• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

В Волгограде ищут виновных в росте цен



Оригинал материала: http://dengi.v1.ru/text/news_fin/888090-print.html

 

Самая популярная тема в разговорах волгоградцев – дорожающие продукты. Возмущаясь очередным рекордом, волгоградцы с недоумением ожидают, когда же будут выполнены обещания власти держать цены в узде. Dengi.V1.ru разбирался, чем завершились попытки взять под контроль растущие ценники.

О темпах роста цен в регионе красноречиво свидетельствуют статистические данные. Так, по информации агропортала Agro2b.ru, с января по декабрь 2014 года цена на килограмм свинины в Волгограде выросла на 33,29% – с 206 до 275 рублей за килограмм. И хотя город-герой не стал рекордсменом по росту цен в этом сегменте на фоне других регионов, у горожан появилась нешуточная озабоченность растущими ценниками буквально на все продукты. И если в конце прошлого года люди недоумевали из-за растущих цен на курятину, то в этом году выражают беспокойство по поводу дорожающего хлеба. Настоящий шквал возмущенных отзывов вызвали огурцы по 300 рублей за килограмм от местного производителя. Слыша от правительства обещания сдержать необоснованный рост цен, волгоградцы рассчитывают на исполнение этих обещаний на местах. Вот только пока дальше обещаний дело не двигается.

Так, первой структурой, которой было поручено реализовать целый ряд мер по недопущению роста цен в регионах, стало управление антимонопольной службы.

«Задача антимонопольного органа в этой ситуации – тщательно отслеживать уровень цен и выявлять и пресекать возможность ценового сговора. Так, реагируя на обращения граждан, нашими специалистами был проведен анализ изменения розничных цен на хлебобулочные изделия в торговых сетях, – сообщила пресс-секретарь Волгоградского УФАС Полина Шкаруппа. – Выявлено повышение оптовых цен и цен розничной реализации по состоянию на 15 января текущего года в сети «Радеж» по некоторым видам хлеба 16 января, в «Карусели» 22 января на хлеб, поставляемый с ОАО «Хлебзавод №5», и с 15 января с ОАО «Хлебокомбинат –Волжский».

Волгоградские антимонопольщики установили, что самыми «гуманными» к покупателям остаются местные торговые сети «Покупочка» и «Радеж», в которых зафиксированы самые низкие торговые наценки. Самые весомые наценки на хлебные ценники делали в сетях «ОКЕЙ» и «Карусель».

Розничная сеть

Средняя наценка по сети по состоянию на 01.01.2015

Средняя наценка по сети по состоянию на 15.01.2015 – 22.01.2015

ООО «Тамерлан»

5,7%

5,7%

ООО «Радеж»

6,4%

5,7%

ООО «Лента»

7,6%

7,6%

ООО «Ман»

9,6%

9,3%

ООО «ОКЕЙ»

18,1%

20,2%

ЗАО ТД «Карусель»

28,1%

27,7%

При этом пресс-секретарь ведомства напомнила, что в их полномочия не входит регулирование цен, на которые, как выяснилось, заметно влияют торговые сети. Однако губернатор Андрей Бочаров предложил влиять на цены, оказывая бюджетную поддержку производителям социальных сортов хлеба. О контроле за аппетитами торговых сетей речи при этом не шло.

Не оправдались и надежды волгоградцев, делавших ставку на то, что ситуацию с ценами поможет изменить вмешательство прокуратуры. Отчитываясь о результатах проверки исполнения законодательства в сфере ценообразования на внутреннем продовольственном рынке, в Волгоградской областной прокуратуре заверили, что в деятельности крупных компаний розничной сетевой торговли установлены факты увеличения потребительской цены практически на все категории продуктов питания, что напрямую связано с повышением оптовых цен заводами-изготовителями. Но на этом фоне не очень убедительно выглядят масштабы последствий. К примеру, одним из типичных примеров стало возбуждение прокурором Ленинского района Волгоградской области в отношении директора ООО «Заволжье» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования» в связи с завышением предельного размера розничной торговой надбавки при реализации детского питания – сока «Сады Придонья». Всего по результатам проверки региональной прокуратурой возбуждено еще 12 аналогичных производств. Соответствует ли реакция масштабам выявленных нарушений, если одних только торговых сетей в регионе работает с десяток?

Сегодня стоимость минимальной потребительской корзины в Волгоградском регионе составляет 2997 рублей. Сопоставительный анализ с другими южными территориями России показывает, что в Волгоградской области самые низкие цены на овощи, мясо кур, гречневую крупу и молоко.

«О действенности этих мер можно было бы говорить, если бы цены после этого поползли вниз, но этого не происходит, – напомнил депутат Волгоградской областной думы Михаил Таранцов. – Посмотрите, с какими заголовками выходят местные СМИ: «Цены в регионе под контролем губернатора». Именно потому, что «все под контролем», сегодня в облдуме активно тормозятся наши предложения по дальнейшему недопущению роста цен. Иначе как объяснить, что за неделю так и не «дошел ход» рассмотреть предложения, которые могут серьезно улучшить жизнь тысяч волгоградцев?»

Среди мер, которые предлагает правительству региона группа депутатов, есть и предложение выйти с инициативой на федеральном уровне заморозить на 90 дней цены на продукты, подскочившие в цене на 30 и более процентов.

«Чисто теоретически такая возможность есть, и она даже подкреплена законом, – утверждает Михаил Таранцов. – На региональном же уровне весомым аргументом могло бы стать ограничение максимальной торговой добавки к отпускной цене. Кроме того, я считаю, что даже в нынешней ситуации государство может и должно изыскать резервы на дотирование лекарств и хлеба для некоторых социально незащищенных категорий граждан. Однако рассматривать эти предложения в регионе, где «все под контролем», пока не спешат».

Однако в регионе в очередной раз решили сделать ставку на социально ответственный бизнес, на этот раз товаропроизводителей, работающих на территории области. Именно им губернатор Андрей Бочаров предложил продумать дополнительные, адресные меры поддержки отдельных, социально незащищенных категорий граждан: «Социально ответственный бизнес – и сельхозпроизводители, и промышленники, и торговые сети – могли бы выйти с инициативой оказания помощи отдельным жителям – таким, как, например, ветераны войны. В непростой экономический период для них особенно важен вопрос доступности продуктов питания».