О признании факта нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области п. 2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: 13-01-15-03/620
Дата публикации: 6 февраля 2014, 17:51

РЕШЕНИЕ

по делу №13-01-15-03/620

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2014 г.                                            г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 06 февраля 2014 г.                                       

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:     Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:                 Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела  контроля органов власти;

Донецков Е.С. – государственный инспектор отдела  контроля органов власти, 

 

рассмотрев дело № 13-01-15-03/620 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, г. Волгоград, Коммунистическая, 5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии в заседании:

ИП Кольц В.Н.

Александрова В.В. (доверенность от 26.04.2013) – представителя ИП Кольца В.Н.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не явилось, извещено надлежащим образом.

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом УФАС по Волгоградской области №559 от 09.12.2013 возбуждено дело №13-01-15-03/620 по заявлениям ИП Кольц В.Н. (вх.№4345 от 04.07.2013), а также по материалам Прокуратуры Волгоградской области (вх.№4735 от 19.07.2013 с приложением аналогичного заявления ИП Кольц В.Н.) в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления требований к услугам по перевозке пассажиров и к хозяйствующим субъектам (перевозчикам) не предусмотренных законодательством РФ (ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции). 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области 23 июля 2013 года принято решение по делу № 11-01-15-03/538 и выдано предписание Управлению транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области прекратить предъявлять требования к перевозчикам, оказывающих услуги по перевозке пассажиров на действующих маршрутах, организованных в порядке, установленном на момент их открытия, об обязательном заключении типовых договоров предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области». Решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-27523/2012 Решение УФАС по делу № 11-01-15-03/538 признано законным и обоснованным.

Судом подтверждено, что ИП Кольц В.Н. обоснованно не заключил договор, предусмотренный Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563, имеет право осуществлять перевозки без заключения договора. 

Дело №  11-01-15-03/538 выделено из дела № 11-01-15-03/481, касающегося не соответствии пунктов Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563  п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Судом кассационной инстанции по делу № А12-22945/2012 признано необоснованным Решение УФАС по Волгоградской области от 23.07.2012 по делу № 11-01-15-03/481.

ИП Кольц В.Н в связи с отменой решения по делу № 11-01-15-03/481 счел необходимым заключить договор и 28 мая 2013 года обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области для заключения договора на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в Волгоградской области.  Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области письмом от 21.06.2013 № 25/5470 отказало ИП Кольц В.Н. в заключении договора мотивируя установлением Законом Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области» (далее по тексту Закон Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД) и Постановлением Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 № 234-п «Об организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории Волгоградской области» (далее по тексту Постановление от 13.05.2013 № 234-п) норм о заключении договора только по результатам конкурса. Ранее действовавшее Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области» прекратило свое действие 22 мая 2013 года.

При этом, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области ИП Кольц В.Н привлекается к административной ответственности по ст.11.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности (постановление от 04.07.2013) в связи с осуществлением перевозок без договора.

Заявителем по делу ИП Кольц В.Н. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области направлено заявление (вх. №4345 от 04.07.2013) с жалобой на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Принятие решения по заявлению отложено в связи с  нахождением на рассмотрении в арбитражном суде дела №А12-18638/2013 (по обжалованию постановления от 04.07.2013), выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения заявления.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2013 по делу №А12-18638/2013 постановление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 04.07.2013 признано незаконным и отменено. Тем не менее, 02.12.2013 Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области выносится  новое Постановление по делу об административном правонарушении по ст.11.6 Кодекса Волгоградской области в отношении ИП Кольц В.Н. Решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-18638/2013 вступило в законную силу 09.12.2013.

Фактически Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области вынуждает ИП Кольц В.Н. к обращению за заключением договора по результатам конкурса, либо прекращению осуществления перевозок под угрозой административной ответственности.

Закон Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД содержит нормы, аналогичные нормам, имевшимся в Постановлении Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563.

Кольц В.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной службы России №3 по Волгоградской области за основным государственным рационным номером 30434532600013 от 30.09.2004. В соответствии с лицензией №АСС-34-036655, выданной УГАДН по Волгоградской области по надзору в сфере транспорта от 04.04.2013 (срок действия лицензии - бессрочно). Перевозки осуществляются по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» с 2002г. автомобильным транспортом ГАЗ 322132 госномер С928СН 34 регион и ГАЗ 322131 госномер Р230СО 34 регион.

ИП Кольц В.Н. полагает, что при наличии лицензии и законно оформленных документов на осуществление перевозок по пригородному маршруту он не может осуществлять свою деятельность, так как это грозит привлечением его Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области к административной ответственности.

Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области письменное объяснение по делу не представлено. Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области полагает, что в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД ИП Кольц В.Н. не имеет право осуществлять перевозки пассажиров по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» без заключенного договора.

 

Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 8 Закона Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД с целью организации транспортного обслуживания и обеспечения безопасных условий перевозок пассажиров организатор транспортного обслуживания заключает с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоры об организации транспортного обслуживания (далее - договоры).

Договором предусматривается выполнение установленного количества рейсов по одному или нескольким автобусным маршрутам в течение срока действия соответствующего договора.

Договор заключается сроком на пять лет по результатам конкурса, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе выполнять перевозки пассажиров на автобусных маршрутах без заключения договора.

С целью заключения договора, указанного в части 1 настоящей статьи, с перевозчиком, предложившим лучшие условия для выполнения безопасной и качественной перевозки пассажиров на автобусных маршрутах, проводится конкурс в случаях:

1) открытия нового автобусного маршрута;

2) истечения срока действия договора;

3) досрочного расторжения договора;

4) необходимости обеспечения дополнительной потребности в услугах пассажирского автомобильного транспорта на автобусных маршрутах.

Аналогичны положения содержатся в пунктах 2.1-2.6 Постановления Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 № 234-п и содержались в пунктах 3.1-3.15 ранее действовавших Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области, утвержденных Постановлением Главы Администрации Волгоградской области №563 от 30.05.2011 года.

Таким образом, для заключения ИП Кольц В.Н. договора с соответствующими органами на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах необходимо возникновение оснований указанных в Законе Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД:

1) открытия нового автобусного маршрута;

2) истечения срока действия договора;

3) досрочного расторжения договора;

4) необходимости обеспечения дополнительной потребности в услугах пассажирского автомобильного транспорта на автобусных маршрутах.

Таких оснований в рассматриваемых в данном обстоятельствах не имеется.

Правила регламентируют заключение договора лишь на вновь открываемых маршрутах, тогда как автобусный маршрут, на котором осуществлял перевозку пассажиров ИП Кольц В.Н. является действующим, организован до вступления в силу Закона Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД.

При этом Закон Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД не содержит порядка заключения договоров на уже действующих маршрутах или же распространение установленного ст.8 Закона порядка на заключение таких договоров.

Статьей 11.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, принятого Волгоградской областной Думой 29.05.2008 (Закон Волгоградской области от 11.06.2008 №1693-ОД), предусмотрена  административная ответственность за нарушение правил транспортного обслуживания населения, установленных нормативными правовыми актами Волгоградской области. На основании данной статьи Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в отношении ИП Кольц В.Н. возбуждается административное производство. В Постановлении по делу об Административном правонарушении от 04.07.2013, составленным и.о. заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Зотовым И.П., составленном в отношении ИП Кольц В.Н. указано, что отсутствие договора по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» нарушает п.2.4  Правил, утвержденных Постановлением Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 № 234-п.

Арбитражным судом Волгоградской области по делам № А12-27523/2012, №А12-18638/2013 установлено, что ИП Кольц В.Н. имеет законное право осуществлять перевозки по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» без заключения договора.

Таким образом, предъявление требования Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о наличии заключенного договора с органом исполнительной власти на выполнение регулярных перевозок по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» у индивидуального предпринимателя Кольц В.Н. является необоснованным препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований, что является нарушением п.2 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем вытеснения ИП Кольц В.Н. с рынка оказания услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении ввиду угрозы привлечения к административной ответственности при продолжении осуществления перевозок.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области п. 2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований о наличии заключенного договора с органом исполнительной власти на выполнение регулярных перевозок по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» у индивидуального предпринимателя Кольц В.Н.

2. Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

прекратить ограничивать право индивидуального предпринимателя Кольц В.Н. на осуществление перевозок без договора на организацию транспортного обслуживания на выполнение регулярных перевозок по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» и рассматривать деятельность ИП Кольц В.Н. по перевозке пассажиров по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» без договора на организацию транспортного обслуживания как нарушение транспортного законодательства.

Срок исполнения предписания 1 месяц.

О выполнении предписания сообщить не позднее пяти дней с момента его выполнения.

stdClass Object ( [vid] => 9916 [uid] => 5 [title] => О признании факта нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области п. 2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9916 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391694710 [changed] => 1391694710 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391694710 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №13-01-15-03/620

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2014 г.                                            г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 06 февраля 2014 г.                                       

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:     Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:                 Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела  контроля органов власти;

Донецков Е.С. – государственный инспектор отдела  контроля органов власти, 

 

рассмотрев дело № 13-01-15-03/620 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, г. Волгоград, Коммунистическая, 5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии в заседании:

ИП Кольц В.Н.

Александрова В.В. (доверенность от 26.04.2013) – представителя ИП Кольца В.Н.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не явилось, извещено надлежащим образом.

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом УФАС по Волгоградской области №559 от 09.12.2013 возбуждено дело №13-01-15-03/620 по заявлениям ИП Кольц В.Н. (вх.№4345 от 04.07.2013), а также по материалам Прокуратуры Волгоградской области (вх.№4735 от 19.07.2013 с приложением аналогичного заявления ИП Кольц В.Н.) в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления требований к услугам по перевозке пассажиров и к хозяйствующим субъектам (перевозчикам) не предусмотренных законодательством РФ (ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции). 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области 23 июля 2013 года принято решение по делу № 11-01-15-03/538 и выдано предписание Управлению транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области прекратить предъявлять требования к перевозчикам, оказывающих услуги по перевозке пассажиров на действующих маршрутах, организованных в порядке, установленном на момент их открытия, об обязательном заключении типовых договоров предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области». Решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-27523/2012 Решение УФАС по делу № 11-01-15-03/538 признано законным и обоснованным.

Судом подтверждено, что ИП Кольц В.Н. обоснованно не заключил договор, предусмотренный Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563, имеет право осуществлять перевозки без заключения договора. 

Дело №  11-01-15-03/538 выделено из дела № 11-01-15-03/481, касающегося не соответствии пунктов Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563  п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Судом кассационной инстанции по делу № А12-22945/2012 признано необоснованным Решение УФАС по Волгоградской области от 23.07.2012 по делу № 11-01-15-03/481.

ИП Кольц В.Н в связи с отменой решения по делу № 11-01-15-03/481 счел необходимым заключить договор и 28 мая 2013 года обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области для заключения договора на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в Волгоградской области.  Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области письмом от 21.06.2013 № 25/5470 отказало ИП Кольц В.Н. в заключении договора мотивируя установлением Законом Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области» (далее по тексту Закон Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД) и Постановлением Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 № 234-п «Об организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории Волгоградской области» (далее по тексту Постановление от 13.05.2013 № 234-п) норм о заключении договора только по результатам конкурса. Ранее действовавшее Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области» прекратило свое действие 22 мая 2013 года.

При этом, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области ИП Кольц В.Н привлекается к административной ответственности по ст.11.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности (постановление от 04.07.2013) в связи с осуществлением перевозок без договора.

Заявителем по делу ИП Кольц В.Н. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области направлено заявление (вх. №4345 от 04.07.2013) с жалобой на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Принятие решения по заявлению отложено в связи с  нахождением на рассмотрении в арбитражном суде дела №А12-18638/2013 (по обжалованию постановления от 04.07.2013), выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения заявления.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2013 по делу №А12-18638/2013 постановление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 04.07.2013 признано незаконным и отменено. Тем не менее, 02.12.2013 Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области выносится  новое Постановление по делу об административном правонарушении по ст.11.6 Кодекса Волгоградской области в отношении ИП Кольц В.Н. Решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-18638/2013 вступило в законную силу 09.12.2013.

Фактически Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области вынуждает ИП Кольц В.Н. к обращению за заключением договора по результатам конкурса, либо прекращению осуществления перевозок под угрозой административной ответственности.

Закон Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД содержит нормы, аналогичные нормам, имевшимся в Постановлении Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563.

Кольц В.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной службы России №3 по Волгоградской области за основным государственным рационным номером 30434532600013 от 30.09.2004. В соответствии с лицензией №АСС-34-036655, выданной УГАДН по Волгоградской области по надзору в сфере транспорта от 04.04.2013 (срок действия лицензии - бессрочно). Перевозки осуществляются по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» с 2002г. автомобильным транспортом ГАЗ 322132 госномер С928СН 34 регион и ГАЗ 322131 госномер Р230СО 34 регион.

ИП Кольц В.Н. полагает, что при наличии лицензии и законно оформленных документов на осуществление перевозок по пригородному маршруту он не может осуществлять свою деятельность, так как это грозит привлечением его Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области к административной ответственности.

Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области письменное объяснение по делу не представлено. Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области полагает, что в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД ИП Кольц В.Н. не имеет право осуществлять перевозки пассажиров по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» без заключенного договора.

 

Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 8 Закона Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД с целью организации транспортного обслуживания и обеспечения безопасных условий перевозок пассажиров организатор транспортного обслуживания заключает с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоры об организации транспортного обслуживания (далее - договоры).

Договором предусматривается выполнение установленного количества рейсов по одному или нескольким автобусным маршрутам в течение срока действия соответствующего договора.

Договор заключается сроком на пять лет по результатам конкурса, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе выполнять перевозки пассажиров на автобусных маршрутах без заключения договора.

С целью заключения договора, указанного в части 1 настоящей статьи, с перевозчиком, предложившим лучшие условия для выполнения безопасной и качественной перевозки пассажиров на автобусных маршрутах, проводится конкурс в случаях:

1) открытия нового автобусного маршрута;

2) истечения срока действия договора;

3) досрочного расторжения договора;

4) необходимости обеспечения дополнительной потребности в услугах пассажирского автомобильного транспорта на автобусных маршрутах.

Аналогичны положения содержатся в пунктах 2.1-2.6 Постановления Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 № 234-п и содержались в пунктах 3.1-3.15 ранее действовавших Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области, утвержденных Постановлением Главы Администрации Волгоградской области №563 от 30.05.2011 года.

Таким образом, для заключения ИП Кольц В.Н. договора с соответствующими органами на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах необходимо возникновение оснований указанных в Законе Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД:

1) открытия нового автобусного маршрута;

2) истечения срока действия договора;

3) досрочного расторжения договора;

4) необходимости обеспечения дополнительной потребности в услугах пассажирского автомобильного транспорта на автобусных маршрутах.

Таких оснований в рассматриваемых в данном обстоятельствах не имеется.

Правила регламентируют заключение договора лишь на вновь открываемых маршрутах, тогда как автобусный маршрут, на котором осуществлял перевозку пассажиров ИП Кольц В.Н. является действующим, организован до вступления в силу Закона Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД.

При этом Закон Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД не содержит порядка заключения договоров на уже действующих маршрутах или же распространение установленного ст.8 Закона порядка на заключение таких договоров.

Статьей 11.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, принятого Волгоградской областной Думой 29.05.2008 (Закон Волгоградской области от 11.06.2008 №1693-ОД), предусмотрена  административная ответственность за нарушение правил транспортного обслуживания населения, установленных нормативными правовыми актами Волгоградской области. На основании данной статьи Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в отношении ИП Кольц В.Н. возбуждается административное производство. В Постановлении по делу об Административном правонарушении от 04.07.2013, составленным и.о. заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Зотовым И.П., составленном в отношении ИП Кольц В.Н. указано, что отсутствие договора по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» нарушает п.2.4  Правил, утвержденных Постановлением Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 № 234-п.

Арбитражным судом Волгоградской области по делам № А12-27523/2012, №А12-18638/2013 установлено, что ИП Кольц В.Н. имеет законное право осуществлять перевозки по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» без заключения договора.

Таким образом, предъявление требования Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о наличии заключенного договора с органом исполнительной власти на выполнение регулярных перевозок по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» у индивидуального предпринимателя Кольц В.Н. является необоснованным препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований, что является нарушением п.2 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем вытеснения ИП Кольц В.Н. с рынка оказания услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении ввиду угрозы привлечения к административной ответственности при продолжении осуществления перевозок.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области п. 2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований о наличии заключенного договора с органом исполнительной власти на выполнение регулярных перевозок по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» у индивидуального предпринимателя Кольц В.Н.

2. Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

прекратить ограничивать право индивидуального предпринимателя Кольц В.Н. на осуществление перевозок без договора на организацию транспортного обслуживания на выполнение регулярных перевозок по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» и рассматривать деятельность ИП Кольц В.Н. по перевозке пассажиров по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» без договора на организацию транспортного обслуживания как нарушение транспортного законодательства.

Срок исполнения предписания 1 месяц.

О выполнении предписания сообщить не позднее пяти дней с момента его выполнения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №13-01-15-03/620

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2014 г.                                            г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 06 февраля 2014 г.                                       

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:     Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:                 Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела  контроля органов власти;

Донецков Е.С. – государственный инспектор отдела  контроля органов власти, 

 

рассмотрев дело № 13-01-15-03/620 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, г. Волгоград, Коммунистическая, 5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии в заседании:

ИП Кольц В.Н.

Александрова В.В. (доверенность от 26.04.2013) – представителя ИП Кольца В.Н.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не явилось, извещено надлежащим образом.

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом УФАС по Волгоградской области №559 от 09.12.2013 возбуждено дело №13-01-15-03/620 по заявлениям ИП Кольц В.Н. (вх.№4345 от 04.07.2013), а также по материалам Прокуратуры Волгоградской области (вх.№4735 от 19.07.2013 с приложением аналогичного заявления ИП Кольц В.Н.) в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления требований к услугам по перевозке пассажиров и к хозяйствующим субъектам (перевозчикам) не предусмотренных законодательством РФ (ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции). 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области 23 июля 2013 года принято решение по делу № 11-01-15-03/538 и выдано предписание Управлению транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области прекратить предъявлять требования к перевозчикам, оказывающих услуги по перевозке пассажиров на действующих маршрутах, организованных в порядке, установленном на момент их открытия, об обязательном заключении типовых договоров предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области». Решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-27523/2012 Решение УФАС по делу № 11-01-15-03/538 признано законным и обоснованным.

Судом подтверждено, что ИП Кольц В.Н. обоснованно не заключил договор, предусмотренный Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563, имеет право осуществлять перевозки без заключения договора. 

Дело №  11-01-15-03/538 выделено из дела № 11-01-15-03/481, касающегося не соответствии пунктов Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563  п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Судом кассационной инстанции по делу № А12-22945/2012 признано необоснованным Решение УФАС по Волгоградской области от 23.07.2012 по делу № 11-01-15-03/481.

ИП Кольц В.Н в связи с отменой решения по делу № 11-01-15-03/481 счел необходимым заключить договор и 28 мая 2013 года обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области для заключения договора на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в Волгоградской области.  Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области письмом от 21.06.2013 № 25/5470 отказало ИП Кольц В.Н. в заключении договора мотивируя установлением Законом Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области» (далее по тексту Закон Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД) и Постановлением Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 № 234-п «Об организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории Волгоградской области» (далее по тексту Постановление от 13.05.2013 № 234-п) норм о заключении договора только по результатам конкурса. Ранее действовавшее Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области» прекратило свое действие 22 мая 2013 года.

При этом, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области ИП Кольц В.Н привлекается к административной ответственности по ст.11.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности (постановление от 04.07.2013) в связи с осуществлением перевозок без договора.

Заявителем по делу ИП Кольц В.Н. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области направлено заявление (вх. №4345 от 04.07.2013) с жалобой на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Принятие решения по заявлению отложено в связи с  нахождением на рассмотрении в арбитражном суде дела №А12-18638/2013 (по обжалованию постановления от 04.07.2013), выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения заявления.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2013 по делу №А12-18638/2013 постановление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 04.07.2013 признано незаконным и отменено. Тем не менее, 02.12.2013 Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области выносится  новое Постановление по делу об административном правонарушении по ст.11.6 Кодекса Волгоградской области в отношении ИП Кольц В.Н. Решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-18638/2013 вступило в законную силу 09.12.2013.

Фактически Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области вынуждает ИП Кольц В.Н. к обращению за заключением договора по результатам конкурса, либо прекращению осуществления перевозок под угрозой административной ответственности.

Закон Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД содержит нормы, аналогичные нормам, имевшимся в Постановлении Главы Администрации Волгоградской области от 30.05.2011 №563.

Кольц В.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной службы России №3 по Волгоградской области за основным государственным рационным номером 30434532600013 от 30.09.2004. В соответствии с лицензией №АСС-34-036655, выданной УГАДН по Волгоградской области по надзору в сфере транспорта от 04.04.2013 (срок действия лицензии - бессрочно). Перевозки осуществляются по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» с 2002г. автомобильным транспортом ГАЗ 322132 госномер С928СН 34 регион и ГАЗ 322131 госномер Р230СО 34 регион.

ИП Кольц В.Н. полагает, что при наличии лицензии и законно оформленных документов на осуществление перевозок по пригородному маршруту он не может осуществлять свою деятельность, так как это грозит привлечением его Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области к административной ответственности.

Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области письменное объяснение по делу не представлено. Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области полагает, что в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД ИП Кольц В.Н. не имеет право осуществлять перевозки пассажиров по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» без заключенного договора.

 

Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 8 Закона Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД с целью организации транспортного обслуживания и обеспечения безопасных условий перевозок пассажиров организатор транспортного обслуживания заключает с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоры об организации транспортного обслуживания (далее - договоры).

Договором предусматривается выполнение установленного количества рейсов по одному или нескольким автобусным маршрутам в течение срока действия соответствующего договора.

Договор заключается сроком на пять лет по результатам конкурса, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе выполнять перевозки пассажиров на автобусных маршрутах без заключения договора.

С целью заключения договора, указанного в части 1 настоящей статьи, с перевозчиком, предложившим лучшие условия для выполнения безопасной и качественной перевозки пассажиров на автобусных маршрутах, проводится конкурс в случаях:

1) открытия нового автобусного маршрута;

2) истечения срока действия договора;

3) досрочного расторжения договора;

4) необходимости обеспечения дополнительной потребности в услугах пассажирского автомобильного транспорта на автобусных маршрутах.

Аналогичны положения содержатся в пунктах 2.1-2.6 Постановления Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 № 234-п и содержались в пунктах 3.1-3.15 ранее действовавших Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области, утвержденных Постановлением Главы Администрации Волгоградской области №563 от 30.05.2011 года.

Таким образом, для заключения ИП Кольц В.Н. договора с соответствующими органами на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах необходимо возникновение оснований указанных в Законе Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД:

1) открытия нового автобусного маршрута;

2) истечения срока действия договора;

3) досрочного расторжения договора;

4) необходимости обеспечения дополнительной потребности в услугах пассажирского автомобильного транспорта на автобусных маршрутах.

Таких оснований в рассматриваемых в данном обстоятельствах не имеется.

Правила регламентируют заключение договора лишь на вновь открываемых маршрутах, тогда как автобусный маршрут, на котором осуществлял перевозку пассажиров ИП Кольц В.Н. является действующим, организован до вступления в силу Закона Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД.

При этом Закон Волгоградской области от 13.11.2012 № 147-ОД не содержит порядка заключения договоров на уже действующих маршрутах или же распространение установленного ст.8 Закона порядка на заключение таких договоров.

Статьей 11.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, принятого Волгоградской областной Думой 29.05.2008 (Закон Волгоградской области от 11.06.2008 №1693-ОД), предусмотрена  административная ответственность за нарушение правил транспортного обслуживания населения, установленных нормативными правовыми актами Волгоградской области. На основании данной статьи Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в отношении ИП Кольц В.Н. возбуждается административное производство. В Постановлении по делу об Административном правонарушении от 04.07.2013, составленным и.о. заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Зотовым И.П., составленном в отношении ИП Кольц В.Н. указано, что отсутствие договора по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» нарушает п.2.4  Правил, утвержденных Постановлением Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 № 234-п.

Арбитражным судом Волгоградской области по делам № А12-27523/2012, №А12-18638/2013 установлено, что ИП Кольц В.Н. имеет законное право осуществлять перевозки по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» без заключения договора.

Таким образом, предъявление требования Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о наличии заключенного договора с органом исполнительной власти на выполнение регулярных перевозок по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» у индивидуального предпринимателя Кольц В.Н. является необоснованным препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований, что является нарушением п.2 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем вытеснения ИП Кольц В.Н. с рынка оказания услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении ввиду угрозы привлечения к административной ответственности при продолжении осуществления перевозок.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области п. 2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований о наличии заключенного договора с органом исполнительной власти на выполнение регулярных перевозок по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» у индивидуального предпринимателя Кольц В.Н.

2. Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

прекратить ограничивать право индивидуального предпринимателя Кольц В.Н. на осуществление перевозок без договора на организацию транспортного обслуживания на выполнение регулярных перевозок по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» и рассматривать деятельность ИП Кольц В.Н. по перевозке пассажиров по пригородному маршруту «г.Камышин - г.Петров-Вал» без договора на организацию транспортного обслуживания как нарушение транспортного законодательства.

Срок исполнения предписания 1 месяц.

О выполнении предписания сообщить не позднее пяти дней с момента его выполнения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 13-01-15-03/620 [format] => [safe_value] => 13-01-15-03/620 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-06 13:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-16 13:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391694710 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )