О признании заказчика - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ Российской Федерации по Волгоградской области» – нарушившим ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 19.1, п. 8 ст. 43 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов.."

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 13-06/02-690
Дата публикации: 6 ноября 2013, 11:46

РЕШЕНИЕ

по делу № 13-06/02-690

 

06 ноября  2013 года                                                                                                      г. Волгоград

 

 

Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Р.А. Литвинова – председателя Комиссии, начальника отдела контроля размещения заказа,

А.П. Великанова - члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля размещения заказа,

К.О. Демьяненко  – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения заказа,

в присутствии:

- представителя ОАО «ГСК «Югория» (далее – заявителя), Плеханова В.В. (по доверенности от 06.11.2013г. № б/н),

- представителя Федерального государственного казенного учреждения  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» (далее – заказчика), Хантимерова Л.Г. (по доверенности от 05.11.2013г. № б/н),

рассмотрев материалы дела № 13-06/02-690, возбужденного по жалобе ОАО «ГСК «Югория» на действия заказчика – Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (реестровый номер размещения заказа 0329100021813000033),

 

УСТАНОВИЛА:

 

30 октября  2013 года в адрес УФАС по Волгоградской области поступила жалоба  ОАО «ГСК «Югория» на действия заказчика – Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (реестровый номер размещения заказа 0329100021813000033).

ОАО «ГСК «Югория» в своей жалобе сообщает следующее.

25 октября 2013 года на сайте был размещен протокол рассмотрения и оценки, котировочных заявок № 0329100021813000033-П, согласно которому победителем был признан ОСАО «Ингосстрах» подавший заявку в 8 часов 30 минут 00 секунд. Заявка была подана на бумажном носителе. Второе место у ОАО «ГСК «Югория» которая подала заявку в 8 часов 30 минут 03 секунды в форме электронного документа. (Подача заявок осуществлялась с 8 часов 30 минут согласно извещения). Считаю, что комиссией при определении победителя были нарушены нормы ФЗ-94, и был неправомерно определен победитель запроса котировок, а именно считаю, что подать заявку на бумажном носителе за 00 секунд невозможно, так как необходимо провести ряд мероприятий по установлению намерений курьера доставившего документы, что бы зарегистрировать заявку, и все это занимает определенное время, а следовательно окончание подачи заявки ОСАО «Ингосстрах» было после подачи заявки ОАО «ГСК «Югория». Кроме того, в извещении запроса котировок содержалась недостоверная информация касающаяся начальной (максимальной) цены контракта. Так как данный вид страхования является обязательным, то и страховые тарифы регулируются действующим законодательством. При определении начальной (максимальной) цены был неверно указан коэффициент уровня безопасностьи, что привело к тому, что предложения участников, имели разные ценовые предложения. В извещении так же не содержится информация о дате заключения договора, что также существенно влияет на применение коэффициентов. Также интересен тот факт, что ОСАО «Ингосстрах», участник который производил первоначальный расчет для определения начальной (максимальной) цены контракта победил в торгах с ценой отличной от указанной в обосновании. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что указанные существенные нарушения повлекли нарушения прав ОАО «ГСК «Югория», выразившиеся в неправомерном определении победителя в торгах, что повлекло причинение ущерба компании».

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о размещении заказов) указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Комиссией Управления установлено, что 17.10.2013 года заказчиком– Федеральным государственным казенным учреждением  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении  запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (реестровый номер размещения заказа 0329100021813000033).

На основании части 2 статьи 57 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», жалоба на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Как следует из извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение № 0329100021813000033 от 17.10.2013г.), дата и время окончания срока подачи заявок на участие в указанном размещении заказа  - 24 октября 2013 года в  17 часов 30  минут по местному времени.

В нарушение требования, установленного ч. 2 ст. 57 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заявителем подана жалоба на положения аукционной документации 30 октября 2013 года, то есть после истечения срока подачи заявок на участие в указанном размещении заказа.

Таким образом, Комиссия Управления решила оставить жалобу ОАО «ГСК «Югория» в части обжалования положений документации без рассмотрения.

В части обжалования действий комиссии Федерального государственного казенного учреждения  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» по рассмотрению заявок участников  - Комиссия Управления решила признать необоснованной по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 46 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.

В соответствии части 3 статьи 46 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, котировочная заявка регистрируется заказчиком, уполномоченным органом. По требованию участника размещения заказа, подавшего котировочную заявку, заказчик, уполномоченный орган выдают расписку в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения.

В соответствии с Журналом регистрации заявок, Комиссией Управления установлено, что заявка ОСАО «Ингосстрах» была принята 18.10.2013г. в 08 часов 30 минут 00 секунд, заявка ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» была принята 18.10.2013г. в 08 часов 30 минут 03 секунды в виде электронного документа, что подтверждается уведомлением о получении заявки участника ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» от 18.10.2013 года.

Согласно 2 статьи 47 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»   победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0329100021813000033-П от 25.10.2013г. победителем был признан ОСАО «Ингосстрах» подавший заявку в 8 часов 30 минут 00 секунд. Заявка была подана на бумажном носителе. Второе место у ОАО «ГСК «Югория» которая подала заявку в 8 часов 30 минут 03 секунды в форме электронного документа.

На основании вышеизложенного, решение комиссии в составе: Карагодина В.В., Короткова И.Е., Кюлян А.Г, Фомина М.В., Хантимерова Л.Г. и Менькиной Г.Ю. соответствует положениям Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В ходе проведения внеплановой проверки процедуры размещения данного заказа на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов Комиссией Волгоградского УФАС по контролю в сфере размещения заказа были выявлены следующие нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По смыслу Закона о размещении заказов, в том числе части 1 статьи 1 данного Закона, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 11017/2010).

Таким образом, нормы Закона о размещении заказов в их системной связи позволяют сделать вывод о том, что избранный заказчиком способ размещения заказа должен удовлетворять как возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги), так и целям эффективного использования источников финансирования, что обеспечивается конкурсными процедурами.

В рассматриваемом случае размещение заказа в целях выбора страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте в форме запроса котировок реализацию указанных задач не обеспечивает.

Отношения по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в правилах обязательного страхования.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.

Особенностью размещения заказа в виде запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта, что прямо предусмотрено ч. 1 ст. 42  Закона о размещении заказов.

Однако, как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, и при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта – самую низкую его цену.

Невозможно определить победителя также только по времени подачи заявки (когда победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для определения результатов запроса котировок, а ранжирование участников размещения заказа по очередности поступления заявок в силу части 2 статьи 47 Закона о размещении заказов может являться лишь факультативной процедурой после обязательного выбора лучшего предложения по цене контракта.

В рассматриваемом случае очередность поступления котировочных заявок будет выступать единственным критерием определения победителя размещения заказа, конкуренция по ценовому критерию полностью исключена, что не соответствует природе запроса котировок, целям и принципам его проведения.

Таким образом, выбор заказчиком способа размещения заказа в форме запроса котировок, влекущего определение победителя лишь путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и предопределенности цены контракта, не учитывает специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств  и не соответствует положениям ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 42  Закона о размещении заказов.

В силу п. 8 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать максимальную цену контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона. На основании требований ч. 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания. Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Частью 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.

В ходе рассмотрения дела Комиссией исследованы «Расчет страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте», положенные заказчиком в основу формирования  начальной (максимальной) цены контракта. При этом установлено, согласно положениям извещения о проведении запроса котировок срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг до 31 декабря 2014 года. В соответствии с пунктом 5.2 Проекта договора страхованием покрываются страховые случаи, произошедшие с 01.01.2014г. по 31.12.2014 г. В соответствии с Правилами организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, установленными постановлением Президиума НССО «Правила профессиональной деятельности», в соответствии с последней редакцией от 04.09.2013 года понижающий коэффициент в период с 01.01.2014 года составляет  0,7, тогда как в указанном Расчете используется коэффициент 0,9 ,который не может быть применен к страховым случаям в период с  01.01.2014. Тем самым, обоснование начальной цены, представленное в запросе котировок, может приводить к необоснованному завышению начальной (максимальной) цены контракта и неэффективному использованию средств бюджета, что противоречит целям и принципам регулирования Закона о размещении заказов.

По указанным основаниям в действиях заказчика при формировании обоснования начальной (максимальной) цены контракта содержатся нарушения п. 8 ст. 43 и ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов.

Характер нарушений закона о размещении заказов, допущенных заказчиком, указывает на необходимость и правомерность выдачи заказчику в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказа предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов путем аннулирования размещения заказа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 57, 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» в части обжалования действий комиссии -  необоснованной; в части обжалования положений документации - без рассмотрения.

2) Признать заказчика - Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области»  – нарушившим ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 19.1, п. 8 ст. 43  Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3) Заказчику - Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области»    - выдать предписание об аннулировании размещения заказа.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный Суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 9676 [uid] => 5 [title] => О признании заказчика - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ Российской Федерации по Волгоградской области» – нарушившим ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 19.1, п. 8 ст. 43 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов.." [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9676 [type] => solution [language] => ru [created] => 1384501666 [changed] => 1384501666 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1384501666 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 13-06/02-690

 

06 ноября  2013 года                                                                                                      г. Волгоград

 

 

Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Р.А. Литвинова – председателя Комиссии, начальника отдела контроля размещения заказа,

А.П. Великанова - члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля размещения заказа,

К.О. Демьяненко  – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения заказа,

в присутствии:

- представителя ОАО «ГСК «Югория» (далее – заявителя), Плеханова В.В. (по доверенности от 06.11.2013г. № б/н),

- представителя Федерального государственного казенного учреждения  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» (далее – заказчика), Хантимерова Л.Г. (по доверенности от 05.11.2013г. № б/н),

рассмотрев материалы дела № 13-06/02-690, возбужденного по жалобе ОАО «ГСК «Югория» на действия заказчика – Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (реестровый номер размещения заказа 0329100021813000033),

 

УСТАНОВИЛА:

 

30 октября  2013 года в адрес УФАС по Волгоградской области поступила жалоба  ОАО «ГСК «Югория» на действия заказчика – Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (реестровый номер размещения заказа 0329100021813000033).

ОАО «ГСК «Югория» в своей жалобе сообщает следующее.

25 октября 2013 года на сайте был размещен протокол рассмотрения и оценки, котировочных заявок № 0329100021813000033-П, согласно которому победителем был признан ОСАО «Ингосстрах» подавший заявку в 8 часов 30 минут 00 секунд. Заявка была подана на бумажном носителе. Второе место у ОАО «ГСК «Югория» которая подала заявку в 8 часов 30 минут 03 секунды в форме электронного документа. (Подача заявок осуществлялась с 8 часов 30 минут согласно извещения). Считаю, что комиссией при определении победителя были нарушены нормы ФЗ-94, и был неправомерно определен победитель запроса котировок, а именно считаю, что подать заявку на бумажном носителе за 00 секунд невозможно, так как необходимо провести ряд мероприятий по установлению намерений курьера доставившего документы, что бы зарегистрировать заявку, и все это занимает определенное время, а следовательно окончание подачи заявки ОСАО «Ингосстрах» было после подачи заявки ОАО «ГСК «Югория». Кроме того, в извещении запроса котировок содержалась недостоверная информация касающаяся начальной (максимальной) цены контракта. Так как данный вид страхования является обязательным, то и страховые тарифы регулируются действующим законодательством. При определении начальной (максимальной) цены был неверно указан коэффициент уровня безопасностьи, что привело к тому, что предложения участников, имели разные ценовые предложения. В извещении так же не содержится информация о дате заключения договора, что также существенно влияет на применение коэффициентов. Также интересен тот факт, что ОСАО «Ингосстрах», участник который производил первоначальный расчет для определения начальной (максимальной) цены контракта победил в торгах с ценой отличной от указанной в обосновании. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что указанные существенные нарушения повлекли нарушения прав ОАО «ГСК «Югория», выразившиеся в неправомерном определении победителя в торгах, что повлекло причинение ущерба компании».

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о размещении заказов) указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Комиссией Управления установлено, что 17.10.2013 года заказчиком– Федеральным государственным казенным учреждением  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении  запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (реестровый номер размещения заказа 0329100021813000033).

На основании части 2 статьи 57 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», жалоба на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Как следует из извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение № 0329100021813000033 от 17.10.2013г.), дата и время окончания срока подачи заявок на участие в указанном размещении заказа  - 24 октября 2013 года в  17 часов 30  минут по местному времени.

В нарушение требования, установленного ч. 2 ст. 57 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заявителем подана жалоба на положения аукционной документации 30 октября 2013 года, то есть после истечения срока подачи заявок на участие в указанном размещении заказа.

Таким образом, Комиссия Управления решила оставить жалобу ОАО «ГСК «Югория» в части обжалования положений документации без рассмотрения.

В части обжалования действий комиссии Федерального государственного казенного учреждения  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» по рассмотрению заявок участников  - Комиссия Управления решила признать необоснованной по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 46 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.

В соответствии части 3 статьи 46 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, котировочная заявка регистрируется заказчиком, уполномоченным органом. По требованию участника размещения заказа, подавшего котировочную заявку, заказчик, уполномоченный орган выдают расписку в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения.

В соответствии с Журналом регистрации заявок, Комиссией Управления установлено, что заявка ОСАО «Ингосстрах» была принята 18.10.2013г. в 08 часов 30 минут 00 секунд, заявка ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» была принята 18.10.2013г. в 08 часов 30 минут 03 секунды в виде электронного документа, что подтверждается уведомлением о получении заявки участника ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» от 18.10.2013 года.

Согласно 2 статьи 47 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»   победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0329100021813000033-П от 25.10.2013г. победителем был признан ОСАО «Ингосстрах» подавший заявку в 8 часов 30 минут 00 секунд. Заявка была подана на бумажном носителе. Второе место у ОАО «ГСК «Югория» которая подала заявку в 8 часов 30 минут 03 секунды в форме электронного документа.

На основании вышеизложенного, решение комиссии в составе: Карагодина В.В., Короткова И.Е., Кюлян А.Г, Фомина М.В., Хантимерова Л.Г. и Менькиной Г.Ю. соответствует положениям Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В ходе проведения внеплановой проверки процедуры размещения данного заказа на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов Комиссией Волгоградского УФАС по контролю в сфере размещения заказа были выявлены следующие нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По смыслу Закона о размещении заказов, в том числе части 1 статьи 1 данного Закона, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 11017/2010).

Таким образом, нормы Закона о размещении заказов в их системной связи позволяют сделать вывод о том, что избранный заказчиком способ размещения заказа должен удовлетворять как возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги), так и целям эффективного использования источников финансирования, что обеспечивается конкурсными процедурами.

В рассматриваемом случае размещение заказа в целях выбора страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте в форме запроса котировок реализацию указанных задач не обеспечивает.

Отношения по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в правилах обязательного страхования.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.

Особенностью размещения заказа в виде запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта, что прямо предусмотрено ч. 1 ст. 42  Закона о размещении заказов.

Однако, как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, и при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта – самую низкую его цену.

Невозможно определить победителя также только по времени подачи заявки (когда победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для определения результатов запроса котировок, а ранжирование участников размещения заказа по очередности поступления заявок в силу части 2 статьи 47 Закона о размещении заказов может являться лишь факультативной процедурой после обязательного выбора лучшего предложения по цене контракта.

В рассматриваемом случае очередность поступления котировочных заявок будет выступать единственным критерием определения победителя размещения заказа, конкуренция по ценовому критерию полностью исключена, что не соответствует природе запроса котировок, целям и принципам его проведения.

Таким образом, выбор заказчиком способа размещения заказа в форме запроса котировок, влекущего определение победителя лишь путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и предопределенности цены контракта, не учитывает специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств  и не соответствует положениям ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 42  Закона о размещении заказов.

В силу п. 8 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать максимальную цену контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона. На основании требований ч. 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания. Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Частью 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.

В ходе рассмотрения дела Комиссией исследованы «Расчет страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте», положенные заказчиком в основу формирования  начальной (максимальной) цены контракта. При этом установлено, согласно положениям извещения о проведении запроса котировок срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг до 31 декабря 2014 года. В соответствии с пунктом 5.2 Проекта договора страхованием покрываются страховые случаи, произошедшие с 01.01.2014г. по 31.12.2014 г. В соответствии с Правилами организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, установленными постановлением Президиума НССО «Правила профессиональной деятельности», в соответствии с последней редакцией от 04.09.2013 года понижающий коэффициент в период с 01.01.2014 года составляет  0,7, тогда как в указанном Расчете используется коэффициент 0,9 ,который не может быть применен к страховым случаям в период с  01.01.2014. Тем самым, обоснование начальной цены, представленное в запросе котировок, может приводить к необоснованному завышению начальной (максимальной) цены контракта и неэффективному использованию средств бюджета, что противоречит целям и принципам регулирования Закона о размещении заказов.

По указанным основаниям в действиях заказчика при формировании обоснования начальной (максимальной) цены контракта содержатся нарушения п. 8 ст. 43 и ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов.

Характер нарушений закона о размещении заказов, допущенных заказчиком, указывает на необходимость и правомерность выдачи заказчику в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказа предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов путем аннулирования размещения заказа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 57, 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» в части обжалования действий комиссии -  необоснованной; в части обжалования положений документации - без рассмотрения.

2) Признать заказчика - Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области»  – нарушившим ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 19.1, п. 8 ст. 43  Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3) Заказчику - Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области»    - выдать предписание об аннулировании размещения заказа.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный Суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 13-06/02-690

 

06 ноября  2013 года                                                                                                      г. Волгоград

 

 

Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Р.А. Литвинова – председателя Комиссии, начальника отдела контроля размещения заказа,

А.П. Великанова - члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля размещения заказа,

К.О. Демьяненко  – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения заказа,

в присутствии:

- представителя ОАО «ГСК «Югория» (далее – заявителя), Плеханова В.В. (по доверенности от 06.11.2013г. № б/н),

- представителя Федерального государственного казенного учреждения  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» (далее – заказчика), Хантимерова Л.Г. (по доверенности от 05.11.2013г. № б/н),

рассмотрев материалы дела № 13-06/02-690, возбужденного по жалобе ОАО «ГСК «Югория» на действия заказчика – Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (реестровый номер размещения заказа 0329100021813000033),

 

УСТАНОВИЛА:

 

30 октября  2013 года в адрес УФАС по Волгоградской области поступила жалоба  ОАО «ГСК «Югория» на действия заказчика – Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (реестровый номер размещения заказа 0329100021813000033).

ОАО «ГСК «Югория» в своей жалобе сообщает следующее.

25 октября 2013 года на сайте был размещен протокол рассмотрения и оценки, котировочных заявок № 0329100021813000033-П, согласно которому победителем был признан ОСАО «Ингосстрах» подавший заявку в 8 часов 30 минут 00 секунд. Заявка была подана на бумажном носителе. Второе место у ОАО «ГСК «Югория» которая подала заявку в 8 часов 30 минут 03 секунды в форме электронного документа. (Подача заявок осуществлялась с 8 часов 30 минут согласно извещения). Считаю, что комиссией при определении победителя были нарушены нормы ФЗ-94, и был неправомерно определен победитель запроса котировок, а именно считаю, что подать заявку на бумажном носителе за 00 секунд невозможно, так как необходимо провести ряд мероприятий по установлению намерений курьера доставившего документы, что бы зарегистрировать заявку, и все это занимает определенное время, а следовательно окончание подачи заявки ОСАО «Ингосстрах» было после подачи заявки ОАО «ГСК «Югория». Кроме того, в извещении запроса котировок содержалась недостоверная информация касающаяся начальной (максимальной) цены контракта. Так как данный вид страхования является обязательным, то и страховые тарифы регулируются действующим законодательством. При определении начальной (максимальной) цены был неверно указан коэффициент уровня безопасностьи, что привело к тому, что предложения участников, имели разные ценовые предложения. В извещении так же не содержится информация о дате заключения договора, что также существенно влияет на применение коэффициентов. Также интересен тот факт, что ОСАО «Ингосстрах», участник который производил первоначальный расчет для определения начальной (максимальной) цены контракта победил в торгах с ценой отличной от указанной в обосновании. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что указанные существенные нарушения повлекли нарушения прав ОАО «ГСК «Югория», выразившиеся в неправомерном определении победителя в торгах, что повлекло причинение ущерба компании».

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о размещении заказов) указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Комиссией Управления установлено, что 17.10.2013 года заказчиком– Федеральным государственным казенным учреждением  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении  запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (реестровый номер размещения заказа 0329100021813000033).

На основании части 2 статьи 57 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», жалоба на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Как следует из извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение № 0329100021813000033 от 17.10.2013г.), дата и время окончания срока подачи заявок на участие в указанном размещении заказа  - 24 октября 2013 года в  17 часов 30  минут по местному времени.

В нарушение требования, установленного ч. 2 ст. 57 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заявителем подана жалоба на положения аукционной документации 30 октября 2013 года, то есть после истечения срока подачи заявок на участие в указанном размещении заказа.

Таким образом, Комиссия Управления решила оставить жалобу ОАО «ГСК «Югория» в части обжалования положений документации без рассмотрения.

В части обжалования действий комиссии Федерального государственного казенного учреждения  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области» по рассмотрению заявок участников  - Комиссия Управления решила признать необоснованной по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 46 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.

В соответствии части 3 статьи 46 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, котировочная заявка регистрируется заказчиком, уполномоченным органом. По требованию участника размещения заказа, подавшего котировочную заявку, заказчик, уполномоченный орган выдают расписку в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения.

В соответствии с Журналом регистрации заявок, Комиссией Управления установлено, что заявка ОСАО «Ингосстрах» была принята 18.10.2013г. в 08 часов 30 минут 00 секунд, заявка ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» была принята 18.10.2013г. в 08 часов 30 минут 03 секунды в виде электронного документа, что подтверждается уведомлением о получении заявки участника ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» от 18.10.2013 года.

Согласно 2 статьи 47 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»   победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0329100021813000033-П от 25.10.2013г. победителем был признан ОСАО «Ингосстрах» подавший заявку в 8 часов 30 минут 00 секунд. Заявка была подана на бумажном носителе. Второе место у ОАО «ГСК «Югория» которая подала заявку в 8 часов 30 минут 03 секунды в форме электронного документа.

На основании вышеизложенного, решение комиссии в составе: Карагодина В.В., Короткова И.Е., Кюлян А.Г, Фомина М.В., Хантимерова Л.Г. и Менькиной Г.Ю. соответствует положениям Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В ходе проведения внеплановой проверки процедуры размещения данного заказа на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов Комиссией Волгоградского УФАС по контролю в сфере размещения заказа были выявлены следующие нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По смыслу Закона о размещении заказов, в том числе части 1 статьи 1 данного Закона, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 11017/2010).

Таким образом, нормы Закона о размещении заказов в их системной связи позволяют сделать вывод о том, что избранный заказчиком способ размещения заказа должен удовлетворять как возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги), так и целям эффективного использования источников финансирования, что обеспечивается конкурсными процедурами.

В рассматриваемом случае размещение заказа в целях выбора страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте в форме запроса котировок реализацию указанных задач не обеспечивает.

Отношения по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в правилах обязательного страхования.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.

Особенностью размещения заказа в виде запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта, что прямо предусмотрено ч. 1 ст. 42  Закона о размещении заказов.

Однако, как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, и при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта – самую низкую его цену.

Невозможно определить победителя также только по времени подачи заявки (когда победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для определения результатов запроса котировок, а ранжирование участников размещения заказа по очередности поступления заявок в силу части 2 статьи 47 Закона о размещении заказов может являться лишь факультативной процедурой после обязательного выбора лучшего предложения по цене контракта.

В рассматриваемом случае очередность поступления котировочных заявок будет выступать единственным критерием определения победителя размещения заказа, конкуренция по ценовому критерию полностью исключена, что не соответствует природе запроса котировок, целям и принципам его проведения.

Таким образом, выбор заказчиком способа размещения заказа в форме запроса котировок, влекущего определение победителя лишь путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и предопределенности цены контракта, не учитывает специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств  и не соответствует положениям ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 42  Закона о размещении заказов.

В силу п. 8 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать максимальную цену контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона. На основании требований ч. 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания. Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Частью 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.

В ходе рассмотрения дела Комиссией исследованы «Расчет страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте», положенные заказчиком в основу формирования  начальной (максимальной) цены контракта. При этом установлено, согласно положениям извещения о проведении запроса котировок срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг до 31 декабря 2014 года. В соответствии с пунктом 5.2 Проекта договора страхованием покрываются страховые случаи, произошедшие с 01.01.2014г. по 31.12.2014 г. В соответствии с Правилами организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, установленными постановлением Президиума НССО «Правила профессиональной деятельности», в соответствии с последней редакцией от 04.09.2013 года понижающий коэффициент в период с 01.01.2014 года составляет  0,7, тогда как в указанном Расчете используется коэффициент 0,9 ,который не может быть применен к страховым случаям в период с  01.01.2014. Тем самым, обоснование начальной цены, представленное в запросе котировок, может приводить к необоснованному завышению начальной (максимальной) цены контракта и неэффективному использованию средств бюджета, что противоречит целям и принципам регулирования Закона о размещении заказов.

По указанным основаниям в действиях заказчика при формировании обоснования начальной (максимальной) цены контракта содержатся нарушения п. 8 ст. 43 и ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов.

Характер нарушений закона о размещении заказов, допущенных заказчиком, указывает на необходимость и правомерность выдачи заказчику в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказа предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов путем аннулирования размещения заказа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 57, 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» в части обжалования действий комиссии -  необоснованной; в части обжалования положений документации - без рассмотрения.

2) Признать заказчика - Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области»  – нарушившим ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 19.1, п. 8 ст. 43  Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3) Заказчику - Федеральное государственное казенное учреждение  «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Волгоградской области»    - выдать предписание об аннулировании размещения заказа.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный Суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 13-06/02-690 [format] => [safe_value] => 13-06/02-690 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

 

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией.

Свод основных документов, регламентирующих контроль в сфере размещения госзаказа

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа" и пояснительная записка

Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа»

[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-06 07:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-06 07:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1384501666 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )