Прекращено рассмотрение дела №03-135/15-01/08 в части аренды водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией Волгограда

Дата публикации: 21 июля 2008, 04:00

РЕШЕНИЕ
по делу №03-135/15-01/08
о нарушении антимонопольного законодательства

25 апреля 2008 года                                г. Волгоград
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии    Бурба В.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Члены Комиссии:    Снедкова И.Ю. – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Тетушкина Е.Е. - специалист-эксперт отдела экономического анализа;
при участии:
Легкого Алексея Анатольевича, представителя ЗАО «Региональная энергетическая служба», доверенность №584 от 25.03.2008г.;
Учакиной Ирины Анатольевны, представителя Администрации Волгограда, доверенность №05-ИД/12 от 27.02.2008г.,
рассмотрев дело №03-135/15-01/08, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Волгограда ст.15 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в ходе производства по делу №03-17/19.8-185 об административном правонарушении и проведении административного расследования, возбужденного в отношении Главы Волгограда Гребенникова Р.Г., обнаружены признаки нарушения Администрацией Волгограда ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, выразившиеся в предоставлении преимущественного права ЗАО «Региональная энергетическая служба» на получение муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому и электросетевому хозяйству Волгограда.
Данное преимущество было предоставлено ЗАО «РЭС» посредством пролонгации договора №1512-06 от 01.07.2006 о передаче указанного имущества в аренду, заключенного в период с 01.07.2006 по 28.06.2007 между Департаментом муниципального имущества Администрации Волгограда и ЗАО «Региональная энергетическая служба» без проведения торгов.
Предоставление Администрацией Волгограда права аренды муниципального имущества муниципальной имущественной казны Закрытому акционерному обществу «РЭС» на новый срок без проведения конкурса является муниципальной помощью, которая согласно ст.20 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа.
Ходатайства Администрации Волгограда о даче согласия на предоставление муниципальной помощи посредством передачи в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной  казны, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому и электросетевому хозяйству, на период с 28.06.2007  по 28.06.2008 в УФАС по Волгоградской области не поступало.
Такими действиями Администрация Волгограда ограничила право других хозяйствующих субъектов на приобретение права аренды вышеуказанного имущества.
Администрация Волгограда представила письменные объяснения по факту возбужденного производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства. На заседании Комиссии по рассмотрению указанного дела представитель Администрации пояснил, что согласно п.2.1. договора №1512-06 от 01.07.2006 о передаче в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому и электросетевому хозяйству Волгограда (далее по тексту – договор №1512-06 от 01.07.2006), срок указанного договора истекал 28.06.2007.  В соответствии с п.2.3. вышеуказанного договора, если за один месяц до истечения срока действия договора   ни одна из сторон не заявит о своем намерении расторгнуть настоящий договор или заключить новый, указанный договор считается заключенным на тот же срок на тех же условиях. Руководствуясь  данными пунктами, договор был пролонгирован.
Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ вступил в силу 26.10.2007, то есть на момент заключения договора №1512-06 от 01.07.2006, данная нормативный правовой акт  не действовал и не мог распространяться на ранее совершенные действия.
Договор №1512-06 от 01.07.2006 не содержит каких-либо льготных для ЗАО «Региональная энергетическая служба» условий. Арендатор (ЗАО «РЭС») согласно п.4.25 договора несет затраты по производству технического обслуживания, текущего и капитального ремонта с отнесением затрат на свой счет. Следовательно, Администрация не предоставила ЗАО «РЭС» никаких преимуществ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и передача в аренду вышеуказанного имущества без проведения торгов не является муниципальной помощью.
Таким образом, по мнению Администрации Волгограда, в вышеуказанных действиях органа местного самоуправления отсутствуют признаки нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции.
Представитель ЗАО «Региональная энергетическая служба», привлеченный к участию в заседаниях Комиссии в качестве заинтересованного лица по ходатайству Администрации Волгограда, согласился с доводами Администрации и пояснил, что в феврале 2008 года проведен открытый конкурс на право аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны Волгограда. Договор №1512-06 от 01.07.2006 в части  аренды  объектов теплосетевого и водопроводно-канализационного хозяйства расторгнут, арендуемое ЗАО «РЭС» муниципальное имущество возвращено Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда. По результатам торгов 08 февраля 2008 года с победителем конкурса, ОАО «Коммунальные технологии Волгограда», заключены новые договора о передаче в аренду имущества муниципальной имущественной казны  Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству Волгограда. Таким образом, правоотношения между Администрацией Волгограда и ЗАО «РЭС» по поводу водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства Волгограда прекращены.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии со ст.215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно ч.2 ст.46 Устава города-героя Волгограда, для решения вопросов местного значения в собственности Волгограда может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц Волгограда.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является муниципальной помощью.
Главой 5 Закона о защите конкуренции предусмотрена процедура предоставления государственной и муниципальной помощи.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа за исключением случаев, установленных Законом о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, если государственная или муниципальная помощь не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.
Вместе с тем, часть 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.
Поскольку предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями в пользование хозяйствующим субъектам (в том числе из казны соответствующего муниципального образования либо субъекта Российской Федерации) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не может соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, указанное предоставление должно осуществляться в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции с соблюдением требований статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, предоставление государственной или муниципальной помощи путем передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры без проведения торгов влечет последствия, предусмотренные статьей 21 Закона о защите конкуренции, а именно возврат имущества (объектов коммунальной инфраструктуры), полученного в результате совершения такой сделки.
Согласно  ст.610 Гражданского кодекса РФ, срок является существенным условием договора аренды. Таким образом, при пролонгации договора аренды путем внесения изменений в первоначальный договор изменяется одно из существенных условий договора аренды.
На момент продления срока договора (изменения его существенного условия) уже действовал Закон о защите конкуренции. Следовательно, уже требовалось согласие антимонопольного органа на пролонгацию данного договора.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается  осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Администрация Волгограда при пролонгации договора №1512-06 от 01.07.2006 не направила в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ходатайство о даче согласия на предоставление муниципальной помощи ЗАО «Региональная энергетическая служба». Указанные действия Администрации Волгограда ограничили право других хозяйствующих субъектов на приобретение права аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны Волгограда, и тем самым устранили  конкуренцию между ЗАО «РЭС» и иными потенциальными участниками рынков услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и электроснабжению в городе Волгограде. Таким образом, передача муниципального имущества Администрацией Волгограда без проведения торгов является нарушением  ст.15 Закона о защите конкуренции.
В феврале 2008 года Администрация Волгограда провела открытый конкурс на право заключения договора аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству, победителем которого стало ОАО «Коммунальные технологии Волгограда».
Дополнительным соглашением №22 от 08 февраля 2008 года к договору о передаче в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому  и электросетевому хозяйству Волгограда, от 01.07.2006 №1512-06, Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда и ЗАО «РЭС» расторгли договор №1512-06 от 01.07.2006 по соглашению сторон с 29 февраля 2008 года.
29 февраля 2008 года сторонами вышеуказанного договора составлен приемо-сдаточный акт, на основании которого, муниципальное имущество, относящееся к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству Волгограда, возвращено арендодателю (ДМИ Администрации Волгограда).
08 февраля 2008 года Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда заключил договоры №115/к-08 и №116/к-08 о передаче в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому хозяйству Волгограда, с победителем открытого конкурса – ОАО «Коммунальные технологии Волгограда».
Таким образом, отношения  между Администрацией Волгограда и ЗАО «Региональная энергетическая служба» по поводу аренды водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства Волгограда прекращены, проведен конкурс на право аренды коммунальной инфраструктуры, относящейся к водопроводно-канализационному и  теплосетевому хозяйству Волгограда. Следовательно, в связи с добровольным  устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией Волгограда, в соответствии с п.2 ч.1 ст.48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в части аренды муниципального имущества, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству Волгограда.
Отношения между ЗАО «РЭС» и Администрацией Волгограда по поводу аренды муниципального имущества относящегося к электросетевому хозяйству Волгограда на день вынесения данного Решения продолжаются. Следовательно, по настоящий момент ограничивается доступ потенциальным участникам на рынок предоставления услуг по электроснабжению в городе Волгограде, то есть ограничивается  конкуренция на данном рынке, что является нарушением ст.15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.23, 39, 41, 48, 49 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006  №135-ФЗ, п.5.1 Положения о территориальном органе федеральной  антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС РФ от 15.12.2006 № 324, Комиссия

Р Е Ш И Л А:
1. Прекратить  рассмотрение дела №03-135/15-01/08 в части аренды водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией Волгограда.
2. Признать Администрацию Волгограда  нарушившей ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, в части передачи права аренды муниципального имущества коммунальной имущественной казны Волгограда, относящегося к электросетевому хозяйству.
3. Выдать Администрации Волгограда предписание о прекращении нарушений, посредством расторжения с ЗАО «РЭС» договора аренды муниципального имущества, относящегося к электросетевому хозяйству и проведения торгов на право аренды вышеуказанным имуществом.
 

stdClass Object ( [vid] => 6208 [uid] => 1 [title] => Прекращено рассмотрение дела №03-135/15-01/08 в части аренды водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией Волгограда [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6208 [type] => solution [language] => ru [created] => 1216584000 [changed] => 1370529336 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529336 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №03-135/15-01/08
о нарушении антимонопольного законодательства

25 апреля 2008 года                                г. Волгоград
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии    Бурба В.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Члены Комиссии:    Снедкова И.Ю. – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Тетушкина Е.Е. - специалист-эксперт отдела экономического анализа;
при участии:
Легкого Алексея Анатольевича, представителя ЗАО «Региональная энергетическая служба», доверенность №584 от 25.03.2008г.;
Учакиной Ирины Анатольевны, представителя Администрации Волгограда, доверенность №05-ИД/12 от 27.02.2008г.,
рассмотрев дело №03-135/15-01/08, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Волгограда ст.15 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в ходе производства по делу №03-17/19.8-185 об административном правонарушении и проведении административного расследования, возбужденного в отношении Главы Волгограда Гребенникова Р.Г., обнаружены признаки нарушения Администрацией Волгограда ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, выразившиеся в предоставлении преимущественного права ЗАО «Региональная энергетическая служба» на получение муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому и электросетевому хозяйству Волгограда.
Данное преимущество было предоставлено ЗАО «РЭС» посредством пролонгации договора №1512-06 от 01.07.2006 о передаче указанного имущества в аренду, заключенного в период с 01.07.2006 по 28.06.2007 между Департаментом муниципального имущества Администрации Волгограда и ЗАО «Региональная энергетическая служба» без проведения торгов.
Предоставление Администрацией Волгограда права аренды муниципального имущества муниципальной имущественной казны Закрытому акционерному обществу «РЭС» на новый срок без проведения конкурса является муниципальной помощью, которая согласно ст.20 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа.
Ходатайства Администрации Волгограда о даче согласия на предоставление муниципальной помощи посредством передачи в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной  казны, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому и электросетевому хозяйству, на период с 28.06.2007  по 28.06.2008 в УФАС по Волгоградской области не поступало.
Такими действиями Администрация Волгограда ограничила право других хозяйствующих субъектов на приобретение права аренды вышеуказанного имущества.
Администрация Волгограда представила письменные объяснения по факту возбужденного производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства. На заседании Комиссии по рассмотрению указанного дела представитель Администрации пояснил, что согласно п.2.1. договора №1512-06 от 01.07.2006 о передаче в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому и электросетевому хозяйству Волгограда (далее по тексту – договор №1512-06 от 01.07.2006), срок указанного договора истекал 28.06.2007.  В соответствии с п.2.3. вышеуказанного договора, если за один месяц до истечения срока действия договора   ни одна из сторон не заявит о своем намерении расторгнуть настоящий договор или заключить новый, указанный договор считается заключенным на тот же срок на тех же условиях. Руководствуясь  данными пунктами, договор был пролонгирован.
Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ вступил в силу 26.10.2007, то есть на момент заключения договора №1512-06 от 01.07.2006, данная нормативный правовой акт  не действовал и не мог распространяться на ранее совершенные действия.
Договор №1512-06 от 01.07.2006 не содержит каких-либо льготных для ЗАО «Региональная энергетическая служба» условий. Арендатор (ЗАО «РЭС») согласно п.4.25 договора несет затраты по производству технического обслуживания, текущего и капитального ремонта с отнесением затрат на свой счет. Следовательно, Администрация не предоставила ЗАО «РЭС» никаких преимуществ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и передача в аренду вышеуказанного имущества без проведения торгов не является муниципальной помощью.
Таким образом, по мнению Администрации Волгограда, в вышеуказанных действиях органа местного самоуправления отсутствуют признаки нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции.
Представитель ЗАО «Региональная энергетическая служба», привлеченный к участию в заседаниях Комиссии в качестве заинтересованного лица по ходатайству Администрации Волгограда, согласился с доводами Администрации и пояснил, что в феврале 2008 года проведен открытый конкурс на право аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны Волгограда. Договор №1512-06 от 01.07.2006 в части  аренды  объектов теплосетевого и водопроводно-канализационного хозяйства расторгнут, арендуемое ЗАО «РЭС» муниципальное имущество возвращено Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда. По результатам торгов 08 февраля 2008 года с победителем конкурса, ОАО «Коммунальные технологии Волгограда», заключены новые договора о передаче в аренду имущества муниципальной имущественной казны  Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству Волгограда. Таким образом, правоотношения между Администрацией Волгограда и ЗАО «РЭС» по поводу водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства Волгограда прекращены.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии со ст.215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно ч.2 ст.46 Устава города-героя Волгограда, для решения вопросов местного значения в собственности Волгограда может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц Волгограда.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является муниципальной помощью.
Главой 5 Закона о защите конкуренции предусмотрена процедура предоставления государственной и муниципальной помощи.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа за исключением случаев, установленных Законом о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, если государственная или муниципальная помощь не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.
Вместе с тем, часть 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.
Поскольку предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями в пользование хозяйствующим субъектам (в том числе из казны соответствующего муниципального образования либо субъекта Российской Федерации) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не может соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, указанное предоставление должно осуществляться в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции с соблюдением требований статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, предоставление государственной или муниципальной помощи путем передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры без проведения торгов влечет последствия, предусмотренные статьей 21 Закона о защите конкуренции, а именно возврат имущества (объектов коммунальной инфраструктуры), полученного в результате совершения такой сделки.
Согласно  ст.610 Гражданского кодекса РФ, срок является существенным условием договора аренды. Таким образом, при пролонгации договора аренды путем внесения изменений в первоначальный договор изменяется одно из существенных условий договора аренды.
На момент продления срока договора (изменения его существенного условия) уже действовал Закон о защите конкуренции. Следовательно, уже требовалось согласие антимонопольного органа на пролонгацию данного договора.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается  осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Администрация Волгограда при пролонгации договора №1512-06 от 01.07.2006 не направила в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ходатайство о даче согласия на предоставление муниципальной помощи ЗАО «Региональная энергетическая служба». Указанные действия Администрации Волгограда ограничили право других хозяйствующих субъектов на приобретение права аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны Волгограда, и тем самым устранили  конкуренцию между ЗАО «РЭС» и иными потенциальными участниками рынков услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и электроснабжению в городе Волгограде. Таким образом, передача муниципального имущества Администрацией Волгограда без проведения торгов является нарушением  ст.15 Закона о защите конкуренции.
В феврале 2008 года Администрация Волгограда провела открытый конкурс на право заключения договора аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству, победителем которого стало ОАО «Коммунальные технологии Волгограда».
Дополнительным соглашением №22 от 08 февраля 2008 года к договору о передаче в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому  и электросетевому хозяйству Волгограда, от 01.07.2006 №1512-06, Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда и ЗАО «РЭС» расторгли договор №1512-06 от 01.07.2006 по соглашению сторон с 29 февраля 2008 года.
29 февраля 2008 года сторонами вышеуказанного договора составлен приемо-сдаточный акт, на основании которого, муниципальное имущество, относящееся к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству Волгограда, возвращено арендодателю (ДМИ Администрации Волгограда).
08 февраля 2008 года Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда заключил договоры №115/к-08 и №116/к-08 о передаче в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому хозяйству Волгограда, с победителем открытого конкурса – ОАО «Коммунальные технологии Волгограда».
Таким образом, отношения  между Администрацией Волгограда и ЗАО «Региональная энергетическая служба» по поводу аренды водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства Волгограда прекращены, проведен конкурс на право аренды коммунальной инфраструктуры, относящейся к водопроводно-канализационному и  теплосетевому хозяйству Волгограда. Следовательно, в связи с добровольным  устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией Волгограда, в соответствии с п.2 ч.1 ст.48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в части аренды муниципального имущества, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству Волгограда.
Отношения между ЗАО «РЭС» и Администрацией Волгограда по поводу аренды муниципального имущества относящегося к электросетевому хозяйству Волгограда на день вынесения данного Решения продолжаются. Следовательно, по настоящий момент ограничивается доступ потенциальным участникам на рынок предоставления услуг по электроснабжению в городе Волгограде, то есть ограничивается  конкуренция на данном рынке, что является нарушением ст.15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.23, 39, 41, 48, 49 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006  №135-ФЗ, п.5.1 Положения о территориальном органе федеральной  антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС РФ от 15.12.2006 № 324, Комиссия

Р Е Ш И Л А:
1. Прекратить  рассмотрение дела №03-135/15-01/08 в части аренды водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией Волгограда.
2. Признать Администрацию Волгограда  нарушившей ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, в части передачи права аренды муниципального имущества коммунальной имущественной казны Волгограда, относящегося к электросетевому хозяйству.
3. Выдать Администрации Волгограда предписание о прекращении нарушений, посредством расторжения с ЗАО «РЭС» договора аренды муниципального имущества, относящегося к электросетевому хозяйству и проведения торгов на право аренды вышеуказанным имуществом.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №03-135/15-01/08
о нарушении антимонопольного законодательства

25 апреля 2008 года                                г. Волгоград
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии    Бурба В.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Члены Комиссии:    Снедкова И.Ю. – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Тетушкина Е.Е. - специалист-эксперт отдела экономического анализа;
при участии:
Легкого Алексея Анатольевича, представителя ЗАО «Региональная энергетическая служба», доверенность №584 от 25.03.2008г.;
Учакиной Ирины Анатольевны, представителя Администрации Волгограда, доверенность №05-ИД/12 от 27.02.2008г.,
рассмотрев дело №03-135/15-01/08, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Волгограда ст.15 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в ходе производства по делу №03-17/19.8-185 об административном правонарушении и проведении административного расследования, возбужденного в отношении Главы Волгограда Гребенникова Р.Г., обнаружены признаки нарушения Администрацией Волгограда ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, выразившиеся в предоставлении преимущественного права ЗАО «Региональная энергетическая служба» на получение муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому и электросетевому хозяйству Волгограда.
Данное преимущество было предоставлено ЗАО «РЭС» посредством пролонгации договора №1512-06 от 01.07.2006 о передаче указанного имущества в аренду, заключенного в период с 01.07.2006 по 28.06.2007 между Департаментом муниципального имущества Администрации Волгограда и ЗАО «Региональная энергетическая служба» без проведения торгов.
Предоставление Администрацией Волгограда права аренды муниципального имущества муниципальной имущественной казны Закрытому акционерному обществу «РЭС» на новый срок без проведения конкурса является муниципальной помощью, которая согласно ст.20 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа.
Ходатайства Администрации Волгограда о даче согласия на предоставление муниципальной помощи посредством передачи в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной  казны, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому и электросетевому хозяйству, на период с 28.06.2007  по 28.06.2008 в УФАС по Волгоградской области не поступало.
Такими действиями Администрация Волгограда ограничила право других хозяйствующих субъектов на приобретение права аренды вышеуказанного имущества.
Администрация Волгограда представила письменные объяснения по факту возбужденного производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства. На заседании Комиссии по рассмотрению указанного дела представитель Администрации пояснил, что согласно п.2.1. договора №1512-06 от 01.07.2006 о передаче в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому и электросетевому хозяйству Волгограда (далее по тексту – договор №1512-06 от 01.07.2006), срок указанного договора истекал 28.06.2007.  В соответствии с п.2.3. вышеуказанного договора, если за один месяц до истечения срока действия договора   ни одна из сторон не заявит о своем намерении расторгнуть настоящий договор или заключить новый, указанный договор считается заключенным на тот же срок на тех же условиях. Руководствуясь  данными пунктами, договор был пролонгирован.
Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ вступил в силу 26.10.2007, то есть на момент заключения договора №1512-06 от 01.07.2006, данная нормативный правовой акт  не действовал и не мог распространяться на ранее совершенные действия.
Договор №1512-06 от 01.07.2006 не содержит каких-либо льготных для ЗАО «Региональная энергетическая служба» условий. Арендатор (ЗАО «РЭС») согласно п.4.25 договора несет затраты по производству технического обслуживания, текущего и капитального ремонта с отнесением затрат на свой счет. Следовательно, Администрация не предоставила ЗАО «РЭС» никаких преимуществ по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и передача в аренду вышеуказанного имущества без проведения торгов не является муниципальной помощью.
Таким образом, по мнению Администрации Волгограда, в вышеуказанных действиях органа местного самоуправления отсутствуют признаки нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции.
Представитель ЗАО «Региональная энергетическая служба», привлеченный к участию в заседаниях Комиссии в качестве заинтересованного лица по ходатайству Администрации Волгограда, согласился с доводами Администрации и пояснил, что в феврале 2008 года проведен открытый конкурс на право аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны Волгограда. Договор №1512-06 от 01.07.2006 в части  аренды  объектов теплосетевого и водопроводно-канализационного хозяйства расторгнут, арендуемое ЗАО «РЭС» муниципальное имущество возвращено Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда. По результатам торгов 08 февраля 2008 года с победителем конкурса, ОАО «Коммунальные технологии Волгограда», заключены новые договора о передаче в аренду имущества муниципальной имущественной казны  Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству Волгограда. Таким образом, правоотношения между Администрацией Волгограда и ЗАО «РЭС» по поводу водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства Волгограда прекращены.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии со ст.215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно ч.2 ст.46 Устава города-героя Волгограда, для решения вопросов местного значения в собственности Волгограда может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц Волгограда.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является муниципальной помощью.
Главой 5 Закона о защите конкуренции предусмотрена процедура предоставления государственной и муниципальной помощи.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа за исключением случаев, установленных Законом о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, если государственная или муниципальная помощь не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.
Вместе с тем, часть 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.
Поскольку предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями в пользование хозяйствующим субъектам (в том числе из казны соответствующего муниципального образования либо субъекта Российской Федерации) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не может соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, указанное предоставление должно осуществляться в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции с соблюдением требований статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, предоставление государственной или муниципальной помощи путем передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры без проведения торгов влечет последствия, предусмотренные статьей 21 Закона о защите конкуренции, а именно возврат имущества (объектов коммунальной инфраструктуры), полученного в результате совершения такой сделки.
Согласно  ст.610 Гражданского кодекса РФ, срок является существенным условием договора аренды. Таким образом, при пролонгации договора аренды путем внесения изменений в первоначальный договор изменяется одно из существенных условий договора аренды.
На момент продления срока договора (изменения его существенного условия) уже действовал Закон о защите конкуренции. Следовательно, уже требовалось согласие антимонопольного органа на пролонгацию данного договора.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается  осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Администрация Волгограда при пролонгации договора №1512-06 от 01.07.2006 не направила в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ходатайство о даче согласия на предоставление муниципальной помощи ЗАО «Региональная энергетическая служба». Указанные действия Администрации Волгограда ограничили право других хозяйствующих субъектов на приобретение права аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны Волгограда, и тем самым устранили  конкуренцию между ЗАО «РЭС» и иными потенциальными участниками рынков услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и электроснабжению в городе Волгограде. Таким образом, передача муниципального имущества Администрацией Волгограда без проведения торгов является нарушением  ст.15 Закона о защите конкуренции.
В феврале 2008 года Администрация Волгограда провела открытый конкурс на право заключения договора аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству, победителем которого стало ОАО «Коммунальные технологии Волгограда».
Дополнительным соглашением №22 от 08 февраля 2008 года к договору о передаче в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому  и электросетевому хозяйству Волгограда, от 01.07.2006 №1512-06, Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда и ЗАО «РЭС» расторгли договор №1512-06 от 01.07.2006 по соглашению сторон с 29 февраля 2008 года.
29 февраля 2008 года сторонами вышеуказанного договора составлен приемо-сдаточный акт, на основании которого, муниципальное имущество, относящееся к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству Волгограда, возвращено арендодателю (ДМИ Администрации Волгограда).
08 февраля 2008 года Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда заключил договоры №115/к-08 и №116/к-08 о передаче в аренду муниципального имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному, теплосетевому хозяйству Волгограда, с победителем открытого конкурса – ОАО «Коммунальные технологии Волгограда».
Таким образом, отношения  между Администрацией Волгограда и ЗАО «Региональная энергетическая служба» по поводу аренды водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства Волгограда прекращены, проведен конкурс на право аренды коммунальной инфраструктуры, относящейся к водопроводно-канализационному и  теплосетевому хозяйству Волгограда. Следовательно, в связи с добровольным  устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией Волгограда, в соответствии с п.2 ч.1 ст.48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в части аренды муниципального имущества, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству Волгограда.
Отношения между ЗАО «РЭС» и Администрацией Волгограда по поводу аренды муниципального имущества относящегося к электросетевому хозяйству Волгограда на день вынесения данного Решения продолжаются. Следовательно, по настоящий момент ограничивается доступ потенциальным участникам на рынок предоставления услуг по электроснабжению в городе Волгограде, то есть ограничивается  конкуренция на данном рынке, что является нарушением ст.15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.23, 39, 41, 48, 49 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006  №135-ФЗ, п.5.1 Положения о территориальном органе федеральной  антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС РФ от 15.12.2006 № 324, Комиссия

Р Е Ш И Л А:
1. Прекратить  рассмотрение дела №03-135/15-01/08 в части аренды водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией Волгограда.
2. Признать Администрацию Волгограда  нарушившей ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, в части передачи права аренды муниципального имущества коммунальной имущественной казны Волгограда, относящегося к электросетевому хозяйству.
3. Выдать Администрации Волгограда предписание о прекращении нарушений, посредством расторжения с ЗАО «РЭС» договора аренды муниципального имущества, относящегося к электросетевому хозяйству и проведения торгов на право аренды вышеуказанным имуществом.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Прекращено  рассмотрение дела №03-135/15-01/08 в части аренды водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией Волгограда

[format] => full_html [safe_value] =>

Прекращено  рассмотрение дела №03-135/15-01/08 в части аренды водопроводно-канализационного и теплосетевого хозяйства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией Волгограда

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-07-21 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-07-21 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321549828 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )