О признании Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (СОАО «ВСК») нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 135-ФЗ “О защите конкуренции”

Номер дела: 11-01-14-02 / 266
Дата публикации: 22 сентября 2011, 00:00

РЕШЕНИЕ

                                                       г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 08 сентября 2011г.

В полном объеме решение изготовлено 22 сентября 2011г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:   - Никуйко И. Б. –  заместитель руководителя Управления,

 

Члены Комиссии                - Алимова Е.В.     – главный государственный инспектор отдела

                                контроля недобросовестной конкуренции и

                                рекламы;           

 -  Булах Д.А. -     государственный  инспектор отдела

                                                                             контроля недобросовестной конкуренции и

                                рекламы;   

 

рассмотрев дело № 11-01-14-02 / 266, возбужденного в отношении страхового открытого акционерного общества (СОАО) «ВСК»  (121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва, …) по признакам нарушения  ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции»  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

представитель СОАО «ВСК» - не явился, Общество извещено о времени и месте рассмотрения дела,

представитель ООО «Росгосстрах»  - не явился, Общество извещено о времени и месте рассмотрения дела,

представитель Администрация Нехаевского муниципального района (отдел по экономике и налогам) – не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела,

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В марте 2011 г. в адрес Управления обратилось  ООО «Росгосстрах» (филиал ООО «Росгосстрах» в Волгоградской области, вх. № 1906).

Страховая организация обжаловала действия победителя открытого совместного конкурса на оказа­ние услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транс­портных средств на 2011 год СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания».

ООО «Росгосстрах» считает, что СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания» допустило недобросовестную конкуренцию, участвуя в  рассматриваемом конкурсе, поскольку при наличии полной информации со стороны заказчика о транспортных средствах, позволявших произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, применило заниженные коэффициенты страховых тарифов (в частности, тариф КБМ) для получения преимущества перед другими участниками конкурса.

ООО «Росгосстрах» считает, что при соблюдении требований Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739, требований Раздела 2. «Информационная карта конкурса» и Раздела 4 Техническое задание «Объем оказываемые услуг, количество страхования история и характеристика транспортных средств» цена контракта не могла составить сумму 91 452,19 рублей (цена контракта, предложенная СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания»), а должна составлять - 111 663,68 рублей.

В ходе рассмотрения дела от представителей СОАО «ВСК» поступили устные объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела. Представители Ответчика считают жалобу необоснованной, указав на то, что расчеты страховой премии СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «ВСК» были произведены в полном соответствии с требованиями Закона, с учетом разъяснений  Администрации Нехаевского муниципального района в ответ на запрос участника конкурса от 14.01.2011г. Комиссии представителями Ответчика было также представлено предложение о цене государственного контракта, которое было подано в составе заявки на участие в конкурсе.

По результатам анализа поступивших в Управление в рамках рассмотрения дела № 11-01-14-02/266 документов и сведений Комиссией установлено следующее.

Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК») действует на основании устава 2010г., зарегистрировано 11.02.1992г. Прежнее наименование, согласно Устава 2006г. – открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК»). Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 20.12.2010г. на СОАО «ВСК» …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва.

Основной целью Компании является получение прибыли за счет средств проведения страховой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предметом деятельности является защита имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий) – п. 3.1, п. 4.1 Устава СОАО «ВСК» 2010г

Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ООО «Росгосстрах») действует на основании Устава 2010г.  Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03.12.2010г. …, местонахождение 140032, ул. Парковая, 3, г. Люберцы, Московская область.

Основная цель  Общества – осуществление страховой деятельности и извлечение прибыли, в число видов деятельности включено страхование и перестрахование, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ и специальными разрешениями, получаемыми в установленном порядке (п. 2.1, п. 2.2. Устава ООО «Росгосстрах»).

Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд Нехаевского муниципального района - Отделом по экономике и налогам администрации Нехаевского муниципального района был проведен объединенный открытый конкурс по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год.

В информационной карте конкурса (Раздел 2 конкурсной документации, 2010г.) указано место оказания услуг – по местонахождению транспортных средств согласно перечню транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – раздел 4 «Техническое задание»; в качестве условий оказания услуг указано – осуществление ОСАГО  в строгом соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств», утвержденными Постановлением Правительства  Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263. Срок оказания услуг – с момента  заключения муниципального контракта один календарный год.

Раздел № 4 конкурсной документации («Техническое задание») содержит указание на марку (модель транспортного средства), категорию, количество транспортных средств, количество страхования, история и характеристики транспортных средств, необходимые для определения страховой премии, указан год выпуска (срок страхования), а также количество страховых случаев (страховых случаев нет) по каждому транспортному средству из 68.

Кроме того, в ответе на запрос от 14.01.2011г. Урюпинского отделения Волгоградского филиала СОАО «ВСК» администрация Нехаевского муниципального района дополнительно пояснила, что по транспортным средствам, выставленным  на открытый совместный конкурс по выбору страховой организации для оказания услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям администрации Нехаевского муниципального района по ОСАГО страховых случаев не было.

Таким образом, Заказчик указал полную информацию, необходимую и достаточную для расчета страховых тарифов в соответствии с требованиями Закона.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на право заключения государственного (муниципального) контракта № 8 от 24.01.2011г. количество участников конкурса, подавших заявки на участие составило 2 - ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» в лице СОАО Урюпинского отделения Волгоградского филиала.

 По результатам рассмотрения заявок оба участника были допущены к участию в конкурсе (протокол № 9 от 27.01.2011г.)

Победителем конкурса было признано СОАО «ВСК» в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала (предложенная цена контракта 91452,19), второй порядковый номер был присвоен заявке ООО «Росгосстрах» (предложенная цена контракта – 111663, 68 руб., протокол оценки и сопоставления заявок  на участие в конкурсе № 49  от 31.01.2011г., опубликован в газете «Нехаевские вести» 03.02.2011г.)

С СОАО «ВСК» были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по ОСАГО организаций муниципальных заказчиков Нехаевского муниципального района (копии контрактов, представленные Ответсчиком, приобщены к материалам дела).

  В качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком были определены: цена контракта (значимость – 80 %, начальная максимальная цена контракта согласно конкурсной документации - 150 000 руб.), а также качество услуг и квалификация участника (значимость20 %). При этом в содержание критерия «Качество услуг» Заказчик включил: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по страхованию ОСАГО, организация независимой экспертизы поврежденного транспортного средства, количество дней, необходимых для выплаты страховой компенсации с момента получения от заказчика необходимых документов, наличие круглосуточной консультационной диспетчерской службы, возможность бесплатной юридической поддержки и др. (всего балов по максимуму – 100, см. приложение № 1 к разделу № 2 «Информационная карта конкурса»).

Проектом муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств п. 1.3. предусмотрено, что деятельность  по контракту регламентируется ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. № 263 (далее - Правила), а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40 - ФЗ экономиче­ски обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры стра­ховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой пре­мии по договору обязательного страхования.

Статья 9 названного нормативно правового акта закрепила:

  • Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

2. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

3. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

4. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов.

5. Установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен соответствующий коэффициент страховых тарифов (Кбм, часть 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739.) Частью 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739, закреплены коэффициенты (КБМ) и порядок их определения  по классам (на начало годового срока страхования и  по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного  страхования).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» данный нормативно-правовой акт вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии со статьей 33 предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, применение понижающего коэффициента «0,60» применяется для автомобилей которые страховались в период с 01.07.2003г. по 30.06.2004г. и не имели страховых случаев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования заключается на 1 год, таким образом, срок действия государственного контракта составляет 1 год с даты вступления его в силу.

Согласно примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования, необходимая для определения класса собственника транспортного средства, может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и / или на основании имеющихся у страховщика данных о наличии / отсутствии страховых выплат (ч. 3). 

По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (см. ч. 4 примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

При этом для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (ч. 10 к примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

Данный порядок определения Кбм при заключении договоров с условием неограниченного использования транспортных средств закреплен и в Методических рекомендациях № 7 Российского союза автостраховщиков в ч. 7 (утверждено постановлением Президиума РСА от 21.05.2008г., пр. № 9). При этом детализировано, что в качестве начального класса Кбм применяется класс Кбм, который был применен по последнему предыдущему договору в отношении указанного транспортного средства; с учетом всех выплат по последнему договору определяется  Кбм по новому договору.

Названными Методическими рекомендациями закреплено также, что для определения значения КБМ используется информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО в отношении конкретного объекта применения КБМ (информация о предыдущих договорах) – п. 4 Методических рекомендаций.

Методическими рекомендациями РСА в п. 4.1. определены источники информации о предыдущих договорах при определении значения КБМ в отношении конкретного объекта применения КБМ: сведения о страховании, предоставляемые страхователем при заключении договора, компьютерная база данных страховщиков и т.д.

В рассматриваемом случае Заказчиком в разделе 4 «Техническое задание» указаны данные о количестве, дате страховых случаев (отсутствуют по каждому из 68 автомобилей) подлежащих страхованию транспортных средств. Учитывая вышеизложенные положения утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 страховых тарифов по ОСАГО, положений Методических рекомендаций РСА, при расчете страховой премии для ОСАГО транспортных средств (т/с) на 2011г. в рассматриваемом деле должен был быть применен тариф КБМ, равный:

0,65 для т/с  2004 года выпуска (г.в) и ранее,

0,7   для т/с 2005г.в.,

0,75 для т/с 2006г.в.,

0,8   для т/с  2007 г.в.,

0,85 для т/с 2008 г.в.,

0,9   для т/с 2009г.в.,

0,95 для т/с 2010 г.в.,

 

Согласно представленного СОАО «ВСК» предложения о цене контракта СОАО «ВСК» (в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала) при расчете цены контракта (страховой премии) был применен коэффициент КБМ, равный 0,6, в отношении всех 68 машин, указанных в техническом задании Заказчика, вне зависимости от указанного Заказчиком года выпуска, срока страхования транспортного средства.

Участники размещения заказа владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

 При расчете страховщиками размера страховой премии (цены контракта), исходя из предоставленных Заказчиком в техническом задании конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда, между страховщиками не может быть расхождений по цене контракта. 

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

СОАО «ВСК» неправомерно уменьшило сумму страховой премии за счет применения понижающего коэффициента КБМ (0,6), в результате которого Общество стало победителем открытого совместного конкурса. СОАО «ВСК» имело возможность для соблюдения действующего законодательства при расчете страхового тарифа, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению.

   Частью 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (см. подп. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»)

            Изменив по своему усмотрению коэффициенты страховых тарифов и в итоге страховую премию, при осуществлении ОСАГО транспортных средств учреждений, организаций, структурных подразделений Администрации Нехаевского муниципального района, СОАО «ВСК» получило преимущество по сравнению с другим участником размещения заказа,  увеличив количество своих страхователей. Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК». Иному участнику конкурса (ООО «Росгосстрах») – конкуренту СОАО «ВСК»  на рынке оказания финансовых услуг, а именно услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, могли быть причинены убытки в виде неполученного дохода, который этот хозяйствующий субъект получил бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода - ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ.) Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК», действовавшим недобросовестно.

             Основания для прекращения рассмотрения дела – отсутствуют.

    Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства – отсутствуют.

    Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

1. Признать Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК», ОГРН …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

            2. Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, отсутствуют.

3.  Выдать СОАО «ВСК» (…, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: при расчете сумм страховой премии при оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применять тарифы, в частности тариф КБМ, в строгом соответствии с требованиями и порядком, установленными ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением правительства РФ от 07.05.2003г. № 263, постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

             4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

stdClass Object ( [vid] => 7970 [uid] => 5 [title] => О признании Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (СОАО «ВСК») нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 135-ФЗ “О защите конкуренции” [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7970 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324034637 [changed] => 1370529336 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529336 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                       г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 08 сентября 2011г.

В полном объеме решение изготовлено 22 сентября 2011г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:   - Никуйко И. Б. –  заместитель руководителя Управления,

 

Члены Комиссии                - Алимова Е.В.     – главный государственный инспектор отдела

                                контроля недобросовестной конкуренции и

                                рекламы;           

 -  Булах Д.А. -     государственный  инспектор отдела

                                                                             контроля недобросовестной конкуренции и

                                рекламы;   

 

рассмотрев дело № 11-01-14-02 / 266, возбужденного в отношении страхового открытого акционерного общества (СОАО) «ВСК»  (121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва, …) по признакам нарушения  ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции»  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

представитель СОАО «ВСК» - не явился, Общество извещено о времени и месте рассмотрения дела,

представитель ООО «Росгосстрах»  - не явился, Общество извещено о времени и месте рассмотрения дела,

представитель Администрация Нехаевского муниципального района (отдел по экономике и налогам) – не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела,

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В марте 2011 г. в адрес Управления обратилось  ООО «Росгосстрах» (филиал ООО «Росгосстрах» в Волгоградской области, вх. № 1906).

Страховая организация обжаловала действия победителя открытого совместного конкурса на оказа­ние услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транс­портных средств на 2011 год СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания».

ООО «Росгосстрах» считает, что СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания» допустило недобросовестную конкуренцию, участвуя в  рассматриваемом конкурсе, поскольку при наличии полной информации со стороны заказчика о транспортных средствах, позволявших произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, применило заниженные коэффициенты страховых тарифов (в частности, тариф КБМ) для получения преимущества перед другими участниками конкурса.

ООО «Росгосстрах» считает, что при соблюдении требований Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739, требований Раздела 2. «Информационная карта конкурса» и Раздела 4 Техническое задание «Объем оказываемые услуг, количество страхования история и характеристика транспортных средств» цена контракта не могла составить сумму 91 452,19 рублей (цена контракта, предложенная СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания»), а должна составлять - 111 663,68 рублей.

В ходе рассмотрения дела от представителей СОАО «ВСК» поступили устные объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела. Представители Ответчика считают жалобу необоснованной, указав на то, что расчеты страховой премии СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «ВСК» были произведены в полном соответствии с требованиями Закона, с учетом разъяснений  Администрации Нехаевского муниципального района в ответ на запрос участника конкурса от 14.01.2011г. Комиссии представителями Ответчика было также представлено предложение о цене государственного контракта, которое было подано в составе заявки на участие в конкурсе.

По результатам анализа поступивших в Управление в рамках рассмотрения дела № 11-01-14-02/266 документов и сведений Комиссией установлено следующее.

Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК») действует на основании устава 2010г., зарегистрировано 11.02.1992г. Прежнее наименование, согласно Устава 2006г. – открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК»). Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 20.12.2010г. на СОАО «ВСК» …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва.

Основной целью Компании является получение прибыли за счет средств проведения страховой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предметом деятельности является защита имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий) – п. 3.1, п. 4.1 Устава СОАО «ВСК» 2010г

Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ООО «Росгосстрах») действует на основании Устава 2010г.  Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03.12.2010г. …, местонахождение 140032, ул. Парковая, 3, г. Люберцы, Московская область.

Основная цель  Общества – осуществление страховой деятельности и извлечение прибыли, в число видов деятельности включено страхование и перестрахование, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ и специальными разрешениями, получаемыми в установленном порядке (п. 2.1, п. 2.2. Устава ООО «Росгосстрах»).

Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд Нехаевского муниципального района - Отделом по экономике и налогам администрации Нехаевского муниципального района был проведен объединенный открытый конкурс по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год.

В информационной карте конкурса (Раздел 2 конкурсной документации, 2010г.) указано место оказания услуг – по местонахождению транспортных средств согласно перечню транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – раздел 4 «Техническое задание»; в качестве условий оказания услуг указано – осуществление ОСАГО  в строгом соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств», утвержденными Постановлением Правительства  Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263. Срок оказания услуг – с момента  заключения муниципального контракта один календарный год.

Раздел № 4 конкурсной документации («Техническое задание») содержит указание на марку (модель транспортного средства), категорию, количество транспортных средств, количество страхования, история и характеристики транспортных средств, необходимые для определения страховой премии, указан год выпуска (срок страхования), а также количество страховых случаев (страховых случаев нет) по каждому транспортному средству из 68.

Кроме того, в ответе на запрос от 14.01.2011г. Урюпинского отделения Волгоградского филиала СОАО «ВСК» администрация Нехаевского муниципального района дополнительно пояснила, что по транспортным средствам, выставленным  на открытый совместный конкурс по выбору страховой организации для оказания услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям администрации Нехаевского муниципального района по ОСАГО страховых случаев не было.

Таким образом, Заказчик указал полную информацию, необходимую и достаточную для расчета страховых тарифов в соответствии с требованиями Закона.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на право заключения государственного (муниципального) контракта № 8 от 24.01.2011г. количество участников конкурса, подавших заявки на участие составило 2 - ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» в лице СОАО Урюпинского отделения Волгоградского филиала.

 По результатам рассмотрения заявок оба участника были допущены к участию в конкурсе (протокол № 9 от 27.01.2011г.)

Победителем конкурса было признано СОАО «ВСК» в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала (предложенная цена контракта 91452,19), второй порядковый номер был присвоен заявке ООО «Росгосстрах» (предложенная цена контракта – 111663, 68 руб., протокол оценки и сопоставления заявок  на участие в конкурсе № 49  от 31.01.2011г., опубликован в газете «Нехаевские вести» 03.02.2011г.)

С СОАО «ВСК» были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по ОСАГО организаций муниципальных заказчиков Нехаевского муниципального района (копии контрактов, представленные Ответсчиком, приобщены к материалам дела).

  В качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком были определены: цена контракта (значимость – 80 %, начальная максимальная цена контракта согласно конкурсной документации - 150 000 руб.), а также качество услуг и квалификация участника (значимость20 %). При этом в содержание критерия «Качество услуг» Заказчик включил: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по страхованию ОСАГО, организация независимой экспертизы поврежденного транспортного средства, количество дней, необходимых для выплаты страховой компенсации с момента получения от заказчика необходимых документов, наличие круглосуточной консультационной диспетчерской службы, возможность бесплатной юридической поддержки и др. (всего балов по максимуму – 100, см. приложение № 1 к разделу № 2 «Информационная карта конкурса»).

Проектом муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств п. 1.3. предусмотрено, что деятельность  по контракту регламентируется ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. № 263 (далее - Правила), а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40 - ФЗ экономиче­ски обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры стра­ховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой пре­мии по договору обязательного страхования.

Статья 9 названного нормативно правового акта закрепила:

  • Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

2. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

3. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

4. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов.

5. Установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен соответствующий коэффициент страховых тарифов (Кбм, часть 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739.) Частью 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739, закреплены коэффициенты (КБМ) и порядок их определения  по классам (на начало годового срока страхования и  по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного  страхования).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» данный нормативно-правовой акт вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии со статьей 33 предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, применение понижающего коэффициента «0,60» применяется для автомобилей которые страховались в период с 01.07.2003г. по 30.06.2004г. и не имели страховых случаев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования заключается на 1 год, таким образом, срок действия государственного контракта составляет 1 год с даты вступления его в силу.

Согласно примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования, необходимая для определения класса собственника транспортного средства, может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и / или на основании имеющихся у страховщика данных о наличии / отсутствии страховых выплат (ч. 3). 

По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (см. ч. 4 примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

При этом для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (ч. 10 к примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

Данный порядок определения Кбм при заключении договоров с условием неограниченного использования транспортных средств закреплен и в Методических рекомендациях № 7 Российского союза автостраховщиков в ч. 7 (утверждено постановлением Президиума РСА от 21.05.2008г., пр. № 9). При этом детализировано, что в качестве начального класса Кбм применяется класс Кбм, который был применен по последнему предыдущему договору в отношении указанного транспортного средства; с учетом всех выплат по последнему договору определяется  Кбм по новому договору.

Названными Методическими рекомендациями закреплено также, что для определения значения КБМ используется информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО в отношении конкретного объекта применения КБМ (информация о предыдущих договорах) – п. 4 Методических рекомендаций.

Методическими рекомендациями РСА в п. 4.1. определены источники информации о предыдущих договорах при определении значения КБМ в отношении конкретного объекта применения КБМ: сведения о страховании, предоставляемые страхователем при заключении договора, компьютерная база данных страховщиков и т.д.

В рассматриваемом случае Заказчиком в разделе 4 «Техническое задание» указаны данные о количестве, дате страховых случаев (отсутствуют по каждому из 68 автомобилей) подлежащих страхованию транспортных средств. Учитывая вышеизложенные положения утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 страховых тарифов по ОСАГО, положений Методических рекомендаций РСА, при расчете страховой премии для ОСАГО транспортных средств (т/с) на 2011г. в рассматриваемом деле должен был быть применен тариф КБМ, равный:

0,65 для т/с  2004 года выпуска (г.в) и ранее,

0,7   для т/с 2005г.в.,

0,75 для т/с 2006г.в.,

0,8   для т/с  2007 г.в.,

0,85 для т/с 2008 г.в.,

0,9   для т/с 2009г.в.,

0,95 для т/с 2010 г.в.,

 

Согласно представленного СОАО «ВСК» предложения о цене контракта СОАО «ВСК» (в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала) при расчете цены контракта (страховой премии) был применен коэффициент КБМ, равный 0,6, в отношении всех 68 машин, указанных в техническом задании Заказчика, вне зависимости от указанного Заказчиком года выпуска, срока страхования транспортного средства.

Участники размещения заказа владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

 При расчете страховщиками размера страховой премии (цены контракта), исходя из предоставленных Заказчиком в техническом задании конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда, между страховщиками не может быть расхождений по цене контракта. 

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

СОАО «ВСК» неправомерно уменьшило сумму страховой премии за счет применения понижающего коэффициента КБМ (0,6), в результате которого Общество стало победителем открытого совместного конкурса. СОАО «ВСК» имело возможность для соблюдения действующего законодательства при расчете страхового тарифа, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению.

   Частью 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (см. подп. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»)

            Изменив по своему усмотрению коэффициенты страховых тарифов и в итоге страховую премию, при осуществлении ОСАГО транспортных средств учреждений, организаций, структурных подразделений Администрации Нехаевского муниципального района, СОАО «ВСК» получило преимущество по сравнению с другим участником размещения заказа,  увеличив количество своих страхователей. Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК». Иному участнику конкурса (ООО «Росгосстрах») – конкуренту СОАО «ВСК»  на рынке оказания финансовых услуг, а именно услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, могли быть причинены убытки в виде неполученного дохода, который этот хозяйствующий субъект получил бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода - ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ.) Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК», действовавшим недобросовестно.

             Основания для прекращения рассмотрения дела – отсутствуют.

    Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства – отсутствуют.

    Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

1. Признать Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК», ОГРН …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

            2. Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, отсутствуют.

3.  Выдать СОАО «ВСК» (…, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: при расчете сумм страховой премии при оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применять тарифы, в частности тариф КБМ, в строгом соответствии с требованиями и порядком, установленными ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением правительства РФ от 07.05.2003г. № 263, постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

             4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                       г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 08 сентября 2011г.

В полном объеме решение изготовлено 22 сентября 2011г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:   - Никуйко И. Б. –  заместитель руководителя Управления,

 

Члены Комиссии                - Алимова Е.В.     – главный государственный инспектор отдела

                                контроля недобросовестной конкуренции и

                                рекламы;           

 -  Булах Д.А. -     государственный  инспектор отдела

                                                                             контроля недобросовестной конкуренции и

                                рекламы;   

 

рассмотрев дело № 11-01-14-02 / 266, возбужденного в отношении страхового открытого акционерного общества (СОАО) «ВСК»  (121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва, …) по признакам нарушения  ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции»  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

представитель СОАО «ВСК» - не явился, Общество извещено о времени и месте рассмотрения дела,

представитель ООО «Росгосстрах»  - не явился, Общество извещено о времени и месте рассмотрения дела,

представитель Администрация Нехаевского муниципального района (отдел по экономике и налогам) – не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела,

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В марте 2011 г. в адрес Управления обратилось  ООО «Росгосстрах» (филиал ООО «Росгосстрах» в Волгоградской области, вх. № 1906).

Страховая организация обжаловала действия победителя открытого совместного конкурса на оказа­ние услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям Администрации Нехаевского муниципального района по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транс­портных средств на 2011 год СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания».

ООО «Росгосстрах» считает, что СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания» допустило недобросовестную конкуренцию, участвуя в  рассматриваемом конкурсе, поскольку при наличии полной информации со стороны заказчика о транспортных средствах, позволявших произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, применило заниженные коэффициенты страховых тарифов (в частности, тариф КБМ) для получения преимущества перед другими участниками конкурса.

ООО «Росгосстрах» считает, что при соблюдении требований Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739, требований Раздела 2. «Информационная карта конкурса» и Раздела 4 Техническое задание «Объем оказываемые услуг, количество страхования история и характеристика транспортных средств» цена контракта не могла составить сумму 91 452,19 рублей (цена контракта, предложенная СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «Военно-страховая компания»), а должна составлять - 111 663,68 рублей.

В ходе рассмотрения дела от представителей СОАО «ВСК» поступили устные объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела. Представители Ответчика считают жалобу необоснованной, указав на то, что расчеты страховой премии СОАО Урюпинское отделение Волгоградского филиала СОАО «ВСК» были произведены в полном соответствии с требованиями Закона, с учетом разъяснений  Администрации Нехаевского муниципального района в ответ на запрос участника конкурса от 14.01.2011г. Комиссии представителями Ответчика было также представлено предложение о цене государственного контракта, которое было подано в составе заявки на участие в конкурсе.

По результатам анализа поступивших в Управление в рамках рассмотрения дела № 11-01-14-02/266 документов и сведений Комиссией установлено следующее.

Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК») действует на основании устава 2010г., зарегистрировано 11.02.1992г. Прежнее наименование, согласно Устава 2006г. – открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК»). Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 20.12.2010г. на СОАО «ВСК» …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва.

Основной целью Компании является получение прибыли за счет средств проведения страховой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предметом деятельности является защита имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий) – п. 3.1, п. 4.1 Устава СОАО «ВСК» 2010г

Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ООО «Росгосстрах») действует на основании Устава 2010г.  Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03.12.2010г. …, местонахождение 140032, ул. Парковая, 3, г. Люберцы, Московская область.

Основная цель  Общества – осуществление страховой деятельности и извлечение прибыли, в число видов деятельности включено страхование и перестрахование, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ и специальными разрешениями, получаемыми в установленном порядке (п. 2.1, п. 2.2. Устава ООО «Росгосстрах»).

Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд Нехаевского муниципального района - Отделом по экономике и налогам администрации Нехаевского муниципального района был проведен объединенный открытый конкурс по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2011 год.

В информационной карте конкурса (Раздел 2 конкурсной документации, 2010г.) указано место оказания услуг – по местонахождению транспортных средств согласно перечню транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – раздел 4 «Техническое задание»; в качестве условий оказания услуг указано – осуществление ОСАГО  в строгом соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств», утвержденными Постановлением Правительства  Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263. Срок оказания услуг – с момента  заключения муниципального контракта один календарный год.

Раздел № 4 конкурсной документации («Техническое задание») содержит указание на марку (модель транспортного средства), категорию, количество транспортных средств, количество страхования, история и характеристики транспортных средств, необходимые для определения страховой премии, указан год выпуска (срок страхования), а также количество страховых случаев (страховых случаев нет) по каждому транспортному средству из 68.

Кроме того, в ответе на запрос от 14.01.2011г. Урюпинского отделения Волгоградского филиала СОАО «ВСК» администрация Нехаевского муниципального района дополнительно пояснила, что по транспортным средствам, выставленным  на открытый совместный конкурс по выбору страховой организации для оказания услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям администрации Нехаевского муниципального района по ОСАГО страховых случаев не было.

Таким образом, Заказчик указал полную информацию, необходимую и достаточную для расчета страховых тарифов в соответствии с требованиями Закона.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе на право заключения государственного (муниципального) контракта № 8 от 24.01.2011г. количество участников конкурса, подавших заявки на участие составило 2 - ООО «Росгосстрах» и СОАО «ВСК» в лице СОАО Урюпинского отделения Волгоградского филиала.

 По результатам рассмотрения заявок оба участника были допущены к участию в конкурсе (протокол № 9 от 27.01.2011г.)

Победителем конкурса было признано СОАО «ВСК» в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала (предложенная цена контракта 91452,19), второй порядковый номер был присвоен заявке ООО «Росгосстрах» (предложенная цена контракта – 111663, 68 руб., протокол оценки и сопоставления заявок  на участие в конкурсе № 49  от 31.01.2011г., опубликован в газете «Нехаевские вести» 03.02.2011г.)

С СОАО «ВСК» были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по ОСАГО организаций муниципальных заказчиков Нехаевского муниципального района (копии контрактов, представленные Ответсчиком, приобщены к материалам дела).

  В качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком были определены: цена контракта (значимость – 80 %, начальная максимальная цена контракта согласно конкурсной документации - 150 000 руб.), а также качество услуг и квалификация участника (значимость20 %). При этом в содержание критерия «Качество услуг» Заказчик включил: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по страхованию ОСАГО, организация независимой экспертизы поврежденного транспортного средства, количество дней, необходимых для выплаты страховой компенсации с момента получения от заказчика необходимых документов, наличие круглосуточной консультационной диспетчерской службы, возможность бесплатной юридической поддержки и др. (всего балов по максимуму – 100, см. приложение № 1 к разделу № 2 «Информационная карта конкурса»).

Проектом муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств п. 1.3. предусмотрено, что деятельность  по контракту регламентируется ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. № 263 (далее - Правила), а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40 - ФЗ экономиче­ски обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры стра­ховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой пре­мии по договору обязательного страхования.

Статья 9 названного нормативно правового акта закрепила:

  • Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

2. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

3. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

4. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов.

5. Установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлен соответствующий коэффициент страховых тарифов (Кбм, часть 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739.) Частью 3 раздела 1 страховых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739, закреплены коэффициенты (КБМ) и порядок их определения  по классам (на начало годового срока страхования и  по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного  страхования).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 -ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» данный нормативно-правовой акт вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии со статьей 33 предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, применение понижающего коэффициента «0,60» применяется для автомобилей которые страховались в период с 01.07.2003г. по 30.06.2004г. и не имели страховых случаев.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования заключается на 1 год, таким образом, срок действия государственного контракта составляет 1 год с даты вступления его в силу.

Согласно примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования, необходимая для определения класса собственника транспортного средства, может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и / или на основании имеющихся у страховщика данных о наличии / отсутствии страховых выплат (ч. 3). 

По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (см. ч. 4 примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

При этом для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования (ч. 10 к примечанию № 1 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г.  № 739).

Данный порядок определения Кбм при заключении договоров с условием неограниченного использования транспортных средств закреплен и в Методических рекомендациях № 7 Российского союза автостраховщиков в ч. 7 (утверждено постановлением Президиума РСА от 21.05.2008г., пр. № 9). При этом детализировано, что в качестве начального класса Кбм применяется класс Кбм, который был применен по последнему предыдущему договору в отношении указанного транспортного средства; с учетом всех выплат по последнему договору определяется  Кбм по новому договору.

Названными Методическими рекомендациями закреплено также, что для определения значения КБМ используется информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО в отношении конкретного объекта применения КБМ (информация о предыдущих договорах) – п. 4 Методических рекомендаций.

Методическими рекомендациями РСА в п. 4.1. определены источники информации о предыдущих договорах при определении значения КБМ в отношении конкретного объекта применения КБМ: сведения о страховании, предоставляемые страхователем при заключении договора, компьютерная база данных страховщиков и т.д.

В рассматриваемом случае Заказчиком в разделе 4 «Техническое задание» указаны данные о количестве, дате страховых случаев (отсутствуют по каждому из 68 автомобилей) подлежащих страхованию транспортных средств. Учитывая вышеизложенные положения утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 страховых тарифов по ОСАГО, положений Методических рекомендаций РСА, при расчете страховой премии для ОСАГО транспортных средств (т/с) на 2011г. в рассматриваемом деле должен был быть применен тариф КБМ, равный:

0,65 для т/с  2004 года выпуска (г.в) и ранее,

0,7   для т/с 2005г.в.,

0,75 для т/с 2006г.в.,

0,8   для т/с  2007 г.в.,

0,85 для т/с 2008 г.в.,

0,9   для т/с 2009г.в.,

0,95 для т/с 2010 г.в.,

 

Согласно представленного СОАО «ВСК» предложения о цене контракта СОАО «ВСК» (в лице Урюпинского отделения Волгоградского филиала) при расчете цены контракта (страховой премии) был применен коэффициент КБМ, равный 0,6, в отношении всех 68 машин, указанных в техническом задании Заказчика, вне зависимости от указанного Заказчиком года выпуска, срока страхования транспортного средства.

Участники размещения заказа владели достаточной информацией для того, чтобы произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства.

 При расчете страховщиками размера страховой премии (цены контракта), исходя из предоставленных Заказчиком в техническом задании конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда, между страховщиками не может быть расхождений по цене контракта. 

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

СОАО «ВСК» неправомерно уменьшило сумму страховой премии за счет применения понижающего коэффициента КБМ (0,6), в результате которого Общество стало победителем открытого совместного конкурса. СОАО «ВСК» имело возможность для соблюдения действующего законодательства при расчете страхового тарифа, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению.

   Частью 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (см. подп. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»)

            Изменив по своему усмотрению коэффициенты страховых тарифов и в итоге страховую премию, при осуществлении ОСАГО транспортных средств учреждений, организаций, структурных подразделений Администрации Нехаевского муниципального района, СОАО «ВСК» получило преимущество по сравнению с другим участником размещения заказа,  увеличив количество своих страхователей. Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК». Иному участнику конкурса (ООО «Росгосстрах») – конкуренту СОАО «ВСК»  на рынке оказания финансовых услуг, а именно услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, могли быть причинены убытки в виде неполученного дохода, который этот хозяйствующий субъект получил бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода - ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ.) Заказчик, заинтересованный выплачивать меньшую сумму страховой премии, заключил договор ОСАГО с СОАО «ВСК», действовавшим недобросовестно.

             Основания для прекращения рассмотрения дела – отсутствуют.

    Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства – отсутствуют.

    Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

1. Признать Страховое открытое акционерное общество «ВСК» (СОАО «ВСК», ОГРН …, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

            2. Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, отсутствуют.

3.  Выдать СОАО «ВСК» (…, местонахождение - 121552, ул. Островная, д. 4, г. Москва) предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: при расчете сумм страховой премии при оказании услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применять тарифы, в частности тариф КБМ, в строгом соответствии с требованиями и порядком, установленными ФЗ от 25.04.2002 г. № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением правительства РФ от 07.05.2003г. № 263, постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

             4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 11-01-14-02 / 266 [format] => [safe_value] => 11-01-14-02 / 266 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 48 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 48 [vid] => 6 [name] => Банковские и страховые услуги [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-21 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-21 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324034637 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )