О привлечении к административной ответственности ИП Антоненко Алексея Олеговича, в связи с распространением рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»

Номер дела: 14-03-14.3-02/420
Дата публикации: 29 августа 2014, 15:03

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/420

 

29 августа 2014 года                                                                                                                    г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела                                    № 14-03-14.3-02/420 об административном правонарушении, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Антоненко Алексея Олеговича по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в связи с распространением ИП Антоненко А.О. рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» (ИП Антоненко А.О.) с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

в отсутствие представителя ИП Антоненко А.О. (лицо уведомлено надлежащим образом)

 

УСТАНОВИЛ:

         

08 августа 2014г. в связи с наличием достаточных данных, указывающих на совершение ИП Антоненко А.О. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ заместителем начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы  был составлен протокол  № 14-03-14.3-02/420 об административном правонарушении.

Определением от 08.08.2014г. рассмотрение дела № 14-03-14.3-02/420 было назначено на 29 августа 2014г. на 11 ч 00 мин. Определение направлено в адрес  ИП Антоненко А.О. за исх. № 02-17/4799 (уникальный почтовый идентификатор № 40097576229612, вручено 16.08.2014г.).

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, имеющиеся материалы дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение дела, установило следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе»  антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступило обращение (вх. № 7347 от 31.10.2013 г.) гражданина с жалобой на действия сотрудников магазина «Роскошь», которые выразились в том, что заявителю было отказано в продаже ювелирного изделия стоимостью менее 10 000 (десяти тысяч) рублей при предъявлении покупателем подарочного сертификата № 000033, выпущенного ИП Антоненко А.О.

По словам заявителя, согласно условиям, указанным на подарочном сертификате, который распространялся свободно, ему должна была предоставляться скидка в размере 30 % от стоимости покупки. Однако при обращении в магазин гражданину У.А.А. было отказано в предоставлении скидки на выбранный им товар, поскольку, как пояснил ему продавец, действие сертификата распространяется только на изделия стоимостью более 10 000 (десяти тысяч) рублей.

По итогам рассмотрения заявления Определением от 20.01.2014 г. (исх. № 02-8/234 от 20.01.2014 г.) было возбуждено дело № 14-03-5-02/234 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Антоненко А.О.

В рамках рассмотрения дела № 14-03-5-02/20 ИП Антоненко А.О. представил следующую информацию.

- Из содержания сертификата видно, что его предъявителю в салонах ювелирных изделий «Роскошь» предоставляется скидка в размере до 30 % на приобретенный товар. Действие максимального размера скидки ограничивается номиналом данного сертификата, указанным на его лицевой и тыльной части – 3000, что является распространенным обычае делового оборота и не вызывает сомнений у потребителей. При этом сертификат не подлежит обмену на деньги, а дает лишь единовременное право на получение скидки размером до 30 % от стоимости приобретаемого товара (товаров). В сертификате указано «ДО 30 %», потому что размер скидки ограничен номиналом сертификата 3000 рублей, т.е. в случае если общая сумма скидки в расчете от стоимости приобретаемого товара превысит номинальную сумму сертификата, то размер скидки ограничится номиналом сертификата. Вместе с тем, сертификатом не устанавливаются какие-либо ограничения по стоимости приобретаемого товара.

- Также из содержания сертификата понятно, что право на скидку предоставляется единовременно и в обмен на сертификат. Таким образом, если стоимость приобретаемого товара не достаточна для полного единовременного использования номинала данного сертификата, покупатель не вправе требовать от продавца выплаты какой-либо неиспользованной суммы. Информация о сроке действия данного сертификата в доступной форме доводится до покупателя.

- Действие сертификата не зависит от минимальной цены товара, но, вероятно, со слов представителя ИП Антоненко А.О., в момент обращения покупателя за скидкой ему было разъяснено сотрудником магазина, что для более рационального использования сертификата целесообразно приобретать товар стоимостью 10 000 (десять тысяч) рублей.

Комиссия Волгоградского УФАС России с учетом представленных объяснений представителя ИП Антоненко А.О. установила следующее.

