О признании рекламы компании «Хамелеон», распространявшейся на каналах телевидения в пределах территории г. Волгоград и в газете «Блокнот Волгоград» нарушающей требования п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе"

Номер дела: 13-03-05-02/506
Дата публикации: 15 января 2014, 14:45

РЕШЕНИЕ

по делу № 13-03-05-02/506

 

15 января 2014 г.                                                                                                       г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 15 января 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления;

Член Комиссии – заместитель начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Член Комиссии – государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Член Комиссии – государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 13-03-05-02/506, возбужденное по признакам нарушений пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", в отношении индивидуального предпринимателя Х.А.В.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Волгоградское УФАС России поступило заявление гр. Г.Л.С. (вх. № 6568 от 30.09.2013 г.), в котором содержалась жалоба на рекламу компании «Хамелеон» о 50% скидке на изготовление окон из ПВХ, распространявшейся на каналах телевидения («Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5», «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний») в пределах территории г. Волгоград.

Заявитель, увидев на телевидение данную рекламу компании «Хамелеон», решила воспользоваться ею и заказала 3 окна на общую сумму 21 500 рублей.

Согласно условиям акции заявитель оплатила 10 750 рублей, что составляет 50 % скидки от общей суммы заказа 21 500 руб.

Однако уже через 2 дня после заключения договора купли-продажи № 2435 от 16.07.2013 г., представители оконной компании «Хамелеон» пригласили заявителя приехать в офис по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, 43 для оплаты еще 10 750 рублей.

В рамках рассмотрения вышеназванного заявления Волгоградским УФАС был направлен запрос в ЗАО «Видео-Интернешнл Волгоград» для подробного выяснения обстоятельств о наличии (отсутствии) признаков нарушения ФЗ "О рекламе" (письмо Волгоградского УФАС России от 16.10.2013 г. исх. № 02-8/5617).

Согласно представленной информации (вх. № 7091 от 21.10.2013 г.), ЗАО «Видео-Интернешнл Волгоград» в период с 01 июня 2013 г. по 30 сентября 2013 г. обеспечивало оказание ИП Х.А.В. () услуг по размещению рекламы «Хамелеон» (рекламные ролики «Хамелеон 50%») в эфире следующих телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5»,  «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний» с распространением в пределах территории г. Волгоград.

В представленных документах имеются видеоролики следующего содержания: «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости! Акцию проводит ИП Х.А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Еременко, 108, г. Волжский, ул. Дружбы, 2» и «До конца сентября! В компании «Хамелеон». Все окна (за половину стоимости) -50% стоимости! тел. 8 (8442) 38-88-99. Акцию проводит ИП Х. А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Советская, 43, г. Волжский, ул. Дружбы, 2».

Аналогичная реклама была размещена также в газете «Блокнот Волгоград» № 58 (704) 27 июля – 2 августа 2013 г.: «Сеть оконных компаний ХАМЕЛЕОН. Только до 31 июля МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА ЗА 50% СТОИМОСТИ! г. Волгоград, ул. Еременко, 108, тел. 8 (8442) 38-88-99. подробности у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон» по указанному адресу».

Понятие рекламы[1] закреплено в п.п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе». В соответствии с этим определением рассматриваемая информация является рекламой:

- распространялась на телевизионных каналах и в печатных изданиях;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (к оконной компании «Хамелеон», ее продукции и проводимой акции);

- направлена на формирование или поддержание интереса к объектам рекламирования и их продвижению на рынке;

- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. № АЦ / 4624 в рамках понятия рекламы, закрепленного ст. 3 ФЗ «О рекламе» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

На заседание Комиссии Волгоградского УФАС России ИП Х.А.В. представил по факсимильной связи (ф. № 1088) объяснения  от 24.12.2013 г. исх. № 289, согласно которым следует, что для более подробного ознакомления с условиями проводимой акции: «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости!» гражданам предлагается прибыть в отдел продаж.

Кроме того, из представленных Условий и правил проведения акции «Все металлопластиковые окна за половину стоимости -50%» от 01.07.2013 г. (далее по тексту – Правила), подписанных ИП Хохлачевым А.В., следует, что мероприятие проводится в виде скидки всем лицам при покупке окон, выполнившим требование п. 5.1., установленные настоящими Правилами (пункт 1.3. Правил).

Согласно п. 1.4. Правил, мероприятие проводится в соответствии с настоящими Правилами. Для участия в Мероприятии участнику Мероприятия (далее – Участник) предлагается осуществить действия, указанные в п. 5.1. настоящих Правил.

В пункте 5.1. Правил содержится условие, согласно которому, чтобы стать участником Мероприятия и претендовать на получение скидки на металлопластиковое окно 50% лицу (Покупателю) необходимо в указанный период, согласно настоящих Правил, заказать окна на сумму не менее 80 000 руб.

 Согласно п. 5.2. Правил, в иных случаях Покупателю, то есть Участнику предоставляется скидка 10%.

Также, в представленных ИП Х.А.В. объяснениях, содержится подтверждение того, что между ним и заявителем был заключен договор купли-продажи № 2435 и, так как заказ составил 21 500 рублей, согласно п. 5.2. Правил, ей была предоставлена соответствующая скидка.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия Волгоградского УФАС России с учётом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание текст и изображение рекламы, ее комплексное смысловое содержание, пришла к выводу, что вышеназванная реклама не предоставляет покупателям достоверные сведения о стоимости товара (пластиковых окон), порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, которые имеют важное значение для  потенциального потребителя.

Информация, содержащаяся в пунктах 1.4 5.1 и 5.2 Условий и правил проведения акции «Все металлопластиковые окна за половину стоимости -50%» от 01.07.2013 г. является существенной и подтверждает, что привлекательный для покупателей слоган акции «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости!» не отражает в полной мере правила реализации окон в компании «Хамелеон».

На рекламном материале информация привлекательная для потребителя: «металлопластиковые окна за 50% стоимости» выполнена значительно крупным шрифтом по сравнению с иной информацией и занимает существенный объем рекламного объявления. Как следствие, такая информация сразу обращает на себя внимание, оказывая тем самым воздействие при восприятии потенциальным покупателем.

При этом, об остальных, менее привлекательных условиях акции, например об условии, что претендовать на получение скидки на металлопластиковое окно 50% может покупатель, заказавший окна на сумму не менее 80 000 руб., в рекламе не сообщается.

Таким образом, рекламные ролики  «Компании ХАМЕЛЕОН 50%», транслируемые в период с 01 июня 2013 г. по 30 сентября 2013 г. на телеканалах:  «Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5»,  «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний», содержат не соответствующую действительности информацию.

Статья 1 ФЗ "О рекламе" в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с п. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель

Пункт 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

Согласно полученным в рамках ответов на запрос документам (договору № 1212-087М от 21.12.2012 г., заключенному с ЗАО «Видео-Интернешнл Волгоград» на размещение рекламы, договору № 1212-091С от 21.12.2012 г., актам об оказании услуг и взаимных расчетах сторон № 974 от 30.06.2013 г., № 1151 от 31.07.2013 г., № 1536 от 30.09.2013 г. и др.), рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Х.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости! Акцию проводит ИП Х.А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Еременко, 108, г. Волжский, ул. Дружбы, 2» и «До конца сентября! В компании «Хамелеон». Все окна (за половину стоимости) -50% стоимости! тел. 8 (8442) 38-88-99. Акцию проводит ИП Х.А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Советская, 43, г. Волжский, ул. Дружбы, 2». распространявшуюся на каналах телевидения («Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5», «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний») в пределах территории г. Волгоград

и рекламу следующего содержания: «Сеть оконных компаний ХАМЕЛЕОН. Только до 31 июля МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА ЗА 50% СТОИМОСТИ! г. Волгоград, ул. Еременко, 108, тел. 8 (8442) 38-88-99. подробности у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон» по указанному адресу», распространявшуюся в газете «Блокнот Волгоград» № 58 (704) 27 июля – 2 августа 2013 г. ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе",

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Х.А.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному  лицу Волгоградского УФАС России для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

              Председатель Комиссии:                                                            

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Индивидуальному предпринимателю в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: при распространении рекламы пластиковых окон предоставлять покупателям достоверные сведения о стоимости данного товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, которые имеют существенное значение для покупателя.  



[1] реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

stdClass Object ( [vid] => 10018 [uid] => 5 [title] => О признании рекламы компании «Хамелеон», распространявшейся на каналах телевидения в пределах территории г. Волгоград и в газете «Блокнот Волгоград» нарушающей требования п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10018 [type] => solution [language] => ru [created] => 1394016573 [changed] => 1394016573 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1394016573 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 13-03-05-02/506

 

15 января 2014 г.                                                                                                       г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 15 января 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления;

Член Комиссии – заместитель начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Член Комиссии – государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Член Комиссии – государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 13-03-05-02/506, возбужденное по признакам нарушений пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", в отношении индивидуального предпринимателя Х.А.В.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Волгоградское УФАС России поступило заявление гр. Г.Л.С. (вх. № 6568 от 30.09.2013 г.), в котором содержалась жалоба на рекламу компании «Хамелеон» о 50% скидке на изготовление окон из ПВХ, распространявшейся на каналах телевидения («Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5», «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний») в пределах территории г. Волгоград.

Заявитель, увидев на телевидение данную рекламу компании «Хамелеон», решила воспользоваться ею и заказала 3 окна на общую сумму 21 500 рублей.

Согласно условиям акции заявитель оплатила 10 750 рублей, что составляет 50 % скидки от общей суммы заказа 21 500 руб.

Однако уже через 2 дня после заключения договора купли-продажи № 2435 от 16.07.2013 г., представители оконной компании «Хамелеон» пригласили заявителя приехать в офис по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, 43 для оплаты еще 10 750 рублей.

В рамках рассмотрения вышеназванного заявления Волгоградским УФАС был направлен запрос в ЗАО «Видео-Интернешнл Волгоград» для подробного выяснения обстоятельств о наличии (отсутствии) признаков нарушения ФЗ "О рекламе" (письмо Волгоградского УФАС России от 16.10.2013 г. исх. № 02-8/5617).

Согласно представленной информации (вх. № 7091 от 21.10.2013 г.), ЗАО «Видео-Интернешнл Волгоград» в период с 01 июня 2013 г. по 30 сентября 2013 г. обеспечивало оказание ИП Х.А.В. () услуг по размещению рекламы «Хамелеон» (рекламные ролики «Хамелеон 50%») в эфире следующих телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5»,  «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний» с распространением в пределах территории г. Волгоград.

В представленных документах имеются видеоролики следующего содержания: «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости! Акцию проводит ИП Х.А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Еременко, 108, г. Волжский, ул. Дружбы, 2» и «До конца сентября! В компании «Хамелеон». Все окна (за половину стоимости) -50% стоимости! тел. 8 (8442) 38-88-99. Акцию проводит ИП Х. А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Советская, 43, г. Волжский, ул. Дружбы, 2».

Аналогичная реклама была размещена также в газете «Блокнот Волгоград» № 58 (704) 27 июля – 2 августа 2013 г.: «Сеть оконных компаний ХАМЕЛЕОН. Только до 31 июля МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА ЗА 50% СТОИМОСТИ! г. Волгоград, ул. Еременко, 108, тел. 8 (8442) 38-88-99. подробности у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон» по указанному адресу».

Понятие рекламы[1] закреплено в п.п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе». В соответствии с этим определением рассматриваемая информация является рекламой:

- распространялась на телевизионных каналах и в печатных изданиях;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (к оконной компании «Хамелеон», ее продукции и проводимой акции);

- направлена на формирование или поддержание интереса к объектам рекламирования и их продвижению на рынке;

- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. № АЦ / 4624 в рамках понятия рекламы, закрепленного ст. 3 ФЗ «О рекламе» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

На заседание Комиссии Волгоградского УФАС России ИП Х.А.В. представил по факсимильной связи (ф. № 1088) объяснения  от 24.12.2013 г. исх. № 289, согласно которым следует, что для более подробного ознакомления с условиями проводимой акции: «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости!» гражданам предлагается прибыть в отдел продаж.

Кроме того, из представленных Условий и правил проведения акции «Все металлопластиковые окна за половину стоимости -50%» от 01.07.2013 г. (далее по тексту – Правила), подписанных ИП Хохлачевым А.В., следует, что мероприятие проводится в виде скидки всем лицам при покупке окон, выполнившим требование п. 5.1., установленные настоящими Правилами (пункт 1.3. Правил).

Согласно п. 1.4. Правил, мероприятие проводится в соответствии с настоящими Правилами. Для участия в Мероприятии участнику Мероприятия (далее – Участник) предлагается осуществить действия, указанные в п. 5.1. настоящих Правил.

В пункте 5.1. Правил содержится условие, согласно которому, чтобы стать участником Мероприятия и претендовать на получение скидки на металлопластиковое окно 50% лицу (Покупателю) необходимо в указанный период, согласно настоящих Правил, заказать окна на сумму не менее 80 000 руб.

 Согласно п. 5.2. Правил, в иных случаях Покупателю, то есть Участнику предоставляется скидка 10%.

Также, в представленных ИП Х.А.В. объяснениях, содержится подтверждение того, что между ним и заявителем был заключен договор купли-продажи № 2435 и, так как заказ составил 21 500 рублей, согласно п. 5.2. Правил, ей была предоставлена соответствующая скидка.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия Волгоградского УФАС России с учётом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание текст и изображение рекламы, ее комплексное смысловое содержание, пришла к выводу, что вышеназванная реклама не предоставляет покупателям достоверные сведения о стоимости товара (пластиковых окон), порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, которые имеют важное значение для  потенциального потребителя.

Информация, содержащаяся в пунктах 1.4 5.1 и 5.2 Условий и правил проведения акции «Все металлопластиковые окна за половину стоимости -50%» от 01.07.2013 г. является существенной и подтверждает, что привлекательный для покупателей слоган акции «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости!» не отражает в полной мере правила реализации окон в компании «Хамелеон».

На рекламном материале информация привлекательная для потребителя: «металлопластиковые окна за 50% стоимости» выполнена значительно крупным шрифтом по сравнению с иной информацией и занимает существенный объем рекламного объявления. Как следствие, такая информация сразу обращает на себя внимание, оказывая тем самым воздействие при восприятии потенциальным покупателем.

При этом, об остальных, менее привлекательных условиях акции, например об условии, что претендовать на получение скидки на металлопластиковое окно 50% может покупатель, заказавший окна на сумму не менее 80 000 руб., в рекламе не сообщается.

Таким образом, рекламные ролики  «Компании ХАМЕЛЕОН 50%», транслируемые в период с 01 июня 2013 г. по 30 сентября 2013 г. на телеканалах:  «Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5»,  «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний», содержат не соответствующую действительности информацию.

Статья 1 ФЗ "О рекламе" в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с п. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель

Пункт 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

Согласно полученным в рамках ответов на запрос документам (договору № 1212-087М от 21.12.2012 г., заключенному с ЗАО «Видео-Интернешнл Волгоград» на размещение рекламы, договору № 1212-091С от 21.12.2012 г., актам об оказании услуг и взаимных расчетах сторон № 974 от 30.06.2013 г., № 1151 от 31.07.2013 г., № 1536 от 30.09.2013 г. и др.), рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Х.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости! Акцию проводит ИП Х.А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Еременко, 108, г. Волжский, ул. Дружбы, 2» и «До конца сентября! В компании «Хамелеон». Все окна (за половину стоимости) -50% стоимости! тел. 8 (8442) 38-88-99. Акцию проводит ИП Х.А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Советская, 43, г. Волжский, ул. Дружбы, 2». распространявшуюся на каналах телевидения («Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5», «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний») в пределах территории г. Волгоград

и рекламу следующего содержания: «Сеть оконных компаний ХАМЕЛЕОН. Только до 31 июля МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА ЗА 50% СТОИМОСТИ! г. Волгоград, ул. Еременко, 108, тел. 8 (8442) 38-88-99. подробности у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон» по указанному адресу», распространявшуюся в газете «Блокнот Волгоград» № 58 (704) 27 июля – 2 августа 2013 г. ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе",

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Х.А.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному  лицу Волгоградского УФАС России для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

              Председатель Комиссии:                                                            

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Индивидуальному предпринимателю в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: при распространении рекламы пластиковых окон предоставлять покупателям достоверные сведения о стоимости данного товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, которые имеют существенное значение для покупателя.  



[1] реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 13-03-05-02/506

 

15 января 2014 г.                                                                                                       г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 15 января 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления;

Член Комиссии – заместитель начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Член Комиссии – государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

Член Комиссии – государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 13-03-05-02/506, возбужденное по признакам нарушений пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", в отношении индивидуального предпринимателя Х.А.В.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Волгоградское УФАС России поступило заявление гр. Г.Л.С. (вх. № 6568 от 30.09.2013 г.), в котором содержалась жалоба на рекламу компании «Хамелеон» о 50% скидке на изготовление окон из ПВХ, распространявшейся на каналах телевидения («Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5», «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний») в пределах территории г. Волгоград.

Заявитель, увидев на телевидение данную рекламу компании «Хамелеон», решила воспользоваться ею и заказала 3 окна на общую сумму 21 500 рублей.

Согласно условиям акции заявитель оплатила 10 750 рублей, что составляет 50 % скидки от общей суммы заказа 21 500 руб.

Однако уже через 2 дня после заключения договора купли-продажи № 2435 от 16.07.2013 г., представители оконной компании «Хамелеон» пригласили заявителя приехать в офис по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, 43 для оплаты еще 10 750 рублей.

В рамках рассмотрения вышеназванного заявления Волгоградским УФАС был направлен запрос в ЗАО «Видео-Интернешнл Волгоград» для подробного выяснения обстоятельств о наличии (отсутствии) признаков нарушения ФЗ "О рекламе" (письмо Волгоградского УФАС России от 16.10.2013 г. исх. № 02-8/5617).

Согласно представленной информации (вх. № 7091 от 21.10.2013 г.), ЗАО «Видео-Интернешнл Волгоград» в период с 01 июня 2013 г. по 30 сентября 2013 г. обеспечивало оказание ИП Х.А.В. () услуг по размещению рекламы «Хамелеон» (рекламные ролики «Хамелеон 50%») в эфире следующих телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5»,  «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний» с распространением в пределах территории г. Волгоград.

В представленных документах имеются видеоролики следующего содержания: «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости! Акцию проводит ИП Х.А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Еременко, 108, г. Волжский, ул. Дружбы, 2» и «До конца сентября! В компании «Хамелеон». Все окна (за половину стоимости) -50% стоимости! тел. 8 (8442) 38-88-99. Акцию проводит ИП Х. А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Советская, 43, г. Волжский, ул. Дружбы, 2».

Аналогичная реклама была размещена также в газете «Блокнот Волгоград» № 58 (704) 27 июля – 2 августа 2013 г.: «Сеть оконных компаний ХАМЕЛЕОН. Только до 31 июля МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА ЗА 50% СТОИМОСТИ! г. Волгоград, ул. Еременко, 108, тел. 8 (8442) 38-88-99. подробности у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон» по указанному адресу».

Понятие рекламы[1] закреплено в п.п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе». В соответствии с этим определением рассматриваемая информация является рекламой:

- распространялась на телевизионных каналах и в печатных изданиях;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (к оконной компании «Хамелеон», ее продукции и проводимой акции);

- направлена на формирование или поддержание интереса к объектам рекламирования и их продвижению на рынке;

- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. № АЦ / 4624 в рамках понятия рекламы, закрепленного ст. 3 ФЗ «О рекламе» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

На заседание Комиссии Волгоградского УФАС России ИП Х.А.В. представил по факсимильной связи (ф. № 1088) объяснения  от 24.12.2013 г. исх. № 289, согласно которым следует, что для более подробного ознакомления с условиями проводимой акции: «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости!» гражданам предлагается прибыть в отдел продаж.

Кроме того, из представленных Условий и правил проведения акции «Все металлопластиковые окна за половину стоимости -50%» от 01.07.2013 г. (далее по тексту – Правила), подписанных ИП Хохлачевым А.В., следует, что мероприятие проводится в виде скидки всем лицам при покупке окон, выполнившим требование п. 5.1., установленные настоящими Правилами (пункт 1.3. Правил).

Согласно п. 1.4. Правил, мероприятие проводится в соответствии с настоящими Правилами. Для участия в Мероприятии участнику Мероприятия (далее – Участник) предлагается осуществить действия, указанные в п. 5.1. настоящих Правил.

В пункте 5.1. Правил содержится условие, согласно которому, чтобы стать участником Мероприятия и претендовать на получение скидки на металлопластиковое окно 50% лицу (Покупателю) необходимо в указанный период, согласно настоящих Правил, заказать окна на сумму не менее 80 000 руб.

 Согласно п. 5.2. Правил, в иных случаях Покупателю, то есть Участнику предоставляется скидка 10%.

Также, в представленных ИП Х.А.В. объяснениях, содержится подтверждение того, что между ним и заявителем был заключен договор купли-продажи № 2435 и, так как заказ составил 21 500 рублей, согласно п. 5.2. Правил, ей была предоставлена соответствующая скидка.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия Волгоградского УФАС России с учётом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание текст и изображение рекламы, ее комплексное смысловое содержание, пришла к выводу, что вышеназванная реклама не предоставляет покупателям достоверные сведения о стоимости товара (пластиковых окон), порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, которые имеют важное значение для  потенциального потребителя.

Информация, содержащаяся в пунктах 1.4 5.1 и 5.2 Условий и правил проведения акции «Все металлопластиковые окна за половину стоимости -50%» от 01.07.2013 г. является существенной и подтверждает, что привлекательный для покупателей слоган акции «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости!» не отражает в полной мере правила реализации окон в компании «Хамелеон».

На рекламном материале информация привлекательная для потребителя: «металлопластиковые окна за 50% стоимости» выполнена значительно крупным шрифтом по сравнению с иной информацией и занимает существенный объем рекламного объявления. Как следствие, такая информация сразу обращает на себя внимание, оказывая тем самым воздействие при восприятии потенциальным покупателем.

При этом, об остальных, менее привлекательных условиях акции, например об условии, что претендовать на получение скидки на металлопластиковое окно 50% может покупатель, заказавший окна на сумму не менее 80 000 руб., в рекламе не сообщается.

Таким образом, рекламные ролики  «Компании ХАМЕЛЕОН 50%», транслируемые в период с 01 июня 2013 г. по 30 сентября 2013 г. на телеканалах:  «Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5»,  «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний», содержат не соответствующую действительности информацию.

Статья 1 ФЗ "О рекламе" в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с п. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель

Пункт 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

Согласно полученным в рамках ответов на запрос документам (договору № 1212-087М от 21.12.2012 г., заключенному с ЗАО «Видео-Интернешнл Волгоград» на размещение рекламы, договору № 1212-091С от 21.12.2012 г., актам об оказании услуг и взаимных расчетах сторон № 974 от 30.06.2013 г., № 1151 от 31.07.2013 г., № 1536 от 30.09.2013 г. и др.), рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Х.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Только до конца июля! В компании «Хамелеон». Все металлопластиковые окна (за половину стоимости) -50% стоимости! Акцию проводит ИП Х.А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Еременко, 108, г. Волжский, ул. Дружбы, 2» и «До конца сентября! В компании «Хамелеон». Все окна (за половину стоимости) -50% стоимости! тел. 8 (8442) 38-88-99. Акцию проводит ИП Х.А.В. Сроки проведения акции, о правилах ее проведения можно узнать у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон»   или по тел. 8 (8442) 38-88-99 и 8 (8443) 38-88-99. г. Волгоград, ул. Советская, 43, г. Волжский, ул. Дружбы, 2». распространявшуюся на каналах телевидения («Первый канал», «Россия 1», «Петербург – 5», «Телеканал REN-TV», в ЭСМИ «Первый развлекательный СТС», ЭСМИ «Домашний») в пределах территории г. Волгоград

и рекламу следующего содержания: «Сеть оконных компаний ХАМЕЛЕОН. Только до 31 июля МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА ЗА 50% СТОИМОСТИ! г. Волгоград, ул. Еременко, 108, тел. 8 (8442) 38-88-99. подробности у продавцов  - консультантов в магазине «Хамелеон» по указанному адресу», распространявшуюся в газете «Блокнот Волгоград» № 58 (704) 27 июля – 2 августа 2013 г. ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе",

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Х.А.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному  лицу Волгоградского УФАС России для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

              Председатель Комиссии:                                                            

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Индивидуальному предпринимателю в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: при распространении рекламы пластиковых окон предоставлять покупателям достоверные сведения о стоимости данного товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, которые имеют существенное значение для покупателя.  




[1] реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 13-03-05-02/506 [format] => [safe_value] => 13-03-05-02/506 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

[format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-15 10:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-24 10:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1394016573 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )