Жителей Волгоградской области предупредили о «квитанциях-ловушках»

Коммунальные счета больше напоминающие шахматные доски. Управляющие компании в нескольких регионах страны начали размещать на своих квитках все новые и новые QR-коды, причем не всегда за предоставляемые услуги.

За последние несколько месяцев россияне оказались невольными страхователями собственного имущества – невнимательно прочитав платежку и заплатив за услугу, которой даже пользоваться не планировали.

Поневоле застрахованными уже едва не стали жители нескольких регионов страны. Один из них – Вологодская область. Там на квитанциях за услуги ЖКХ появились дополнительная строка и QR-код. Увы, не все потребители внимательно вчитались – страхование жилья добровольное, можно и не оплачивать.

Волгоградцы таких документов-ловушек пока не получали, но схема вполне может повториться. Происходит это следующим образом. В почтовый ящик кладут информационное письмо, содержащее оферту (предложение заключить договор о страховании имущества). Уже на следующий месяц приходит квиток с соответствующим пунктом. Если потребитель оплатит его, договор вступает в законную силу.

В большинстве случаев QR-код о страховании размещен рядом с другими. Видимо, авторы идеи рассчитывают на то, что плательщик вчитываться не станет. И проведет платеж автоматически.

Волгоградка Людмила Матвеева говорит, пожилые люди дисциплинированы, доверчивы, привыкли оплачивать все, что содержит квитанция.

— Мне знакомые мои уже сказали о том, что надо смотреть внимательнее, – поделилась жительница Волгограда Людмила Матвеева.

Юристы говорят, закон позволяет заключать договор между поставщиком услуг и получателем без печати и подписи. Сам факт разовой оплаты означает согласие потребителя с действующими условиями. И если перестать платить не сразу, а спустя пару месяцев, то вскоре можно стать должником.

— Пойдет долг. Если вы один раз заплатили, то формально вы договор заключили, условия оферты вы акцептовали, действия должны быть с вашей стороны. Вы должны подать заявление в страховую компанию с просьбой расторгнуть данный договор, – объяснил юрист Дмитрий Иващенко.  

Еще лучше не давать повода компаниям превращать добровольную услугу в обязательную. Важно знать, что страхование жилья не входит в перечень жилищно-коммунальных услуг и не относится к расходам на ремонт и содержание общего имущества. Строка может появиться в платежке только после общего собрания жильцов, если такое решение примет большинство.

— Если такое решение отсутствует, то включение в платежный документ такой строки – дополнительной услуги по добровольному страхованию – незаконно и противоречит действующему законодательству, нарушает права потребителей, – рассказал начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Виталий Осадчий.

Бывают и другие попытки навязать услуги. Сейчас УФАС разбирается в случае с включением в платежку QR-кода компании, которая обслуживает газовое оборудование.

— Этой осенью в волгоградский УФАС поступило заявление относительно с виду таких платежных документов с QR-кодами от организации московской, которая оказывает услуги. В том числе ТО ВДГО в городе Волгограде, и она по таким документами предлагает гражданам сразу оплатить 550 рублей. Мы сейчас рассматриваем это заявление на предмет антимонопольного законодательства, в частности недобросовестной конкуренции, – прокомментировала заместитель руководителя УФАС по Волгоградской области Ирина Никуйко.

Главный совет – быть внимательными, не оплачивать услуги, которые вы не фактически получали и не планируете получать. Так можно сэкономить и деньги, и время.