О признании смс-рекламы: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75», нарушающей требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе»

Номер дела: 14-03-18-02/459
Дата публикации: 28 ноября 2014, 11:16

РЕШЕНИЕ

по делу №  14-03-18-02/459

 

28 ноября 2014 г.                                                                                                   г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2014 г.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области  по  рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии      -

заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна,                    

Члены Комиссии                -

старший государственный инспектор – Демичева Ксения Александровна

                                              -

       

государственный инспектор – Кузнецова Дарья Александровна,                               

                                              -

       

специалист первого разряда – Донцов Дмитрий Александрович                               

рассмотрев дело №  14-03-18-02/459 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ФЗ «О рекламе»), возбуждённое в отношении ООО «КамаТелеком», лицо, участвующее в деле не явилось, извещено.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

 

В Волгоградское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 1977 от 09.07.2014 г.) с жалобой на рассылку смс-сообщений рекламного характера.

Так, заявитель указал, что 05.07.2014 г. в 10 часов 18 минут от +7-902-993-54-79 на его номер телефона +7-927-255-66-66 поступило смс-сообщение следующего содержания: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75».

Заявитель утверждает, что согласия на получение рекламных рассылок от указанной в смс-сообщении компании не оформляли.

ЗАО «Астрахань-GSM», в ответ на запрос информации (вх. № 6859 от 12.08.2014 г.), предоставило сведения о том, что ответственность за содержание смс-сообщений и базы, на которую отправляется смс-сообщения, на основании договора № 06-02-02/15 от 01.02.2014 г. между ЗАО «Астрахань GSM» и ООО «КамаТелеком» (имеется в материалах дела), возлагается на Абонента, т.е. на ООО «КамаТелеком».

Так, п. 1.1.4. Договора № 06-02-02/15 от 01.02.2014г. предусмотрено, что формирование текста смс-сообщения и набор абонентского номера для доставки Абоненту производится Заказчиком с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1.20. Договора, Заказчик обязуется использовать Услугу в соответствии с нормами законодательства о рекламе и только для передачи информации адресатам, давшим письменное согласие на ее получение.

 

На основании представленной информации ЗАО «Астрахань-GSM», в отношении ООО «КамаТелком» Определением от 22 августа 2014 г. было возбуждено производство по делу № 14-03-21-02/459 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

 

В Определении о возбуждении дела № 14-03-18-02/459 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе должностным лицом Волгоградского УФАС России была установлена обязанность ООО «КамаТелеком» представить в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России следующую информацию:

- письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела;

- учредительные документы;

- доказательства получения согласия на получение рекламных смс-сообщений от абонента, номер которого +7-927-255-66-66;

- иную информацию, которую ООО «КамаТелеком» считает необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Данное определение было направлено в адрес ООО «КамаТелеком» (614039, Пермский край, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, д. 5-32) почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Конверт с Определением был вручен 10.09.2014 г. (уникальный почтовый идентификатор: 40097576234173), однако ответ не последовал.

В связи с отсутствием лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения рекламного законодательства и необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела № 14-03-18-02/459 было отложено на 23 октября 2014 г.

Документы были отправлены по тому же адресу, но почтовое отправление с Определением вернулось с пометкой «истек срок хранения».

На заседание Комиссии, состоявшейся 23 октября 2014 г. представить ООО «КамаТелеком» не явился, объяснений не представил. Определением от 23.10.2014 г. рассмотрение дела было отложено на 21.11.2014 г.

Определение об отложении с приложением копии Определения о возбуждении было направлено на два адреса ООО «КамаТелеком»: 614010, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9 «А»; 614039, Пермский край, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, д. 5-32, однако ни по одному из адресов отправления получены не были (Уникальные почтовые идентификаторы: 40097578222284; 40097578222277)

 

Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее

Согласно п.п.1 ст. 3 Федерального закона РФ № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемое смс-сообщение является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе»:

- информация распространена в форме смс-сообщения по сетям электросвязи, посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

 SMS (от английского Shot Message Service - служба коротких сообщений) представляет собой технологию, позволяющую осуществить прием и передачу коротких текстовых сообщений на мобильные телефоны,

- информация была адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, представленная в полученном заявителем смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю, из текста смс-сообщения не следует, что оно было адресовано каким-либо определенным лицам,

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом  рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Объектом рекламирования в рассматриваемом смс-сообщении выступают услуги по ремонту компьютера..  

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

 

В силу ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В силу статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. Лица, участвующие в деле и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Согласно полученных антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела № 14-03-18-02/459 сведений ЕГРЮЛ ООО «КамаТелеком» имеет место нахождения по адресу г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9 «А».

С учётом изложенного Комиссия Волгоградского УФАС России, считает, что предпринятые Управлением способы извещения  лица, участвующего в деле, о дате и времени рассмотрения дела (направление по юридическому адресу, по адресу, указанному в договоре, определения о назначении времени и места рассмотрения дела) являются надлежащими.

При таких обстоятельствах, невозможность рассмотрения дела в отсутствие ООО «КамаТелеком» из материалов дела не усматривается, рассмотрение дела № 14-03-18-02/459 без участия представителей указанного хозяйствующего субъекта соответствует требованиям п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

   Рекламораспространитель, в соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

    С учетом вышеуказанных обстоятельств Комиссия считает, что в рассматриваемом случае ООО «КамаТелеком» выступило в качестве рекламораспространителя.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О связи», - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Таким образом, абонент выступает «пассивной» стороной отношений по передаче информации, он выступает получателем, но не отправителем сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

 При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

 Только в случае, если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В материалы дела  такого согласия абонента Волгоградскому УФАС России представлено не было.

     В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

     Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

   В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ РФ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Рассматриваемая реклама, отправленная с номера +7-902-993-54-79 следующего содержания: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75», поступившая  05.07.2014г. в 10 часов 18 минут посредством  смс-сообщения на абонентский номер +7-927-255-66-66, является ненадлежащей, поскольку распространялась с нарушением требований, закрепленных ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

   Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст.33, ч. 1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу от +7-902-993-54-79: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75», поступившую  05 июля 2014 г. в 10 часов 18 минут посредством  смс-сообщения на абонентский номер Заявителя +7-927-255-66-66, ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «КамаТелеком» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 10946 [uid] => 5 [title] => О признании смс-рекламы: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75», нарушающей требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10946 [type] => solution [language] => ru [created] => 1417421867 [changed] => 1417421867 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1417421867 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №  14-03-18-02/459

 

28 ноября 2014 г.                                                                                                   г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2014 г.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области  по  рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии      -

заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна,                    

Члены Комиссии                -

старший государственный инспектор – Демичева Ксения Александровна

                                              -

       

государственный инспектор – Кузнецова Дарья Александровна,                               

                                              -

       

специалист первого разряда – Донцов Дмитрий Александрович                               

рассмотрев дело №  14-03-18-02/459 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ФЗ «О рекламе»), возбуждённое в отношении ООО «КамаТелеком», лицо, участвующее в деле не явилось, извещено.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

 

В Волгоградское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 1977 от 09.07.2014 г.) с жалобой на рассылку смс-сообщений рекламного характера.

Так, заявитель указал, что 05.07.2014 г. в 10 часов 18 минут от +7-902-993-54-79 на его номер телефона +7-927-255-66-66 поступило смс-сообщение следующего содержания: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75».

Заявитель утверждает, что согласия на получение рекламных рассылок от указанной в смс-сообщении компании не оформляли.

ЗАО «Астрахань-GSM», в ответ на запрос информации (вх. № 6859 от 12.08.2014 г.), предоставило сведения о том, что ответственность за содержание смс-сообщений и базы, на которую отправляется смс-сообщения, на основании договора № 06-02-02/15 от 01.02.2014 г. между ЗАО «Астрахань GSM» и ООО «КамаТелеком» (имеется в материалах дела), возлагается на Абонента, т.е. на ООО «КамаТелеком».

Так, п. 1.1.4. Договора № 06-02-02/15 от 01.02.2014г. предусмотрено, что формирование текста смс-сообщения и набор абонентского номера для доставки Абоненту производится Заказчиком с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1.20. Договора, Заказчик обязуется использовать Услугу в соответствии с нормами законодательства о рекламе и только для передачи информации адресатам, давшим письменное согласие на ее получение.

 

На основании представленной информации ЗАО «Астрахань-GSM», в отношении ООО «КамаТелком» Определением от 22 августа 2014 г. было возбуждено производство по делу № 14-03-21-02/459 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

 

В Определении о возбуждении дела № 14-03-18-02/459 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе должностным лицом Волгоградского УФАС России была установлена обязанность ООО «КамаТелеком» представить в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России следующую информацию:

- письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела;

- учредительные документы;

- доказательства получения согласия на получение рекламных смс-сообщений от абонента, номер которого +7-927-255-66-66;

- иную информацию, которую ООО «КамаТелеком» считает необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Данное определение было направлено в адрес ООО «КамаТелеком» (614039, Пермский край, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, д. 5-32) почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Конверт с Определением был вручен 10.09.2014 г. (уникальный почтовый идентификатор: 40097576234173), однако ответ не последовал.

В связи с отсутствием лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения рекламного законодательства и необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела № 14-03-18-02/459 было отложено на 23 октября 2014 г.

Документы были отправлены по тому же адресу, но почтовое отправление с Определением вернулось с пометкой «истек срок хранения».

На заседание Комиссии, состоявшейся 23 октября 2014 г. представить ООО «КамаТелеком» не явился, объяснений не представил. Определением от 23.10.2014 г. рассмотрение дела было отложено на 21.11.2014 г.

Определение об отложении с приложением копии Определения о возбуждении было направлено на два адреса ООО «КамаТелеком»: 614010, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9 «А»; 614039, Пермский край, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, д. 5-32, однако ни по одному из адресов отправления получены не были (Уникальные почтовые идентификаторы: 40097578222284; 40097578222277)

 

Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее

Согласно п.п.1 ст. 3 Федерального закона РФ № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемое смс-сообщение является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе»:

- информация распространена в форме смс-сообщения по сетям электросвязи, посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

 SMS (от английского Shot Message Service - служба коротких сообщений) представляет собой технологию, позволяющую осуществить прием и передачу коротких текстовых сообщений на мобильные телефоны,

- информация была адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, представленная в полученном заявителем смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю, из текста смс-сообщения не следует, что оно было адресовано каким-либо определенным лицам,

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом  рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Объектом рекламирования в рассматриваемом смс-сообщении выступают услуги по ремонту компьютера..  

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

 

В силу ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В силу статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. Лица, участвующие в деле и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Согласно полученных антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела № 14-03-18-02/459 сведений ЕГРЮЛ ООО «КамаТелеком» имеет место нахождения по адресу г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9 «А».

С учётом изложенного Комиссия Волгоградского УФАС России, считает, что предпринятые Управлением способы извещения  лица, участвующего в деле, о дате и времени рассмотрения дела (направление по юридическому адресу, по адресу, указанному в договоре, определения о назначении времени и места рассмотрения дела) являются надлежащими.

При таких обстоятельствах, невозможность рассмотрения дела в отсутствие ООО «КамаТелеком» из материалов дела не усматривается, рассмотрение дела № 14-03-18-02/459 без участия представителей указанного хозяйствующего субъекта соответствует требованиям п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

   Рекламораспространитель, в соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

    С учетом вышеуказанных обстоятельств Комиссия считает, что в рассматриваемом случае ООО «КамаТелеком» выступило в качестве рекламораспространителя.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О связи», - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Таким образом, абонент выступает «пассивной» стороной отношений по передаче информации, он выступает получателем, но не отправителем сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

 При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

 Только в случае, если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В материалы дела  такого согласия абонента Волгоградскому УФАС России представлено не было.

     В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

     Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

   В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ РФ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Рассматриваемая реклама, отправленная с номера +7-902-993-54-79 следующего содержания: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75», поступившая  05.07.2014г. в 10 часов 18 минут посредством  смс-сообщения на абонентский номер +7-927-255-66-66, является ненадлежащей, поскольку распространялась с нарушением требований, закрепленных ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

   Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст.33, ч. 1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу от +7-902-993-54-79: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75», поступившую  05 июля 2014 г. в 10 часов 18 минут посредством  смс-сообщения на абонентский номер Заявителя +7-927-255-66-66, ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «КамаТелеком» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №  14-03-18-02/459

 

28 ноября 2014 г.                                                                                                   г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2014 г.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области  по  рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии      -

заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна,                    

Члены Комиссии                -

старший государственный инспектор – Демичева Ксения Александровна

                                              -

       

государственный инспектор – Кузнецова Дарья Александровна,                               

                                              -

       

специалист первого разряда – Донцов Дмитрий Александрович                               

рассмотрев дело №  14-03-18-02/459 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ФЗ «О рекламе»), возбуждённое в отношении ООО «КамаТелеком», лицо, участвующее в деле не явилось, извещено.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

 

В Волгоградское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 1977 от 09.07.2014 г.) с жалобой на рассылку смс-сообщений рекламного характера.

Так, заявитель указал, что 05.07.2014 г. в 10 часов 18 минут от +7-902-993-54-79 на его номер телефона +7-927-255-66-66 поступило смс-сообщение следующего содержания: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75».

Заявитель утверждает, что согласия на получение рекламных рассылок от указанной в смс-сообщении компании не оформляли.

ЗАО «Астрахань-GSM», в ответ на запрос информации (вх. № 6859 от 12.08.2014 г.), предоставило сведения о том, что ответственность за содержание смс-сообщений и базы, на которую отправляется смс-сообщения, на основании договора № 06-02-02/15 от 01.02.2014 г. между ЗАО «Астрахань GSM» и ООО «КамаТелеком» (имеется в материалах дела), возлагается на Абонента, т.е. на ООО «КамаТелеком».

Так, п. 1.1.4. Договора № 06-02-02/15 от 01.02.2014г. предусмотрено, что формирование текста смс-сообщения и набор абонентского номера для доставки Абоненту производится Заказчиком с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1.20. Договора, Заказчик обязуется использовать Услугу в соответствии с нормами законодательства о рекламе и только для передачи информации адресатам, давшим письменное согласие на ее получение.

 

На основании представленной информации ЗАО «Астрахань-GSM», в отношении ООО «КамаТелком» Определением от 22 августа 2014 г. было возбуждено производство по делу № 14-03-21-02/459 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

 

В Определении о возбуждении дела № 14-03-18-02/459 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе должностным лицом Волгоградского УФАС России была установлена обязанность ООО «КамаТелеком» представить в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России следующую информацию:

- письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела;

- учредительные документы;

- доказательства получения согласия на получение рекламных смс-сообщений от абонента, номер которого +7-927-255-66-66;

- иную информацию, которую ООО «КамаТелеком» считает необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Данное определение было направлено в адрес ООО «КамаТелеком» (614039, Пермский край, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, д. 5-32) почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Конверт с Определением был вручен 10.09.2014 г. (уникальный почтовый идентификатор: 40097576234173), однако ответ не последовал.

В связи с отсутствием лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения рекламного законодательства и необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела № 14-03-18-02/459 было отложено на 23 октября 2014 г.

Документы были отправлены по тому же адресу, но почтовое отправление с Определением вернулось с пометкой «истек срок хранения».

На заседание Комиссии, состоявшейся 23 октября 2014 г. представить ООО «КамаТелеком» не явился, объяснений не представил. Определением от 23.10.2014 г. рассмотрение дела было отложено на 21.11.2014 г.

Определение об отложении с приложением копии Определения о возбуждении было направлено на два адреса ООО «КамаТелеком»: 614010, Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9 «А»; 614039, Пермский край, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, д. 5-32, однако ни по одному из адресов отправления получены не были (Уникальные почтовые идентификаторы: 40097578222284; 40097578222277)

 

Исследовав имеющиеся материалы дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее

Согласно п.п.1 ст. 3 Федерального закона РФ № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемое смс-сообщение является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе»:

- информация распространена в форме смс-сообщения по сетям электросвязи, посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

 SMS (от английского Shot Message Service - служба коротких сообщений) представляет собой технологию, позволяющую осуществить прием и передачу коротких текстовых сообщений на мобильные телефоны,

- информация была адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация, представленная в полученном заявителем смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю, из текста смс-сообщения не следует, что оно было адресовано каким-либо определенным лицам,

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом  рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Объектом рекламирования в рассматриваемом смс-сообщении выступают услуги по ремонту компьютера..  

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

 

В силу ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В силу статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. Лица, участвующие в деле и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Согласно полученных антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела № 14-03-18-02/459 сведений ЕГРЮЛ ООО «КамаТелеком» имеет место нахождения по адресу г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9 «А».

С учётом изложенного Комиссия Волгоградского УФАС России, считает, что предпринятые Управлением способы извещения  лица, участвующего в деле, о дате и времени рассмотрения дела (направление по юридическому адресу, по адресу, указанному в договоре, определения о назначении времени и места рассмотрения дела) являются надлежащими.

При таких обстоятельствах, невозможность рассмотрения дела в отсутствие ООО «КамаТелеком» из материалов дела не усматривается, рассмотрение дела № 14-03-18-02/459 без участия представителей указанного хозяйствующего субъекта соответствует требованиям п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

   Рекламораспространитель, в соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

    С учетом вышеуказанных обстоятельств Комиссия считает, что в рассматриваемом случае ООО «КамаТелеком» выступило в качестве рекламораспространителя.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О связи», - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Таким образом, абонент выступает «пассивной» стороной отношений по передаче информации, он выступает получателем, но не отправителем сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

 При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

 Только в случае, если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В материалы дела  такого согласия абонента Волгоградскому УФАС России представлено не было.

     В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

     Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

   В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ РФ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Рассматриваемая реклама, отправленная с номера +7-902-993-54-79 следующего содержания: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75», поступившая  05.07.2014г. в 10 часов 18 минут посредством  смс-сообщения на абонентский номер +7-927-255-66-66, является ненадлежащей, поскольку распространялась с нарушением требований, закрепленных ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

   Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст.33, ч. 1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу от +7-902-993-54-79: «Срочная Компьютерная Помощь. СКИДКА 15%. Выезд 0 руб! (8442)78-03-75», поступившую  05 июля 2014 г. в 10 часов 18 минут посредством  смс-сообщения на абонентский номер Заявителя +7-927-255-66-66, ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «КамаТелеком» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 14-03-18-02/459 [format] => [safe_value] => 14-03-18-02/459 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

[format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-28 08:16:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-21 13:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1417421867 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )