О привлечении к административной ответственности Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (СОАО «ВСК») за недобросовестную конкуренцию по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ

Номер дела: 11-01-14.33-02/624
Дата публикации: 16 декабря 2011, 01:00

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 11-01-14.33-02/624

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении

16 декабря 2011 года                                                                                                         г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела № 11-01-14.33-02/624 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (СОАО «ВСК», прежнее наименование - открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК») по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в связи с допущением акта недобросовестной конкуренции, выразившегося в неправомерном занижении коэффициентов страховых тарифов (Кбм), и в итоге страховой премии, при участии в открытом совместном конкурсе на оказа­ние услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транс­портных средств на 2011 год ОСАГО,

УСТАНОВИЛ:

В марте 2011 г. в адрес Управления обратилось  ООО «Росгосстрах» (филиал ООО «Росгосстрах» в Волгоградской области, вх. № 1906).

Страховая организация обжаловала действия победителя открытого совместного конкурса на оказа­ние услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транс­портных средств на 2011 год СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания».

ООО «Росгосстрах» считает, что при соблюдении требований Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739, требований Раздела 2. «Информационная карта конкурса» и Раздела 4 Техническое задание «Объем оказываемые услуг, количество страхования история и характеристика транспортных средств» цена контракта не могла составить сумму 91 452,19 рублей (цена контракта, предложенная СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания»), а должна составлять - 111 663,68 рублей.

По результатам анализа поступивших в Управление в рамках рассмотрения дела  по признакам нарушении антимонопольного законодательства № 11-01-14-02/266 документов и сведений Комиссией антимонопольного органа было установлено следующее.

Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК») действует на основании устава 2010г., зарегистрировано 11.02.1992г. Прежнее наименование, согласно Устава 2006г. – открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК»). Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 20.12.2010г. на СОАО «ВСК» …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва.

Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд Нехаевского муниципального района - Отделом по экономике и налогам администрации Нехаевского муниципального района был проведен объединенный открытый конкурс по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год.

В информационной карте конкурса (Раздел 2 конкурсной документации, 2010г.) указано место оказания услуг – по местонахождению транспортных средств согласно перечню транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – раздел 4 «Техническое задание»; в качестве условий оказания услуг указано – осуществление ОСАГО  в строгом соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств», утвержденными Постановлением Правительства  Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263. Срок оказания услуг – с момента  заключения муниципального контракта один календарный год.

Раздел № 4 конкурсной документации («Техническое задание») содержит указание на марку (модель транспортного средства), категорию, количество транспортных средств, количество страхования, история и характеристики транспортных средств, необходимые для определения страховой премии, указан год выпуска (срок страхования), а также количество страховых случаев (страховых случаев нет) по каждому транспортному средству из 68.

Кроме того, в ответе на запрос от 14.01.2011г. Урюпинского отделения Волгоградского филиала СОАО «ВСК» администрация Нехаевского муниципального района дополнительно пояснила, что по транспортным средствам, выставленным  на открытый совместный конкурс по выбору страховой организации для оказания услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям администрации Нехаевского муниципального района по ОСАГО страховых случаев не было.

Таким образом, Заказчик указал полную информацию, необходимую и достаточную для расчета страховых тарифов в соответствии с требованиями Закона.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на право заключения государственного (муниципального) контракта № 8 от 24.01.2011г. количество участников конкурса, подавших заявки на участие составило 2 - ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» в лице СОАО Урюпинского отделения Волгоградского филиала.

По результатам рассмотрения заявок оба участника были допущены к участию в конкурсе (протокол № 9 от 27.01.2011г.)

Победителем конкурса было признано СОАО «ВСК» в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала (предложенная цена контракта 91452,19), второй порядковый номер был присвоен заявке ООО «Росгосстрах» (предложенная цена контракта – 111663, 68 руб., протокол оценки и сопоставления заявок  на участие в конкурсе № 49  от 31.01.2011г., опубликован в газете «Нехаевские вести» 03.02.2011г.)

С СОАО «ВСК» были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по ОСАГО организаций муниципальных заказчиков Нехаевского муниципального района.

  В качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком были определены: цена контракта (значимость – 80 %, начальная максимальная цена контракта согласно конкурсной документации - 150 000 руб.), а также качество услуг и квалификация участника (значимость20 %). При этом в содержание критерия «Качество услуг» Заказчик включил: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по страхованию ОСАГО, организация независимой экспертизы поврежденного транспортного средства, количество дней, необходимых для выплаты страховой компенсации с момента получения от заказчика необходимых документов, наличие круглосуточной консультационной диспетчерской службы, возможность бесплатной юридической поддержки и др. (всего балов по максимуму – 100, см. приложение № 1 к разделу № 2 «Информационная карта конкурса»).

Проектом муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств п. 1.3. предусмотрено, что деятельность  по контракту регламентируется ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. № 263 (далее - Правила), а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40 - ФЗ экономиче­ски обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры стра­ховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой пре­мии по договору обязательного страхования.

Статья 9 названного нормативно правового акта закрепила:

  • Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

2. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

3. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

4. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов.

5. Установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен соответствующий коэффициент страховых тарифов (Кбм, часть 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739.) Частью 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739, закреплены коэффициенты (КБМ) и порядок их определения  по классам (на начало годового срока страхования и  по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного  страхования).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» данный нормативно-правовой акт вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии со статьей 33 предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, применение понижающего коэффициента «0,60» применяется для автомобилей которые страховались в период с 01.07.2003г. по 30.06.2004г. и не имели страховых случаев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования заключается на 1 год, таким образом, срок действия государственного контракта составляет 1 год с даты вступления его в силу.

Согласно примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования, необходимая для определения класса собственника транспортного средства, может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и / или на основании имеющихся у страховщика данных о наличии / отсутствии страховых выплат (ч. 3). 

По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (см. ч. 4 примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

При этом для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (ч. 10 к примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

Данный порядок определения Кбм при заключении договоров с условием неограниченного использования транспортных средств закреплен и в Методических рекомендациях № 7 Российского союза автостраховщиков в ч. 7 (утверждено постановлением Президиума РСА от 21.05.2008г., пр. № 9). При этом детализировано, что в качестве начального класса Кбм применяется класс Кбм, который был применен по последнему предыдущему договору в отношении указанного транспортного средства; с учетом всех выплат по последнему договору определяется  Кбм по новому договору.

Названными Методическими рекомендациями закреплено также, что для определения значения КБМ используется информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО в отношении конкретного объекта применения КБМ (информация о предыдущих договорах) – п. 4 Методических рекомендаций.

Методическими рекомендациями РСА в п. 4.1. определены источники информации о предыдущих договорах при определении значения КБМ в отношении конкретного объекта применения КБМ: сведения о страховании, предоставляемые страхователем при заключении договора, компьютерная база данных страховщиков и т.д.

В рассматриваемом случае Заказчиком в разделе 4 «Техническое задание» указаны данные о количестве, дате страховых случаев (отсутствуют по каждому из 68 автомобилей) подлежащих страхованию транспортных средств. Учитывая вышеизложенные положения утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 страховых тарифов по ОСАГО, положений Методических рекомендаций РСА, при расчете страховой премии для ОСАГО транспортных средств (т/с) на 2011г. в рассматриваемом деле должен был быть применен тариф КБМ, равный:

0,65 для т/с  2004 года выпуска (г.в) и ранее, 0,7   для т/с 2005г.в., 0,75 для т/с 2006г.в., 0,8   для т/с  2007 г.в., 0,85 для т/с 2008 г.в., 0,9   для т/с 2009г.в., 0,95 для т/с 2010 г.в.

Согласно представленного СОАО «ВСК» предложения о цене контракта СОАО «ВСК» (в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала) при расчете цены контракта (страховой премии) был применен коэффициент КБМ, равный 0,6, в отношении всех 68 машин, указанных в техническом задании Заказчика, вне зависимости от указанного Заказчиком года выпуска, срока страхования транспортного средства.

Участники размещения заказа владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

 При расчете страховщиками размера страховой премии (цены контракта), исходя из предоставленных Заказчиком в техническом задании конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда, между страховщиками не может быть расхождений по цене контракта. 

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

СОАО «ВСК» неправомерно уменьшило сумму страховой премии за счет применения понижающего коэффициента КБМ (0,6), в результате которого Общество стало победителем открытого совместного конкурса. СОАО «ВСК» имело возможность для соблюдения действующего законодательства при расчете страхового тарифа, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению.

   Частью 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (см. подп. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»)

            Изменив по своему усмотрению коэффициенты страховых тарифов и в итоге страховую премию, при осуществлении ОСАГО транспортных средств учреждений, организаций, структурных подразделений Администрации Нехаевского муниципального района, СОАО «ВСК» получило преимущество по сравнению с другим участником размещения заказа,  увеличив количество своих страхователей. Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК». Иному участнику конкурса (ООО «Росгосстрах») – конкуренту СОАО «ВСК»  на рынке оказания финансовых услуг, а именно услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, могли быть причинены убытки в виде неполученного дохода, который этот хозяйствующий субъект получил бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода - ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ.) Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК», действовавшим недобросовестно.

Решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 22.09.2011г.  по делу № 11-01-14-02/266 о нарушении антимонопольного законодательства Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК», …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) было признано нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

   В соответствии с ч. 1.2. ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Для составления административного протокола в адрес СОАО «ВСК» (ул. Островная, 4, г. Москва, 4, ул. Коммунистическая, 32, г. Волгоград) направлено уведомление № 02-17/7137 от 13.10.2011 г. о составлении протокола с указанием времени и места составления протокола об административном правонарушении (почтовое уведомление о вручении                    № 40000537483862 от 17.10.2011 и № 40000537484005 от 25.10.2011г.).

 На составление протокола от юридического лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, не поступило объяснений, ходатайств.

СОАО «ВСК» уведомлено о времени и месте рассмотрения дела № 11-01-14.33-02/624. Представитель страховой компании на рассмотрение дела 16 декабря 2011г. не явился. От СОАО «ВСК» не поступило объяснений, ходатайств в связи с рассматриваемыми обстоятельствами.

Таким образом, участник производства по делу извещен о времени и месте рассмотрения дела № 11-01-14.33-02/624 в установленном порядке. Должностное лицо, рассматривающее дело принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие СОАО «ВСК».

Ч. 1. ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 ст. 14.33 КоАП.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Участники размещения заказа, включая СОАО «ВСК», владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

СОАО «ВСК» является юридическим лицом, ответственными за соблюдение требований законодательства РФ при осуществлении своей деятельности.

Должностное лицо, рассматривающее дело приходит к выводу о том, что в рассматриваемых действиях СОАО «ВСК» (…, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу должностное лицо, согласно пункту 3 статьи 4.1.КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

         В соответствии с ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ, совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Должностное лицо, рассматривающее дело, находит в действиях ООО «СК «Согласие» обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно:

- ранее юридическое лицо не привлекалась к административной ответственности по               ст. 14.33 КоАП РФ, признание юридическим лицом своей вины.

С учетом характера совершённого СОАО «ВСК» административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14.33, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК», …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) за недобросовестную конкуренцию по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

2. Применить к юридическому лицу СОАО «ВСК» (… местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) меру наказания в виде административного штрафа в размере 100  000 (сто тысяч) рублей.

stdClass Object ( [vid] => 7971 [uid] => 5 [title] => О привлечении к административной ответственности Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (СОАО «ВСК») за недобросовестную конкуренцию по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7971 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324035372 [changed] => 1370529336 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529336 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 11-01-14.33-02/624

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении

16 декабря 2011 года                                                                                                         г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела № 11-01-14.33-02/624 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (СОАО «ВСК», прежнее наименование - открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК») по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в связи с допущением акта недобросовестной конкуренции, выразившегося в неправомерном занижении коэффициентов страховых тарифов (Кбм), и в итоге страховой премии, при участии в открытом совместном конкурсе на оказа­ние услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транс­портных средств на 2011 год ОСАГО,

УСТАНОВИЛ:

В марте 2011 г. в адрес Управления обратилось  ООО «Росгосстрах» (филиал ООО «Росгосстрах» в Волгоградской области, вх. № 1906).

Страховая организация обжаловала действия победителя открытого совместного конкурса на оказа­ние услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транс­портных средств на 2011 год СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания».

ООО «Росгосстрах» считает, что при соблюдении требований Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739, требований Раздела 2. «Информационная карта конкурса» и Раздела 4 Техническое задание «Объем оказываемые услуг, количество страхования история и характеристика транспортных средств» цена контракта не могла составить сумму 91 452,19 рублей (цена контракта, предложенная СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания»), а должна составлять - 111 663,68 рублей.

По результатам анализа поступивших в Управление в рамках рассмотрения дела  по признакам нарушении антимонопольного законодательства № 11-01-14-02/266 документов и сведений Комиссией антимонопольного органа было установлено следующее.

Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК») действует на основании устава 2010г., зарегистрировано 11.02.1992г. Прежнее наименование, согласно Устава 2006г. – открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК»). Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 20.12.2010г. на СОАО «ВСК» …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва.

Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд Нехаевского муниципального района - Отделом по экономике и налогам администрации Нехаевского муниципального района был проведен объединенный открытый конкурс по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год.

В информационной карте конкурса (Раздел 2 конкурсной документации, 2010г.) указано место оказания услуг – по местонахождению транспортных средств согласно перечню транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – раздел 4 «Техническое задание»; в качестве условий оказания услуг указано – осуществление ОСАГО  в строгом соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств», утвержденными Постановлением Правительства  Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263. Срок оказания услуг – с момента  заключения муниципального контракта один календарный год.

Раздел № 4 конкурсной документации («Техническое задание») содержит указание на марку (модель транспортного средства), категорию, количество транспортных средств, количество страхования, история и характеристики транспортных средств, необходимые для определения страховой премии, указан год выпуска (срок страхования), а также количество страховых случаев (страховых случаев нет) по каждому транспортному средству из 68.

Кроме того, в ответе на запрос от 14.01.2011г. Урюпинского отделения Волгоградского филиала СОАО «ВСК» администрация Нехаевского муниципального района дополнительно пояснила, что по транспортным средствам, выставленным  на открытый совместный конкурс по выбору страховой организации для оказания услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям администрации Нехаевского муниципального района по ОСАГО страховых случаев не было.

Таким образом, Заказчик указал полную информацию, необходимую и достаточную для расчета страховых тарифов в соответствии с требованиями Закона.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на право заключения государственного (муниципального) контракта № 8 от 24.01.2011г. количество участников конкурса, подавших заявки на участие составило 2 - ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» в лице СОАО Урюпинского отделения Волгоградского филиала.

По результатам рассмотрения заявок оба участника были допущены к участию в конкурсе (протокол № 9 от 27.01.2011г.)

Победителем конкурса было признано СОАО «ВСК» в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала (предложенная цена контракта 91452,19), второй порядковый номер был присвоен заявке ООО «Росгосстрах» (предложенная цена контракта – 111663, 68 руб., протокол оценки и сопоставления заявок  на участие в конкурсе № 49  от 31.01.2011г., опубликован в газете «Нехаевские вести» 03.02.2011г.)

С СОАО «ВСК» были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по ОСАГО организаций муниципальных заказчиков Нехаевского муниципального района.

  В качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком были определены: цена контракта (значимость – 80 %, начальная максимальная цена контракта согласно конкурсной документации - 150 000 руб.), а также качество услуг и квалификация участника (значимость20 %). При этом в содержание критерия «Качество услуг» Заказчик включил: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по страхованию ОСАГО, организация независимой экспертизы поврежденного транспортного средства, количество дней, необходимых для выплаты страховой компенсации с момента получения от заказчика необходимых документов, наличие круглосуточной консультационной диспетчерской службы, возможность бесплатной юридической поддержки и др. (всего балов по максимуму – 100, см. приложение № 1 к разделу № 2 «Информационная карта конкурса»).

Проектом муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств п. 1.3. предусмотрено, что деятельность  по контракту регламентируется ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. № 263 (далее - Правила), а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40 - ФЗ экономиче­ски обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры стра­ховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой пре­мии по договору обязательного страхования.

Статья 9 названного нормативно правового акта закрепила:

  • Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

2. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

3. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

4. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов.

5. Установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен соответствующий коэффициент страховых тарифов (Кбм, часть 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739.) Частью 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739, закреплены коэффициенты (КБМ) и порядок их определения  по классам (на начало годового срока страхования и  по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного  страхования).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» данный нормативно-правовой акт вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии со статьей 33 предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, применение понижающего коэффициента «0,60» применяется для автомобилей которые страховались в период с 01.07.2003г. по 30.06.2004г. и не имели страховых случаев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования заключается на 1 год, таким образом, срок действия государственного контракта составляет 1 год с даты вступления его в силу.

Согласно примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования, необходимая для определения класса собственника транспортного средства, может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и / или на основании имеющихся у страховщика данных о наличии / отсутствии страховых выплат (ч. 3). 

По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (см. ч. 4 примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

При этом для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (ч. 10 к примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

Данный порядок определения Кбм при заключении договоров с условием неограниченного использования транспортных средств закреплен и в Методических рекомендациях № 7 Российского союза автостраховщиков в ч. 7 (утверждено постановлением Президиума РСА от 21.05.2008г., пр. № 9). При этом детализировано, что в качестве начального класса Кбм применяется класс Кбм, который был применен по последнему предыдущему договору в отношении указанного транспортного средства; с учетом всех выплат по последнему договору определяется  Кбм по новому договору.

Названными Методическими рекомендациями закреплено также, что для определения значения КБМ используется информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО в отношении конкретного объекта применения КБМ (информация о предыдущих договорах) – п. 4 Методических рекомендаций.

Методическими рекомендациями РСА в п. 4.1. определены источники информации о предыдущих договорах при определении значения КБМ в отношении конкретного объекта применения КБМ: сведения о страховании, предоставляемые страхователем при заключении договора, компьютерная база данных страховщиков и т.д.

В рассматриваемом случае Заказчиком в разделе 4 «Техническое задание» указаны данные о количестве, дате страховых случаев (отсутствуют по каждому из 68 автомобилей) подлежащих страхованию транспортных средств. Учитывая вышеизложенные положения утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 страховых тарифов по ОСАГО, положений Методических рекомендаций РСА, при расчете страховой премии для ОСАГО транспортных средств (т/с) на 2011г. в рассматриваемом деле должен был быть применен тариф КБМ, равный:

0,65 для т/с  2004 года выпуска (г.в) и ранее, 0,7   для т/с 2005г.в., 0,75 для т/с 2006г.в., 0,8   для т/с  2007 г.в., 0,85 для т/с 2008 г.в., 0,9   для т/с 2009г.в., 0,95 для т/с 2010 г.в.

Согласно представленного СОАО «ВСК» предложения о цене контракта СОАО «ВСК» (в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала) при расчете цены контракта (страховой премии) был применен коэффициент КБМ, равный 0,6, в отношении всех 68 машин, указанных в техническом задании Заказчика, вне зависимости от указанного Заказчиком года выпуска, срока страхования транспортного средства.

Участники размещения заказа владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

 При расчете страховщиками размера страховой премии (цены контракта), исходя из предоставленных Заказчиком в техническом задании конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда, между страховщиками не может быть расхождений по цене контракта. 

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

СОАО «ВСК» неправомерно уменьшило сумму страховой премии за счет применения понижающего коэффициента КБМ (0,6), в результате которого Общество стало победителем открытого совместного конкурса. СОАО «ВСК» имело возможность для соблюдения действующего законодательства при расчете страхового тарифа, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению.

   Частью 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (см. подп. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»)

            Изменив по своему усмотрению коэффициенты страховых тарифов и в итоге страховую премию, при осуществлении ОСАГО транспортных средств учреждений, организаций, структурных подразделений Администрации Нехаевского муниципального района, СОАО «ВСК» получило преимущество по сравнению с другим участником размещения заказа,  увеличив количество своих страхователей. Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК». Иному участнику конкурса (ООО «Росгосстрах») – конкуренту СОАО «ВСК»  на рынке оказания финансовых услуг, а именно услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, могли быть причинены убытки в виде неполученного дохода, который этот хозяйствующий субъект получил бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода - ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ.) Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК», действовавшим недобросовестно.

Решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 22.09.2011г.  по делу № 11-01-14-02/266 о нарушении антимонопольного законодательства Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК», …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) было признано нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

   В соответствии с ч. 1.2. ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Для составления административного протокола в адрес СОАО «ВСК» (ул. Островная, 4, г. Москва, 4, ул. Коммунистическая, 32, г. Волгоград) направлено уведомление № 02-17/7137 от 13.10.2011 г. о составлении протокола с указанием времени и места составления протокола об административном правонарушении (почтовое уведомление о вручении                    № 40000537483862 от 17.10.2011 и № 40000537484005 от 25.10.2011г.).

 На составление протокола от юридического лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, не поступило объяснений, ходатайств.

СОАО «ВСК» уведомлено о времени и месте рассмотрения дела № 11-01-14.33-02/624. Представитель страховой компании на рассмотрение дела 16 декабря 2011г. не явился. От СОАО «ВСК» не поступило объяснений, ходатайств в связи с рассматриваемыми обстоятельствами.

Таким образом, участник производства по делу извещен о времени и месте рассмотрения дела № 11-01-14.33-02/624 в установленном порядке. Должностное лицо, рассматривающее дело принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие СОАО «ВСК».

Ч. 1. ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 ст. 14.33 КоАП.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Участники размещения заказа, включая СОАО «ВСК», владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

СОАО «ВСК» является юридическим лицом, ответственными за соблюдение требований законодательства РФ при осуществлении своей деятельности.

Должностное лицо, рассматривающее дело приходит к выводу о том, что в рассматриваемых действиях СОАО «ВСК» (…, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу должностное лицо, согласно пункту 3 статьи 4.1.КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

         В соответствии с ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ, совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Должностное лицо, рассматривающее дело, находит в действиях ООО «СК «Согласие» обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно:

- ранее юридическое лицо не привлекалась к административной ответственности по               ст. 14.33 КоАП РФ, признание юридическим лицом своей вины.

С учетом характера совершённого СОАО «ВСК» административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14.33, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК», …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) за недобросовестную конкуренцию по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

2. Применить к юридическому лицу СОАО «ВСК» (… местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) меру наказания в виде административного штрафа в размере 100  000 (сто тысяч) рублей.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 11-01-14.33-02/624

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении

16 декабря 2011 года                                                                                                         г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела № 11-01-14.33-02/624 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (СОАО «ВСК», прежнее наименование - открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК») по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в связи с допущением акта недобросовестной конкуренции, выразившегося в неправомерном занижении коэффициентов страховых тарифов (Кбм), и в итоге страховой премии, при участии в открытом совместном конкурсе на оказа­ние услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транс­портных средств на 2011 год ОСАГО,

УСТАНОВИЛ:

В марте 2011 г. в адрес Управления обратилось  ООО «Росгосстрах» (филиал ООО «Росгосстрах» в Волгоградской области, вх. № 1906).

Страховая организация обжаловала действия победителя открытого совместного конкурса на оказа­ние услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транс­портных средств на 2011 год СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания».

ООО «Росгосстрах» считает, что при соблюдении требований Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739, требований Раздела 2. «Информационная карта конкурса» и Раздела 4 Техническое задание «Объем оказываемые услуг, количество страхования история и характеристика транспортных средств» цена контракта не могла составить сумму 91 452,19 рублей (цена контракта, предложенная СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания»), а должна составлять - 111 663,68 рублей.

По результатам анализа поступивших в Управление в рамках рассмотрения дела  по признакам нарушении антимонопольного законодательства № 11-01-14-02/266 документов и сведений Комиссией антимонопольного органа было установлено следующее.

Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК») действует на основании устава 2010г., зарегистрировано 11.02.1992г. Прежнее наименование, согласно Устава 2006г. – открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК»). Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 20.12.2010г. на СОАО «ВСК» …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва.

Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд Нехаевского муниципального района - Отделом по экономике и налогам администрации Нехаевского муниципального района был проведен объединенный открытый конкурс по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год.

В информационной карте конкурса (Раздел 2 конкурсной документации, 2010г.) указано место оказания услуг – по местонахождению транспортных средств согласно перечню транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – раздел 4 «Техническое задание»; в качестве условий оказания услуг указано – осуществление ОСАГО  в строгом соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств», утвержденными Постановлением Правительства  Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263. Срок оказания услуг – с момента  заключения муниципального контракта один календарный год.

Раздел № 4 конкурсной документации («Техническое задание») содержит указание на марку (модель транспортного средства), категорию, количество транспортных средств, количество страхования, история и характеристики транспортных средств, необходимые для определения страховой премии, указан год выпуска (срок страхования), а также количество страховых случаев (страховых случаев нет) по каждому транспортному средству из 68.

Кроме того, в ответе на запрос от 14.01.2011г. Урюпинского отделения Волгоградского филиала СОАО «ВСК» администрация Нехаевского муниципального района дополнительно пояснила, что по транспортным средствам, выставленным  на открытый совместный конкурс по выбору страховой организации для оказания услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям администрации Нехаевского муниципального района по ОСАГО страховых случаев не было.

Таким образом, Заказчик указал полную информацию, необходимую и достаточную для расчета страховых тарифов в соответствии с требованиями Закона.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на право заключения государственного (муниципального) контракта № 8 от 24.01.2011г. количество участников конкурса, подавших заявки на участие составило 2 - ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» в лице СОАО Урюпинского отделения Волгоградского филиала.

По результатам рассмотрения заявок оба участника были допущены к участию в конкурсе (протокол № 9 от 27.01.2011г.)

Победителем конкурса было признано СОАО «ВСК» в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала (предложенная цена контракта 91452,19), второй порядковый номер был присвоен заявке ООО «Росгосстрах» (предложенная цена контракта – 111663, 68 руб., протокол оценки и сопоставления заявок  на участие в конкурсе № 49  от 31.01.2011г., опубликован в газете «Нехаевские вести» 03.02.2011г.)

С СОАО «ВСК» были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по ОСАГО организаций муниципальных заказчиков Нехаевского муниципального района.

  В качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком были определены: цена контракта (значимость – 80 %, начальная максимальная цена контракта согласно конкурсной документации - 150 000 руб.), а также качество услуг и квалификация участника (значимость20 %). При этом в содержание критерия «Качество услуг» Заказчик включил: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по страхованию ОСАГО, организация независимой экспертизы поврежденного транспортного средства, количество дней, необходимых для выплаты страховой компенсации с момента получения от заказчика необходимых документов, наличие круглосуточной консультационной диспетчерской службы, возможность бесплатной юридической поддержки и др. (всего балов по максимуму – 100, см. приложение № 1 к разделу № 2 «Информационная карта конкурса»).

Проектом муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств п. 1.3. предусмотрено, что деятельность  по контракту регламентируется ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. № 263 (далее - Правила), а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40 - ФЗ экономиче­ски обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры стра­ховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой пре­мии по договору обязательного страхования.

Статья 9 названного нормативно правового акта закрепила:

  • Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

2. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

3. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

4. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов.

5. Установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен соответствующий коэффициент страховых тарифов (Кбм, часть 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739.) Частью 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739, закреплены коэффициенты (КБМ) и порядок их определения  по классам (на начало годового срока страхования и  по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного  страхования).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» данный нормативно-правовой акт вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии со статьей 33 предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, применение понижающего коэффициента «0,60» применяется для автомобилей которые страховались в период с 01.07.2003г. по 30.06.2004г. и не имели страховых случаев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования заключается на 1 год, таким образом, срок действия государственного контракта составляет 1 год с даты вступления его в силу.

Согласно примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования, необходимая для определения класса собственника транспортного средства, может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и / или на основании имеющихся у страховщика данных о наличии / отсутствии страховых выплат (ч. 3). 

По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (см. ч. 4 примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

При этом для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (ч. 10 к примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

Данный порядок определения Кбм при заключении договоров с условием неограниченного использования транспортных средств закреплен и в Методических рекомендациях № 7 Российского союза автостраховщиков в ч. 7 (утверждено постановлением Президиума РСА от 21.05.2008г., пр. № 9). При этом детализировано, что в качестве начального класса Кбм применяется класс Кбм, который был применен по последнему предыдущему договору в отношении указанного транспортного средства; с учетом всех выплат по последнему договору определяется  Кбм по новому договору.

Названными Методическими рекомендациями закреплено также, что для определения значения КБМ используется информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО в отношении конкретного объекта применения КБМ (информация о предыдущих договорах) – п. 4 Методических рекомендаций.

Методическими рекомендациями РСА в п. 4.1. определены источники информации о предыдущих договорах при определении значения КБМ в отношении конкретного объекта применения КБМ: сведения о страховании, предоставляемые страхователем при заключении договора, компьютерная база данных страховщиков и т.д.

В рассматриваемом случае Заказчиком в разделе 4 «Техническое задание» указаны данные о количестве, дате страховых случаев (отсутствуют по каждому из 68 автомобилей) подлежащих страхованию транспортных средств. Учитывая вышеизложенные положения утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 страховых тарифов по ОСАГО, положений Методических рекомендаций РСА, при расчете страховой премии для ОСАГО транспортных средств (т/с) на 2011г. в рассматриваемом деле должен был быть применен тариф КБМ, равный:

0,65 для т/с  2004 года выпуска (г.в) и ранее, 0,7   для т/с 2005г.в., 0,75 для т/с 2006г.в., 0,8   для т/с  2007 г.в., 0,85 для т/с 2008 г.в., 0,9   для т/с 2009г.в., 0,95 для т/с 2010 г.в.

Согласно представленного СОАО «ВСК» предложения о цене контракта СОАО «ВСК» (в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала) при расчете цены контракта (страховой премии) был применен коэффициент КБМ, равный 0,6, в отношении всех 68 машин, указанных в техническом задании Заказчика, вне зависимости от указанного Заказчиком года выпуска, срока страхования транспортного средства.

Участники размещения заказа владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

 При расчете страховщиками размера страховой премии (цены контракта), исходя из предоставленных Заказчиком в техническом задании конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда, между страховщиками не может быть расхождений по цене контракта. 

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

СОАО «ВСК» неправомерно уменьшило сумму страховой премии за счет применения понижающего коэффициента КБМ (0,6), в результате которого Общество стало победителем открытого совместного конкурса. СОАО «ВСК» имело возможность для соблюдения действующего законодательства при расчете страхового тарифа, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению.

   Частью 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (см. подп. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»)

            Изменив по своему усмотрению коэффициенты страховых тарифов и в итоге страховую премию, при осуществлении ОСАГО транспортных средств учреждений, организаций, структурных подразделений Администрации Нехаевского муниципального района, СОАО «ВСК» получило преимущество по сравнению с другим участником размещения заказа,  увеличив количество своих страхователей. Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК». Иному участнику конкурса (ООО «Росгосстрах») – конкуренту СОАО «ВСК»  на рынке оказания финансовых услуг, а именно услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, могли быть причинены убытки в виде неполученного дохода, который этот хозяйствующий субъект получил бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода - ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ.) Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК», действовавшим недобросовестно.

Решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 22.09.2011г.  по делу № 11-01-14-02/266 о нарушении антимонопольного законодательства Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК», …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) было признано нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

   В соответствии с ч. 1.2. ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Для составления административного протокола в адрес СОАО «ВСК» (ул. Островная, 4, г. Москва, 4, ул. Коммунистическая, 32, г. Волгоград) направлено уведомление № 02-17/7137 от 13.10.2011 г. о составлении протокола с указанием времени и места составления протокола об административном правонарушении (почтовое уведомление о вручении                    № 40000537483862 от 17.10.2011 и № 40000537484005 от 25.10.2011г.).

 На составление протокола от юридического лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, не поступило объяснений, ходатайств.

СОАО «ВСК» уведомлено о времени и месте рассмотрения дела № 11-01-14.33-02/624. Представитель страховой компании на рассмотрение дела 16 декабря 2011г. не явился. От СОАО «ВСК» не поступило объяснений, ходатайств в связи с рассматриваемыми обстоятельствами.

Таким образом, участник производства по делу извещен о времени и месте рассмотрения дела № 11-01-14.33-02/624 в установленном порядке. Должностное лицо, рассматривающее дело принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие СОАО «ВСК».

Ч. 1. ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 ст. 14.33 КоАП.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Участники размещения заказа, включая СОАО «ВСК», владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

СОАО «ВСК» является юридическим лицом, ответственными за соблюдение требований законодательства РФ при осуществлении своей деятельности.

Должностное лицо, рассматривающее дело приходит к выводу о том, что в рассматриваемых действиях СОАО «ВСК» (…, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу должностное лицо, согласно пункту 3 статьи 4.1.КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

         В соответствии с ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ, совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Должностное лицо, рассматривающее дело, находит в действиях ООО «СК «Согласие» обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно:

- ранее юридическое лицо не привлекалась к административной ответственности по               ст. 14.33 КоАП РФ, признание юридическим лицом своей вины.

С учетом характера совершённого СОАО «ВСК» административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14.33, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК», …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) за недобросовестную конкуренцию по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

2. Применить к юридическому лицу СОАО «ВСК» (… местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) меру наказания в виде административного штрафа в размере 100  000 (сто тысяч) рублей.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 11-01-14.33-02/624 [format] => [safe_value] => 11-01-14.33-02/624 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 48 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 48 [vid] => 6 [name] => Банковские и страховые услуги [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-15 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-15 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324035372 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )