Управлением ФАС России по Волгоградской области признан факт нарушения Администрацией Волгограда п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ

Дата публикации: 1 июля 2009, 17:46

РЕШЕНИЕ
по делу №09-01-15-03/239-ВО
о нарушении антимонопольного законодательства

01 июля 2009 года                                г. Волгоград
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии    заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:    заместитель начальника отдела контроля органов власти;
государственный инспектор отдела контроля органов власти;
государственный инспектор отдела контроля органов власти;
при участии:
1.    представителя Администрации Волгограда, по доверенности;
2.    представителя Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, по доверенности;
3.    представителя Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, по доверенности;
4.    представителя Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, по доверенности;
5.    представителя ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека», по доверенности;
в присутствии регионального представителя ОАО «ИСКЧ»,
рассмотрев дело №09-01-15-03/239-ВО по признакам нарушения Администрацией Волгограда (400131, г.Волгоград, ул.Володарского, 5) п.2 ч.1 ст.15 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
23 марта 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступило заявление ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» (129110, г.Москва, Олимпийский проспект, д.18/1) -  далее по тексту ОАО «ИСКЧ», указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства  в действиях Администрации Волгограда, выразившихся в направлении Департаментом здравоохранения Администрации Волгограда в адреса главных врачей учреждений родовспоможения Волгограда писем, запрещающих администрациям муниципальных учреждений здравоохранения заключать договоры о сотрудничестве с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе на забор, транспортировку и хранение гемопоэтических стволовых клеток.
 Для получения услуг, предоставляемых ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека», родителям будущего ребенка необходимо заключить договор, предметом которого является сбор, выделение, тестирование, замораживание и дальнейшее криогенное длительное хранение выделенных гемопоэтических стволовых клеток. На основании заключенного договора  родители получают комплект для сбора пуповинной крови в учреждениях родовспоможения. Сбор пуповинной/плацентарной крови проводится сразу после родов врачом либо акушеркой учреждения родовспоможения.
Для осуществления данной процедуры учреждениям родовспоможения достаточно заключить договор о сотрудничестве с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
Согласно представленных заявителем материалов и пояснений 28  августа 2008 года Департамент здравоохранения Администрации Волгограда направил в адреса главных врачей службы родовспоможения Волгограда письма (исх.№03-7849), в которых Департамент здравоохранения Администрации Волгограда просит не заключать договора о сотрудничестве между администрациями муниципальных учреждений здравоохранения и ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
По мнению представителя заявителя, направление вышеуказанного письма администрациям муниципальных учреждений родовспоможения структурным подразделением Администрации Волгограда нарушили права и законные интересы ОАО «ИСКЧ», так как препятствуют указанному хозяйствующему  субъекту в осуществлении деятельности на территории города Волгограда.
Представитель Администрации Волгограда не согласился с доводами заявителя и пояснил, что муниципальные учреждения здравоохранения являются самостоятельными хозяйствующими субъектами при заключении гражданско-правовых договоров, в связи с чем Департамент здравоохранения никоим образом не может понудить учреждение родовспоможения к заключению либо не заключению каких-либо договоров. Кроме того, письмо Департамента здравоохранения Администрации Волгограда от 28.08.2008 носит рекомендательный, а не запрещающий характер. Это письмо, по мнению Администрации Волгограда,  не чинит препятствия к выполнению услуг по забору пуповинной/плацентарной крови.
Представители Департамента здравоохранения Администрации Волгограда полностью согласились с позицией Администрации Волгограда и приобщили к материалам дела письменные пояснения, в которых также указывают, что письма Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, направленные администрациям муниципальных учреждений родовспоможения не носят запретительного характера, а рекомендуют воздержаться от заключения  договоров с ОАО «ИСКЧ» до выяснения всех обстоятельств по данной тематике. Кроме того, территориальной программой государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи услуга по забору пуповинной крови не предусмотрена, то есть является платной медицинской услугой. Однако муниципальными учреждениями здравоохранения службы родовспоможения города Волгограда платные услуги не оказываются.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 20 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (далее - Основы) граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета некоммерческим организациям оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантируемому  объему бесплатной медицинской помощи. Лица, способные позволить себе платные медицинские услуги (за рамками общих стандартов), исходя из конституционных принципов охраны здоровья, не могут быть лишены такой возможности. Необоснованное ограничение права на получение платных медицинских услуг влечет за собой нарушение основных прав человека.
Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. В соответствии с п.2 ст.2  вышеуказанных Основ, основным принципом охраны здоровья граждан является, в том числе  приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
В соответствие с Главой 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.10.2005 N 633 "Об организации медицинской помощи" акушерская и гинекологическая помощь в рамках медицинской помощи женщинам во время и после родов организуется, в том числе в родильном доме.
Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 23 Основ).
Таким образом, женщина, выбирая учреждение родовспоможения государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий получает бесплатную медицинскую помощь. Однако это не лишает ее права получения платных медицинских услуг. Следовательно, роженица, заключая договор с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» на платную медицинскую услугу по забору, транспортировке и хранению гемопоэтических стволовых клеток, имеет право получить ее наряду с бесплатными медицинскими услугами.
Согласно пункта 4 «Инструкции по заготовке пуповинной/плацентарной крови для научно-исследовательских работ" (утв. Утверждено Приказом Минздрава России от 25 июля 2003 г. N 325) пуповинная/плацентарная кровь заготавливается после рождения ребенка и пережатия пуповины в стерильных условиях путем венепункции пуповины иглой закрытой донорской системы после тщательной обработки места пункции растворами спирта и йодоната. Следовательно, забор пуповинной крови может быть осуществлен только сразу после рождения ребенка и только в том учреждении, в котором происходил процесс родов.
Согласно п.96 ч.1 ст.17 ФЗ от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи, в том числе  по акушерству и гинекологии.
Согласно Отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги», введенным в действие Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 №113, катетеризация пупочных сосудов у новорожденных и получение венозной крови из пуповины плода являются специальными методами получения исследуемых образцов и относятся к простым медицинским услугам, то есть к методам функционального обследования с использованием  простых приспособлений, приборов, не требующих специальных навыков и помощи ассистентов. Данным видам услуг присвоены коды 11.12.004 и 11.12.005 соответственно.
ОАО «Институт Стволовых клеток Человека» имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности:
№99-01-001458 от 12.05.2005 (серия ФС-1 №009245) на лабораторную диагностику, сестринское дело и применение новых клеточных технологий в здравоохранении;
№ФС-99-01-005845 от 16.12.2008 (серия ФС-1 №0077280) забор, транспортировка и хранение гемопоэтических стволовых клеток.
Следовательно, ОАО «Институт стволовых клеток человека» имеет право на законных основаниях осуществлять деятельность  по предоставлению вышеуказанных медицинских услуг на всей территории Российской Федерации.
Для получения услуг, предоставляемых ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека», родителям будущего ребенка необходимо заключить договор, предметом которого является организация получения из пуповинной крови новорожденного ребенка концентрата стволовых клеток (далее по тексту – КСК), пригодного для последующего хранения. При этом согласно п.1.1 договора об оказании услуг ОАО «ИСКЧ» осуществляет следующие работы (услуги): выделение и подсчет стволовых клеток пуповинной крови, криоконсервирование клеток и подготовка КСК для долговременного хранения в криогенном хранилище; тестирование и типирование пуповинной крови. На основании заключенного договора  родители получают комплект для учреждений родовспоможения для сбора пуповинной крови.
Таким образом, для  оказания услуг, оговоренных в вышеуказанном договоре, ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» должно организовать забор пуповинной/плацентарной крови новорожденного ребенка в учреждениях родовспоможения. С этой целью ОАО «ИСКЧ» необходимо заключить договор о сотрудничестве с учреждениями родовспоможения, предметом которого является обеспечение (предоставление) возможности забора пуповинной крови для рожениц, заключивших договор на оказание услуг с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» и рожающих в указанных учреждениях родовспоможения.
Согласно письма Федеральной службы по надзору  в сфере здравоохранения и социального развития (исх.№01-10803/09 от 01.06.2009) забор пуповинной/плацентарной крови может быть осуществлен любым медицинским учреждением, имеющим лицензию на услуги по акушерскому делу. По мнению Росздравнадзора, осуществление медицинскими организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность , в том числе в части оказания работ (услуг) по специальности «акушерское дело», забора пуповинной/плацентарной крови с целью передачи указанного материала медицинской организации, имеющей лицензию на применение  новых клеточных технологий, забор, хранение и транспортировку гемопоэтических стволовых клеток  для последующих их выделения и хранения, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, иным нормативным правовым актам, регулирующим осуществление медицинской деятельности.
ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» к заявлению приложило письмо Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 22.05.2008 №10-03-6-2580, в соответствии с которым орган исполнительной власти не возражает против  сотрудничества акушерских стационаров Волгоградской области и ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» в рамках договора на забор пуповинной крови специалистами роддома. Кроме того, представлен ответ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области (исх.№10-03-6-353 от 26.01.2009) на обращение Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, в котором Комитет, выражая свою позицию, считает возможным не препятствовать передаче пуповинной/плацентарной крови специалистам ОАО «Институт  Стволовых Клеток Человека» при наличии договора роженицы, родильницы с учреждением родовспоможения и соблюдении условия забора пуповинной/плацентарной  крови специалистами муниципального учреждения родовспоможения.
В соответствии со ст.ст.420,421 Гражданского кодекса РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно ст.120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации имеют в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечают (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, то есть самостоятельны в осуществлении своих прав. Ст.24 вышеуказанного закона устанавливает возможность некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, ради которых она создана.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, в том числе учреждения родовспоможения, являются некоммерческими организациями. Следовательно, учреждения родовспоможения самостоятельны в осуществлении своих прав, а значит, Администрация Волгограда в лице Департамента здравоохранения Администрации Волгограда никоим образом неправомочна давать муниципальным учреждениям родовспоможения указаний на заключение, либо отказ от заключения договоров.
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте здравоохранения Администрации Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думой от 04.02.2009 №15/444 (далее по тексту – Положение), Департамент здравоохранения Администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет функции управления муниципальной системой здравоохранения Волгограда, лекарственного обеспечения населения на территории городского округа Волгоград в пределах компетенции Департамента.
Департамент здравоохранения Администрации Волгограда (далее по тексту – Департамент) осуществляет управление, планирование, координацию  деятельности муниципальной системы здравоохранения Волгограда, в структуру которой входят, в том числе муниципальные учреждения здравоохранения (п.1.5 Положения). Согласно п.п.3.1.6, 3.1.8 вышеуказанного Положения, Департамент осуществляет контроль, координацию работы и организационно-методическое руководство деятельностью учреждений и предприятий муниципальной системы здравоохранения Волгограда, а также за порядком организации и оказанием платных медицинских услуг населению, выдает учреждениям и предприятиям муниципальной системы здравоохранения Волгограда специальное разрешение на оказание платных медицинских услуг.
Согласно п.2 ответа Департамента здравоохранения Администрации Волгограда (исх.№02-2586 от 10.04.2009) на запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (исх.№03-14/1596 от 08.04.2009) все муниципальные учреждения здравоохранения службы родовспоможения имеют разрешения, выданные Департаментом здравоохранения, на предоставление платных медицинских услуг. Таким образом, учреждения родовспоможения вправе самостоятельно заключать договора на предоставление платных медицинских услуг, в том числе на услуги по манипуляции по взятию (сбору) пуповинной/плацентарной  крови.
В своем письме от 28.08.2008 №03-7849, направленном Департаментом в адреса главных врачей службы родовспоможения Волгограда, Департамент здравоохранения Администрации Волгограда просит не заключать договора о сотрудничестве между администрациями муниципальных учреждений здравоохранения и ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
В связи с подконтрольностью указанных учреждений структурному подразделению Администрации Волгограда, осуществляющему функции органа управления здравоохранения в городе Волгограде, Департаменту здравоохранению Администрации Волгограда, рекомендательные письма указанного органа расцениваются администрациями учреждений родовспоможения в качестве указаний. Следовательно, выполняя поручение контролирующего органа, администрации учреждений родовспоможения отказываются заключать договор о сотрудничестве с вышеуказанным хозяйствующим субъектом.
Таким образом, направив вышеуказанное письмо главным врачам  службы родовспоможения Волгограда, Департамент здравоохранения оказывает влияние на осуществление деятельности данных учреждений и ограничивает право ОАО «ИСКЧ» заниматься разрешенным видом медицинской деятельности, не допускает его для участия на рынке по забору гемопоэтических стволовых клеток.
Направление письма Департамента здравоохранения Администрации Волгограда от 28.08.2008 администрациям муниципальных учреждений здравоохранения и последующий отказ указанных учреждений роженицам в осуществлении услуги по забору пуповинной крови повлекло за собой невозможность  ОАО «ИСКЧ»  исполнить договоры с роженицами по забору гемопоэтических стволовых клеток, к расторжению договора и возврату денежных средств.
Согласно ст.22 Устава города-героя Волгограда, структуру органов местного самоуправления Волгограда составляют: городская Дума - представительный орган местного самоуправления Волгограда; глава муниципального образования - глава Волгограда - высшее должностное лицо Волгограда; администрация Волгограда - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда; контрольно-счетная палата Волгограда - финансово-контрольный орган Волгограда.
Таким образом, именно Администрация Волгограда является органом местного самоуправления, структурным подразделением которого является Департамент здравоохранения Администрации Волгограда. Следовательно,  действия Администрации Волгограда, как органа местного самоуправления, нарушают п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, согласно которого, органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий, в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Следовательно, направление вышеуказанного письма в администрации муниципальных учреждений родовспоможения лишает ОАО «ИСКЧ» участвовать на рынке по забору гемопоэтических стволовых клеток человека, то есть указанные действия Администрации Волгограда ограничивают конкуренцию, что противоречит ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

Руководствуясь ст.23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт нарушения Администрацией Волгограда п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, выразившийся в препятствовании ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» в допуске к участию на рынке по забору гемопоэтических стволовых клеток на территории города Волгограда, посредством направления администрациям муниципальных учреждений родовспоможения писем  с просьбой не заключать договора о сотрудничестве  с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
2. Выдать Администрации Волгограда для исполнения Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
 

stdClass Object ( [vid] => 6218 [uid] => 1 [title] => Управлением ФАС России по Волгоградской области признан факт нарушения Администрацией Волгограда п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6218 [type] => solution [language] => ru [created] => 1246441599 [changed] => 1370529336 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529336 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №09-01-15-03/239-ВО
о нарушении антимонопольного законодательства

01 июля 2009 года                                г. Волгоград
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии    заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:    заместитель начальника отдела контроля органов власти;
государственный инспектор отдела контроля органов власти;
государственный инспектор отдела контроля органов власти;
при участии:
1.    представителя Администрации Волгограда, по доверенности;
2.    представителя Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, по доверенности;
3.    представителя Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, по доверенности;
4.    представителя Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, по доверенности;
5.    представителя ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека», по доверенности;
в присутствии регионального представителя ОАО «ИСКЧ»,
рассмотрев дело №09-01-15-03/239-ВО по признакам нарушения Администрацией Волгограда (400131, г.Волгоград, ул.Володарского, 5) п.2 ч.1 ст.15 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
23 марта 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступило заявление ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» (129110, г.Москва, Олимпийский проспект, д.18/1) -  далее по тексту ОАО «ИСКЧ», указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства  в действиях Администрации Волгограда, выразившихся в направлении Департаментом здравоохранения Администрации Волгограда в адреса главных врачей учреждений родовспоможения Волгограда писем, запрещающих администрациям муниципальных учреждений здравоохранения заключать договоры о сотрудничестве с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе на забор, транспортировку и хранение гемопоэтических стволовых клеток.
 Для получения услуг, предоставляемых ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека», родителям будущего ребенка необходимо заключить договор, предметом которого является сбор, выделение, тестирование, замораживание и дальнейшее криогенное длительное хранение выделенных гемопоэтических стволовых клеток. На основании заключенного договора  родители получают комплект для сбора пуповинной крови в учреждениях родовспоможения. Сбор пуповинной/плацентарной крови проводится сразу после родов врачом либо акушеркой учреждения родовспоможения.
Для осуществления данной процедуры учреждениям родовспоможения достаточно заключить договор о сотрудничестве с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
Согласно представленных заявителем материалов и пояснений 28  августа 2008 года Департамент здравоохранения Администрации Волгограда направил в адреса главных врачей службы родовспоможения Волгограда письма (исх.№03-7849), в которых Департамент здравоохранения Администрации Волгограда просит не заключать договора о сотрудничестве между администрациями муниципальных учреждений здравоохранения и ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
По мнению представителя заявителя, направление вышеуказанного письма администрациям муниципальных учреждений родовспоможения структурным подразделением Администрации Волгограда нарушили права и законные интересы ОАО «ИСКЧ», так как препятствуют указанному хозяйствующему  субъекту в осуществлении деятельности на территории города Волгограда.
Представитель Администрации Волгограда не согласился с доводами заявителя и пояснил, что муниципальные учреждения здравоохранения являются самостоятельными хозяйствующими субъектами при заключении гражданско-правовых договоров, в связи с чем Департамент здравоохранения никоим образом не может понудить учреждение родовспоможения к заключению либо не заключению каких-либо договоров. Кроме того, письмо Департамента здравоохранения Администрации Волгограда от 28.08.2008 носит рекомендательный, а не запрещающий характер. Это письмо, по мнению Администрации Волгограда,  не чинит препятствия к выполнению услуг по забору пуповинной/плацентарной крови.
Представители Департамента здравоохранения Администрации Волгограда полностью согласились с позицией Администрации Волгограда и приобщили к материалам дела письменные пояснения, в которых также указывают, что письма Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, направленные администрациям муниципальных учреждений родовспоможения не носят запретительного характера, а рекомендуют воздержаться от заключения  договоров с ОАО «ИСКЧ» до выяснения всех обстоятельств по данной тематике. Кроме того, территориальной программой государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи услуга по забору пуповинной крови не предусмотрена, то есть является платной медицинской услугой. Однако муниципальными учреждениями здравоохранения службы родовспоможения города Волгограда платные услуги не оказываются.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 20 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (далее - Основы) граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета некоммерческим организациям оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантируемому  объему бесплатной медицинской помощи. Лица, способные позволить себе платные медицинские услуги (за рамками общих стандартов), исходя из конституционных принципов охраны здоровья, не могут быть лишены такой возможности. Необоснованное ограничение права на получение платных медицинских услуг влечет за собой нарушение основных прав человека.
Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. В соответствии с п.2 ст.2  вышеуказанных Основ, основным принципом охраны здоровья граждан является, в том числе  приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
В соответствие с Главой 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.10.2005 N 633 "Об организации медицинской помощи" акушерская и гинекологическая помощь в рамках медицинской помощи женщинам во время и после родов организуется, в том числе в родильном доме.
Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 23 Основ).
Таким образом, женщина, выбирая учреждение родовспоможения государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий получает бесплатную медицинскую помощь. Однако это не лишает ее права получения платных медицинских услуг. Следовательно, роженица, заключая договор с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» на платную медицинскую услугу по забору, транспортировке и хранению гемопоэтических стволовых клеток, имеет право получить ее наряду с бесплатными медицинскими услугами.
Согласно пункта 4 «Инструкции по заготовке пуповинной/плацентарной крови для научно-исследовательских работ" (утв. Утверждено Приказом Минздрава России от 25 июля 2003 г. N 325) пуповинная/плацентарная кровь заготавливается после рождения ребенка и пережатия пуповины в стерильных условиях путем венепункции пуповины иглой закрытой донорской системы после тщательной обработки места пункции растворами спирта и йодоната. Следовательно, забор пуповинной крови может быть осуществлен только сразу после рождения ребенка и только в том учреждении, в котором происходил процесс родов.
Согласно п.96 ч.1 ст.17 ФЗ от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи, в том числе  по акушерству и гинекологии.
Согласно Отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги», введенным в действие Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 №113, катетеризация пупочных сосудов у новорожденных и получение венозной крови из пуповины плода являются специальными методами получения исследуемых образцов и относятся к простым медицинским услугам, то есть к методам функционального обследования с использованием  простых приспособлений, приборов, не требующих специальных навыков и помощи ассистентов. Данным видам услуг присвоены коды 11.12.004 и 11.12.005 соответственно.
ОАО «Институт Стволовых клеток Человека» имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности:
№99-01-001458 от 12.05.2005 (серия ФС-1 №009245) на лабораторную диагностику, сестринское дело и применение новых клеточных технологий в здравоохранении;
№ФС-99-01-005845 от 16.12.2008 (серия ФС-1 №0077280) забор, транспортировка и хранение гемопоэтических стволовых клеток.
Следовательно, ОАО «Институт стволовых клеток человека» имеет право на законных основаниях осуществлять деятельность  по предоставлению вышеуказанных медицинских услуг на всей территории Российской Федерации.
Для получения услуг, предоставляемых ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека», родителям будущего ребенка необходимо заключить договор, предметом которого является организация получения из пуповинной крови новорожденного ребенка концентрата стволовых клеток (далее по тексту – КСК), пригодного для последующего хранения. При этом согласно п.1.1 договора об оказании услуг ОАО «ИСКЧ» осуществляет следующие работы (услуги): выделение и подсчет стволовых клеток пуповинной крови, криоконсервирование клеток и подготовка КСК для долговременного хранения в криогенном хранилище; тестирование и типирование пуповинной крови. На основании заключенного договора  родители получают комплект для учреждений родовспоможения для сбора пуповинной крови.
Таким образом, для  оказания услуг, оговоренных в вышеуказанном договоре, ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» должно организовать забор пуповинной/плацентарной крови новорожденного ребенка в учреждениях родовспоможения. С этой целью ОАО «ИСКЧ» необходимо заключить договор о сотрудничестве с учреждениями родовспоможения, предметом которого является обеспечение (предоставление) возможности забора пуповинной крови для рожениц, заключивших договор на оказание услуг с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» и рожающих в указанных учреждениях родовспоможения.
Согласно письма Федеральной службы по надзору  в сфере здравоохранения и социального развития (исх.№01-10803/09 от 01.06.2009) забор пуповинной/плацентарной крови может быть осуществлен любым медицинским учреждением, имеющим лицензию на услуги по акушерскому делу. По мнению Росздравнадзора, осуществление медицинскими организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность , в том числе в части оказания работ (услуг) по специальности «акушерское дело», забора пуповинной/плацентарной крови с целью передачи указанного материала медицинской организации, имеющей лицензию на применение  новых клеточных технологий, забор, хранение и транспортировку гемопоэтических стволовых клеток  для последующих их выделения и хранения, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, иным нормативным правовым актам, регулирующим осуществление медицинской деятельности.
ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» к заявлению приложило письмо Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 22.05.2008 №10-03-6-2580, в соответствии с которым орган исполнительной власти не возражает против  сотрудничества акушерских стационаров Волгоградской области и ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» в рамках договора на забор пуповинной крови специалистами роддома. Кроме того, представлен ответ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области (исх.№10-03-6-353 от 26.01.2009) на обращение Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, в котором Комитет, выражая свою позицию, считает возможным не препятствовать передаче пуповинной/плацентарной крови специалистам ОАО «Институт  Стволовых Клеток Человека» при наличии договора роженицы, родильницы с учреждением родовспоможения и соблюдении условия забора пуповинной/плацентарной  крови специалистами муниципального учреждения родовспоможения.
В соответствии со ст.ст.420,421 Гражданского кодекса РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно ст.120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации имеют в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечают (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, то есть самостоятельны в осуществлении своих прав. Ст.24 вышеуказанного закона устанавливает возможность некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, ради которых она создана.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, в том числе учреждения родовспоможения, являются некоммерческими организациями. Следовательно, учреждения родовспоможения самостоятельны в осуществлении своих прав, а значит, Администрация Волгограда в лице Департамента здравоохранения Администрации Волгограда никоим образом неправомочна давать муниципальным учреждениям родовспоможения указаний на заключение, либо отказ от заключения договоров.
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте здравоохранения Администрации Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думой от 04.02.2009 №15/444 (далее по тексту – Положение), Департамент здравоохранения Администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет функции управления муниципальной системой здравоохранения Волгограда, лекарственного обеспечения населения на территории городского округа Волгоград в пределах компетенции Департамента.
Департамент здравоохранения Администрации Волгограда (далее по тексту – Департамент) осуществляет управление, планирование, координацию  деятельности муниципальной системы здравоохранения Волгограда, в структуру которой входят, в том числе муниципальные учреждения здравоохранения (п.1.5 Положения). Согласно п.п.3.1.6, 3.1.8 вышеуказанного Положения, Департамент осуществляет контроль, координацию работы и организационно-методическое руководство деятельностью учреждений и предприятий муниципальной системы здравоохранения Волгограда, а также за порядком организации и оказанием платных медицинских услуг населению, выдает учреждениям и предприятиям муниципальной системы здравоохранения Волгограда специальное разрешение на оказание платных медицинских услуг.
Согласно п.2 ответа Департамента здравоохранения Администрации Волгограда (исх.№02-2586 от 10.04.2009) на запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (исх.№03-14/1596 от 08.04.2009) все муниципальные учреждения здравоохранения службы родовспоможения имеют разрешения, выданные Департаментом здравоохранения, на предоставление платных медицинских услуг. Таким образом, учреждения родовспоможения вправе самостоятельно заключать договора на предоставление платных медицинских услуг, в том числе на услуги по манипуляции по взятию (сбору) пуповинной/плацентарной  крови.
В своем письме от 28.08.2008 №03-7849, направленном Департаментом в адреса главных врачей службы родовспоможения Волгограда, Департамент здравоохранения Администрации Волгограда просит не заключать договора о сотрудничестве между администрациями муниципальных учреждений здравоохранения и ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
В связи с подконтрольностью указанных учреждений структурному подразделению Администрации Волгограда, осуществляющему функции органа управления здравоохранения в городе Волгограде, Департаменту здравоохранению Администрации Волгограда, рекомендательные письма указанного органа расцениваются администрациями учреждений родовспоможения в качестве указаний. Следовательно, выполняя поручение контролирующего органа, администрации учреждений родовспоможения отказываются заключать договор о сотрудничестве с вышеуказанным хозяйствующим субъектом.
Таким образом, направив вышеуказанное письмо главным врачам  службы родовспоможения Волгограда, Департамент здравоохранения оказывает влияние на осуществление деятельности данных учреждений и ограничивает право ОАО «ИСКЧ» заниматься разрешенным видом медицинской деятельности, не допускает его для участия на рынке по забору гемопоэтических стволовых клеток.
Направление письма Департамента здравоохранения Администрации Волгограда от 28.08.2008 администрациям муниципальных учреждений здравоохранения и последующий отказ указанных учреждений роженицам в осуществлении услуги по забору пуповинной крови повлекло за собой невозможность  ОАО «ИСКЧ»  исполнить договоры с роженицами по забору гемопоэтических стволовых клеток, к расторжению договора и возврату денежных средств.
Согласно ст.22 Устава города-героя Волгограда, структуру органов местного самоуправления Волгограда составляют: городская Дума - представительный орган местного самоуправления Волгограда; глава муниципального образования - глава Волгограда - высшее должностное лицо Волгограда; администрация Волгограда - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда; контрольно-счетная палата Волгограда - финансово-контрольный орган Волгограда.
Таким образом, именно Администрация Волгограда является органом местного самоуправления, структурным подразделением которого является Департамент здравоохранения Администрации Волгограда. Следовательно,  действия Администрации Волгограда, как органа местного самоуправления, нарушают п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, согласно которого, органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий, в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Следовательно, направление вышеуказанного письма в администрации муниципальных учреждений родовспоможения лишает ОАО «ИСКЧ» участвовать на рынке по забору гемопоэтических стволовых клеток человека, то есть указанные действия Администрации Волгограда ограничивают конкуренцию, что противоречит ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

Руководствуясь ст.23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт нарушения Администрацией Волгограда п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, выразившийся в препятствовании ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» в допуске к участию на рынке по забору гемопоэтических стволовых клеток на территории города Волгограда, посредством направления администрациям муниципальных учреждений родовспоможения писем  с просьбой не заключать договора о сотрудничестве  с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
2. Выдать Администрации Волгограда для исполнения Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №09-01-15-03/239-ВО
о нарушении антимонопольного законодательства

01 июля 2009 года                                г. Волгоград
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии    заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:    заместитель начальника отдела контроля органов власти;
государственный инспектор отдела контроля органов власти;
государственный инспектор отдела контроля органов власти;
при участии:
1.    представителя Администрации Волгограда, по доверенности;
2.    представителя Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, по доверенности;
3.    представителя Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, по доверенности;
4.    представителя Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, по доверенности;
5.    представителя ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека», по доверенности;
в присутствии регионального представителя ОАО «ИСКЧ»,
рассмотрев дело №09-01-15-03/239-ВО по признакам нарушения Администрацией Волгограда (400131, г.Волгоград, ул.Володарского, 5) п.2 ч.1 ст.15 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
23 марта 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступило заявление ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» (129110, г.Москва, Олимпийский проспект, д.18/1) -  далее по тексту ОАО «ИСКЧ», указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства  в действиях Администрации Волгограда, выразившихся в направлении Департаментом здравоохранения Администрации Волгограда в адреса главных врачей учреждений родовспоможения Волгограда писем, запрещающих администрациям муниципальных учреждений здравоохранения заключать договоры о сотрудничестве с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе на забор, транспортировку и хранение гемопоэтических стволовых клеток.
 Для получения услуг, предоставляемых ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека», родителям будущего ребенка необходимо заключить договор, предметом которого является сбор, выделение, тестирование, замораживание и дальнейшее криогенное длительное хранение выделенных гемопоэтических стволовых клеток. На основании заключенного договора  родители получают комплект для сбора пуповинной крови в учреждениях родовспоможения. Сбор пуповинной/плацентарной крови проводится сразу после родов врачом либо акушеркой учреждения родовспоможения.
Для осуществления данной процедуры учреждениям родовспоможения достаточно заключить договор о сотрудничестве с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
Согласно представленных заявителем материалов и пояснений 28  августа 2008 года Департамент здравоохранения Администрации Волгограда направил в адреса главных врачей службы родовспоможения Волгограда письма (исх.№03-7849), в которых Департамент здравоохранения Администрации Волгограда просит не заключать договора о сотрудничестве между администрациями муниципальных учреждений здравоохранения и ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
По мнению представителя заявителя, направление вышеуказанного письма администрациям муниципальных учреждений родовспоможения структурным подразделением Администрации Волгограда нарушили права и законные интересы ОАО «ИСКЧ», так как препятствуют указанному хозяйствующему  субъекту в осуществлении деятельности на территории города Волгограда.
Представитель Администрации Волгограда не согласился с доводами заявителя и пояснил, что муниципальные учреждения здравоохранения являются самостоятельными хозяйствующими субъектами при заключении гражданско-правовых договоров, в связи с чем Департамент здравоохранения никоим образом не может понудить учреждение родовспоможения к заключению либо не заключению каких-либо договоров. Кроме того, письмо Департамента здравоохранения Администрации Волгограда от 28.08.2008 носит рекомендательный, а не запрещающий характер. Это письмо, по мнению Администрации Волгограда,  не чинит препятствия к выполнению услуг по забору пуповинной/плацентарной крови.
Представители Департамента здравоохранения Администрации Волгограда полностью согласились с позицией Администрации Волгограда и приобщили к материалам дела письменные пояснения, в которых также указывают, что письма Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, направленные администрациям муниципальных учреждений родовспоможения не носят запретительного характера, а рекомендуют воздержаться от заключения  договоров с ОАО «ИСКЧ» до выяснения всех обстоятельств по данной тематике. Кроме того, территориальной программой государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи услуга по забору пуповинной крови не предусмотрена, то есть является платной медицинской услугой. Однако муниципальными учреждениями здравоохранения службы родовспоможения города Волгограда платные услуги не оказываются.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 20 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (далее - Основы) граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета некоммерческим организациям оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантируемому  объему бесплатной медицинской помощи. Лица, способные позволить себе платные медицинские услуги (за рамками общих стандартов), исходя из конституционных принципов охраны здоровья, не могут быть лишены такой возможности. Необоснованное ограничение права на получение платных медицинских услуг влечет за собой нарушение основных прав человека.
Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. В соответствии с п.2 ст.2  вышеуказанных Основ, основным принципом охраны здоровья граждан является, в том числе  приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
В соответствие с Главой 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.10.2005 N 633 "Об организации медицинской помощи" акушерская и гинекологическая помощь в рамках медицинской помощи женщинам во время и после родов организуется, в том числе в родильном доме.
Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 23 Основ).
Таким образом, женщина, выбирая учреждение родовспоможения государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий получает бесплатную медицинскую помощь. Однако это не лишает ее права получения платных медицинских услуг. Следовательно, роженица, заключая договор с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» на платную медицинскую услугу по забору, транспортировке и хранению гемопоэтических стволовых клеток, имеет право получить ее наряду с бесплатными медицинскими услугами.
Согласно пункта 4 «Инструкции по заготовке пуповинной/плацентарной крови для научно-исследовательских работ" (утв. Утверждено Приказом Минздрава России от 25 июля 2003 г. N 325) пуповинная/плацентарная кровь заготавливается после рождения ребенка и пережатия пуповины в стерильных условиях путем венепункции пуповины иглой закрытой донорской системы после тщательной обработки места пункции растворами спирта и йодоната. Следовательно, забор пуповинной крови может быть осуществлен только сразу после рождения ребенка и только в том учреждении, в котором происходил процесс родов.
Согласно п.96 ч.1 ст.17 ФЗ от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи, в том числе  по акушерству и гинекологии.
Согласно Отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги», введенным в действие Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 №113, катетеризация пупочных сосудов у новорожденных и получение венозной крови из пуповины плода являются специальными методами получения исследуемых образцов и относятся к простым медицинским услугам, то есть к методам функционального обследования с использованием  простых приспособлений, приборов, не требующих специальных навыков и помощи ассистентов. Данным видам услуг присвоены коды 11.12.004 и 11.12.005 соответственно.
ОАО «Институт Стволовых клеток Человека» имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности:
№99-01-001458 от 12.05.2005 (серия ФС-1 №009245) на лабораторную диагностику, сестринское дело и применение новых клеточных технологий в здравоохранении;
№ФС-99-01-005845 от 16.12.2008 (серия ФС-1 №0077280) забор, транспортировка и хранение гемопоэтических стволовых клеток.
Следовательно, ОАО «Институт стволовых клеток человека» имеет право на законных основаниях осуществлять деятельность  по предоставлению вышеуказанных медицинских услуг на всей территории Российской Федерации.
Для получения услуг, предоставляемых ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека», родителям будущего ребенка необходимо заключить договор, предметом которого является организация получения из пуповинной крови новорожденного ребенка концентрата стволовых клеток (далее по тексту – КСК), пригодного для последующего хранения. При этом согласно п.1.1 договора об оказании услуг ОАО «ИСКЧ» осуществляет следующие работы (услуги): выделение и подсчет стволовых клеток пуповинной крови, криоконсервирование клеток и подготовка КСК для долговременного хранения в криогенном хранилище; тестирование и типирование пуповинной крови. На основании заключенного договора  родители получают комплект для учреждений родовспоможения для сбора пуповинной крови.
Таким образом, для  оказания услуг, оговоренных в вышеуказанном договоре, ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» должно организовать забор пуповинной/плацентарной крови новорожденного ребенка в учреждениях родовспоможения. С этой целью ОАО «ИСКЧ» необходимо заключить договор о сотрудничестве с учреждениями родовспоможения, предметом которого является обеспечение (предоставление) возможности забора пуповинной крови для рожениц, заключивших договор на оказание услуг с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» и рожающих в указанных учреждениях родовспоможения.
Согласно письма Федеральной службы по надзору  в сфере здравоохранения и социального развития (исх.№01-10803/09 от 01.06.2009) забор пуповинной/плацентарной крови может быть осуществлен любым медицинским учреждением, имеющим лицензию на услуги по акушерскому делу. По мнению Росздравнадзора, осуществление медицинскими организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность , в том числе в части оказания работ (услуг) по специальности «акушерское дело», забора пуповинной/плацентарной крови с целью передачи указанного материала медицинской организации, имеющей лицензию на применение  новых клеточных технологий, забор, хранение и транспортировку гемопоэтических стволовых клеток  для последующих их выделения и хранения, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, иным нормативным правовым актам, регулирующим осуществление медицинской деятельности.
ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» к заявлению приложило письмо Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 22.05.2008 №10-03-6-2580, в соответствии с которым орган исполнительной власти не возражает против  сотрудничества акушерских стационаров Волгоградской области и ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» в рамках договора на забор пуповинной крови специалистами роддома. Кроме того, представлен ответ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области (исх.№10-03-6-353 от 26.01.2009) на обращение Департамента здравоохранения Администрации Волгограда, в котором Комитет, выражая свою позицию, считает возможным не препятствовать передаче пуповинной/плацентарной крови специалистам ОАО «Институт  Стволовых Клеток Человека» при наличии договора роженицы, родильницы с учреждением родовспоможения и соблюдении условия забора пуповинной/плацентарной  крови специалистами муниципального учреждения родовспоможения.
В соответствии со ст.ст.420,421 Гражданского кодекса РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно ст.120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации имеют в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечают (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, то есть самостоятельны в осуществлении своих прав. Ст.24 вышеуказанного закона устанавливает возможность некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, ради которых она создана.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, в том числе учреждения родовспоможения, являются некоммерческими организациями. Следовательно, учреждения родовспоможения самостоятельны в осуществлении своих прав, а значит, Администрация Волгограда в лице Департамента здравоохранения Администрации Волгограда никоим образом неправомочна давать муниципальным учреждениям родовспоможения указаний на заключение, либо отказ от заключения договоров.
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте здравоохранения Администрации Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думой от 04.02.2009 №15/444 (далее по тексту – Положение), Департамент здравоохранения Администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет функции управления муниципальной системой здравоохранения Волгограда, лекарственного обеспечения населения на территории городского округа Волгоград в пределах компетенции Департамента.
Департамент здравоохранения Администрации Волгограда (далее по тексту – Департамент) осуществляет управление, планирование, координацию  деятельности муниципальной системы здравоохранения Волгограда, в структуру которой входят, в том числе муниципальные учреждения здравоохранения (п.1.5 Положения). Согласно п.п.3.1.6, 3.1.8 вышеуказанного Положения, Департамент осуществляет контроль, координацию работы и организационно-методическое руководство деятельностью учреждений и предприятий муниципальной системы здравоохранения Волгограда, а также за порядком организации и оказанием платных медицинских услуг населению, выдает учреждениям и предприятиям муниципальной системы здравоохранения Волгограда специальное разрешение на оказание платных медицинских услуг.
Согласно п.2 ответа Департамента здравоохранения Администрации Волгограда (исх.№02-2586 от 10.04.2009) на запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (исх.№03-14/1596 от 08.04.2009) все муниципальные учреждения здравоохранения службы родовспоможения имеют разрешения, выданные Департаментом здравоохранения, на предоставление платных медицинских услуг. Таким образом, учреждения родовспоможения вправе самостоятельно заключать договора на предоставление платных медицинских услуг, в том числе на услуги по манипуляции по взятию (сбору) пуповинной/плацентарной  крови.
В своем письме от 28.08.2008 №03-7849, направленном Департаментом в адреса главных врачей службы родовспоможения Волгограда, Департамент здравоохранения Администрации Волгограда просит не заключать договора о сотрудничестве между администрациями муниципальных учреждений здравоохранения и ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
В связи с подконтрольностью указанных учреждений структурному подразделению Администрации Волгограда, осуществляющему функции органа управления здравоохранения в городе Волгограде, Департаменту здравоохранению Администрации Волгограда, рекомендательные письма указанного органа расцениваются администрациями учреждений родовспоможения в качестве указаний. Следовательно, выполняя поручение контролирующего органа, администрации учреждений родовспоможения отказываются заключать договор о сотрудничестве с вышеуказанным хозяйствующим субъектом.
Таким образом, направив вышеуказанное письмо главным врачам  службы родовспоможения Волгограда, Департамент здравоохранения оказывает влияние на осуществление деятельности данных учреждений и ограничивает право ОАО «ИСКЧ» заниматься разрешенным видом медицинской деятельности, не допускает его для участия на рынке по забору гемопоэтических стволовых клеток.
Направление письма Департамента здравоохранения Администрации Волгограда от 28.08.2008 администрациям муниципальных учреждений здравоохранения и последующий отказ указанных учреждений роженицам в осуществлении услуги по забору пуповинной крови повлекло за собой невозможность  ОАО «ИСКЧ»  исполнить договоры с роженицами по забору гемопоэтических стволовых клеток, к расторжению договора и возврату денежных средств.
Согласно ст.22 Устава города-героя Волгограда, структуру органов местного самоуправления Волгограда составляют: городская Дума - представительный орган местного самоуправления Волгограда; глава муниципального образования - глава Волгограда - высшее должностное лицо Волгограда; администрация Волгограда - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда; контрольно-счетная палата Волгограда - финансово-контрольный орган Волгограда.
Таким образом, именно Администрация Волгограда является органом местного самоуправления, структурным подразделением которого является Департамент здравоохранения Администрации Волгограда. Следовательно,  действия Администрации Волгограда, как органа местного самоуправления, нарушают п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, согласно которого, органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий, в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Следовательно, направление вышеуказанного письма в администрации муниципальных учреждений родовспоможения лишает ОАО «ИСКЧ» участвовать на рынке по забору гемопоэтических стволовых клеток человека, то есть указанные действия Администрации Волгограда ограничивают конкуренцию, что противоречит ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

Руководствуясь ст.23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 ст.49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт нарушения Администрацией Волгограда п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, выразившийся в препятствовании ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» в допуске к участию на рынке по забору гемопоэтических стволовых клеток на территории города Волгограда, посредством направления администрациям муниципальных учреждений родовспоможения писем  с просьбой не заключать договора о сотрудничестве  с ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека».
2. Выдать Администрации Волгограда для исполнения Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Управлением ФАС России по Волгоградской области признан факт нарушения Администрацией Волгограда п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ

[format] => full_html [safe_value] =>

Управлением ФАС России по Волгоградской области признан факт нарушения Администрацией Волгограда п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-01 13:46:39 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-01 13:46:39 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321549828 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )