Продолжение истории про «проверенную» аптеку: суд признал добросовестной рекламу ГУП «Волгофарм»

Эта история началась год назад в марте 2018 года, когда в Волгоградское УФАС России поступило заявление гражданина с жалобой на наружную рекламу крупной старейшей аптечной сети «Волгофарм» с текстом: «Здоровье – не азартная игра. Покупайте лекарства в проверенных аптеках!!! Новая аптека Волгофарм, бульвар 30 лет Победы, 60 (стрелка направо) через 200 м Он-лайн - заказ www.volgofarm.ru (логотип компании) лицензия ЛО 34-02-001810 от 19.01.2018». О возбуждении дела о нарушении рекламного законодательства и итогах его рассмотрения см. на сайте Управления (https://volgograd.fas.gov.ru/news/12442, https://volgograd.fas.gov.ru/news/12494). В ходе дела были проведены две лингвистические экспертизы текста рекламы. Первая экспертиза была изготовлена по инициативе и по заказу ГУП «Волгофарм» и содержала вывод о том, что текст рекламы, включая слова «азартная игра» и «проверенные аптеки» не нарушает общие требования к рекламе, не содержит сравнения и не имеет порочащих деловую репутацию свойств. Комиссия УФАС, ознакомившись с вопросами, поставленными Волгофармом перед экспертом, и выводами экспертизы пришла к выводу, что в результате проведенной экспертизы не были получены ответы на те вопросы, которые необходимо было поставить на разрешение эксперта-лингвиста. По инициативе Комиссии была проведена еще одна лингвистическая экспертиза, выводы которой оказались противоположными. В конце июня реклама ГУП «Волгофарм» была признана антимонопольным органом недобросовестной, нарушающей п. 1 и 2 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе № 38-ФЗ. Установлено, что данная реклама содержит некорректное сравнение лекарств, продаваемых в аптеках «Волгофарм», с лекарствами, продаваемыми в других аптеках, что порочит деловую репутацию конкурентов аптечной сети на рынке реализуемых лекарственных препаратов. Позднее на ГУП «Волгофарм» был наложен штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП в размере 50 тыс. руб.. При определении размера санкции (ниже минимального по данной статье) должностным лицом УФАС был учтены такие обстоятельства как непродолжительный период распространения рекламы (только 1 месяц - распространение рекламы было прекращено сразу после возбуждения Управлением дела), незначительные масштабы (1 рекламная конструкция). Решение по рекламному делу № 18-03-5-02/144 и постановление по административному делу № 18-03-14.4-02/549 размещены в базе решений ФАС России (https://br.fas.gov.ru/management/documents/documents/40885368-22b3-4089-acb3-09e3dfa8387c/, https://br.fas.gov.ru/management/documents/documents/9963e35c-863d-4084-8aef-b2907694f3e0/). В конце сентября 2018 года ГУП «Волгофарм» обжаловало в Волгоградском Арбитражном суде и решение по рекламному делу и постановление о наложении штрафа. Судебное дело длилось 5 месяцев и 5 дней. К рассмотрению дела были привлечены лингвисты, делавшие заключение в ходе рекламного дала. Кроме того, ГУП «Волгофарм» ходатайствовало о проведении еще одной, на этот раз судебной экспертизы. И, несмотря на возражения представителей УФАС, суд назначил еще одну экспертизу. Судебный эксперт посчитал, что использование слова «проверенный» в предложении «Покупайте лекарства в проверенных аптеках!!!» указывает на наличие имплицитного (скрытого, неявного) значения «непроверенный». Смысл рассматриваемой рекламы: совет приобретать лекарства в надежных аптеках и не приобретать их в ненадежных/незаслуживающих доверия, потому что здоровьем нельзя рисковать; одной из заслуживающих доверия аптек является «новая аптека «Волгофарм». Судебный эксперт также пришел к выводу о наличии в рекламе негативной оценки деятельности иных аптек кроме «Волгофарма» (не всех иных, а неких иных, но кроме «Волгофарма»). Данная негативная оценка, по мнению эксперта, состоит в том, что покупка лекарственных средств в неких «непроверенных» аптеках равносильна азартной игре и может нанести вред здоровью. Однако, при этом, судебный эксперт не усмотрел в рекламе сравнения конкурентов. Арбитражный суд Волгоградской области признал незаконным решение Волгоградского УФАС о признании рекламы недобросовестной и постановление о наложении штрафа. Решение в полном объеме опубликовано в базе решений 07 марта (номер судебного дела А12-34592/2018). Вынося решение по делу, Арбитражный суд Волгоградской области не усмотрел в рекламе никакого сравнения, в том числе некорректного, а также дискредитацию конкурентов. Довод о том, что реклама подразумевает наличие неких непроверенных аптек суд посчитал необоснованным, так как фактически данный вид деятельности относится к лицензируемым и все аптеки подвергаются проверкам. А вывод эксперта о негативной оценке деятельности иных аптек кроме «Волгофарма» суд отмел в связи с тем, что он противоречит выводу экспертизы об отсутствии сравнения в рекламе. Заместитель руководителя Волгоградского УФАС России Ирина Никуйко отметила: «Примечательно, что за последние четыре года это первое решение Волгоградского УФАС по рекламному делу, отмененное судом. Мы намерены оспаривать его в апелляционной инстанции. Считаем дела, связанные с дискредитацией конкурентов посредством рекламы, исключительно важными. Подобные дела показывают, что контроль рекламы является неотъемлемой функцией антимонопольного органа, призванного следить за «чистотой» конкуренции особенно в условиях «провалов рынка», связанных с присутствием на нем государственных предприятий. Справка: Согласно п. 1 и 2 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая: 1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; 2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.