Формальности суровы, но это формальности. Волгоградское УФАС призывает вконец измученных автовладельцев грамотно взаимодействовать с ними по пресловутым «бланкам ОСАГО»

Формальности суровы, но это формальности  В конце прошлого года автовладельцы забили тревогу: чуть ли не у всех страховых компаний «вдруг» кончились бланки договоров обязательного страхования автогражданской ответственности. Несколько месяцев спустя бланки по-прежнему оставались в дефиците. А без полиса автовладелец автоматически превращается в нарушителя со всеми вытекающими – встречей с сотрудником ГИБДД, штрафом в 800 рублей, снятием регзнаков.

Автовладельцы принялись жаловаться во все инстанции, включая Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области. Однако, ситуация остра по сей день.

Собеседник «Новых Деловых Вестей» – Анна Гаджиева, заместитель руководителя УФАС по Волгоградской области, начальник отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии.
«НДВ»: – Анна Владимировна, какова динамика обращений к вам по вопросу ОСАГО?
– За два первых месяца года в УФАС поступило около тридцати жалоб граждан на нарушение антимонопольного законодательства. На их основании группе компаний «Росгосстрах» было вынесено предупреждение. Что касается ситуации на сегодняшний день, то количество жалоб выросло уже до 85. Претензии у граждан не только к «Росгосстраху», но и к «Ресо-гарантии», «Ингосстраху», к ряду мелких страховых компаний, чья доля на рынке в нашем регионе составляет менее процента. Сотрудники УФАС стараются рассмотреть все жалобы и дать ответ заявителям, даже если те не соблюдали обязательный порядок обращения.
– А каков обязательный порядок?
– Перечень необходимых документов есть на нашем официальном сайте, необходимо указать как точные собственные координаты, будь то частное или юрлицо, так и название организации, куда обращался заявитель, дату обращения. Заявители же часто ограничиваются констатацией факта: «Прошу принять меры к страховой компании, отказавшей мне в заключении договора». И даже название не указывают! Но в области заключением договоров ОСАГО занимаются около тридцати страховых компаний!
Либо граждане жалуются на то, что им навязали дополнительную услугу по страхованию, но не представляют доказательств самого факта. Ряд компаний просто не подпадает под компетенцию антимонопольного органа. Почему? Для того, чтобы антимонопольный орган мог предпринять какие-либо меры в отношении страховой компании, она должна занимать доминирующее положение на рынке, то есть влиять на обращение товара, конкуренцию и так далее. Проведённый нами анализ состояния конкуренции на рынке ОСАГО за 2012-2013 годы показал, что признаками доминирующего положения обладает только группа компаний «Росгосстрах», чья доля – более двадцати процентов. То есть вопросы нарушения антимонопольного законодательства «Россгосстрахом» – в компетенции УФАС. В остальных случаях мы даём заявителям разъяснения, почему не можем им помочь, и в какие инстанции следует обращаться: в суд или «Роспотребнадзор».  
– Какие меры может предпринять антимонопольный орган в отношении группы компаний «Росгосстрах», если факты нарушений подтвердятся?
– Было вынесено предупреждение «Росгосстраху» о недопустимости подобной практики «добровольно-принудительного» страхования. В марте мы получили ответ, что предупреждение исполнено, фактов нарушения законодательства не выявлено. Мол, сотрудники компании вправе предлагать клиентам дополнительные услуги и продукты, но договоры заключаются лишь при согласии последних. Тем не менее, жалобы на «Росгосстрах» от волгоградских автомобилистов продолжают поступать…
– Неужели из общего числа жалоб нет ни одной, подкреплённой доказательствами?
– Одна есть, – отвечает Анна Владимировна. – Но пока не могу прокомментировать ситуацию по ней: мы направили запрос «Росгосстраху», ответ они должны дать до конца мая. Ждём. Проблема в том, что ещё несколько лет назад страховщики боролись за клиента, старались предложить ему наиболее выгодные условия, оформить договор в кратчайшие сроки. А сейчас уже клиент вынужден бегать по страховым компаниям, подыскивая приемлемые предложения и приобретая иногда вовсе не то, что собирался.
– Анна Владимировна, что же делать автовладельцам? Ведь в глазах сотрудников полиции они остаются нарушителями и могут быть наказаны?
– Выход один – заблаговременно позаботиться о заключении договора. Ведь каждый хозяин знает, когда заканчивается срок действия ОСАГО. И за полтора месяца до этой даты нужно заполнить заявление по установленной Министерством финансов форме, приложить к нему необходимые копии документов и направить письмо в филиал ООО «Росгосстрах» по Волгоградской области – 400075, улица Историческая, 122. И к моменту истечения срока действия вашего полиса с вами либо заключат новый договор, либо вы получите отказ. Причём «Росгосстрах» обязан дать вам письменный ответ с обоснованием причин отказа, с которым вы уже вправе обратиться в УФАС. Но у нас же всё происходит с точностью до наоборот! Автовладельцы спохватываются, что срок договора истекает через два-три дня, и начинают «забег» по компаниям. Естественно, подобный цейтнот ни к чему хорошему не приводит. Досадно, что по-прежнему многие надеются «на авось», хотя прекрасно знают, что ситуация с полисами возникла не вчера, улучшений нет, проблема остро стоит не только в Волгограде, но и ещё более чем в пятидесяти субъектах федерации. Причём в семнадцати регионах уже были возбуждены дела против страховых компаний, нарушающих антимонопольное законодательство.
– А у нас?
– А у нас в Волгограде практически ни один из заявивших о навязывании ненужных услуг не привёл доказательства этого факта. В копии полиса, приложенной к заявлению, обозначено, что он комплексный, однако… автовладелец его подписал! Интересуемся у заявителя, в чём же нарушение законодательства. На словах сказали: «или так, или ждите, когда будут бланки»? Ну так слова, верно говорит пословица, к делу не пришьёшь. И суд в данном случае претензию не поддержит. А тех автовладельцев, что отказались продлевать договор на подобных условиях и ездят без страховки, сотрудники ГИБДД наказывают совершенно правильно. Знал человек, когда у него истекает срок действия полиса? Знал. Обязан был своевременно позаботиться о продлении? Обязан. Это прописано в административном кодексе. Не сделал этого? Значит виноват. И либо плати штраф, либо ставь машину в гараж и ходи пешком, пока не оформишь страховку.
Специалисты УФАС по Волгоградской области через СМИ уже неоднократно разъясняли гражданам их права и порядок действий в этой ситуации. Мы готовы, при наличии доказательств о нарушении антимонопольного законодательства, в кратчайший срок возбудить дело против нарушителя и, в конце концов, приструнить страховые компании. Но… Иногда складывается впечатление, что люди не хотят о себе позаботиться, надеются, что кто-то всё сделает за них. Некоторым проще обвинить в своих проблемах страховую компанию или антимонопольщиков и сложить руки. Знаете, сколько нам, помимо письменных жалоб, ещё и звонков поступает? Мы называем это «крик души»: человек возмущается и страховщиками, и нами заодно, потому что «не работаем». Интересуемся, в какую компанию гражданин обращался. «Да не помню уже!» Когда это было? «Сказал же, не помню! А, да что с вами разговаривать!» Конечно, ругать всё и вся куда проще, чем собрать необходимые документы и направить их заказным письмом в филиал ООО «Росгосстрах». Повторю: вам обязаны дать ответ на это письмо в течение месяца! Не написали, а позвонили из страховой компании, извинились и сказали, что нет бланков ОСАГО? Требуйте, чтобы непременно дали письменный ответ, его копию несите нам. Вряд ли при таком порядке действий вам попробуют навязать ненужную услугу. Ответ в установленный срок не был дан, и в «Росгосстрахе» утверждают, что письмо от вас не поступало? У «Почты России» существует специальный сервер, позволяющий отследить путь корреспонденции. Формализм? Пусть. Если хотите, чтобы страховые компании соблюдали законодательство, сами действуйте по закону.
Теперь по поводу видео- и аудиозаписей разговоров со страховщиками, которые приносят нам некоторые заявители. Согласно законодательству, подобные материалы, сделанные без согласия второй стороны, доказательством не являются и не могут быть представлены на суде ни по уголовному делу, ни по гражданскому, ни в арбитраже.
– Какое наказание грозит страховым компаниям в случае, если нарушение антимонопольного законодательства будет доказано?
– В пользу заявителя, чьи интересы были ущемлены, «Росгосстрах» может быть оштрафован на сумму от трёхсот тысяч до миллиона рублей. И суммы будут совсем другими, если речь идёт о защите конкуренции. Допустим, жалоба на действия страховщиков поступила от фирмы, занимающейся перевозками. С ней договор ОСАГО по тем или иным причинам заключён не был, а с конкурентом фирмы-перевозчика – был. Тогда «Росгосстраху» грозит уплата штрафа в размере определённого процента от его оборота на рынке. Это очень солидная сумма. Однако, ещё и ещё раз – мы не можем возбудить дело при отсутствии доказательств. И «Росгосстрах» прекрасно об этом осведомлён. И потому мы вновь обращаемся к гражданам с просьбой: намереваясь заключить договор ОСАГО, действуйте в соответствии с законодательством. Давайте вместе наведём порядок.
И кстати, о координации совместных действий. Уже дал согласие на участие в обсуждении острой проблемы с полисами «Роспотребнадзор», ведём переговоры с Министерством юстиции и Центробанком. Надеюсь, в ходе разговора нам удастся разработать единую программу действий по этой ситуации .