Волгоградское УФАС России в очередной раз уличило ювелирную сеть Sunlight в ведении недобросовестной конкуренции

Волгоградское УФАС России рассмотрело заявление гражданина, переданное из ФАС России, который обратил внимание на то, что ООО «Солнечный свет» (сеть ювелирных магазинов Sunlight) на своем сайте https://sunlight.net каждый год (в том числе и в настоящее время) сообщает о закрытии своих магазинов, однако, как отметил заявитель, данная информация является ложной. Заявитель посчитал такие методы ведения бизнеса нечестной конкуренцией.

УФАС запросило у Общества объяснения относительно того, что, собственно, понимается под закрытием магазинов на этот раз. На что ООО «Солнечный свет» в своем ответе прямо указало, что «Информация «закрытие магазинов», размещенная на сайте https://sunlight.net, означает как временное, так и окончательное закрытие магазинов на территории Российской Федерации. Обществом осуществляется предоставление скидок до -80% на весь ассортимент». Информация запланирована к распространению в период с 28.07.2021 по 31.10.2021

В качестве доказательства «закрытия» Общество приложило документы о расторжении в период с 31.07.2021 по 31.08.2021 договоров аренды по 7 (из более чем 400!) магазинам сети и о приостановке работы на 4 дня в связи с заменой торгового оборудования одного магазина (!).

Оценив данное объяснение в УФАС посчитали, что данная позиция Общества свидетельствует о намеренном введении в заблуждение потребителей, так как информация о закрытии магазинов сети распространяется на всей территории России и воспринимается как в целом закрытие магазинов сети, а не только 1-2% от общего числа магазинов.

История вопроса. В 2019 подобные действия по распространению информации о ликвидации сети магазинов уже расценивались Во2 Закона о защите конкуренции. Тогда впервые ООО «Солнечный свет», а также еще трем компаниям, входящим в группу компаний «Sunlight» Волгоградским УФАС России выдавалось предупреждение, которое было исполнено в установленные сроки (https://volgograd.fas.gov.ru/news/12719).

Однако уже через полгода в марте 2020 года в Волгоградское УФС России поступило заявление по факту распространения смс-рекламы от отправителя «Sunlight» с текстом «Уходим с рынка…» Волгоградским УФАС России по результатам рассмотрения данного заявления было вынесено решение по делу № 034/05/5-540/2020 о признании рекламы ненадлежащей, нарушающей п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе (https://volgograd.fas.gov.ru/news/12836). Общество оштрафовано на 400 т.р. (https://volgograd.fas.gov.ru/news/12858).

В августе 2020 года ООО «Солнечный свет» вновь распространяло информацию о закрытии магазинов сети в форме рекламы. Заявления граждан были на этот раз направлены ФАС России для рассмотрения в Челябинское УФАС России. Данным территориальным органом в декабре 2020 года вынесено решении о признании рекламы ненадлежащей, нарушающей п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе. На Общество наложен штраф в размере 200 т.р.

Таким образом, маркетинговый прием с закрытием магазинов компании, работающих под брендом Sunlight, используют уже несколько лет. Данные действия содержат в себе признаки недобросовестной конкуренции в форме введения потребителей в заблуждение, запрет на которые установлен ст. 14. 2 Закона о защите конкуренции.

На этот раз Волгоградское УФАС посчитало необходимым выдать ООО «Солнечный свет» сразу два предупреждения:

одно - о необходимости в течении 10-дней с момента получения предупреждения прекращения действий по распространению в настоящее время вводящей в заблуждение информации о закрытии магазинов сети;

второе – об устранении причин и условий, которые способствуют данному нарушению, согласно которому ООО «Солнечный свет» в срок до 01 ноября необходимо  принять меры административного и организационного характера по недопущению при проведении сезонных скидочных акций в магазинах сети «Sunlight» распространения недостоверной/вводящей в заблуждение потребителей информации о предстоящем прекращении/приостановлении деятельности магазинов «Sunlight», а также по недопущению при определении наименования маркетинговых и стимулирующих акций использования слов и выражений, указывающих на прекращение/приостановление деятельности сети магазинов «Sunlight», в случае, если фактически такое прекращение/приостановление деятельности не осуществляется.

В случае неисполнения любого из данных предупреждений УФАС будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Солнечный свет».

Как прокомментировала ситуацию заместитель руководителя УФАС Ирина Никуйко: «Мы понимаем, что закрытие «Sunlight» стало своеобразным мемом, символизирующим агрессивный маркетинг, и часть потребителей уже не воспринимает всерьез очередные закрытия и ликвидации данной сети, однако оставлять без должной оценки и пресечения такую практику было бы не верным, так как это давало бы возможность для тиражирования данной недобросовестной конкурентной тактики».