Основные итоги работы Волгоградского УФАС России за 2021 год
Основные итоги работы
Волгоградского УФАС России за 2021 год
Общая информация о результатах деятельности Управления за 2021 год
Общее количество рассмотренных дел о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе, о торговой деятельности и о нарушении процедур торгов, проведение которых является обязательным (в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», далее – Закон о защите конкуренции), за 2021 год составило 1064 дел (в 2020 году – 1199).
Наибольшую долю рассмотренных дел составили дела о нарушениях законодательства о контрактной системе - 825 дел (2020 – 895) и дела, возбуждённые в связи с нарушениями процедур торгов, проведение которых является обязательным (в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции) – 125 дел (197).
Общее количество выданных предписаний об устранении нарушений по результатам всех рассмотренных дел осталось практически на том же уровне – 158 (199). Из общего количества выданных предписаний наибольшее количество выдано в связи с нарушениями законодательства о контрактной системе 76 (106), о рекламе – 52 (25), по делам, возбуждённым в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции - 24 (55), по антимонопольным делам – 6 (9).
В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции Управлением за 2021 год выдано 31 предупреждений (26). Исполнено 26 предупреждений (24), 3 не исполнено (2 из них обжаловано), 4 находятся в стадии исполнения. Доля исполненных предупреждений составляет около 85%. Кроме того, исполнены 2 предупреждения, выданные Управлением в 2020 году.
В целом по Управлению за 2021 год возбуждено и рассмотрено 396 дел об административных правонарушениях (2020 - 415).
Общая сумма наложенных штрафов составила 24 281,4 тыс. руб. (31 284,17 тыс. руб.).
Из общего количества штрафов, подлежащих взысканию, уплачено в отчётном периоде 20 275 тыс. руб. (17 726,9 тыс. руб.).
К административной ответственности привлечено:
- 175 должностных лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) (188)
- 93 юридических лиц (93);
- 2 штрафа наложено на 1 физическое лицо (7).
Общее количество обращений сохраняется на высоком уровне. За отчётный период получено и рассмотрено 2870 обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2020 году - 2914).
Динамика выявленных нарушений законодательства за последние 3 года
| 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||||
Сфера | нарушений выявлено | предупреждений выдано | нарушений выявлено | предупреждений выдано | нарушений выявлено | предупреждений выдано | нарушений выявлено | предупреждений выдано |
1. АМЗ, всего: | 24 | 66 | 24 | 36 | 33 | 26 | 32 | 31 |
1.1. ст.10 злоупотребление доминирующим положением | 8 | 3 | 9 | 11 | 17 | 12 | 18 | 9 |
1.2. ст.11 и ст. 16 сговоры | 0 | Х | 4 | Х | 5 | Х | 5 | Х |
1.3. ст.15-17.1 орг. власти | 7 | 46 | 7 | 13 | 5 | 7 | 7 | 17 |
1.4. гл.2.1. НДК | 8 | 17 | 2 | 12 | 3 | 7 | 2 | 5 |
2. ст.18.1 135-ФЗ (обосн. жалобы) | 59 | Х | 64 | Х | 77 | Х | 38 | Х |
3. реклама | 49 | Х | 71 | Х | 52 | Х | 69 | Х |
4. госзаказ (обоснов. жалобы) | 149 | Х | 118 | Х | 115 | Х | 59 | Х |
Динамика суммы взысканных (уплаченных) штрафов за последние 3 года (т.р.)
Показатель | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Всего взыскано (уплачено) штрафов | 9 369 | 7 134 | 16 900,5 | 20 274 |
По сферам: |
|
|
|
|
- нарушение АМЗ (на товарных и фин. рынках) | 6 447 | 3 506 | 15 394,3 | 17 717 |
- законодательство о торговле | 0 | 0 | 0 | 0 |
- законодательство о рекламе | 1 234 | 1 994 | 838,5 | 1 730,5 |
- законодательство в сфере гос. и муниц. закупок | 1 443 | 1 025 | 346,6 | 575 |
- законодательство о закупках юр. лицами | 244 | 609 | 321,1 | 252 |
Антимонопольный контроль торговли
Волгоградским УФАС России в отчетном периоде производилось определение долей ХС, осуществляющих свою деятельность посредством организации торговой сети в границах административно-территориальных делений ВО за 2020 год. По результатам проделанной работы установлено, что не вправе приобретать или арендовать в 2021 году дополнительную площадь в определенных границах торговые сети АО «Тандер» и ООО «Тамерлан».
В частности, в 2021 году были не вправе приобретать или арендовать дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения:
1) АО «Тандер» в границах:
- городского округа г. Волжский;
- городского округа г. Камышин;
- городского округа г. Урюпинск;
- Алексеевского муниципального района;
- Городищенского муниципального района;
- Даниловского муниципального района;
- Еланского муниципального района;
- Калачевского муниципального района;
- Камышинского муниципального района;
- Среднеахтубинского муниципального района;
- Фроловского муниципального района;
2) ООО «Тамерлан» в границах:
- Быковского муниципального района;
- Даниловского муниципального района;
- Киквидзенского муниципального района;
- Ольховского муниципального района;
- Светлоярского муниципального района.
Антимонопольный контроль органов власти
В 2021 году возбуждено и рассмотрено 1 дело по ст. 15 Закона о защите конкуренции (2020 – 3) и 4 дела по ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (заключение договора аренды в отношении муниципального имущества без проведения торгов) (2020 – 1). Выдано 1 предписание. Кроме того, органам власти выдано 17 предупреждений (15 исполнено, в т.ч. 1, выданное в 2020 году, 3 находятся в стадии исполнения) (2020 – 7 предупреждений).
Всего в 2021 году возбуждено и рассмотрено 68 дел по жалобам на действия организаторов торгов, аукционных и конкурсных комиссий органов власти в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», из них 22 признаны обоснованными, выдано 12 предписаний, 8 исполнено в срок, 2 обжаловано в суд, 2 находится в стадии исполнения.
Наиболее распространенными нарушениями в сфере порядка проведения процедуры торгов и порядка заключения договоров за указанный период были:
- нарушение порядка организации и проведения аукционов в сфере земельных отношений в связи с нарушением порядка организации торгов, нарушением порядка отказа от проведения торгов, нарушением сроков размещения информационного сообщения (рассмотрено 15 жалоб, 11 обоснованных);
- нарушение порядка продажи государственного и муниципального имущества в части неверного указания срока подачи заявок, реквизитов для оплаты задатков (рассмотрено 4 жалобы, 2 обоснованные);
- нарушение порядка реализации имущества должников через специализированные организации, заключившие государственные контракты с ТУ Росимущества в Волгоградской области, в части не указания полной информации о предмете лота (рассмотрено 35 жалоб, 2 обоснованные).
В 2021 году проведены 2 плановые выездные проверки органов местного самоуправления. Самые многочисленные нарушения выявлены в администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области. По результатам выдано 5 предупреждений о приведении в соответствие с действующим законодательством административных регламентов, регулирующих порядок предоставления земельных участков и имущества, находящихся в муниципальной собственности. Предупреждения исполнены в срок.
Контроль недобросовестной конкуренции (НДК)
В рассмотрении находилось 3 дела, связанных с НДК. 2 из них завершено, одно по ст. 14.4 (недобросовестное приобретение и использование средства индивидуализации), другое по ст. 14.6 (смешение с конкурентом).
Вынесено 5 предупреждений; из них 4 исполнено, 1 на конец года находилось в стадии исполнения.
Контроль рекламы
За отчетный период рассмотрено 81 дело о нарушениях законодательства о рекламе, что почти на треть больше, чем в 2020м (63 дела). В ходе рассмотрения 12 дел прекращено в связи с неподтверждением признаков нарушения законодательства в рамках рассмотрения дела, по 69 вынесено решение о нарушении.
В 2021 года наибольшее количество выявленных нарушений (39 случаев) связано с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента (2020 – 18).
Рассмотрено 8 дел по материалам, направленным из Южного главного управления Банка России (в 2020 году – 9). По результатам рассмотрения указанных дел были выявлены 4 нарушения ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе (нарушение запрета на рекламу услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)»), а также ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе (недостоверная реклама).
Сохраняется большая доля дел по федеральной рекламе, растет количество дел по рекламе, распространяемой в сети Интернет.
Контроль госзаказа
В части контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе за 2021 года рассмотрено 482 жалоб (589). Из них: 405 были рассмотрены по существу (486), 52 возвращены (79), 25 жалоб отозваны (24). Из 405 (486) жалоб, рассмотренных по существу, 59 (115) признаны обоснованными, 346 (371) – необоснованными. Таким образом, за этот год существенно (на 40%) снизилась доля обоснованных жалоб.
Выявлялись следующие наиболее характерные нарушения законодательства о контрактной системе:
- установление требований к участникам закупок в нарушение требований законодательства о контрактной системе;
- неправомерное признание заявки участника не соответствующей положениям документации;
- не установление запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
В отчётном периоде на особом контроле находились закупки в рамках реализации национальных проектов. В таких закупках даже незначительные нарушения могут привести к серьезным последствиям. Всего было рассмотрено 115 жалоб на такие закупки. В 11 закупках были выявлены нарушения. Для их устранения были выданы 7 предписаний о внесении изменений в документацию по закупкам, и, как следствие, повторном проведении всех процедур.
Продолжает проявляться тенденция по увеличению количества обращений о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В реестр недобросовестных поставщиков включено 133 нарушителя, что в 2,2 раза больше, чем в аналогичном периоде 2020 года (61).
Результаты отдельных мониторингов
ГСМ
На территории Волгоградской области признаки доминирования на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива усматриваются в положении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», в связи с чем на данный хозяйствующий субъект могут распространяться запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Розничная цена ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» за 2021 год на АИ-92 на АИ-92 выросла на 8,12%, на АИ-95 на 8,05%, на ДТ на 7,98%. При этом повышение розничных цен на нефтепродукты у ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» не превышало уровень инфляции за 2021 год (8,39%). Таким образом, в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» признаков нарушения антимонопольного законодательства на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в 2021 году не усматривалось.
Вместе с тем, в мае 2021 года в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» Управлением выявлено установление разного уровня цен на бензины на АЗС в Волгоградской области путем проведения на ряде АЗС акции «ДЕНЬ-НОЧЬ», в связи с чем ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» выдано предупреждение о снижении розничных цен на автомобильные бензины ЭКТО-92, АИ-95-К5, ЭКТО Plus (95) на акционных АЗС до общего уровня соответствующих цен на АЗС, эксплуатируемых ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» на территории Волгоградской области.
Указанное предупреждение, выданное по признакам нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» исполнено в срок, в связи с чем дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось.
СУГ
По результатам еженедельных мониторингов цен на СУГ за 2021 год произошло повышение розничных цен на 13,94%, вместе с тем, закупочные цены за указанный период выросли более чем на 20%.
Контроль за оптовыми отпускными ценами заводов-производителей СУГ (закупочными ценами на СУГ) осуществляет центральный аппарат ФАС России (г. Москва).
В целях стабилизации ценовой ситуации на рынке СУГ ФАС России совместно с Минэнерго рекомендовало крупным производителям перераспределить поставки СУГ с экспорта на внутренний рынок для удовлетворения растущего в летний период спроса на газомоторное топливо на АГЗС.
Продукты питания
ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.
Рынки услуг розничной торговли в Российской Федерации в целом являются конкурентными. На территории Волгоградской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынках услуг розничной торговли.
Территориальные управления ФАС России осуществляют постоянный мониторинг на рынках оптовой и розничной продажи социально значимых продовольственных товаров и плодоовощной продукции. Мониторинг ведется на предмет возможного необоснованного повышения цен, злоупотребления доминирующим положением на рынке, наличия запрещенных антимонопольным законодательством соглашений или согласованных действий участников соответствующих рынков.
В целях получения оперативной информации о фактах повышения цен на социально значимые товары и продукты питания Волгоградским УФАС России организована «горячая линия». Обобщённая информация, поступившая на «горячую линию», обращения граждан еженедельно направляется в ЦА ФАС России.
Для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых товаров, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное, принято постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2094, были заключены соглашения между Минпромторгом, Минсельхозом, торговыми сетями и производителями продовольственных товаров «О снижении и поддержании цен на сахар-песок и масло подсолнечное» (далее – Соглашения).
Срок действия этих соглашений закончился (по сахару – 01.06.2021, по маслу подсолнечному – 01.10.2021).
Вместе с тем, антимонопольный орган в 2021 году проводил проверки наличия и цен на указанные товары в торговых сетях Волгоградской области. По результатам проверок дефицита товаров не выявлено.
Кроме того, Волгоградским УФАС России по инициативе центрального аппарата ФАС России проведена работа с крупнейшими региональными сетями области по вопросу добровольного самоограничения при установлении торговых наценок на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, а также овощную продукцию.
В рамках проведенной работы данную инициативу поддержала торговая сеть «Покупочка» (ООО «Тамерлан»). Размер торговых наценок на социально значимые продовольственные товары и овощную продукцию в данной торговой сети варьировался на конец 2021 года от -27% (на картофель) до +8% (на огурцы).
Так, например, средний размер наценки на основные группы товаров составлял: овощи -5,83%; мясо кур +1,12%; мука 0%; макароны -2%; рис, крупа гречневая +1%; сахар +3%; хлеб + 4%; рыба +7%; фрукты +3,43%.