О привлечении к административной ответственности председателя правления КПК «Пенсионный» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ

Номер дела: 11-03-14.3-02/340
Дата публикации: 17 мая 2012, 11:51

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 11-03-14.3-02/340

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении

 

17 мая 2012 года                                                                                                              г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела  № 11-03-14.3-02/340 об административном правонарушении, возбужденного в отношении председателя правления КПК «Пенсионный» по  ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без участия председателя правления КПК , уведомлен о месте и времени рассмотрения административного дела (определение № 02-17/3128 от 17.05.2012г. по делу №11-03-14.3-02/340 вручено лично в руки),

УСТАНОВИЛ:

 

Межрайонной прокуратурой г.Михайловки проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе.

23 мая 2011 года заместителем Михайловского межрайонного прокурора младшим советником юстиции Савиновым Л.В. было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении председателя правления КПК «Пенсионный» по  ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту размещения КПК «Пенсионный» рекламы о своей деятельности, нарушающей законодательство Российской Федерации о рекламе в независимой газете «Новое время Михайловка» выпуск № 37 (678) от 17 мая 2011 года.

26 сентября 2011 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области вынесено постановление № 11-03-14.3-02/340 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Агапов С.В.в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Центрального районного суда г.Волгограда (судья Пальчинская И.В.) от 02.11.2012 года по административному делу №12пр-5/2012 по рассмотренному протесту прокурора Михайловского межрайонного прокурора дело № 11-03-14.3-02/340 от 26.09.2011г. направлено в Волгоградское УФАС России на новое рассмотрение.

В рекламе размещенной в независимой газете «Новое время Михайловка» выпуск № 37 (678) от 17 мая 2011 года  указано: «КПК «Пенсионный» выдает кредит за 1 час до 310000 рублей под залог недвижимости, под материнский капитал; покупка недвижимости; акция - прием вкладов до 30 % годовых, выплаты ежемесячно (вклады застрахованы).

Текст рекламы искажает сущность рекламируемой деятельности и не содержит основных условий предоставления кооперативом финансовых услуг.

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пп.5-7 ст. 3 Закона о рекламе в целях Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В данной рекламе объектом рекламирования является деятельность кредитного потребительского кооператива «Пенсионный» по выдаче «кредитов» и приему займов.

Таким образом, информация, содержащаяся в данной рекламе, направлена на привлечение внимания к указанным объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В силу ст. 3 ФЗ от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством размещения денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

То есть, кредитный потребительский кооператив «Пенсионный» вправе предоставлять займы по договору займа, но не кредит, так как отношения по поводу предоставления кредита вытекают из кредитного договора.

В соответствии с п. 3  ст. 2 Устава кредитного потребительского кооператива «Пенсионный», кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком – членом кредитного потребительского кооператива.

Обозначенная реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», признающей недостоверной рекламу, которая содержит несоответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, кредитный потребительский кооператив «Пенсионный» не имеет права предоставлять такую услугу, как выдача кредита.

Таким образом, кредитный потребительский кооператив «Пенсионный» в рекламе использует недостоверную информацию для привлечения потребителей рекламы к своей деятельности.

Согласно ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В рекламе указано условие максимальной ставке процентов по вкладам (30 % годовых), однако, не указаны другие условия, влияющие на сумму доходов : другие процентные ставки по вкладам, величина паевого взноса и другое.

В силу ч.3 ст.28 Закона о рекламе в случае, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитный потребительский кооператив.

На основании с ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 14.3 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

За нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя.

В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с протоколом Общего собрания учредителей КПК «Пенсионный» № 2/2010 от 11.11.2010г. на должность председателя правления КПК «Пенсионный» избран Агапов Сергей Валерьевич.

Уставом КПК «Пенсионный» в ст. 17 закреплено, что председатель правления Кооператива является  единоличным исполнительным органом. Председатель действует без доверенности от имени кооператива, в  том числе, представляет интересы Кооператива и совершает сделки.

Таким образом, КПК «Пенсионный» разместив в независимой газете «Новое время Михайловка» выпуск № 37 (678) от 17 мая 2011 года рекламу о деятельности кооператива (предоставлению кредитов (займов) указал сведения несоответствующие действительности, а так же при отсутствии в рекламной публикации существенной части информации о займе, ввел в заблуждение потребителей относительно порядка и условий предоставления займа.

При таких обстоятельствах, в действиях председателя правления КПК «Пенсионный» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Объектом правонарушения является регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует размещение рекламы финансовых услуг по приему вкладов до 30 % годовых, с ежемесячными выплатами без разъяснения иных условий влияющих на доходы, а так же сообщение об оказании услуги предоставления кредита, а не займа.

Субъектом административной ответственности является должностное лицо рекламодателя – председатель правления КПК «Пенсионный».

Субъективную сторону административной ответственности составляет форма вины субъекта - неосторожность, т.к. лицо его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области был направлен запрос в газету «Новое время Михайловка» ИП Гудков Г.А. (лист дела №77). В ответ на запрос поступили разъяснения редакции газеты «Новое время Михайловка» о том, что по условиям работы газеты оригинал макет, эскиз производится и размещается непосредственно в электронном макете газеты в присутствии заказчика, что является согласием заказчика., акты приема-передач были переданы Заказчику, но своим экземпляром газета не располагает. Газета предоставила копию договора, распечатанный из электронного макета эскиз рекламной публикации, платежное поручение от 20.04.2011 с реквизитами КПК «Пенсионный». В представленном договоре от 01.03.2011 (лист дела №73) установлен порядок, отличный от указанного газетой: согласно п.2.1 исполнитель согласовывает с заказчиком эскиз, размеры, периодичность выхода рекламного блока,  согласно п.3.2 заказчик обязуется представлять исполнителю оригинал-макет или информацию не позднее 4 дней до выхода газеты, согласно п.5.2 работа выполненная исполнителем, подтверждается актом сдачи-приемки работ с предъявлением экземпляров газет.

Таким образом, председатель правления КПК «Пенсионный» имел возможность для соблюдения требований рекламного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, однако в нарушение данных требований распространял ненадлежащую рекламу. Председатель правления кооператива обязан осуществлять свои полномочия добросовестно, не нарушая требований закона. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей руководитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, а именно размещение от имени КПК "Пенсионный" рекламы в нарушение требований закона, повлекло за собой возникновение оснований для привлечения к административной ответственности.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина председателя правления КПК «Пенсионный» являются установленными и доказанными.

В рамках рассмотрения дела письменных объяснений представлено не было.

Данные объяснения приняты во внимание и приобщены к материалам дела.

В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

   Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

   Должностное лицо, рассматривающее дело, находит в действиях председателя правления КПК «Пенсионный» обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно:

- ранее должностное лицо не привлекалось к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

   Иных смягчающих обстоятельств, а также обстоятельства, отягчающих административную ответственность, не имеется.

   В связи с вышеизложенным, административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей является справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

   На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Привлечь к административной ответственности председателя правления КПК «Пенсионный» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить меру наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

stdClass Object ( [vid] => 8516 [uid] => 5 [title] => О привлечении к административной ответственности председателя правления КПК «Пенсионный» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8516 [type] => solution [language] => ru [created] => 1338364486 [changed] => 1370529336 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529336 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 11-03-14.3-02/340

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении

 

17 мая 2012 года                                                                                                              г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела  № 11-03-14.3-02/340 об административном правонарушении, возбужденного в отношении председателя правления КПК «Пенсионный» по  ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без участия председателя правления КПК , уведомлен о месте и времени рассмотрения административного дела (определение № 02-17/3128 от 17.05.2012г. по делу №11-03-14.3-02/340 вручено лично в руки),

УСТАНОВИЛ:

 

Межрайонной прокуратурой г.Михайловки проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе.

23 мая 2011 года заместителем Михайловского межрайонного прокурора младшим советником юстиции Савиновым Л.В. было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении председателя правления КПК «Пенсионный» по  ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту размещения КПК «Пенсионный» рекламы о своей деятельности, нарушающей законодательство Российской Федерации о рекламе в независимой газете «Новое время Михайловка» выпуск № 37 (678) от 17 мая 2011 года.

26 сентября 2011 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области вынесено постановление № 11-03-14.3-02/340 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Агапов С.В.в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Центрального районного суда г.Волгограда (судья Пальчинская И.В.) от 02.11.2012 года по административному делу №12пр-5/2012 по рассмотренному протесту прокурора Михайловского межрайонного прокурора дело № 11-03-14.3-02/340 от 26.09.2011г. направлено в Волгоградское УФАС России на новое рассмотрение.

В рекламе размещенной в независимой газете «Новое время Михайловка» выпуск № 37 (678) от 17 мая 2011 года  указано: «КПК «Пенсионный» выдает кредит за 1 час до 310000 рублей под залог недвижимости, под материнский капитал; покупка недвижимости; акция - прием вкладов до 30 % годовых, выплаты ежемесячно (вклады застрахованы).

Текст рекламы искажает сущность рекламируемой деятельности и не содержит основных условий предоставления кооперативом финансовых услуг.

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пп.5-7 ст. 3 Закона о рекламе в целях Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В данной рекламе объектом рекламирования является деятельность кредитного потребительского кооператива «Пенсионный» по выдаче «кредитов» и приему займов.

Таким образом, информация, содержащаяся в данной рекламе, направлена на привлечение внимания к указанным объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В силу ст. 3 ФЗ от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством размещения денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

То есть, кредитный потребительский кооператив «Пенсионный» вправе предоставлять займы по договору займа, но не кредит, так как отношения по поводу предоставления кредита вытекают из кредитного договора.

В соответствии с п. 3  ст. 2 Устава кредитного потребительского кооператива «Пенсионный», кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком – членом кредитного потребительского кооператива.

Обозначенная реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», признающей недостоверной рекламу, которая содержит несоответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, кредитный потребительский кооператив «Пенсионный» не имеет права предоставлять такую услугу, как выдача кредита.

Таким образом, кредитный потребительский кооператив «Пенсионный» в рекламе использует недостоверную информацию для привлечения потребителей рекламы к своей деятельности.

Согласно ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В рекламе указано условие максимальной ставке процентов по вкладам (30 % годовых), однако, не указаны другие условия, влияющие на сумму доходов : другие процентные ставки по вкладам, величина паевого взноса и другое.

В силу ч.3 ст.28 Закона о рекламе в случае, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитный потребительский кооператив.

На основании с ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 14.3 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

За нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя.

В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с протоколом Общего собрания учредителей КПК «Пенсионный» № 2/2010 от 11.11.2010г. на должность председателя правления КПК «Пенсионный» избран Агапов Сергей Валерьевич.

Уставом КПК «Пенсионный» в ст. 17 закреплено, что председатель правления Кооператива является  единоличным исполнительным органом. Председатель действует без доверенности от имени кооператива, в  том числе, представляет интересы Кооператива и совершает сделки.

Таким образом, КПК «Пенсионный» разместив в независимой газете «Новое время Михайловка» выпуск № 37 (678) от 17 мая 2011 года рекламу о деятельности кооператива (предоставлению кредитов (займов) указал сведения несоответствующие действительности, а так же при отсутствии в рекламной публикации существенной части информации о займе, ввел в заблуждение потребителей относительно порядка и условий предоставления займа.

При таких обстоятельствах, в действиях председателя правления КПК «Пенсионный» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Объектом правонарушения является регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует размещение рекламы финансовых услуг по приему вкладов до 30 % годовых, с ежемесячными выплатами без разъяснения иных условий влияющих на доходы, а так же сообщение об оказании услуги предоставления кредита, а не займа.

Субъектом административной ответственности является должностное лицо рекламодателя – председатель правления КПК «Пенсионный».

Субъективную сторону административной ответственности составляет форма вины субъекта - неосторожность, т.к. лицо его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области был направлен запрос в газету «Новое время Михайловка» ИП Гудков Г.А. (лист дела №77). В ответ на запрос поступили разъяснения редакции газеты «Новое время Михайловка» о том, что по условиям работы газеты оригинал макет, эскиз производится и размещается непосредственно в электронном макете газеты в присутствии заказчика, что является согласием заказчика., акты приема-передач были переданы Заказчику, но своим экземпляром газета не располагает. Газета предоставила копию договора, распечатанный из электронного макета эскиз рекламной публикации, платежное поручение от 20.04.2011 с реквизитами КПК «Пенсионный». В представленном договоре от 01.03.2011 (лист дела №73) установлен порядок, отличный от указанного газетой: согласно п.2.1 исполнитель согласовывает с заказчиком эскиз, размеры, периодичность выхода рекламного блока,  согласно п.3.2 заказчик обязуется представлять исполнителю оригинал-макет или информацию не позднее 4 дней до выхода газеты, согласно п.5.2 работа выполненная исполнителем, подтверждается актом сдачи-приемки работ с предъявлением экземпляров газет.

Таким образом, председатель правления КПК «Пенсионный» имел возможность для соблюдения требований рекламного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, однако в нарушение данных требований распространял ненадлежащую рекламу. Председатель правления кооператива обязан осуществлять свои полномочия добросовестно, не нарушая требований закона. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей руководитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, а именно размещение от имени КПК "Пенсионный" рекламы в нарушение требований закона, повлекло за собой возникновение оснований для привлечения к административной ответственности.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина председателя правления КПК «Пенсионный» являются установленными и доказанными.

В рамках рассмотрения дела письменных объяснений представлено не было.

Данные объяснения приняты во внимание и приобщены к материалам дела.

В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

   Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

   Должностное лицо, рассматривающее дело, находит в действиях председателя правления КПК «Пенсионный» обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно:

- ранее должностное лицо не привлекалось к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

   Иных смягчающих обстоятельств, а также обстоятельства, отягчающих административную ответственность, не имеется.

   В связи с вышеизложенным, административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей является справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

   На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Привлечь к административной ответственности председателя правления КПК «Пенсионный» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить меру наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 11-03-14.3-02/340

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении

 

17 мая 2012 года                                                                                                              г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела  № 11-03-14.3-02/340 об административном правонарушении, возбужденного в отношении председателя правления КПК «Пенсионный» по  ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без участия председателя правления КПК , уведомлен о месте и времени рассмотрения административного дела (определение № 02-17/3128 от 17.05.2012г. по делу №11-03-14.3-02/340 вручено лично в руки),

УСТАНОВИЛ:

 

Межрайонной прокуратурой г.Михайловки проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе.

23 мая 2011 года заместителем Михайловского межрайонного прокурора младшим советником юстиции Савиновым Л.В. было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении председателя правления КПК «Пенсионный» по  ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту размещения КПК «Пенсионный» рекламы о своей деятельности, нарушающей законодательство Российской Федерации о рекламе в независимой газете «Новое время Михайловка» выпуск № 37 (678) от 17 мая 2011 года.

26 сентября 2011 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области вынесено постановление № 11-03-14.3-02/340 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Агапов С.В.в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Центрального районного суда г.Волгограда (судья Пальчинская И.В.) от 02.11.2012 года по административному делу №12пр-5/2012 по рассмотренному протесту прокурора Михайловского межрайонного прокурора дело № 11-03-14.3-02/340 от 26.09.2011г. направлено в Волгоградское УФАС России на новое рассмотрение.

В рекламе размещенной в независимой газете «Новое время Михайловка» выпуск № 37 (678) от 17 мая 2011 года  указано: «КПК «Пенсионный» выдает кредит за 1 час до 310000 рублей под залог недвижимости, под материнский капитал; покупка недвижимости; акция - прием вкладов до 30 % годовых, выплаты ежемесячно (вклады застрахованы).

Текст рекламы искажает сущность рекламируемой деятельности и не содержит основных условий предоставления кооперативом финансовых услуг.

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пп.5-7 ст. 3 Закона о рекламе в целях Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В данной рекламе объектом рекламирования является деятельность кредитного потребительского кооператива «Пенсионный» по выдаче «кредитов» и приему займов.

Таким образом, информация, содержащаяся в данной рекламе, направлена на привлечение внимания к указанным объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В силу ст. 3 ФЗ от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством размещения денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

То есть, кредитный потребительский кооператив «Пенсионный» вправе предоставлять займы по договору займа, но не кредит, так как отношения по поводу предоставления кредита вытекают из кредитного договора.

В соответствии с п. 3  ст. 2 Устава кредитного потребительского кооператива «Пенсионный», кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком – членом кредитного потребительского кооператива.

Обозначенная реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», признающей недостоверной рекламу, которая содержит несоответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, кредитный потребительский кооператив «Пенсионный» не имеет права предоставлять такую услугу, как выдача кредита.

Таким образом, кредитный потребительский кооператив «Пенсионный» в рекламе использует недостоверную информацию для привлечения потребителей рекламы к своей деятельности.

Согласно ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В рекламе указано условие максимальной ставке процентов по вкладам (30 % годовых), однако, не указаны другие условия, влияющие на сумму доходов : другие процентные ставки по вкладам, величина паевого взноса и другое.

В силу ч.3 ст.28 Закона о рекламе в случае, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитный потребительский кооператив.

На основании с ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 14.3 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

За нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя.

В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с протоколом Общего собрания учредителей КПК «Пенсионный» № 2/2010 от 11.11.2010г. на должность председателя правления КПК «Пенсионный» избран Агапов Сергей Валерьевич.

Уставом КПК «Пенсионный» в ст. 17 закреплено, что председатель правления Кооператива является  единоличным исполнительным органом. Председатель действует без доверенности от имени кооператива, в  том числе, представляет интересы Кооператива и совершает сделки.

Таким образом, КПК «Пенсионный» разместив в независимой газете «Новое время Михайловка» выпуск № 37 (678) от 17 мая 2011 года рекламу о деятельности кооператива (предоставлению кредитов (займов) указал сведения несоответствующие действительности, а так же при отсутствии в рекламной публикации существенной части информации о займе, ввел в заблуждение потребителей относительно порядка и условий предоставления займа.

При таких обстоятельствах, в действиях председателя правления КПК «Пенсионный» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Объектом правонарушения является регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует размещение рекламы финансовых услуг по приему вкладов до 30 % годовых, с ежемесячными выплатами без разъяснения иных условий влияющих на доходы, а так же сообщение об оказании услуги предоставления кредита, а не займа.

Субъектом административной ответственности является должностное лицо рекламодателя – председатель правления КПК «Пенсионный».

Субъективную сторону административной ответственности составляет форма вины субъекта - неосторожность, т.к. лицо его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области был направлен запрос в газету «Новое время Михайловка» ИП Гудков Г.А. (лист дела №77). В ответ на запрос поступили разъяснения редакции газеты «Новое время Михайловка» о том, что по условиям работы газеты оригинал макет, эскиз производится и размещается непосредственно в электронном макете газеты в присутствии заказчика, что является согласием заказчика., акты приема-передач были переданы Заказчику, но своим экземпляром газета не располагает. Газета предоставила копию договора, распечатанный из электронного макета эскиз рекламной публикации, платежное поручение от 20.04.2011 с реквизитами КПК «Пенсионный». В представленном договоре от 01.03.2011 (лист дела №73) установлен порядок, отличный от указанного газетой: согласно п.2.1 исполнитель согласовывает с заказчиком эскиз, размеры, периодичность выхода рекламного блока,  согласно п.3.2 заказчик обязуется представлять исполнителю оригинал-макет или информацию не позднее 4 дней до выхода газеты, согласно п.5.2 работа выполненная исполнителем, подтверждается актом сдачи-приемки работ с предъявлением экземпляров газет.

Таким образом, председатель правления КПК «Пенсионный» имел возможность для соблюдения требований рекламного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, однако в нарушение данных требований распространял ненадлежащую рекламу. Председатель правления кооператива обязан осуществлять свои полномочия добросовестно, не нарушая требований закона. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей руководитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, а именно размещение от имени КПК "Пенсионный" рекламы в нарушение требований закона, повлекло за собой возникновение оснований для привлечения к административной ответственности.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина председателя правления КПК «Пенсионный» являются установленными и доказанными.

В рамках рассмотрения дела письменных объяснений представлено не было.

Данные объяснения приняты во внимание и приобщены к материалам дела.

В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

   Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

   Должностное лицо, рассматривающее дело, находит в действиях председателя правления КПК «Пенсионный» обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно:

- ранее должностное лицо не привлекалось к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

   Иных смягчающих обстоятельств, а также обстоятельства, отягчающих административную ответственность, не имеется.

   В связи с вышеизложенным, административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей является справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

   На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Привлечь к административной ответственности председателя правления КПК «Пенсионный» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить меру наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 11-03-14.3-02/340 [format] => [safe_value] => 11-03-14.3-02/340 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

[format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-17 07:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-17 07:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1338364486 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )