Глава Администрации Калачевского городского поселения и Калачевская городская Дума нарушили части 1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Дата публикации: 22 апреля 2010, 16:33

РЕШЕНИЕ
по делу №10-01-15-03/118
о нарушении антимонопольного законодательства

22 апреля 2010 г.                            г. Волгоград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии  заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти;
Членов Комиссии:
- заместителя начальника отдела контроля  органов власти,
- старшего государственного инспектора отдела контроля  органов власти;
с участием:
Ответчика - главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального  района (удостоверение).
Представителя ответчика – председателя Калачевской городской Думы Калачевского муниципального  района (удостоверение).
рассмотрев дело №10-01-15-03/118, по признакам нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального  района Волгоградской области и Калачевской городской Думой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального  района Волгоградской области части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В результате проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией Калачевского городского поселения Калачевского  муниципального рай-она Волгоградской области Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волго-градской области установлено, что Решением Калачевской городской Думы Калачевского городского поселения  Калачевского муниципального района Волгоградской области от 12.12.2008 №157 утверждены Правила по организации пассажирских перевозок транспор-том общего пользования  на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - Правила). Данные Правила подписаны и обнародованы Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
26 марта 2010 года Приказом №85 о возбуждении дела и создании комиссии по рас-смотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Федераль-ной антимонопольной службы по Волгоградской области возбуждено дело по признакам нарушения Главой Администрации Калачевского городского поселения Калачевского му-ниципального района Волгоградской области (404507, Волгоградская область, г.Калач-на-Дону, ул.Советская,2) и Калачевской городской Думой Калачевского городского поселении Калачевского муниципального района Волгоградской области (404507, Волгоградская об-ласть, г.Калач-на-Дону, ул.Советская,2) части 1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Данные признаки содержатся в действиях Главы Администрации Калачевского город-ского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачев-ской городской Думы Калачевского городского поселении Калачевского муниципального района Волгоградской области, выразившихся в принятии Решения от 12 декабря  2008 года №157 «О утверждении Правила по организации пассажирских перевозок транспортом об-щего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского город-ского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области», п.5.4 и п.6.4, которого, по мнению УФАС по Волгоградской области, приводят либо могут привес-ти к недопущению, ограничению конкуренции.
Глава Калачевского городского поселения факт нарушения признал и пояснил, что на ближайшем заседании городской Думы выступит с законодательной инициативой о внесе-нии изменений в Правила.
Председатель Калачевской городской Думы также признал противоречие вышеука-занных пунктов Правил ст.15 Закона о защите конкуренции и подтвердил намерение рас-смотрения вопроса о внесении изменений в Правила на ближайшем заседании Калачевской городской Думы.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации", к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно ч. 4 ст. 7 вышеуказанного федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Устава Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (принят Решением Калачевской городской думы №11 от 27.01.2006г., далее - Устав) Глава Калачевского городского поселения и Калачев-ская городская Дума входят в структуру органов местного самоуправления.
Частью 1 ст.42 Устава предусмотрено, что депутаты городской Думы и Глава городского поселения обладают правом внесения в городскую Думу проектов муниципальных правовых актов.
В целях реализации своих полномочий Главой Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Решением от 12.12.2008 №157 утверждены Правила об организации пассажирских перевозок  транспортом общего пользования на маршрутах регу-лярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
Согласно п.1.3.4. Правил организатором транспортного обслуживания является адми-нистрация Калачевского городского поселения, осуществляющая  организацию транспорт-ного обслуживания  населения пассажирским  транспортом общего пользования.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
1. Согласно п.5.4 Правил перевозчики обязаны обеспечить наличие у водителя транспортного средства, осуществляющего перевозки на маршруте регулярного сообщения, следующих документов (помимо предусмотренных правилами дорожного движения):
а) копии паспорта маршрута регулярного сообщения (кроме перевозчиков, осуществляющих услуги по перевозке населения электротранспортом);
б) рабочего маршрутного расписания движения;
в) схемы опасных участков маршрута регулярного сообщения;
г) билетно-учетной документации.
В силу п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорож-ного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспорт-ных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Документы, которые водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать для проверки, перечислены в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения РФ. В случаях, прямо предусмотренных действующим зако-нодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по над-зору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные до-кументы.
Кроме того, в соответствии с п. 2.3.6. Положения об обеспечении безопасности пере-возок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными до-кументами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами. Также согласно п. 5.2.3 указанного Положения владелец автобуса, выполняющего регулярные ав-тобусные перевозки, обязан обеспечить водителя графиком движения на маршруте и схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
Требования же п.5.4 Правил, распространяются на маршруты любой протяженности, то есть являются дополнительными требованиями к организации перевозок для рейсов не-большой протяженности на территории Калачевского городского поселения. Поскольку неисполнение требований пункта 5.4 Правил лишает перевозчика права осуществлять пред-принимательскую и иную экономическую деятельность, не запрещенную законом, то дан-ный пункт противоречит части 1 ст.15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления вводить ограничения в отношении осуществления отдельных вдов деятельности.
2. Согласно п.6.4 Правил, использование остановочных пунктов на маршрутах регу-лярного сообщения при организации специальных, туристско-экскурсионных и заказных маршрутов не допускается.
Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и  перевозки легковыми такси (статья 5 Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ). Из смысла пункта 5.12 Положения об обеспечении безопасности пе-ревозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, следует, что туристско-экскурсионные, специальные и разовые перевозки, осуществляемые на основании оформленных заказов, относятся к перевозкам по заказу.
Следовательно, из содержания п.6.4 Правил усматривается запрет использовать места остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованные для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств, при организации перево-зок по заказу.
Статья 27 Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ устанавливает, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрах-тования, заключенного в письменной форме. При этом согласно ст.28 Устава маршрут пе-ревозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом.
Согласно п.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобу-сами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, туристско - экскурсион-ные и иные регулярные перевозки организуются в соответствии с п. п. 5.2 - 5.8 указанного Положения, то есть организуются в том же порядке, что и регулярные перевозки.
Статьей 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передви-гаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
Стандартные требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта, в том числе включенным в туристический продукт, установлены ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", введенным в действие с 1 июля 2002 года Постановлением Госстандарта РФ от 14.11.2001 №461-ст. Согласно п.4.3.3.2 ГОСТ Р 51825-2001 посадку (высадку) пассажиров и погрузку (выгрузку) багажа следует производить в неподвижно стоящее автотранспортное средство в соответствии с правилами посадки - высадки на оборудованных или необорудованных остановочных пунк-тах (в зависимости от технологии перевозки) при соблюдении правил дорожного движения.
Таким образом, установленный органами местного самоуправления в пункте 6.4 Пра-вил запрет на использование остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок при организации специальных, туристско-экскурсионных и заказных автобусных маршру-тов не основан на положениях федерального законодательства и ограничивает право пере-возчиков (фрахтовщиков), намеривающихся осуществлять либо осуществляющих перевоз-ки по заказу (отдельному виду перевозок), а также их заказчикам (фрахтователям), пользо-ваться объектами транспортной инфраструктуры при участии в дорожном движении.
Так как п.6.4 Правил введено ограничение в отношении оказания услуг перевозок по заказу в границах Калачевского городского поселения, то он в этой части противоречит подп.1 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, которая запрещает органам исполнительной власти субъекта РФ вводить ограничения в отношении производства определенных видов товаров.
Исходя из смысла антимонопольного законодательства, акты органов местного само-управления не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством, ущем-лять права и интересы участников гражданского оборота, поэтому Решение Калачевской городской Думы от 12.12.2008 №157 «О утверждении Правила по организации пассажир-ских перевозок  транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волго-градской области» не может противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.
Действия Главы Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думы Калачев-ского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в принятии  п.5.4, п.6.4 Правил, приводят или могут привести к ограничению, устранению  конкуренции, что запрещено ч.1 ст.15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 ста-тьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думой Калачев-ского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области  ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в при-нятии п.5.4. и п.6.4. Правил по организации пассажирских перевозок  транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
2. Выдать Главе Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думе Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

stdClass Object ( [vid] => 6286 [uid] => 1 [title] => Глава Администрации Калачевского городского поселения и Калачевская городская Дума нарушили части 1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6286 [type] => solution [language] => ru [created] => 1271925218 [changed] => 1370529336 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529336 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №10-01-15-03/118
о нарушении антимонопольного законодательства

22 апреля 2010 г.                            г. Волгоград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии  заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти;
Членов Комиссии:
- заместителя начальника отдела контроля  органов власти,
- старшего государственного инспектора отдела контроля  органов власти;
с участием:
Ответчика - главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального  района (удостоверение).
Представителя ответчика – председателя Калачевской городской Думы Калачевского муниципального  района (удостоверение).
рассмотрев дело №10-01-15-03/118, по признакам нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального  района Волгоградской области и Калачевской городской Думой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального  района Волгоградской области части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В результате проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией Калачевского городского поселения Калачевского  муниципального рай-она Волгоградской области Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волго-градской области установлено, что Решением Калачевской городской Думы Калачевского городского поселения  Калачевского муниципального района Волгоградской области от 12.12.2008 №157 утверждены Правила по организации пассажирских перевозок транспор-том общего пользования  на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - Правила). Данные Правила подписаны и обнародованы Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
26 марта 2010 года Приказом №85 о возбуждении дела и создании комиссии по рас-смотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Федераль-ной антимонопольной службы по Волгоградской области возбуждено дело по признакам нарушения Главой Администрации Калачевского городского поселения Калачевского му-ниципального района Волгоградской области (404507, Волгоградская область, г.Калач-на-Дону, ул.Советская,2) и Калачевской городской Думой Калачевского городского поселении Калачевского муниципального района Волгоградской области (404507, Волгоградская об-ласть, г.Калач-на-Дону, ул.Советская,2) части 1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Данные признаки содержатся в действиях Главы Администрации Калачевского город-ского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачев-ской городской Думы Калачевского городского поселении Калачевского муниципального района Волгоградской области, выразившихся в принятии Решения от 12 декабря  2008 года №157 «О утверждении Правила по организации пассажирских перевозок транспортом об-щего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского город-ского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области», п.5.4 и п.6.4, которого, по мнению УФАС по Волгоградской области, приводят либо могут привес-ти к недопущению, ограничению конкуренции.
Глава Калачевского городского поселения факт нарушения признал и пояснил, что на ближайшем заседании городской Думы выступит с законодательной инициативой о внесе-нии изменений в Правила.
Председатель Калачевской городской Думы также признал противоречие вышеука-занных пунктов Правил ст.15 Закона о защите конкуренции и подтвердил намерение рас-смотрения вопроса о внесении изменений в Правила на ближайшем заседании Калачевской городской Думы.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации", к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно ч. 4 ст. 7 вышеуказанного федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Устава Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (принят Решением Калачевской городской думы №11 от 27.01.2006г., далее - Устав) Глава Калачевского городского поселения и Калачев-ская городская Дума входят в структуру органов местного самоуправления.
Частью 1 ст.42 Устава предусмотрено, что депутаты городской Думы и Глава городского поселения обладают правом внесения в городскую Думу проектов муниципальных правовых актов.
В целях реализации своих полномочий Главой Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Решением от 12.12.2008 №157 утверждены Правила об организации пассажирских перевозок  транспортом общего пользования на маршрутах регу-лярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
Согласно п.1.3.4. Правил организатором транспортного обслуживания является адми-нистрация Калачевского городского поселения, осуществляющая  организацию транспорт-ного обслуживания  населения пассажирским  транспортом общего пользования.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
1. Согласно п.5.4 Правил перевозчики обязаны обеспечить наличие у водителя транспортного средства, осуществляющего перевозки на маршруте регулярного сообщения, следующих документов (помимо предусмотренных правилами дорожного движения):
а) копии паспорта маршрута регулярного сообщения (кроме перевозчиков, осуществляющих услуги по перевозке населения электротранспортом);
б) рабочего маршрутного расписания движения;
в) схемы опасных участков маршрута регулярного сообщения;
г) билетно-учетной документации.
В силу п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорож-ного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспорт-ных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Документы, которые водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать для проверки, перечислены в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения РФ. В случаях, прямо предусмотренных действующим зако-нодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по над-зору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные до-кументы.
Кроме того, в соответствии с п. 2.3.6. Положения об обеспечении безопасности пере-возок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными до-кументами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами. Также согласно п. 5.2.3 указанного Положения владелец автобуса, выполняющего регулярные ав-тобусные перевозки, обязан обеспечить водителя графиком движения на маршруте и схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
Требования же п.5.4 Правил, распространяются на маршруты любой протяженности, то есть являются дополнительными требованиями к организации перевозок для рейсов не-большой протяженности на территории Калачевского городского поселения. Поскольку неисполнение требований пункта 5.4 Правил лишает перевозчика права осуществлять пред-принимательскую и иную экономическую деятельность, не запрещенную законом, то дан-ный пункт противоречит части 1 ст.15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления вводить ограничения в отношении осуществления отдельных вдов деятельности.
2. Согласно п.6.4 Правил, использование остановочных пунктов на маршрутах регу-лярного сообщения при организации специальных, туристско-экскурсионных и заказных маршрутов не допускается.
Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и  перевозки легковыми такси (статья 5 Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ). Из смысла пункта 5.12 Положения об обеспечении безопасности пе-ревозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, следует, что туристско-экскурсионные, специальные и разовые перевозки, осуществляемые на основании оформленных заказов, относятся к перевозкам по заказу.
Следовательно, из содержания п.6.4 Правил усматривается запрет использовать места остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованные для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств, при организации перево-зок по заказу.
Статья 27 Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ устанавливает, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрах-тования, заключенного в письменной форме. При этом согласно ст.28 Устава маршрут пе-ревозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом.
Согласно п.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобу-сами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, туристско - экскурсион-ные и иные регулярные перевозки организуются в соответствии с п. п. 5.2 - 5.8 указанного Положения, то есть организуются в том же порядке, что и регулярные перевозки.
Статьей 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передви-гаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
Стандартные требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта, в том числе включенным в туристический продукт, установлены ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", введенным в действие с 1 июля 2002 года Постановлением Госстандарта РФ от 14.11.2001 №461-ст. Согласно п.4.3.3.2 ГОСТ Р 51825-2001 посадку (высадку) пассажиров и погрузку (выгрузку) багажа следует производить в неподвижно стоящее автотранспортное средство в соответствии с правилами посадки - высадки на оборудованных или необорудованных остановочных пунк-тах (в зависимости от технологии перевозки) при соблюдении правил дорожного движения.
Таким образом, установленный органами местного самоуправления в пункте 6.4 Пра-вил запрет на использование остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок при организации специальных, туристско-экскурсионных и заказных автобусных маршру-тов не основан на положениях федерального законодательства и ограничивает право пере-возчиков (фрахтовщиков), намеривающихся осуществлять либо осуществляющих перевоз-ки по заказу (отдельному виду перевозок), а также их заказчикам (фрахтователям), пользо-ваться объектами транспортной инфраструктуры при участии в дорожном движении.
Так как п.6.4 Правил введено ограничение в отношении оказания услуг перевозок по заказу в границах Калачевского городского поселения, то он в этой части противоречит подп.1 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, которая запрещает органам исполнительной власти субъекта РФ вводить ограничения в отношении производства определенных видов товаров.
Исходя из смысла антимонопольного законодательства, акты органов местного само-управления не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством, ущем-лять права и интересы участников гражданского оборота, поэтому Решение Калачевской городской Думы от 12.12.2008 №157 «О утверждении Правила по организации пассажир-ских перевозок  транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волго-градской области» не может противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.
Действия Главы Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думы Калачев-ского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в принятии  п.5.4, п.6.4 Правил, приводят или могут привести к ограничению, устранению  конкуренции, что запрещено ч.1 ст.15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 ста-тьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думой Калачев-ского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области  ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в при-нятии п.5.4. и п.6.4. Правил по организации пассажирских перевозок  транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
2. Выдать Главе Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думе Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №10-01-15-03/118
о нарушении антимонопольного законодательства

22 апреля 2010 г.                            г. Волгоград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии  заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти;
Членов Комиссии:
- заместителя начальника отдела контроля  органов власти,
- старшего государственного инспектора отдела контроля  органов власти;
с участием:
Ответчика - главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального  района (удостоверение).
Представителя ответчика – председателя Калачевской городской Думы Калачевского муниципального  района (удостоверение).
рассмотрев дело №10-01-15-03/118, по признакам нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального  района Волгоградской области и Калачевской городской Думой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального  района Волгоградской области части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В результате проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией Калачевского городского поселения Калачевского  муниципального рай-она Волгоградской области Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волго-градской области установлено, что Решением Калачевской городской Думы Калачевского городского поселения  Калачевского муниципального района Волгоградской области от 12.12.2008 №157 утверждены Правила по организации пассажирских перевозок транспор-том общего пользования  на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - Правила). Данные Правила подписаны и обнародованы Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
26 марта 2010 года Приказом №85 о возбуждении дела и создании комиссии по рас-смотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Федераль-ной антимонопольной службы по Волгоградской области возбуждено дело по признакам нарушения Главой Администрации Калачевского городского поселения Калачевского му-ниципального района Волгоградской области (404507, Волгоградская область, г.Калач-на-Дону, ул.Советская,2) и Калачевской городской Думой Калачевского городского поселении Калачевского муниципального района Волгоградской области (404507, Волгоградская об-ласть, г.Калач-на-Дону, ул.Советская,2) части 1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Данные признаки содержатся в действиях Главы Администрации Калачевского город-ского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачев-ской городской Думы Калачевского городского поселении Калачевского муниципального района Волгоградской области, выразившихся в принятии Решения от 12 декабря  2008 года №157 «О утверждении Правила по организации пассажирских перевозок транспортом об-щего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского город-ского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области», п.5.4 и п.6.4, которого, по мнению УФАС по Волгоградской области, приводят либо могут привес-ти к недопущению, ограничению конкуренции.
Глава Калачевского городского поселения факт нарушения признал и пояснил, что на ближайшем заседании городской Думы выступит с законодательной инициативой о внесе-нии изменений в Правила.
Председатель Калачевской городской Думы также признал противоречие вышеука-занных пунктов Правил ст.15 Закона о защите конкуренции и подтвердил намерение рас-смотрения вопроса о внесении изменений в Правила на ближайшем заседании Калачевской городской Думы.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации", к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно ч. 4 ст. 7 вышеуказанного федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Устава Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (принят Решением Калачевской городской думы №11 от 27.01.2006г., далее - Устав) Глава Калачевского городского поселения и Калачев-ская городская Дума входят в структуру органов местного самоуправления.
Частью 1 ст.42 Устава предусмотрено, что депутаты городской Думы и Глава городского поселения обладают правом внесения в городскую Думу проектов муниципальных правовых актов.
В целях реализации своих полномочий Главой Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Решением от 12.12.2008 №157 утверждены Правила об организации пассажирских перевозок  транспортом общего пользования на маршрутах регу-лярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
Согласно п.1.3.4. Правил организатором транспортного обслуживания является адми-нистрация Калачевского городского поселения, осуществляющая  организацию транспорт-ного обслуживания  населения пассажирским  транспортом общего пользования.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
1. Согласно п.5.4 Правил перевозчики обязаны обеспечить наличие у водителя транспортного средства, осуществляющего перевозки на маршруте регулярного сообщения, следующих документов (помимо предусмотренных правилами дорожного движения):
а) копии паспорта маршрута регулярного сообщения (кроме перевозчиков, осуществляющих услуги по перевозке населения электротранспортом);
б) рабочего маршрутного расписания движения;
в) схемы опасных участков маршрута регулярного сообщения;
г) билетно-учетной документации.
В силу п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорож-ного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспорт-ных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Документы, которые водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать для проверки, перечислены в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения РФ. В случаях, прямо предусмотренных действующим зако-нодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по над-зору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные до-кументы.
Кроме того, в соответствии с п. 2.3.6. Положения об обеспечении безопасности пере-возок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными до-кументами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами. Также согласно п. 5.2.3 указанного Положения владелец автобуса, выполняющего регулярные ав-тобусные перевозки, обязан обеспечить водителя графиком движения на маршруте и схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
Требования же п.5.4 Правил, распространяются на маршруты любой протяженности, то есть являются дополнительными требованиями к организации перевозок для рейсов не-большой протяженности на территории Калачевского городского поселения. Поскольку неисполнение требований пункта 5.4 Правил лишает перевозчика права осуществлять пред-принимательскую и иную экономическую деятельность, не запрещенную законом, то дан-ный пункт противоречит части 1 ст.15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления вводить ограничения в отношении осуществления отдельных вдов деятельности.
2. Согласно п.6.4 Правил, использование остановочных пунктов на маршрутах регу-лярного сообщения при организации специальных, туристско-экскурсионных и заказных маршрутов не допускается.
Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и  перевозки легковыми такси (статья 5 Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ). Из смысла пункта 5.12 Положения об обеспечении безопасности пе-ревозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, следует, что туристско-экскурсионные, специальные и разовые перевозки, осуществляемые на основании оформленных заказов, относятся к перевозкам по заказу.
Следовательно, из содержания п.6.4 Правил усматривается запрет использовать места остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованные для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств, при организации перево-зок по заказу.
Статья 27 Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ устанавливает, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрах-тования, заключенного в письменной форме. При этом согласно ст.28 Устава маршрут пе-ревозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом.
Согласно п.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобу-сами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, туристско - экскурсион-ные и иные регулярные перевозки организуются в соответствии с п. п. 5.2 - 5.8 указанного Положения, то есть организуются в том же порядке, что и регулярные перевозки.
Статьей 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передви-гаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
Стандартные требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта, в том числе включенным в туристический продукт, установлены ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", введенным в действие с 1 июля 2002 года Постановлением Госстандарта РФ от 14.11.2001 №461-ст. Согласно п.4.3.3.2 ГОСТ Р 51825-2001 посадку (высадку) пассажиров и погрузку (выгрузку) багажа следует производить в неподвижно стоящее автотранспортное средство в соответствии с правилами посадки - высадки на оборудованных или необорудованных остановочных пунк-тах (в зависимости от технологии перевозки) при соблюдении правил дорожного движения.
Таким образом, установленный органами местного самоуправления в пункте 6.4 Пра-вил запрет на использование остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок при организации специальных, туристско-экскурсионных и заказных автобусных маршру-тов не основан на положениях федерального законодательства и ограничивает право пере-возчиков (фрахтовщиков), намеривающихся осуществлять либо осуществляющих перевоз-ки по заказу (отдельному виду перевозок), а также их заказчикам (фрахтователям), пользо-ваться объектами транспортной инфраструктуры при участии в дорожном движении.
Так как п.6.4 Правил введено ограничение в отношении оказания услуг перевозок по заказу в границах Калачевского городского поселения, то он в этой части противоречит подп.1 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, которая запрещает органам исполнительной власти субъекта РФ вводить ограничения в отношении производства определенных видов товаров.
Исходя из смысла антимонопольного законодательства, акты органов местного само-управления не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством, ущем-лять права и интересы участников гражданского оборота, поэтому Решение Калачевской городской Думы от 12.12.2008 №157 «О утверждении Правила по организации пассажир-ских перевозок  транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волго-градской области» не может противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.
Действия Главы Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думы Калачев-ского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в принятии  п.5.4, п.6.4 Правил, приводят или могут привести к ограничению, устранению  конкуренции, что запрещено ч.1 ст.15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 ста-тьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думой Калачев-ского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области  ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в при-нятии п.5.4. и п.6.4. Правил по организации пассажирских перевозок  транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области.
2. Выдать Главе Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области и Калачевской городской Думе Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Глава Администрации Калачевского городского поселения и Калачевская городская Дума нарушили части 1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

Глава Администрации Калачевского городского поселения и Калачевская городская Дума нарушили части 1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-22 12:33:38 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-22 12:33:38 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321549828 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )