Об отказе в удовлетворении требований ОАО «МРСК Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» о признании незаконными решения и предписания УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307

Номер дела: А12-34095/2014
Дата публикации: 7 ноября 2014, 13:14

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                         Дело № А12-34095/2014

«07» ноября 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 05.11.2014.

Решение в полном объеме изготовлено 07.11.2014.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Масловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаенко М.Н., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (ИНН 6164266561, ОРГН 1076164009096) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210,                                ОГРН 1023403460596) о признании незаконными решения и предписания, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Никифорова Петра Анатольевича

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Дебелов А.А., доверенность от 27.12.2013 № 13;

от УФАС по Волгоградской области – Фролов В.П., доверенность от 05.08.2014                         № 01-03/37-61;

от Никифорова П.А. – не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л :

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (далее – ОАО «МРСК Юга», Сетевая организация, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – УФАС по Волгоградской области, Управление, антимонопольный орган) от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что предпринимал все зависящие от него меры, какие от него требовались по характеру обязательства, однако из-за обстоятельств, не зависящих от Сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Никифоров Петр Анатольевич (далее – Никифоров П.А.).

Никифоров П.А. представителя в судебное заседание не направил, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.

УФАС по Волгоградской области не признает заявленные требования, считая их необоснованными, представлен отзыв.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Поводом для возбуждения Управлением дела № 14-01-10-04/307 о нарушении антимонопольного законодательства послужила жалоба Никифорова П.А. на действия ОАО «МРСК Юга» по неисполнению договора технологического присоединения.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого антимонопольным органом принимается соответствующее решение.

Решением УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу                                              № 14-01-10-04/307 ОАО «МРСК Юга» признано нарушившим                                                     часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга» объекта (строительной площадки, расположенной по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, ул. Хуторская, д. 8), в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 10.09.2012 № 11602-12-00100897-1, заключенного с Никифоровым П.А. (далее – договор № 11602-12-00100897-1).

Управлением выдано предписание от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307 об обязании ОАО «МРСК Юга» устранить нарушение антимонопольного законодательства и осуществить фактическое технологическое присоединение указанного объекта к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга».

Не согласившись с решением УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307 и выданным на его основании предписанием от 08.08.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 14-01-10-04/307, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Из представленных документов усматривается, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии заключенным договором –                    6 месяцев со дня заключения договора.

В рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением исследованы техническое задание на выполнение проектной и рабочей документации от 01.10.2012 № 232, действия ОАО «МРСК Юга» по выполнению проектных работ, договор на выполнение изыскательских работ (для строительства и реконструкции электросетевых объектов) от 24.06.2013 № 34001300000745.

Так, Управлением установлено, что в январе 2013 года сотрудниками                                ОАО «МРСК Юга» с выездом на место определена ориентировочная трасса линейного объекта. По факту уточнения трассы и границ земельных участков, в январе 2013 года ОАО «МРСК Юга» направило в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области заявление о выдаче акта выбора земельного участка и предварительного согласования. После получения акта выбора земельного участка и предварительного согласования новой трасы линейного объекта выполнены согласования со всеми заинтересованными лицами. Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 24.06.2013             № 1366 утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта, а также согласовано место размещения объекта «Электроснабжение строительной площадки жилого дома» (ул. Хуторская, 8).

Управлением установлено, что договор на выполнение изыскательских работ (для строительства и реконструкции электросетевых объектов) от 24.06.2013                                        № 34001300000745 заключен между ОАО «МРСК Юга» и ООО «МАСТЕРская                 КРИВО Н.М.»; срок исполнения обязательств по договору – 30 рабочих дней. Проектная документация утверждена приказом ОАО «МРСК Юга» от 04.03.2014 № 1400-П/192.

Ни при рассмотрении дела антимонопольным органом, ни в ходе судебного разбирательства не представлены иные доказательства, свидетельствующие о выполнении мероприятий с целью исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 11602-12-00100897-1.

Суд считает, что Управлением сделан правомерный вывод о нарушении                        ОАО «МРСК Юга» установленного срока (6 месяцев со дня заключения договора) выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Так, общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны                              ОАО «МРСК Юга», направленных на исполнение договора о технологическом присоединении № 11602-12-00100897-1, заключенного с Никифоровым П.А. 10.09.2012, составил 1 год 9 месяцев.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами; заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Абзац первый пункта 6 договора о технологическом присоединении                                      № 11602-12-00100897-1 предусматривает, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 указанного договора составляет 6 месяцев со дня заключения договора.

Согласно подпункту «в» пункта 7 Правил технологического присоединения в процедуру технологического присоединения включается, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителем - физическим лицом, обязанности распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Пункт 18 Правил технологического присоединения предусматривает следующие этапы выполнения мероприятий технологического присоединения:

а)         подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б)         разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г)         выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д)         проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е)         осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя));

ж)        осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

В пункте 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии),  указано, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии предусматривает, что договор не может быть заключен ранее заключения договора об     осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно пункту 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

В соответствии с пунктом 32 Основных положений гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Согласно пункту 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, в том числе, документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.

ОАО «МРСК Юга» в лице филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» занимает доминирующего положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей принадлежащих филиалу ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Управление пришло к обоснованному выводу о том, что ОАО «МРСК Юга», являясь сетевой организацией, в нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения не выполнило мероприятия по технологическому присоединению в течение 6 месяцев с момента заключения договора о технологическом присоединении с Никифоровым П.А., что влечет за собой ущемление интересов указанного гражданина, выразившееся в препятствовании заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

Доводы Сетевой организации, указанные в обосновании своих требований, судом исследованы и отклонены, как не нашедшие своего подтверждения материалами дела и противоречащие нормам действующего законодательства.

В нарушение статьи 65 АПК РФ ОАО «МРСК Юга» не приведены правовые основания незаконности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, нарушения Управлением его прав и законных интересов и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.

Суд считает, что решение и предписание УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307 соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилам технологического присоединения. Оспариваемые решение и предписание не нарушают права и охраняемые законом интересы                                 ОАО «МРСК Юга» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требования о признании незаконными решения и предписания Управления от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (ИНН 6164266561, ОРГН 1076164009096) о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) от 08.08.2014 по делу     № 14-01-10-04/307.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.

stdClass Object ( [vid] => 10901 [uid] => 5 [title] => Об отказе в удовлетворении требований ОАО «МРСК Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» о признании незаконными решения и предписания УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10901 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416824260 [changed] => 1416824337 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416824337 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                         Дело № А12-34095/2014

«07» ноября 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 05.11.2014.

Решение в полном объеме изготовлено 07.11.2014.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Масловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаенко М.Н., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (ИНН 6164266561, ОРГН 1076164009096) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210,                                ОГРН 1023403460596) о признании незаконными решения и предписания, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Никифорова Петра Анатольевича

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Дебелов А.А., доверенность от 27.12.2013 № 13;

от УФАС по Волгоградской области – Фролов В.П., доверенность от 05.08.2014                         № 01-03/37-61;

от Никифорова П.А. – не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л :

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (далее – ОАО «МРСК Юга», Сетевая организация, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – УФАС по Волгоградской области, Управление, антимонопольный орган) от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что предпринимал все зависящие от него меры, какие от него требовались по характеру обязательства, однако из-за обстоятельств, не зависящих от Сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Никифоров Петр Анатольевич (далее – Никифоров П.А.).

Никифоров П.А. представителя в судебное заседание не направил, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.

УФАС по Волгоградской области не признает заявленные требования, считая их необоснованными, представлен отзыв.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Поводом для возбуждения Управлением дела № 14-01-10-04/307 о нарушении антимонопольного законодательства послужила жалоба Никифорова П.А. на действия ОАО «МРСК Юга» по неисполнению договора технологического присоединения.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого антимонопольным органом принимается соответствующее решение.

Решением УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу                                              № 14-01-10-04/307 ОАО «МРСК Юга» признано нарушившим                                                     часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга» объекта (строительной площадки, расположенной по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, ул. Хуторская, д. 8), в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 10.09.2012 № 11602-12-00100897-1, заключенного с Никифоровым П.А. (далее – договор № 11602-12-00100897-1).

Управлением выдано предписание от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307 об обязании ОАО «МРСК Юга» устранить нарушение антимонопольного законодательства и осуществить фактическое технологическое присоединение указанного объекта к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга».

Не согласившись с решением УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307 и выданным на его основании предписанием от 08.08.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 14-01-10-04/307, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Из представленных документов усматривается, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии заключенным договором –                    6 месяцев со дня заключения договора.

В рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением исследованы техническое задание на выполнение проектной и рабочей документации от 01.10.2012 № 232, действия ОАО «МРСК Юга» по выполнению проектных работ, договор на выполнение изыскательских работ (для строительства и реконструкции электросетевых объектов) от 24.06.2013 № 34001300000745.

Так, Управлением установлено, что в январе 2013 года сотрудниками                                ОАО «МРСК Юга» с выездом на место определена ориентировочная трасса линейного объекта. По факту уточнения трассы и границ земельных участков, в январе 2013 года ОАО «МРСК Юга» направило в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области заявление о выдаче акта выбора земельного участка и предварительного согласования. После получения акта выбора земельного участка и предварительного согласования новой трасы линейного объекта выполнены согласования со всеми заинтересованными лицами. Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 24.06.2013             № 1366 утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта, а также согласовано место размещения объекта «Электроснабжение строительной площадки жилого дома» (ул. Хуторская, 8).

Управлением установлено, что договор на выполнение изыскательских работ (для строительства и реконструкции электросетевых объектов) от 24.06.2013                                        № 34001300000745 заключен между ОАО «МРСК Юга» и ООО «МАСТЕРская                 КРИВО Н.М.»; срок исполнения обязательств по договору – 30 рабочих дней. Проектная документация утверждена приказом ОАО «МРСК Юга» от 04.03.2014 № 1400-П/192.

Ни при рассмотрении дела антимонопольным органом, ни в ходе судебного разбирательства не представлены иные доказательства, свидетельствующие о выполнении мероприятий с целью исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 11602-12-00100897-1.

Суд считает, что Управлением сделан правомерный вывод о нарушении                        ОАО «МРСК Юга» установленного срока (6 месяцев со дня заключения договора) выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Так, общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны                              ОАО «МРСК Юга», направленных на исполнение договора о технологическом присоединении № 11602-12-00100897-1, заключенного с Никифоровым П.А. 10.09.2012, составил 1 год 9 месяцев.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами; заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Абзац первый пункта 6 договора о технологическом присоединении                                      № 11602-12-00100897-1 предусматривает, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 указанного договора составляет 6 месяцев со дня заключения договора.

Согласно подпункту «в» пункта 7 Правил технологического присоединения в процедуру технологического присоединения включается, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителем - физическим лицом, обязанности распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Пункт 18 Правил технологического присоединения предусматривает следующие этапы выполнения мероприятий технологического присоединения:

а)         подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б)         разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г)         выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д)         проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е)         осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя));

ж)        осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

В пункте 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии),  указано, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии предусматривает, что договор не может быть заключен ранее заключения договора об     осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно пункту 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

В соответствии с пунктом 32 Основных положений гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Согласно пункту 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, в том числе, документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.

ОАО «МРСК Юга» в лице филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» занимает доминирующего положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей принадлежащих филиалу ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Управление пришло к обоснованному выводу о том, что ОАО «МРСК Юга», являясь сетевой организацией, в нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения не выполнило мероприятия по технологическому присоединению в течение 6 месяцев с момента заключения договора о технологическом присоединении с Никифоровым П.А., что влечет за собой ущемление интересов указанного гражданина, выразившееся в препятствовании заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

Доводы Сетевой организации, указанные в обосновании своих требований, судом исследованы и отклонены, как не нашедшие своего подтверждения материалами дела и противоречащие нормам действующего законодательства.

В нарушение статьи 65 АПК РФ ОАО «МРСК Юга» не приведены правовые основания незаконности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, нарушения Управлением его прав и законных интересов и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.

Суд считает, что решение и предписание УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307 соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилам технологического присоединения. Оспариваемые решение и предписание не нарушают права и охраняемые законом интересы                                 ОАО «МРСК Юга» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требования о признании незаконными решения и предписания Управления от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (ИНН 6164266561, ОРГН 1076164009096) о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) от 08.08.2014 по делу     № 14-01-10-04/307.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                         Дело № А12-34095/2014

«07» ноября 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 05.11.2014.

Решение в полном объеме изготовлено 07.11.2014.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Масловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаенко М.Н., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (ИНН 6164266561, ОРГН 1076164009096) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210,                                ОГРН 1023403460596) о признании незаконными решения и предписания, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Никифорова Петра Анатольевича

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Дебелов А.А., доверенность от 27.12.2013 № 13;

от УФАС по Волгоградской области – Фролов В.П., доверенность от 05.08.2014                         № 01-03/37-61;

от Никифорова П.А. – не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л :

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (далее – ОАО «МРСК Юга», Сетевая организация, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – УФАС по Волгоградской области, Управление, антимонопольный орган) от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что предпринимал все зависящие от него меры, какие от него требовались по характеру обязательства, однако из-за обстоятельств, не зависящих от Сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Никифоров Петр Анатольевич (далее – Никифоров П.А.).

Никифоров П.А. представителя в судебное заседание не направил, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.

УФАС по Волгоградской области не признает заявленные требования, считая их необоснованными, представлен отзыв.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Поводом для возбуждения Управлением дела № 14-01-10-04/307 о нарушении антимонопольного законодательства послужила жалоба Никифорова П.А. на действия ОАО «МРСК Юга» по неисполнению договора технологического присоединения.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого антимонопольным органом принимается соответствующее решение.

Решением УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу                                              № 14-01-10-04/307 ОАО «МРСК Юга» признано нарушившим                                                     часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга» объекта (строительной площадки, расположенной по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, ул. Хуторская, д. 8), в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 10.09.2012 № 11602-12-00100897-1, заключенного с Никифоровым П.А. (далее – договор № 11602-12-00100897-1).

Управлением выдано предписание от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307 об обязании ОАО «МРСК Юга» устранить нарушение антимонопольного законодательства и осуществить фактическое технологическое присоединение указанного объекта к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга».

Не согласившись с решением УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307 и выданным на его основании предписанием от 08.08.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 14-01-10-04/307, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Из представленных документов усматривается, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии заключенным договором –                    6 месяцев со дня заключения договора.

В рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением исследованы техническое задание на выполнение проектной и рабочей документации от 01.10.2012 № 232, действия ОАО «МРСК Юга» по выполнению проектных работ, договор на выполнение изыскательских работ (для строительства и реконструкции электросетевых объектов) от 24.06.2013 № 34001300000745.

Так, Управлением установлено, что в январе 2013 года сотрудниками                                ОАО «МРСК Юга» с выездом на место определена ориентировочная трасса линейного объекта. По факту уточнения трассы и границ земельных участков, в январе 2013 года ОАО «МРСК Юга» направило в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области заявление о выдаче акта выбора земельного участка и предварительного согласования. После получения акта выбора земельного участка и предварительного согласования новой трасы линейного объекта выполнены согласования со всеми заинтересованными лицами. Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 24.06.2013             № 1366 утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта, а также согласовано место размещения объекта «Электроснабжение строительной площадки жилого дома» (ул. Хуторская, 8).

Управлением установлено, что договор на выполнение изыскательских работ (для строительства и реконструкции электросетевых объектов) от 24.06.2013                                        № 34001300000745 заключен между ОАО «МРСК Юга» и ООО «МАСТЕРская                 КРИВО Н.М.»; срок исполнения обязательств по договору – 30 рабочих дней. Проектная документация утверждена приказом ОАО «МРСК Юга» от 04.03.2014 № 1400-П/192.

Ни при рассмотрении дела антимонопольным органом, ни в ходе судебного разбирательства не представлены иные доказательства, свидетельствующие о выполнении мероприятий с целью исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 11602-12-00100897-1.

Суд считает, что Управлением сделан правомерный вывод о нарушении                        ОАО «МРСК Юга» установленного срока (6 месяцев со дня заключения договора) выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Так, общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны                              ОАО «МРСК Юга», направленных на исполнение договора о технологическом присоединении № 11602-12-00100897-1, заключенного с Никифоровым П.А. 10.09.2012, составил 1 год 9 месяцев.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами; заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Абзац первый пункта 6 договора о технологическом присоединении                                      № 11602-12-00100897-1 предусматривает, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 указанного договора составляет 6 месяцев со дня заключения договора.

Согласно подпункту «в» пункта 7 Правил технологического присоединения в процедуру технологического присоединения включается, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителем - физическим лицом, обязанности распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Пункт 18 Правил технологического присоединения предусматривает следующие этапы выполнения мероприятий технологического присоединения:

а)         подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б)         разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г)         выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д)         проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е)         осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя));

ж)        осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

В пункте 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии),  указано, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии предусматривает, что договор не может быть заключен ранее заключения договора об     осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно пункту 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

В соответствии с пунктом 32 Основных положений гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Согласно пункту 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, в том числе, документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.

ОАО «МРСК Юга» в лице филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» занимает доминирующего положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей принадлежащих филиалу ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Управление пришло к обоснованному выводу о том, что ОАО «МРСК Юга», являясь сетевой организацией, в нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения не выполнило мероприятия по технологическому присоединению в течение 6 месяцев с момента заключения договора о технологическом присоединении с Никифоровым П.А., что влечет за собой ущемление интересов указанного гражданина, выразившееся в препятствовании заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

Доводы Сетевой организации, указанные в обосновании своих требований, судом исследованы и отклонены, как не нашедшие своего подтверждения материалами дела и противоречащие нормам действующего законодательства.

В нарушение статьи 65 АПК РФ ОАО «МРСК Юга» не приведены правовые основания незаконности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, нарушения Управлением его прав и законных интересов и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.

Суд считает, что решение и предписание УФАС по Волгоградской области от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307 соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилам технологического присоединения. Оспариваемые решение и предписание не нарушают права и охраняемые законом интересы                                 ОАО «МРСК Юга» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требования о признании незаконными решения и предписания Управления от 08.08.2014 по делу № 14-01-10-04/307.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (ИНН 6164266561, ОРГН 1076164009096) о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) от 08.08.2014 по делу     № 14-01-10-04/307.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А12-34095/2014 [format] => [safe_value] => А12-34095/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 45 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 45 [vid] => 6 [name] => ЖКХ и ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-07 10:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-05 10:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416824260 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )