «ОК ПМУ 91500.09.0001-2001. Система
стандартизации в здравоохранении Российской Федерации. Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги»), на момент проведения прокурором проверки утратили силу, в связи с чем, установленные в них понятия видов медицинских услуг» не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая это, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, признания незаконным и отмены оспариваемого акта антимонопольного органа.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Прокуратуры Волгоградской области о признании незаконным постановления Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области № 13-03-14.3-02/206 от 28.05.2013 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пеан», отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации через Арбитражный суд Волгоградской области.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград
«12» августа 2013 года Дело № А12-14917/2013
Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2013 г.
Полный текст решения изготовлен 12.08.2013 г.
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Романова С.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Двояновой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
прокуратуры Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «Пеан».
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Мжельская Н.С., служебное удостоверение
от административного органа - Алимова Е.В., доверенность от 09.01.2013 г.
от заинтересованного лица - извещен, не явился
Прокуратура Волгоградской области обратилась с заявлением в арбитражный суд Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области (далее – УФАС) об оспаривании постановления № 13-03-14.3-02/206 от 28.05.2013 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пеан».
В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемое постановление содержит неверную квалификацию действий общества, в связи с чем, прекращение производства по делу за отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения не основано на положениях ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Представители УФАС и привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица «Пеан» просят отказать прокурору в удовлетворении требований отказать по основаниям, приведенным в отзыве. В частности, из отзыва следует, что прокурором не доказано событие вменяемого нарушения.
Изучив представленные документы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, прокурором г. Камышина 08.05.2013 г. в отношении ООО «Пеан» вынесено постановление о возбуждении дел об административных правонарушениях по признакам, предусмотренным ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения указанного постановления и других материалов проверки, УФАС по Волгоградской области 28.05.2013 г. вынесло постановление № 13-03-14.3-02/206 от 28.05.2013 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества в связи с отсутствием события вменяемого нарушения.
Не согласившись с выводами, изложенными в постановлении, прокурор обратился в суд с настоящей жалобой.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться
предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В указанной норме предусмотрено, что в распространяемой рекламе такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской услугой признается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Пунктом 10 указанной статьи установлено, что медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
В соответствии с ч. 7 ст. 24 названного Закона реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемом случае, в ходе проверки прокурор пришел к выводу о нарушения обществом требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, выразившиеся в том, что ООО «Пеан» (рекламораспространителем) в газете «Диалог» размещены рекламные объявления следующего содержания: «По ул. Онкина, 5/1 (рядом с комитетом соцзащиты) ведут прием УЗИ Коновалов Юрий Сергеевич УЛЬТРАЗВУКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСУДОВ ВРАЧ-ЭНДОКРИНОЛОГ Перова Мария Федоровна» с указанием номеров телефонов. При этом, в объявлении отсутствуют предупреждение, предусмотренное указанной нормой закона.
Вынося оспариваемое постановление, антимонопольный орган со ссылкой на п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Номенклатуру медицинских услуг, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 1664н указал на то, что объектом рекламирования является медицинской деятельность врачей, ведущих прием по определенному адресу, а не оказание конкретных
услуг.
Так, в соответствии с разъяснениями п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» правила, установленные ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. №1664н.
Пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность».
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».
В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
Учитывая правовой смысл и содержание понятий «медицинская деятельность» и «медицинская услуга», данных в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», понятия, содержащиеся Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 1664 и отсутствия в нем понятия такого вида медицинской услуги как «ультразвуковое исследование сосудов», суд приходит к выводу о том, что она подпадает под понятие «медицинская деятельность», но не «медицинская услуга».
Не представлено прокурором и доказательств того, что посещение врача с целью получения конкретного вида услуги, связанного с ультразвуковым исследованием, а также само исследование могут иметь противопоказания к их применению, что и обуславливало бы необходимость соблюдения требований, предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
В связи с этим, вывод антимонопольного органа об отсутствии в объявлении сведений об оказании конкретных медицинских услуг и ее соответствии требованиям ч.7 ст. 24 Закона о рекламе, является правомерным.
Кроме того, Приказ Минздрава РФ от 16.07.2001 г. № 268 «О введении в действие Отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги» и Приказ Минздрава РФ от 10.04.2001 г. № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» (вместе с «ОК ПМУ 91500.09.0001-2001. Система
стандартизации в здравоохранении Российской Федерации. Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги»), на момент проведения прокурором проверки утратили силу, в связи с чем, установленные в них понятия видов медицинских услуг» не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая это, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, признания незаконным и отмены оспариваемого акта антимонопольного органа.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Прокуратуры Волгоградской области о признании незаконным постановления Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области № 13-03-14.3-02/206 от 28.05.2013 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пеан», отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации через Арбитражный суд Волгоградской области.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => А12-14917/2013
[format] =>
[safe_value] => А12-14917/2013
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 13
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 13
[vid] => 3
[name] => Судебные решения
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
- защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
- привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
- взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
[format] => full_html
[weight] => 10
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-08-12 06:11:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-08-12 06:11:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1377843258
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Волгоградское УФАС России
)