О привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Альфа» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ

Номер дела: 12-03-14.3-02/555
Дата публикации: 1 октября 2012, 11:13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 12-03-14.3-02/555

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

«01» октября 2012 года                                                                                           г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела № 12-03-14.3-02/555 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Альфа» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием представителя по доверенности ООО «Альфа» Соломенцевой Н.А. (доверенность б/н, личность удостоверена по паспорту), 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Волгоградское УФАС России (далее – Управление) поступило письмо (вх. № 1148 от 27.02.2012 г.) от Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, которым было перенаправлено заявление Беловой Надежды Ивановны для рассмотрения в рамках вверенной антимонопольному органу компетенции по существу. В своем заявлении гражданка Белова Н.И. жалуется на действия туроператора Общества с ограниченной ответственностью  (ООО) «Альфа», которые выразились в проведении стимулирующей лотереи с нарушением действующего законодательства и недостоверной рекламе. 06 декабря 2011г. гр. Белова Надежда Ивановна посетила ТЦ «Парк Хаус» (г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, 21), в котором представители ООО «Альфа» предлагали посетителям ТЦ «Парк Хауса» поучаствовать в акции: среди посетителей распространялись скрейтч- карты, в которых необходимо было стереть пять круглых полей.

Как указала Заявительница, она была введена в заблуждение относительно условий акции. Ознакомившись с текстом, размещенным на скрейтч карте (которую она получила  в ТЦ «Парк Хаус» 06 декабря 2011 года), Белова Н.И. полагала, что ей предоставят список, который указан в скрейтч карте более крупным шрифтом и выделен цветом, т.е. из семи подарков, кроме того, она сама будет выбирать, какой из семи подарков забрать.

В рамках рассмотрения заявления, сотрудниками Волгоградского УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации (от 13.03.2012 г. № 02-8/1402) в адрес ООО «Альфа».

На вышеуказанный запрос ООО «Альфа» представило документы (вх. № 1864 от 27.03.2012 г.) и сообщило, что ООО «Альфа» для привлечения потребителей проводит акцию. В соответствии с условиями, к акции допускаются лица, достигшие 30 лет. Лица, принявшие участие в акции и после посещения рекламной программы на выставке получают гарантированный подарок на выбор. Условия акции содержатся на оборотной стороне скрейтч карты.

В адрес ООО «Альфа» также были направлены запросы от 11.04.2012 г. № 02-8/2279 и от 26.04.2012 г. № 02-8/2662 о предоставлении информации по поводу проведения рекламной акции следующего содержания: «К этой акции допускаются лица, достигшие 30 лет. Сотрите пять круглых полей. Если у Вас совпадут ТРИ ОДИНАКОВЫХ изображения в любом порядке, Вы гарантированно получите на выставке один из нижеперечисленных подарков на ваш выбор…».

Из полученных документов от ООО «Альфа» (вх. № 1864 от 27.03.2012 г.; вх. № 2746 от 25.04.2012 г.; вх. № 3207 от 11.05.2012 г.) следует, что ООО «Альфа» действительно выдает подарки лицам, принявшим участие в акции (документы, подтверждающие выдачу подарков и закупку подарков в рамках рекламной акции приложены к материалам дела).

В соответствии со ст. 9  Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из вышеизложенного следует, что одним из условий применения норм ст. 9 ФЗ «О рекламе» является приобретение определенного товара. Проводимая ООО «Альфа» акция не предусматривает одним из условий получения подарка приобретение определенного товара, она предусматривает посещение (безвозмездно) рекламной выставки, после которой гарантированно вручаются подарки.

Таким образом, ООО «Альфа» в рассматриваемом случае проводит не лотерею, а рекламную акцию.

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная на скрейтч карте (в рамках проводимой ООО «Альфа» акции), обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы:

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (туристической (рекламной) выставке, услугам, оказываемым туроператором ООО «Альфа»);

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;

- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007г. № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 ФЗ «О рекламе» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Соответственно, распространение информации на скрейтч карте должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

В рамках рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе дела № 12-03-5-02/384 было установлено, что ООО «Альфа» является рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с п. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных,  в том числе частями 2 – 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Решением Комиссии по рассмотрению дела № 12-03-5-02/384 от 16.07.2012 г. реклама, распространяемая посредством  скрейтч карт в рамках проводимой ООО «Альфа» акции, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Часть 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ устанавливает ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В связи с изложенным, в действиях ООО «Альфа» содержится событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Для составления протокола на юридический адрес ООО «Альфа» было направлено уведомление  от 07.08.2012 г. № 02-17/5332 (уведомление о вручении № 40006652887905).

На составление протокола являлась представитель по доверенности ООО «Альфа» Соломенцева Н.А. (доверенность от 16.07.2012 г. б/н).

В материалах административного дела № 12-03-14.3-02/555 имеется информация о надлежащем извещении ООО «Альфа» о времени и месте рассмотрения данного дела (уведомление о вручении № 40000552303541 от 11.09.2012 г.).

В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе № 12-03-5-02/384 ООО «Альфа» не признало нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», также Общество не согласно с протоколом № 12-03-14.3-02/555 об административном правонарушении от 28.08.2012 г.

При рассмотрении административного дела представитель ООО «Альфа» заявила, что не располагает информацией о том, продолжается ли в настоящее рассматриваемая рекламная акция.

 

Объектом правонарушения является нарушение требований законодательства соблюдения регламентированного порядка осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы, посредством скрейтч карт в рамках проводимой ООО «Альфа» акции, с нарушением требований ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», то есть рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Субъектом административной ответственности является рекламодатель – ООО «Альфа».

В соответствии с ч .2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, ООО «Альфа» имело возможность для соблюдения требований рекламного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, однако в нарушение данных требований распространяло ненадлежащую рекламу.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Альфа» являются установленными и доказанными.

Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо, рассматривающее данное дело, находит в действиях ООО «Альфа» обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно:

- ранее юридическое  лицо  не привлекалось к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Должностное лицо, рассматривающее данное дело не находит в действиях ООО «Альфа» обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Иных смягчающих административную ответственность  обстоятельств не имеется.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении  отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей является справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Привлечь к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Альфа» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
  2. Применить к Обществу с ограниченной ответственность «Альфа» меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
stdClass Object ( [vid] => 8828 [uid] => 5 [title] => О привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Альфа» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8828 [type] => solution [language] => ru [created] => 1349766921 [changed] => 1370529336 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529336 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 12-03-14.3-02/555

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

«01» октября 2012 года                                                                                           г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела № 12-03-14.3-02/555 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Альфа» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием представителя по доверенности ООО «Альфа» Соломенцевой Н.А. (доверенность б/н, личность удостоверена по паспорту), 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Волгоградское УФАС России (далее – Управление) поступило письмо (вх. № 1148 от 27.02.2012 г.) от Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, которым было перенаправлено заявление Беловой Надежды Ивановны для рассмотрения в рамках вверенной антимонопольному органу компетенции по существу. В своем заявлении гражданка Белова Н.И. жалуется на действия туроператора Общества с ограниченной ответственностью  (ООО) «Альфа», которые выразились в проведении стимулирующей лотереи с нарушением действующего законодательства и недостоверной рекламе. 06 декабря 2011г. гр. Белова Надежда Ивановна посетила ТЦ «Парк Хаус» (г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, 21), в котором представители ООО «Альфа» предлагали посетителям ТЦ «Парк Хауса» поучаствовать в акции: среди посетителей распространялись скрейтч- карты, в которых необходимо было стереть пять круглых полей.

Как указала Заявительница, она была введена в заблуждение относительно условий акции. Ознакомившись с текстом, размещенным на скрейтч карте (которую она получила  в ТЦ «Парк Хаус» 06 декабря 2011 года), Белова Н.И. полагала, что ей предоставят список, который указан в скрейтч карте более крупным шрифтом и выделен цветом, т.е. из семи подарков, кроме того, она сама будет выбирать, какой из семи подарков забрать.

В рамках рассмотрения заявления, сотрудниками Волгоградского УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации (от 13.03.2012 г. № 02-8/1402) в адрес ООО «Альфа».

На вышеуказанный запрос ООО «Альфа» представило документы (вх. № 1864 от 27.03.2012 г.) и сообщило, что ООО «Альфа» для привлечения потребителей проводит акцию. В соответствии с условиями, к акции допускаются лица, достигшие 30 лет. Лица, принявшие участие в акции и после посещения рекламной программы на выставке получают гарантированный подарок на выбор. Условия акции содержатся на оборотной стороне скрейтч карты.

В адрес ООО «Альфа» также были направлены запросы от 11.04.2012 г. № 02-8/2279 и от 26.04.2012 г. № 02-8/2662 о предоставлении информации по поводу проведения рекламной акции следующего содержания: «К этой акции допускаются лица, достигшие 30 лет. Сотрите пять круглых полей. Если у Вас совпадут ТРИ ОДИНАКОВЫХ изображения в любом порядке, Вы гарантированно получите на выставке один из нижеперечисленных подарков на ваш выбор…».

Из полученных документов от ООО «Альфа» (вх. № 1864 от 27.03.2012 г.; вх. № 2746 от 25.04.2012 г.; вх. № 3207 от 11.05.2012 г.) следует, что ООО «Альфа» действительно выдает подарки лицам, принявшим участие в акции (документы, подтверждающие выдачу подарков и закупку подарков в рамках рекламной акции приложены к материалам дела).

В соответствии со ст. 9  Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из вышеизложенного следует, что одним из условий применения норм ст. 9 ФЗ «О рекламе» является приобретение определенного товара. Проводимая ООО «Альфа» акция не предусматривает одним из условий получения подарка приобретение определенного товара, она предусматривает посещение (безвозмездно) рекламной выставки, после которой гарантированно вручаются подарки.

Таким образом, ООО «Альфа» в рассматриваемом случае проводит не лотерею, а рекламную акцию.

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная на скрейтч карте (в рамках проводимой ООО «Альфа» акции), обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы:

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (туристической (рекламной) выставке, услугам, оказываемым туроператором ООО «Альфа»);

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;

- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007г. № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 ФЗ «О рекламе» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Соответственно, распространение информации на скрейтч карте должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

В рамках рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе дела № 12-03-5-02/384 было установлено, что ООО «Альфа» является рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с п. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных,  в том числе частями 2 – 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Решением Комиссии по рассмотрению дела № 12-03-5-02/384 от 16.07.2012 г. реклама, распространяемая посредством  скрейтч карт в рамках проводимой ООО «Альфа» акции, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Часть 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ устанавливает ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В связи с изложенным, в действиях ООО «Альфа» содержится событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Для составления протокола на юридический адрес ООО «Альфа» было направлено уведомление  от 07.08.2012 г. № 02-17/5332 (уведомление о вручении № 40006652887905).

На составление протокола являлась представитель по доверенности ООО «Альфа» Соломенцева Н.А. (доверенность от 16.07.2012 г. б/н).

В материалах административного дела № 12-03-14.3-02/555 имеется информация о надлежащем извещении ООО «Альфа» о времени и месте рассмотрения данного дела (уведомление о вручении № 40000552303541 от 11.09.2012 г.).

В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе № 12-03-5-02/384 ООО «Альфа» не признало нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», также Общество не согласно с протоколом № 12-03-14.3-02/555 об административном правонарушении от 28.08.2012 г.

При рассмотрении административного дела представитель ООО «Альфа» заявила, что не располагает информацией о том, продолжается ли в настоящее рассматриваемая рекламная акция.

 

Объектом правонарушения является нарушение требований законодательства соблюдения регламентированного порядка осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы, посредством скрейтч карт в рамках проводимой ООО «Альфа» акции, с нарушением требований ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», то есть рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Субъектом административной ответственности является рекламодатель – ООО «Альфа».

В соответствии с ч .2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, ООО «Альфа» имело возможность для соблюдения требований рекламного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, однако в нарушение данных требований распространяло ненадлежащую рекламу.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Альфа» являются установленными и доказанными.

Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо, рассматривающее данное дело, находит в действиях ООО «Альфа» обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно:

- ранее юридическое  лицо  не привлекалось к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Должностное лицо, рассматривающее данное дело не находит в действиях ООО «Альфа» обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Иных смягчающих административную ответственность  обстоятельств не имеется.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении  отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей является справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Привлечь к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Альфа» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
  2. Применить к Обществу с ограниченной ответственность «Альфа» меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 12-03-14.3-02/555

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

«01» октября 2012 года                                                                                           г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела № 12-03-14.3-02/555 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Альфа» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием представителя по доверенности ООО «Альфа» Соломенцевой Н.А. (доверенность б/н, личность удостоверена по паспорту), 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Волгоградское УФАС России (далее – Управление) поступило письмо (вх. № 1148 от 27.02.2012 г.) от Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, которым было перенаправлено заявление Беловой Надежды Ивановны для рассмотрения в рамках вверенной антимонопольному органу компетенции по существу. В своем заявлении гражданка Белова Н.И. жалуется на действия туроператора Общества с ограниченной ответственностью  (ООО) «Альфа», которые выразились в проведении стимулирующей лотереи с нарушением действующего законодательства и недостоверной рекламе. 06 декабря 2011г. гр. Белова Надежда Ивановна посетила ТЦ «Парк Хаус» (г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, 21), в котором представители ООО «Альфа» предлагали посетителям ТЦ «Парк Хауса» поучаствовать в акции: среди посетителей распространялись скрейтч- карты, в которых необходимо было стереть пять круглых полей.

Как указала Заявительница, она была введена в заблуждение относительно условий акции. Ознакомившись с текстом, размещенным на скрейтч карте (которую она получила  в ТЦ «Парк Хаус» 06 декабря 2011 года), Белова Н.И. полагала, что ей предоставят список, который указан в скрейтч карте более крупным шрифтом и выделен цветом, т.е. из семи подарков, кроме того, она сама будет выбирать, какой из семи подарков забрать.

В рамках рассмотрения заявления, сотрудниками Волгоградского УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации (от 13.03.2012 г. № 02-8/1402) в адрес ООО «Альфа».

На вышеуказанный запрос ООО «Альфа» представило документы (вх. № 1864 от 27.03.2012 г.) и сообщило, что ООО «Альфа» для привлечения потребителей проводит акцию. В соответствии с условиями, к акции допускаются лица, достигшие 30 лет. Лица, принявшие участие в акции и после посещения рекламной программы на выставке получают гарантированный подарок на выбор. Условия акции содержатся на оборотной стороне скрейтч карты.

В адрес ООО «Альфа» также были направлены запросы от 11.04.2012 г. № 02-8/2279 и от 26.04.2012 г. № 02-8/2662 о предоставлении информации по поводу проведения рекламной акции следующего содержания: «К этой акции допускаются лица, достигшие 30 лет. Сотрите пять круглых полей. Если у Вас совпадут ТРИ ОДИНАКОВЫХ изображения в любом порядке, Вы гарантированно получите на выставке один из нижеперечисленных подарков на ваш выбор…».

Из полученных документов от ООО «Альфа» (вх. № 1864 от 27.03.2012 г.; вх. № 2746 от 25.04.2012 г.; вх. № 3207 от 11.05.2012 г.) следует, что ООО «Альфа» действительно выдает подарки лицам, принявшим участие в акции (документы, подтверждающие выдачу подарков и закупку подарков в рамках рекламной акции приложены к материалам дела).

В соответствии со ст. 9  Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из вышеизложенного следует, что одним из условий применения норм ст. 9 ФЗ «О рекламе» является приобретение определенного товара. Проводимая ООО «Альфа» акция не предусматривает одним из условий получения подарка приобретение определенного товара, она предусматривает посещение (безвозмездно) рекламной выставки, после которой гарантированно вручаются подарки.

Таким образом, ООО «Альфа» в рассматриваемом случае проводит не лотерею, а рекламную акцию.

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная на скрейтч карте (в рамках проводимой ООО «Альфа» акции), обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы:

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (туристической (рекламной) выставке, услугам, оказываемым туроператором ООО «Альфа»);

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;

- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007г. № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 ФЗ «О рекламе» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Соответственно, распространение информации на скрейтч карте должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

В рамках рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе дела № 12-03-5-02/384 было установлено, что ООО «Альфа» является рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с п. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных,  в том числе частями 2 – 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Решением Комиссии по рассмотрению дела № 12-03-5-02/384 от 16.07.2012 г. реклама, распространяемая посредством  скрейтч карт в рамках проводимой ООО «Альфа» акции, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Часть 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ устанавливает ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В связи с изложенным, в действиях ООО «Альфа» содержится событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Для составления протокола на юридический адрес ООО «Альфа» было направлено уведомление  от 07.08.2012 г. № 02-17/5332 (уведомление о вручении № 40006652887905).

На составление протокола являлась представитель по доверенности ООО «Альфа» Соломенцева Н.А. (доверенность от 16.07.2012 г. б/н).

В материалах административного дела № 12-03-14.3-02/555 имеется информация о надлежащем извещении ООО «Альфа» о времени и месте рассмотрения данного дела (уведомление о вручении № 40000552303541 от 11.09.2012 г.).

В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе № 12-03-5-02/384 ООО «Альфа» не признало нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», также Общество не согласно с протоколом № 12-03-14.3-02/555 об административном правонарушении от 28.08.2012 г.

При рассмотрении административного дела представитель ООО «Альфа» заявила, что не располагает информацией о том, продолжается ли в настоящее рассматриваемая рекламная акция.

 

Объектом правонарушения является нарушение требований законодательства соблюдения регламентированного порядка осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы, посредством скрейтч карт в рамках проводимой ООО «Альфа» акции, с нарушением требований ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», то есть рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Субъектом административной ответственности является рекламодатель – ООО «Альфа».

В соответствии с ч .2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, ООО «Альфа» имело возможность для соблюдения требований рекламного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, однако в нарушение данных требований распространяло ненадлежащую рекламу.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Альфа» являются установленными и доказанными.

Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо, рассматривающее данное дело, находит в действиях ООО «Альфа» обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно:

- ранее юридическое  лицо  не привлекалось к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Должностное лицо, рассматривающее данное дело не находит в действиях ООО «Альфа» обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Иных смягчающих административную ответственность  обстоятельств не имеется.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении  отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей является справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Привлечь к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Альфа» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
  2. Применить к Обществу с ограниченной ответственность «Альфа» меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 12-03-14.3-02/555 [format] => [safe_value] => 12-03-14.3-02/555 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

[format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-01 07:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-01 07:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1349766921 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )