О привлечении к административной ответственности юридическое лицо – МУП «Городской водоканал г. Волгограда» по части 2 статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Номер дела: 13-01-14.31-04/545
Дата публикации: 23 декабря 2013, 14:39

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

г. Волгоград                                                                                            Дело № 13-01-14.31-04/545

 

Резолютивная часть оглашена 20 декабря 2013 года

В полном объеме текст Постановления изготовлен 23 декабря 2013 года

            Я, Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области Гаджиева Анна Владимировна, рассмотрев материалы дела № 13-01-14.31-04/545 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал г. Волгограда» (400002, Волгоградская обл., Волгоград г, Песчанокопская ул., 2/1, ОГРН 1033400546156, ИНН 3446002106) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

            в присутствии от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Юриной О.К. (доверенность от 28.10.2013 г. № 643)

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения дела № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее – Управление),  согласно решению от 17 мая 2013 года (исх. № 04-7/2335) признала Муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал г. Волгограда» (далее также – Предприятие),  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили заявления Сычевой Е.Е., Зининой Г.А., Бачировой Е.В. (далее также – Заявители) с жалобой на нарушение Предприятием антимонопольного законодательства. 

         По результатам рассмотрения заявлений, в соответствии с приказом  руководителя Управления от 01.04.2013 г. № 97, в отношении Предприятия было возбуждено дело № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения Комиссией Управления дела № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что услуги по водоснабжению и водоотведению относятся к естественно-монопольным видам деятельности,  в связи с чем положение Предприятия на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах расположения водопроводных сетей, эксплуатируемых Предприятием, в силу ст. 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим.  

   Комиссия Управления также установила, что Предприятие, занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, злоупотребило доминирующим положением на соответствующем товарном рынке путем необоснованного отказа в выдаче Заявителям технических условий на водоснабжение и водоотведение (технологическое присоединение) индивидуальных жилых домов в п. Солнечный Краснооктябрьского района г. Волгограда.

Совершение вышеуказанных действий в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является недопустимым.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации является административным правонарушением.

   В связи с тем, что согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в отношении МУП «Городской водоканал г. Волгограда», на основании решения комиссии Управления по делу № 13-01-10-04/136  был составлен протокол по делу об административном правонарушении.

   На рассмотрении дела МУП «Городской водоканал г. Волгограда» просило рассмотрение дела об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.  

            Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации является административным правонарушением.

   Перечень действий, в которых может быть выражено злоупотребление доминирующим положением на соответствующем товарном рынке, приведен в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

   При этом согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Согласно вступившему в законную силу решению Комиссии Управления по делу № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства Предприятие признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

   В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

  При таких обстоятельствах, Управление приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Городской водоканал г. Волгограда» состава нарушения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

   В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем Предприятием не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что первое предприняло все зависящие меры, направленные на соблюдение антимонопольного законодательства, а нарушение императивных требований закона вызвано объективными обстоятельствами, находящимися вне контроля Предприятия. О наличии таких обстоятельствах также не было заявлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

   Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5. КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

   Решением Комиссии Управления по делу № 13-01-10-04/136  Предприятие было признано злоупотребившим доминирующим положением на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

Из представленной в адрес Управления справки о выручке Предприятия за 2012 год следует, что выручка Предприятия от оказания услуг водоснабжения составляет 1 322 124 тыс. рублей, водоотведения – 639 997 тыс. рублей. Итого сумма выручка на рынке, на котором было совершено нарушение антимонопольного законодательства (оказания услуг водоснабжения и водоотведения) составила 1 962 121 тыс. рублей. 

   Из бухгалтерской отчетности за 2012 год также следует, что совокупная выручка организации от реализации всех товаров (работ, услуг) за 12 месяцев 2012 года составляет 2 028 678 тыс. рублей.  

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с п. 2 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

   В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что МУП «ВКХ» добровольно исполнило предписание по делу № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Тем самым МУП «Городской водоканал г. Волгограда» предотвратило наступление неблагоприятных последствий совершенного административного правонарушения, что также является обстоятельством смягчающим административную ответственность (п. 5 ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).   

Согласно п. 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемого на МУП «Городской водоканал г. Волгограда» рассчитывается следующим образом: 5 886 363мин. размер  + (40 573 560макс.размер –5 886 363мин.размер)/2)половина разности макс. и мин размера = 23 229 961,5 рублей. Полученный размер штрафа подлежит уменьшению дважды на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, поскольку имеется смягчающее вину обстоятельство, предусмотренное п. 7 и п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, т.е. на 4 335 899,62 (40 573 560макс.размер –5 886 363мин.размер)/8 = 4 335 899,62).

Таким образом, мера наказания, рассчитанная в соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ определяется в размере 14 558 162,26 рублей (23 229 961,5 - 4 335 899,62 - 4 335 899,62= 14 558 162,26).

Рассмотрев материалы дела, Управление не находит оснований для признания правонарушения малозначительным.

В рассматриваемом случае МУП «Городской водоканал г. Волгограда» сознательно уклонялось (отказывалось) от выдачи  технических условий Заявителям, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей что является достаточным основанием для применения меры административного воздействия в виде штрафа.

Также должностное лицо принимает во внимание то обстоятельство, что наличие технических условий на водоснабжение и водоотведение является необходимым условием для заключения договора на присоединение к системам водоснабжения и канализации. Отказ в выдаче технических условий лишает Заявителей возможности заключить договор на присоединение к системам водоснабжения и водоотведения, а следовательно, реализовать свое право на пользование услугами водоснабжения и водоотведения, в то время как такой энергетический ресурс как питьевая вода является основой жизнедеятельности граждан и общества в целом. При таких обстоятельствах, правонарушение не может быть признано малозначительным.   

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения Предприятием законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени Общества при осуществлении возложенных на них функций.

Доказательств наличия указанных обстоятельств Предприятием не представлено. Исключительных обстоятельств, позволивших бы квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного, МУП «Городской водоканал г. Волгограда» не приведено.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Из представленной справки о расходах (себестоимости) Предприятия за 2012 г. следует, что себестоимость услуги по водоснабжению в 2012 году составила 1 229 280 тыс. рублей, по водоотведению – 622 436 тыс. рублей. Итого сумма расходов на оказание услуг на рынке, на котором было совершено нарушение антимонопольного законодательства (оказания услуг водоснабжения и водоотведения) составила 1 851 716 тыс. рублей. 

Принимая во внимание то обстоятельство, что сумма расходов, понесенных Предприятием в 2012 году на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению ниже суммы полученной выручки от оказания соответствующих услуг, должностное лицо приходит к выводу о возможности рассчитать сумму штрафа, исходя из расходов, понесенных Предприятием от оказания услуг на рынке, на котором совершено правонарушение. При этом штраф в этом случае, в силу примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ  должен быть определен в минимальном размере (3/1000 от суммы расходов), поскольку имеется смягчающее ответственность обстоятельство, предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, что составляет 5 555 148 рублей.

Таким образом, ч. 2 ст. 14.31  и примечание к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ улучшают положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем подлежат применению при рассмотрении дела (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ). 

Таким образом, окончательная мера наказания, расчитанная в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.1, ст. 4.2, ч. 2 ст. 14.31 и примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, назначается в виде штрафа в размере 5 555 148 рублей, что наиболее полно соответствует характеру и степени тяжести совершенного правонарушения.   

            На основании вышеизложенного, руководствуясь, ч.2 ст.2.1, п.3 ч.1 ст. 3.5, ч.2 ст. 4.2., ч.3 ст.4.1, ч.2 ст. 14.31, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Привлечь к административной ответственности юридическое лицо –  Муниципальное унитарное предприятие «Городской водоканал г. Волгограда» (400002, Волгоградская обл., Волгоград г, Песчанокопская ул., 2/1, ОГРН 1033400546156, ИНН 3446002106)  по части 2 статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Применить к Муниципальному унитарному предприятию «Городской водоканал г. Волгограда» меру наказания в виде административного штрафа в размере 5 555 148 (пять миллионов пятьсот пятьдесят пять тысяч сто сорок восемь) рублей.

stdClass Object ( [vid] => 9914 [uid] => 5 [title] => О привлечении к административной ответственности юридическое лицо – МУП «Городской водоканал г. Волгограда» по части 2 статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9914 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391683231 [changed] => 1391683231 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391683231 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

г. Волгоград                                                                                            Дело № 13-01-14.31-04/545

 

Резолютивная часть оглашена 20 декабря 2013 года

В полном объеме текст Постановления изготовлен 23 декабря 2013 года

            Я, Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области Гаджиева Анна Владимировна, рассмотрев материалы дела № 13-01-14.31-04/545 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал г. Волгограда» (400002, Волгоградская обл., Волгоград г, Песчанокопская ул., 2/1, ОГРН 1033400546156, ИНН 3446002106) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

            в присутствии от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Юриной О.К. (доверенность от 28.10.2013 г. № 643)

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения дела № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее – Управление),  согласно решению от 17 мая 2013 года (исх. № 04-7/2335) признала Муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал г. Волгограда» (далее также – Предприятие),  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили заявления Сычевой Е.Е., Зининой Г.А., Бачировой Е.В. (далее также – Заявители) с жалобой на нарушение Предприятием антимонопольного законодательства. 

         По результатам рассмотрения заявлений, в соответствии с приказом  руководителя Управления от 01.04.2013 г. № 97, в отношении Предприятия было возбуждено дело № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения Комиссией Управления дела № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что услуги по водоснабжению и водоотведению относятся к естественно-монопольным видам деятельности,  в связи с чем положение Предприятия на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах расположения водопроводных сетей, эксплуатируемых Предприятием, в силу ст. 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим.  

   Комиссия Управления также установила, что Предприятие, занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, злоупотребило доминирующим положением на соответствующем товарном рынке путем необоснованного отказа в выдаче Заявителям технических условий на водоснабжение и водоотведение (технологическое присоединение) индивидуальных жилых домов в п. Солнечный Краснооктябрьского района г. Волгограда.

Совершение вышеуказанных действий в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является недопустимым.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации является административным правонарушением.

   В связи с тем, что согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в отношении МУП «Городской водоканал г. Волгограда», на основании решения комиссии Управления по делу № 13-01-10-04/136  был составлен протокол по делу об административном правонарушении.

   На рассмотрении дела МУП «Городской водоканал г. Волгограда» просило рассмотрение дела об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.  

            Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации является административным правонарушением.

   Перечень действий, в которых может быть выражено злоупотребление доминирующим положением на соответствующем товарном рынке, приведен в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

   При этом согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Согласно вступившему в законную силу решению Комиссии Управления по делу № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства Предприятие признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

   В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

  При таких обстоятельствах, Управление приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Городской водоканал г. Волгограда» состава нарушения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

   В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем Предприятием не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что первое предприняло все зависящие меры, направленные на соблюдение антимонопольного законодательства, а нарушение императивных требований закона вызвано объективными обстоятельствами, находящимися вне контроля Предприятия. О наличии таких обстоятельствах также не было заявлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

   Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5. КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

   Решением Комиссии Управления по делу № 13-01-10-04/136  Предприятие было признано злоупотребившим доминирующим положением на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

Из представленной в адрес Управления справки о выручке Предприятия за 2012 год следует, что выручка Предприятия от оказания услуг водоснабжения составляет 1 322 124 тыс. рублей, водоотведения – 639 997 тыс. рублей. Итого сумма выручка на рынке, на котором было совершено нарушение антимонопольного законодательства (оказания услуг водоснабжения и водоотведения) составила 1 962 121 тыс. рублей. 

   Из бухгалтерской отчетности за 2012 год также следует, что совокупная выручка организации от реализации всех товаров (работ, услуг) за 12 месяцев 2012 года составляет 2 028 678 тыс. рублей.  

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с п. 2 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

   В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что МУП «ВКХ» добровольно исполнило предписание по делу № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Тем самым МУП «Городской водоканал г. Волгограда» предотвратило наступление неблагоприятных последствий совершенного административного правонарушения, что также является обстоятельством смягчающим административную ответственность (п. 5 ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).   

Согласно п. 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемого на МУП «Городской водоканал г. Волгограда» рассчитывается следующим образом: 5 886 363мин. размер  + (40 573 560макс.размер –5 886 363мин.размер)/2)половина разности макс. и мин размера = 23 229 961,5 рублей. Полученный размер штрафа подлежит уменьшению дважды на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, поскольку имеется смягчающее вину обстоятельство, предусмотренное п. 7 и п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, т.е. на 4 335 899,62 (40 573 560макс.размер –5 886 363мин.размер)/8 = 4 335 899,62).

Таким образом, мера наказания, рассчитанная в соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ определяется в размере 14 558 162,26 рублей (23 229 961,5 - 4 335 899,62 - 4 335 899,62= 14 558 162,26).

Рассмотрев материалы дела, Управление не находит оснований для признания правонарушения малозначительным.

В рассматриваемом случае МУП «Городской водоканал г. Волгограда» сознательно уклонялось (отказывалось) от выдачи  технических условий Заявителям, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей что является достаточным основанием для применения меры административного воздействия в виде штрафа.

Также должностное лицо принимает во внимание то обстоятельство, что наличие технических условий на водоснабжение и водоотведение является необходимым условием для заключения договора на присоединение к системам водоснабжения и канализации. Отказ в выдаче технических условий лишает Заявителей возможности заключить договор на присоединение к системам водоснабжения и водоотведения, а следовательно, реализовать свое право на пользование услугами водоснабжения и водоотведения, в то время как такой энергетический ресурс как питьевая вода является основой жизнедеятельности граждан и общества в целом. При таких обстоятельствах, правонарушение не может быть признано малозначительным.   

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения Предприятием законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени Общества при осуществлении возложенных на них функций.

Доказательств наличия указанных обстоятельств Предприятием не представлено. Исключительных обстоятельств, позволивших бы квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного, МУП «Городской водоканал г. Волгограда» не приведено.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Из представленной справки о расходах (себестоимости) Предприятия за 2012 г. следует, что себестоимость услуги по водоснабжению в 2012 году составила 1 229 280 тыс. рублей, по водоотведению – 622 436 тыс. рублей. Итого сумма расходов на оказание услуг на рынке, на котором было совершено нарушение антимонопольного законодательства (оказания услуг водоснабжения и водоотведения) составила 1 851 716 тыс. рублей. 

Принимая во внимание то обстоятельство, что сумма расходов, понесенных Предприятием в 2012 году на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению ниже суммы полученной выручки от оказания соответствующих услуг, должностное лицо приходит к выводу о возможности рассчитать сумму штрафа, исходя из расходов, понесенных Предприятием от оказания услуг на рынке, на котором совершено правонарушение. При этом штраф в этом случае, в силу примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ  должен быть определен в минимальном размере (3/1000 от суммы расходов), поскольку имеется смягчающее ответственность обстоятельство, предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, что составляет 5 555 148 рублей.

Таким образом, ч. 2 ст. 14.31  и примечание к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ улучшают положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем подлежат применению при рассмотрении дела (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ). 

Таким образом, окончательная мера наказания, расчитанная в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.1, ст. 4.2, ч. 2 ст. 14.31 и примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, назначается в виде штрафа в размере 5 555 148 рублей, что наиболее полно соответствует характеру и степени тяжести совершенного правонарушения.   

            На основании вышеизложенного, руководствуясь, ч.2 ст.2.1, п.3 ч.1 ст. 3.5, ч.2 ст. 4.2., ч.3 ст.4.1, ч.2 ст. 14.31, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Привлечь к административной ответственности юридическое лицо –  Муниципальное унитарное предприятие «Городской водоканал г. Волгограда» (400002, Волгоградская обл., Волгоград г, Песчанокопская ул., 2/1, ОГРН 1033400546156, ИНН 3446002106)  по части 2 статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Применить к Муниципальному унитарному предприятию «Городской водоканал г. Волгограда» меру наказания в виде административного штрафа в размере 5 555 148 (пять миллионов пятьсот пятьдесят пять тысяч сто сорок восемь) рублей.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

г. Волгоград                                                                                            Дело № 13-01-14.31-04/545

 

Резолютивная часть оглашена 20 декабря 2013 года

В полном объеме текст Постановления изготовлен 23 декабря 2013 года

            Я, Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области Гаджиева Анна Владимировна, рассмотрев материалы дела № 13-01-14.31-04/545 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал г. Волгограда» (400002, Волгоградская обл., Волгоград г, Песчанокопская ул., 2/1, ОГРН 1033400546156, ИНН 3446002106) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

            в присутствии от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Юриной О.К. (доверенность от 28.10.2013 г. № 643)

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения дела № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее – Управление),  согласно решению от 17 мая 2013 года (исх. № 04-7/2335) признала Муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал г. Волгограда» (далее также – Предприятие),  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили заявления Сычевой Е.Е., Зининой Г.А., Бачировой Е.В. (далее также – Заявители) с жалобой на нарушение Предприятием антимонопольного законодательства. 

         По результатам рассмотрения заявлений, в соответствии с приказом  руководителя Управления от 01.04.2013 г. № 97, в отношении Предприятия было возбуждено дело № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения Комиссией Управления дела № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что услуги по водоснабжению и водоотведению относятся к естественно-монопольным видам деятельности,  в связи с чем положение Предприятия на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах расположения водопроводных сетей, эксплуатируемых Предприятием, в силу ст. 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим.  

   Комиссия Управления также установила, что Предприятие, занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, злоупотребило доминирующим положением на соответствующем товарном рынке путем необоснованного отказа в выдаче Заявителям технических условий на водоснабжение и водоотведение (технологическое присоединение) индивидуальных жилых домов в п. Солнечный Краснооктябрьского района г. Волгограда.

Совершение вышеуказанных действий в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является недопустимым.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации является административным правонарушением.

   В связи с тем, что согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в отношении МУП «Городской водоканал г. Волгограда», на основании решения комиссии Управления по делу № 13-01-10-04/136  был составлен протокол по делу об административном правонарушении.

   На рассмотрении дела МУП «Городской водоканал г. Волгограда» просило рассмотрение дела об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.  

            Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации является административным правонарушением.

   Перечень действий, в которых может быть выражено злоупотребление доминирующим положением на соответствующем товарном рынке, приведен в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

   При этом согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Согласно вступившему в законную силу решению Комиссии Управления по делу № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства Предприятие признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

   В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

  При таких обстоятельствах, Управление приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Городской водоканал г. Волгограда» состава нарушения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

   В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем Предприятием не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что первое предприняло все зависящие меры, направленные на соблюдение антимонопольного законодательства, а нарушение императивных требований закона вызвано объективными обстоятельствами, находящимися вне контроля Предприятия. О наличии таких обстоятельствах также не было заявлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

   Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5. КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

   Решением Комиссии Управления по делу № 13-01-10-04/136  Предприятие было признано злоупотребившим доминирующим положением на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

Из представленной в адрес Управления справки о выручке Предприятия за 2012 год следует, что выручка Предприятия от оказания услуг водоснабжения составляет 1 322 124 тыс. рублей, водоотведения – 639 997 тыс. рублей. Итого сумма выручка на рынке, на котором было совершено нарушение антимонопольного законодательства (оказания услуг водоснабжения и водоотведения) составила 1 962 121 тыс. рублей. 

   Из бухгалтерской отчетности за 2012 год также следует, что совокупная выручка организации от реализации всех товаров (работ, услуг) за 12 месяцев 2012 года составляет 2 028 678 тыс. рублей.  

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с п. 2 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

   В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что МУП «ВКХ» добровольно исполнило предписание по делу № 13-01-10-04/136 о нарушении антимонопольного законодательства, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Тем самым МУП «Городской водоканал г. Волгограда» предотвратило наступление неблагоприятных последствий совершенного административного правонарушения, что также является обстоятельством смягчающим административную ответственность (п. 5 ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).   

Согласно п. 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, сумма штрафа, налагаемого на МУП «Городской водоканал г. Волгограда» рассчитывается следующим образом: 5 886 363мин. размер  + (40 573 560макс.размер–5 886 363мин.размер)/2)половина разности макс. и мин размера = 23 229 961,5 рублей. Полученный размер штрафа подлежит уменьшению дважды на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, поскольку имеется смягчающее вину обстоятельство, предусмотренное п. 7 и п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, т.е. на 4 335 899,62 (40 573 560макс.размер–5 886 363мин.размер)/8 = 4 335 899,62).

Таким образом, мера наказания, рассчитанная в соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ определяется в размере 14 558 162,26 рублей (23 229 961,5 - 4 335 899,62 - 4 335 899,62= 14 558 162,26).

Рассмотрев материалы дела, Управление не находит оснований для признания правонарушения малозначительным.

В рассматриваемом случае МУП «Городской водоканал г. Волгограда» сознательно уклонялось (отказывалось) от выдачи  технических условий Заявителям, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей что является достаточным основанием для применения меры административного воздействия в виде штрафа.

Также должностное лицо принимает во внимание то обстоятельство, что наличие технических условий на водоснабжение и водоотведение является необходимым условием для заключения договора на присоединение к системам водоснабжения и канализации. Отказ в выдаче технических условий лишает Заявителей возможности заключить договор на присоединение к системам водоснабжения и водоотведения, а следовательно, реализовать свое право на пользование услугами водоснабжения и водоотведения, в то время как такой энергетический ресурс как питьевая вода является основой жизнедеятельности граждан и общества в целом. При таких обстоятельствах, правонарушение не может быть признано малозначительным.   

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения Предприятием законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени Общества при осуществлении возложенных на них функций.

Доказательств наличия указанных обстоятельств Предприятием не представлено. Исключительных обстоятельств, позволивших бы квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного, МУП «Городской водоканал г. Волгограда» не приведено.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Из представленной справки о расходах (себестоимости) Предприятия за 2012 г. следует, что себестоимость услуги по водоснабжению в 2012 году составила 1 229 280 тыс. рублей, по водоотведению – 622 436 тыс. рублей. Итого сумма расходов на оказание услуг на рынке, на котором было совершено нарушение антимонопольного законодательства (оказания услуг водоснабжения и водоотведения) составила 1 851 716 тыс. рублей. 

Принимая во внимание то обстоятельство, что сумма расходов, понесенных Предприятием в 2012 году на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению ниже суммы полученной выручки от оказания соответствующих услуг, должностное лицо приходит к выводу о возможности рассчитать сумму штрафа, исходя из расходов, понесенных Предприятием от оказания услуг на рынке, на котором совершено правонарушение. При этом штраф в этом случае, в силу примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ  должен быть определен в минимальном размере (3/1000 от суммы расходов), поскольку имеется смягчающее ответственность обстоятельство, предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, что составляет 5 555 148 рублей.

Таким образом, ч. 2 ст. 14.31  и примечание к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ улучшают положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем подлежат применению при рассмотрении дела (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ). 

Таким образом, окончательная мера наказания, расчитанная в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.1, ст. 4.2, ч. 2 ст. 14.31 и примечания к ст. 14.31 КоАП РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, назначается в виде штрафа в размере 5 555 148 рублей, что наиболее полно соответствует характеру и степени тяжести совершенного правонарушения.   

            На основании вышеизложенного, руководствуясь, ч.2 ст.2.1, п.3 ч.1 ст. 3.5, ч.2 ст. 4.2., ч.3 ст.4.1, ч.2 ст. 14.31, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Привлечь к административной ответственности юридическое лицо –  Муниципальное унитарное предприятие «Городской водоканал г. Волгограда» (400002, Волгоградская обл., Волгоград г, Песчанокопская ул., 2/1, ОГРН 1033400546156, ИНН 3446002106)  по части 2 статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Применить к Муниципальному унитарному предприятию «Городской водоканал г. Волгограда» меру наказания в виде административного штрафа в размере 5 555 148 (пять миллионов пятьсот пятьдесят пять тысяч сто сорок восемь) рублей.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 13-01-14.31-04/545 [format] => [safe_value] => 13-01-14.31-04/545 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => ЖКХ и ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-23 10:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-20 10:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391683231 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )