Модернизация здравоохранения «для своих», или кто зарабатывает на закупке медтехники в Волгоградской области?

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Если внимательно изучить сайт госзакупок, то просто диву даешься, сколько много в нашем регионе закупается медицинской техники. Судя по суммам – а это  сотни  миллионов рублей, и по объемам – это десятки единиц современной аппаратуры, то в Волгоградской области даже сельские больницы должны уже быть оборудованы по последним достижениям науки. Однако ситуация, сложившаяся   в сфере закупок  медтехники, весьма неоднозначна и требует тщательнейшего расследования, в том числе, возможно, и со стороны правоохранительных органов на предмет вероятной коррупционной составляющей, а также  непрофессионализма или откровенного разгильдяйства сотрудников уполномоченного на освоение федеральных субсидий органа исполнительной власти Волгоградской области. Информагентство «Высота 102» публикует результаты собственного расследования, касающегося  реализации программы модернизации здравоохранения Волгоградской области за 2013 год в части закупки медицинской техники.
Итак, анализируя сайт госзаказов, мы пришли к выводу, что большинство закупок медицинской техники стоимостью выше 5 миллионов, которые осуществляло министерство здравоохранения Волгоградской области, проходило на фоне многочисленных нарушений. В результате антимонопольному управлению  Волгоградской области неоднократно приходилось проводить проверки по жалобам участников аукционов, констатировать факты нарушений и даже отменять итоги тендеров. Нередко итоги конкурсов оспаривались и в судах.
В частности, в УФАС по Волгоградской области неоднократно фиксировали нарушения на  одном из первых этапов формирования конкурсной документации – определение начальной (максимальной) цены заказа. Как выяснилось, почему-то в министерстве экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций  Волгоградской области, уполномоченном органе на организацию госзаказа,  не совсем внимательно относились к этому важнейшему аспекту, определяющему, сколько денег из бюджета может быть потрачено на закупку той или иной техники. Так, например, в июне 2013 года ООО   «Тритон-ЭлектроникС» направило жалобу в УФАС по Волгоградской области, в которой оспаривались положения документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку и ввод в эксплуатацию аппаратов искусственной вентиляции легких, закупаемого в рамках реализации программы модернизации здравоохранения Волгоградской области в 2013 году. В частности, авторы жалобы обратили внимание антимонопольного органа на то обстоятельство, что при расчете начальной цены аукциона было принято во внимание коммерческое предложение  ООО «МедТехсервис»,  содержащее  технические характеристики закупаемого аппарата ИВЛ Inter 7 Plus. Однако заявитель утверждал, что технические характеристики указанного аппарата значительно отличаются от параметров, заявленных в техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме. Авторы жалобы посчитали, что виду того, что данный аппарат ИВЛ не соответствует техническому заданию заказчика, такое коммерческое предложение не может быть использовано в качестве обоснования цены на данный аукцион. Так, указанный в коммерческом предложении аппарат был предназначен для пациентов весом от 3,5 кг, тогда как в техническом задании документации об открытом аукционе заказчик указывает аппарат и для новорожденных. Также, имелись несоответствия в дыхательном объеме, частоте дыхания, режимах, чувствительности триггера. То есть, считал заявитель, цена на этот аппарат не может быть положена в обоснование начальной цены контракта. В результате УФАС по Волгоградской области признал жалобу обоснованной и аннулировал итоги торгов. 
И этот пример, увы, не единичен. В связи с этим возникает вопрос: по какому принципу в министерстве экономики региона формируют начальную цену аукционов? Что это – непрофессионализм или сознательное использование недостоверных данных? Возможно, в том числе и из-за таких вот «проколов» и появляются в конкурсной документации заоблачные суммы в качестве начальной цены заказа. Так, например, при подведении итогов конкурса на поставку и ввод в эксплуатацию портативных УЗИ-сканеров в феврале 2013 года начальная цена заказа в результате торгов снизилась с 8,3 миллионов рублей до 2,2 миллиона рублей! Подобная ситуация произошла и при проведении конкурса в марте 2013 года,  объявленного на поставку и ввод в эксплуатацию мониторов и центральной мониторной станции. Так, при начальной цене заказа в 9 миллионов рублей цена в конечном итоге была снижена до 3,8 миллионов рублей! 
Казалось бы, что же в этом плохого, ведь удалось сэкономить значительную сумму бюджетных средств? Кроме вопросов к чиновникам министерства министерства, которые получают хорошую зарплату за то, чтобы грамотно и профессионально готовить документацию к тендерам, можно задать и другие. Например, какова гарантия того, что при падении заявленной цены в два, а то и в три раза, для больниц Волгоградской области не закупается бракованное оборудование? Ведь, согласитесь, даже продавец  на рынке вряд ли согласится продать вам отборную клубнику вместо 300 рублей за килограмм всего за 100 рублей, даже, если вы умеете виртуозно торговаться. За 100 рублей он может предложить только подпорченную ягоду. Кроме того, резкое снижение заявленной стоимости оборудования может означать и то, что больницы получат технику, не совсем подходящую им по профилю. Так, например, с января 2013 года министерство здравоохранения Волгоградской области четырежды (!) пыталось закупить аппараты искусственной вентиляции легких  на сумму, которая неоднократно менялась в диапазоне от 20 до 27 (!) миллионов рублей. Причем оборудование, предназначенное для больниц, где лечатся взрослые люди, почему-то имело функции, скорее, больше подходящие для перинатальных центров. В итоге, когда конкурс удалось все-таки провести, начальная цена упала аж на 50%!
Необоснованное завышение начальной цены, между тем, несет в себе и другую,  более серьезную для общества опасность – возможность коррупционных сговоров. Ведь, если предпринять  усилия для того, чтобы допустить к участию в конкурсе определенный круг участников с конкретными сценариями поведения, то может случиться так, что победителем тендера станет тот участник, который лишь на мизер снизит начальную цену. И тогда техника, которая, предположим, реально стоит 5 миллионов рублей, может быть закуплена за 10 миллионов рублей. Куда же денется разница в 5 миллионов рублей? А не может ли она быть поделена между заказчиками и исполнителями услуги?  
Конечно, можно сказать, что эти предположения – беспочвенны. Однако криминальный скандал, фигурантом которого стал бывший вице-премьер правительства Волгоградской области Павел Крупнов, кстати, осужденный на 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима за получение взятки,  подтверждает, что подобные схемы – с откатом за победу в тендерах -  в чиновничьих кругах Волгоградской области живут и,  когда успешно, а когда и не совсем успешно, реализовываются. Тем более, если учитывать тот факт, что есть ряд фирм, занимающихся поставкой медицинской техники, которые под различными предлогами не допускаются к участию в подобных конкурсах. 
Зато, еще одно наблюдение, некоторые ООО, можно сказать, становятся завсегдатаями тендеров на поставку медоборудования. Так, например, весьма часто среди участников конкурсов мелькают такие фирмы как ООО «Экомед», ООО «Агролидея», «Лидея», «Медтехника-М», «Все для здоровья» и т.д., а «Экомед», к тому же, нередко побеждает в тендерах. И у этих фирм, выяснилось, есть кое-что общее. Так, например, ООО «Экомед» и ООО «Агролидея» располагаются по одному адресу по ул. Калинина, 13. А фирмы «Медтехника-М» и «Все для здоровья» - по адресу пр. Жукова, 88. К слову, и в коммерческих структурах, имеющих отношение к закупкам медтехники, и в подразделениях министерства экономики, внешнеэкономических  связей и инвестиций региона, занимающихся организацией конкурсов, нами обнаружены лица с одинаковыми фамилиями. Мы готовы сообщить их правоохранительным органам. 
Между тем, постоянно возникающие споры, многочисленные жалобы участников конкурсов, в том числе и из-за небрежно составленной документации, недостоверных сведениях в заявках  приводят к тому, что затягиваются сроки поставки в регион крайне необходимого медоборудования и техники. Такая ситуация произошла, например, когда министерство экономики Волгоградской области в июне 2013 года объявило тендер на поставку автомобилей «Скорая медицинская помощь» (интенсивная терапия), снабженных современным оборудованием. Надо ли говорить о том, в каком печальном состоянии пребывает сегодня автопарк «неотложек», так что и врачи, и население крайне заинтересовано в том, чтобы в регионе работали «скорые» с необходимой «начинкой» и аппаратурой. Однако и этот конкурс не прошел без вмешательства УФАС. Так, фирма «Медтраст» оспорила его результаты, согласно которым поначалу победителем был признано ООО «Топаз». Заявитель обратил внимание антимонопольного органа на то обстоятельство, что участники конкурса подали недостоверные сведения о характеристиках аппарата электрокардиограф. Так, заказчик,  пожелал приобрести «неотложку» с этим оборудованием производства «не ранее 2013 года». Участники конкурса и указали в своих заявках именно эту дату. Но и для них, и, как выяснилось, для министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций  Волгоградской области стал откровением тот факт, что производство таких аппаратов было прекращено с 2011 года. Тем не менее конкурсная комиссия не обратила внимание на это несоответствие и признало победителем фирму «Топаз», которая, видимо, готова была убедить руководство иностранной компании  возобновить выпуск этих аппаратов. Но на самом деле все оказалось не так уж и смешно. После вмешательства УФАС итоги конкурса были аннулированы, в результате чего победителем была признана фирма «Медтраст». 
По идее, в минэкономике Волгоградской области, являющимся заказчиком освоения бюджетных средств на закупку современной техники, должны быть крайне заинтересованы в том, чтобы проводимые конкурсы проводились строго по закону. Однако удивляет такой факт: несмотря на то, что УФАС по Волгоградской области неоднократно признавало допущенные нарушения членами конкурсной комиссии, они в том же составе продолжали творить новые. 
Возможно, именно такая неорганизованность и неразбериха  в ведомстве, уполномоченном на организацию госзаказов,  приводят к печальным последствиям, которые ощущают на себе пациенты медицинских учреждений. Вроде бы и снабжаются больницы современным оборудованием, но оно  нередко выходит из строя, в результате чего больные люди не получают вовремя необходимого обследования. К сожалению, есть случаи, когда больницы получают технику, которая лежит мертвым грузом. Может быть, поэтому и модернизация здравоохранения в Волгоградской области идет «со скрипом»?