Согласно п.1 ст. 3 ФЗ РФ № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Подарочный сертификат сети магазинов «Роскошь» на предоставление скидки в размере 30% является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы. Информация, представленная на  указанном сертификате, доводится до сведения потенциальных потребителей посредством свободного распространения среди посетителей клуба  «New’s Pub» неименного сертификата и направлена на привлечения внимания покупателей к сети магазинов «Роскошь». Сертификат выполнен в яркой, красочной форме с использованием товарного знака «Роскошь». На лицевой стороне сертификата имеется надпись «Роскошь / сеть ювелирных салонов / подарочный сертификат № 000033 / Выпущен ИП Антоненко А.О.». В нижнем левом и верхнем правом углах сертификата на лицевой и оборотной сторонах имеются изображения числа «3000». На оборотной стороне сертификата представлена информация об условиях использования данного сертификата: «*Данный сертификат дает право на оплату до 30 % стоимости товаров на указанную сумму в ювелирных салонах «Роскошь». *Сертификат не подлежит обмену на деньги. *Неиспользованная сумма не возвращается. Скидки не суммируются. *Данный сертификат является собственностью компании «Роскошь». *Единовременное право на оплату части стоимости товара или скидка 30 % предоставляется в обмен на данный сертификат. * Действие данного сертификата не распространяется на товары со скидкой или на товары, к которым применяется другая акция. *Срок действия подарочного сертификата с 16.09.2013 до 31.10.2013.» Ниже размещена информация о магазинах, которые участвуют в данной акции, а также указаны контактные телефоны.

В силу ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Объектом рекламирования, на привлечение внимания к которому направлена реклама,  в рассматриваемом случае являются магазины сети «Роскошь», а также проводимая акция

Сертификат, приложенный заявителем к жалобе, содержит противоречивые условия об акции, проводимой ИП Антоненко А.О. в сети магазинов «Роскошь». Из данных условий затруднительно установить порядок получения покупателем скидки 30 % при приобретении товара в магазинах «Роскошь».

Лицевая сторона сертификата имеет надписи «Подарочный сертификат» и «3000», из чего потребитель может сделать вывод о том, что это неименной подарочный сертификат на сумму 3000 (три тысячи) рублей, в обмен на который покупателю при обращении в магазин и предъявлении сертификата будет предоставляться товар стоимостью 3000 (три тысячи) рублей в подарок.

На оборотной стороне данного сертификата представлена информация о том, что в обмен на данный сертификат будет предоставляться скидка. В первом пункте данных условий сказано, что «данный сертификат дает право на оплату до 30 % стоимости товаров на [некую] указанную сумму». В пятом пункте данных условий имеется информация о том, что в обмен на данный сертификат предоставляется или единовременное право на оплаты части стоимости товара, или скидка 30 %. Вместе с тем, сертификат содержит информацию о том, что «неиспользованная сумма не возвращается, и скидки не суммируются».

В связи с изложенным, сертификат содержит противоречивые условия его действия, в результате чего покупатель может быть введен в заблуждение.

Вместе с тем, сведения о праве на скидку или на оплату до 30 % стоимости являются достоверными, однако имеют неполный и противоречивый характер. Таким образом, в рекламе отсутствует часть существенной информации, касающейся условий использования данного сертификата, в том числе, на какую сумму (в рублях) может быть предоставлена скидка, что является нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение, в том числе ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель, т.е. лицо, определившее объект рекламирования. В данном случае таким лицом является ИП Антоненко А.О.

Решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 16.05.2014 г. по делу №  14-03-5-02/20 реклама акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» (ИП Антоненко А.О.), была признана  ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".

Нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно с. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, изучив материалы дела, пришло к выводу о том, что в деле достаточно доказательств распространения индивидуальным предпринимателем Антоненко А.О. рекламы с нарушением  рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного, в действиях ИП Антоненко А.О. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, установленного ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Объектом правонарушения является регламентированный порядок распространения рекламы.

Объективную сторону состава правонарушения составляет распространение ИП Антоненко А.О. ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь».

Субъектом административной ответственности является –  ИП Антоненко А.О.

Лицо не представило каких-либо доказательств отсутствия возможности для соблюдения требований ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» при осуществлении предпринимательской деятельности, однако в нарушение данных требований распространяло ненадлежащую рекламу. Являясь рекламодателем и рекламораспространителем ИП Антоненко А.О.  допустил распространение рекламы с нарушением  общих требований, установленных законом к рекламе, а именно ч.7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу, что ИП Антоненко А.О. предвидел возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения индивидуальным предпринимателем Антоненко А.О. является установленным и доказанным.

В соответствии с ч.1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ устанавливает, что нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

 Данное лицо привлекается к административной ответственности по данному правонарушению впервые, это обстоятельство рассматривается должностным лицом как смягчающее. Отягчающих обстоятельств не выявлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

С учетом характера совершенного ИП Антоненко А.О. административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех) тысяч рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Привлечь к административной ответственности индивидуального предпринимателя Антоненко Алексея Олеговича, в связи с распространением ИП Антоненко А.О. рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» (ИП Антоненко А.О.), с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»

2. Применить к индивидуальному предпринимателю Антоненко А.О. меру наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

stdClass Object ( [vid] => 10470 [uid] => 5 [title] => О привлечении к административной ответственности ИП Антоненко Алексея Олеговича, в связи с распространением рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10470 [type] => solution [language] => ru [created] => 1410433568 [changed] => 1410433568 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1410433568 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/420

 

29 августа 2014 года                                                                                                                    г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела                                    № 14-03-14.3-02/420 об административном правонарушении, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Антоненко Алексея Олеговича по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в связи с распространением ИП Антоненко А.О. рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» (ИП Антоненко А.О.) с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

в отсутствие представителя ИП Антоненко А.О. (лицо уведомлено надлежащим образом)

 

УСТАНОВИЛ:

         

08 августа 2014г. в связи с наличием достаточных данных, указывающих на совершение ИП Антоненко А.О. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ заместителем начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы  был составлен протокол  № 14-03-14.3-02/420 об административном правонарушении.

Определением от 08.08.2014г. рассмотрение дела № 14-03-14.3-02/420 было назначено на 29 августа 2014г. на 11 ч 00 мин. Определение направлено в адрес  ИП Антоненко А.О. за исх. № 02-17/4799 (уникальный почтовый идентификатор № 40097576229612, вручено 16.08.2014г.).

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, имеющиеся материалы дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение дела, установило следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе»  антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступило обращение (вх. № 7347 от 31.10.2013 г.) гражданина с жалобой на действия сотрудников магазина «Роскошь», которые выразились в том, что заявителю было отказано в продаже ювелирного изделия стоимостью менее 10 000 (десяти тысяч) рублей при предъявлении покупателем подарочного сертификата № 000033, выпущенного ИП Антоненко А.О.

По словам заявителя, согласно условиям, указанным на подарочном сертификате, который распространялся свободно, ему должна была предоставляться скидка в размере 30 % от стоимости покупки. Однако при обращении в магазин гражданину У.А.А. было отказано в предоставлении скидки на выбранный им товар, поскольку, как пояснил ему продавец, действие сертификата распространяется только на изделия стоимостью более 10 000 (десяти тысяч) рублей.

По итогам рассмотрения заявления Определением от 20.01.2014 г. (исх. № 02-8/234 от 20.01.2014 г.) было возбуждено дело № 14-03-5-02/234 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Антоненко А.О.

В рамках рассмотрения дела № 14-03-5-02/20 ИП Антоненко А.О. представил следующую информацию.

- Из содержания сертификата видно, что его предъявителю в салонах ювелирных изделий «Роскошь» предоставляется скидка в размере до 30 % на приобретенный товар. Действие максимального размера скидки ограничивается номиналом данного сертификата, указанным на его лицевой и тыльной части – 3000, что является распространенным обычае делового оборота и не вызывает сомнений у потребителей. При этом сертификат не подлежит обмену на деньги, а дает лишь единовременное право на получение скидки размером до 30 % от стоимости приобретаемого товара (товаров). В сертификате указано «ДО 30 %», потому что размер скидки ограничен номиналом сертификата 3000 рублей, т.е. в случае если общая сумма скидки в расчете от стоимости приобретаемого товара превысит номинальную сумму сертификата, то размер скидки ограничится номиналом сертификата. Вместе с тем, сертификатом не устанавливаются какие-либо ограничения по стоимости приобретаемого товара.

- Также из содержания сертификата понятно, что право на скидку предоставляется единовременно и в обмен на сертификат. Таким образом, если стоимость приобретаемого товара не достаточна для полного единовременного использования номинала данного сертификата, покупатель не вправе требовать от продавца выплаты какой-либо неиспользованной суммы. Информация о сроке действия данного сертификата в доступной форме доводится до покупателя.

- Действие сертификата не зависит от минимальной цены товара, но, вероятно, со слов представителя ИП Антоненко А.О., в момент обращения покупателя за скидкой ему было разъяснено сотрудником магазина, что для более рационального использования сертификата целесообразно приобретать товар стоимостью 10 000 (десять тысяч) рублей.

Комиссия Волгоградского УФАС России с учетом представленных объяснений представителя ИП Антоненко А.О. установила следующее.

Согласно п.1 ст. 3 ФЗ РФ № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Подарочный сертификат сети магазинов «Роскошь» на предоставление скидки в размере 30% является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы. Информация, представленная на  указанном сертификате, доводится до сведения потенциальных потребителей посредством свободного распространения среди посетителей клуба  «New’s Pub» неименного сертификата и направлена на привлечения внимания покупателей к сети магазинов «Роскошь». Сертификат выполнен в яркой, красочной форме с использованием товарного знака «Роскошь». На лицевой стороне сертификата имеется надпись «Роскошь / сеть ювелирных салонов / подарочный сертификат № 000033 / Выпущен ИП Антоненко А.О.». В нижнем левом и верхнем правом углах сертификата на лицевой и оборотной сторонах имеются изображения числа «3000». На оборотной стороне сертификата представлена информация об условиях использования данного сертификата: «*Данный сертификат дает право на оплату до 30 % стоимости товаров на указанную сумму в ювелирных салонах «Роскошь». *Сертификат не подлежит обмену на деньги. *Неиспользованная сумма не возвращается. Скидки не суммируются. *Данный сертификат является собственностью компании «Роскошь». *Единовременное право на оплату части стоимости товара или скидка 30 % предоставляется в обмен на данный сертификат. * Действие данного сертификата не распространяется на товары со скидкой или на товары, к которым применяется другая акция. *Срок действия подарочного сертификата с 16.09.2013 до 31.10.2013.» Ниже размещена информация о магазинах, которые участвуют в данной акции, а также указаны контактные телефоны.

В силу ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Объектом рекламирования, на привлечение внимания к которому направлена реклама,  в рассматриваемом случае являются магазины сети «Роскошь», а также проводимая акция

Сертификат, приложенный заявителем к жалобе, содержит противоречивые условия об акции, проводимой ИП Антоненко А.О. в сети магазинов «Роскошь». Из данных условий затруднительно установить порядок получения покупателем скидки 30 % при приобретении товара в магазинах «Роскошь».

Лицевая сторона сертификата имеет надписи «Подарочный сертификат» и «3000», из чего потребитель может сделать вывод о том, что это неименной подарочный сертификат на сумму 3000 (три тысячи) рублей, в обмен на который покупателю при обращении в магазин и предъявлении сертификата будет предоставляться товар стоимостью 3000 (три тысячи) рублей в подарок.

На оборотной стороне данного сертификата представлена информация о том, что в обмен на данный сертификат будет предоставляться скидка. В первом пункте данных условий сказано, что «данный сертификат дает право на оплату до 30 % стоимости товаров на [некую] указанную сумму». В пятом пункте данных условий имеется информация о том, что в обмен на данный сертификат предоставляется или единовременное право на оплаты части стоимости товара, или скидка 30 %. Вместе с тем, сертификат содержит информацию о том, что «неиспользованная сумма не возвращается, и скидки не суммируются».

В связи с изложенным, сертификат содержит противоречивые условия его действия, в результате чего покупатель может быть введен в заблуждение.

Вместе с тем, сведения о праве на скидку или на оплату до 30 % стоимости являются достоверными, однако имеют неполный и противоречивый характер. Таким образом, в рекламе отсутствует часть существенной информации, касающейся условий использования данного сертификата, в том числе, на какую сумму (в рублях) может быть предоставлена скидка, что является нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение, в том числе ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель, т.е. лицо, определившее объект рекламирования. В данном случае таким лицом является ИП Антоненко А.О.

Решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 16.05.2014 г. по делу №  14-03-5-02/20 реклама акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» (ИП Антоненко А.О.), была признана  ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".

Нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно с. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, изучив материалы дела, пришло к выводу о том, что в деле достаточно доказательств распространения индивидуальным предпринимателем Антоненко А.О. рекламы с нарушением  рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного, в действиях ИП Антоненко А.О. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, установленного ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Объектом правонарушения является регламентированный порядок распространения рекламы.

Объективную сторону состава правонарушения составляет распространение ИП Антоненко А.О. ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь».

Субъектом административной ответственности является –  ИП Антоненко А.О.

Лицо не представило каких-либо доказательств отсутствия возможности для соблюдения требований ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» при осуществлении предпринимательской деятельности, однако в нарушение данных требований распространяло ненадлежащую рекламу. Являясь рекламодателем и рекламораспространителем ИП Антоненко А.О.  допустил распространение рекламы с нарушением  общих требований, установленных законом к рекламе, а именно ч.7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу, что ИП Антоненко А.О. предвидел возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения индивидуальным предпринимателем Антоненко А.О. является установленным и доказанным.

В соответствии с ч.1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ устанавливает, что нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

 Данное лицо привлекается к административной ответственности по данному правонарушению впервые, это обстоятельство рассматривается должностным лицом как смягчающее. Отягчающих обстоятельств не выявлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

С учетом характера совершенного ИП Антоненко А.О. административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех) тысяч рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Привлечь к административной ответственности индивидуального предпринимателя Антоненко Алексея Олеговича, в связи с распространением ИП Антоненко А.О. рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» (ИП Антоненко А.О.), с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»

2. Применить к индивидуальному предпринимателю Антоненко А.О. меру наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/420

 

29 августа 2014 года                                                                                                                    г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела                                    № 14-03-14.3-02/420 об административном правонарушении, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Антоненко Алексея Олеговича по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в связи с распространением ИП Антоненко А.О. рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» (ИП Антоненко А.О.) с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

в отсутствие представителя ИП Антоненко А.О. (лицо уведомлено надлежащим образом)

 

УСТАНОВИЛ:

         

08 августа 2014г. в связи с наличием достаточных данных, указывающих на совершение ИП Антоненко А.О. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ заместителем начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы  был составлен протокол  № 14-03-14.3-02/420 об административном правонарушении.

Определением от 08.08.2014г. рассмотрение дела № 14-03-14.3-02/420 было назначено на 29 августа 2014г. на 11 ч 00 мин. Определение направлено в адрес  ИП Антоненко А.О. за исх. № 02-17/4799 (уникальный почтовый идентификатор № 40097576229612, вручено 16.08.2014г.).

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, имеющиеся материалы дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение дела, установило следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе»  антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступило обращение (вх. № 7347 от 31.10.2013 г.) гражданина с жалобой на действия сотрудников магазина «Роскошь», которые выразились в том, что заявителю было отказано в продаже ювелирного изделия стоимостью менее 10 000 (десяти тысяч) рублей при предъявлении покупателем подарочного сертификата № 000033, выпущенного ИП Антоненко А.О.

По словам заявителя, согласно условиям, указанным на подарочном сертификате, который распространялся свободно, ему должна была предоставляться скидка в размере 30 % от стоимости покупки. Однако при обращении в магазин гражданину У.А.А. было отказано в предоставлении скидки на выбранный им товар, поскольку, как пояснил ему продавец, действие сертификата распространяется только на изделия стоимостью более 10 000 (десяти тысяч) рублей.

По итогам рассмотрения заявления Определением от 20.01.2014 г. (исх. № 02-8/234 от 20.01.2014 г.) было возбуждено дело № 14-03-5-02/234 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Антоненко А.О.

В рамках рассмотрения дела № 14-03-5-02/20 ИП Антоненко А.О. представил следующую информацию.

- Из содержания сертификата видно, что его предъявителю в салонах ювелирных изделий «Роскошь» предоставляется скидка в размере до 30 % на приобретенный товар. Действие максимального размера скидки ограничивается номиналом данного сертификата, указанным на его лицевой и тыльной части – 3000, что является распространенным обычае делового оборота и не вызывает сомнений у потребителей. При этом сертификат не подлежит обмену на деньги, а дает лишь единовременное право на получение скидки размером до 30 % от стоимости приобретаемого товара (товаров). В сертификате указано «ДО 30 %», потому что размер скидки ограничен номиналом сертификата 3000 рублей, т.е. в случае если общая сумма скидки в расчете от стоимости приобретаемого товара превысит номинальную сумму сертификата, то размер скидки ограничится номиналом сертификата. Вместе с тем, сертификатом не устанавливаются какие-либо ограничения по стоимости приобретаемого товара.

- Также из содержания сертификата понятно, что право на скидку предоставляется единовременно и в обмен на сертификат. Таким образом, если стоимость приобретаемого товара не достаточна для полного единовременного использования номинала данного сертификата, покупатель не вправе требовать от продавца выплаты какой-либо неиспользованной суммы. Информация о сроке действия данного сертификата в доступной форме доводится до покупателя.

- Действие сертификата не зависит от минимальной цены товара, но, вероятно, со слов представителя ИП Антоненко А.О., в момент обращения покупателя за скидкой ему было разъяснено сотрудником магазина, что для более рационального использования сертификата целесообразно приобретать товар стоимостью 10 000 (десять тысяч) рублей.

Комиссия Волгоградского УФАС России с учетом представленных объяснений представителя ИП Антоненко А.О. установила следующее.

Согласно п.1 ст. 3 ФЗ РФ № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Подарочный сертификат сети магазинов «Роскошь» на предоставление скидки в размере 30% является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы. Информация, представленная на  указанном сертификате, доводится до сведения потенциальных потребителей посредством свободного распространения среди посетителей клуба  «New’s Pub» неименного сертификата и направлена на привлечения внимания покупателей к сети магазинов «Роскошь». Сертификат выполнен в яркой, красочной форме с использованием товарного знака «Роскошь». На лицевой стороне сертификата имеется надпись «Роскошь / сеть ювелирных салонов / подарочный сертификат № 000033 / Выпущен ИП Антоненко А.О.». В нижнем левом и верхнем правом углах сертификата на лицевой и оборотной сторонах имеются изображения числа «3000». На оборотной стороне сертификата представлена информация об условиях использования данного сертификата: «*Данный сертификат дает право на оплату до 30 % стоимости товаров на указанную сумму в ювелирных салонах «Роскошь». *Сертификат не подлежит обмену на деньги. *Неиспользованная сумма не возвращается. Скидки не суммируются. *Данный сертификат является собственностью компании «Роскошь». *Единовременное право на оплату части стоимости товара или скидка 30 % предоставляется в обмен на данный сертификат. * Действие данного сертификата не распространяется на товары со скидкой или на товары, к которым применяется другая акция. *Срок действия подарочного сертификата с 16.09.2013 до 31.10.2013.» Ниже размещена информация о магазинах, которые участвуют в данной акции, а также указаны контактные телефоны.

В силу ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Объектом рекламирования, на привлечение внимания к которому направлена реклама,  в рассматриваемом случае являются магазины сети «Роскошь», а также проводимая акция

Сертификат, приложенный заявителем к жалобе, содержит противоречивые условия об акции, проводимой ИП Антоненко А.О. в сети магазинов «Роскошь». Из данных условий затруднительно установить порядок получения покупателем скидки 30 % при приобретении товара в магазинах «Роскошь».

Лицевая сторона сертификата имеет надписи «Подарочный сертификат» и «3000», из чего потребитель может сделать вывод о том, что это неименной подарочный сертификат на сумму 3000 (три тысячи) рублей, в обмен на который покупателю при обращении в магазин и предъявлении сертификата будет предоставляться товар стоимостью 3000 (три тысячи) рублей в подарок.

На оборотной стороне данного сертификата представлена информация о том, что в обмен на данный сертификат будет предоставляться скидка. В первом пункте данных условий сказано, что «данный сертификат дает право на оплату до 30 % стоимости товаров на [некую] указанную сумму». В пятом пункте данных условий имеется информация о том, что в обмен на данный сертификат предоставляется или единовременное право на оплаты части стоимости товара, или скидка 30 %. Вместе с тем, сертификат содержит информацию о том, что «неиспользованная сумма не возвращается, и скидки не суммируются».

В связи с изложенным, сертификат содержит противоречивые условия его действия, в результате чего покупатель может быть введен в заблуждение.

Вместе с тем, сведения о праве на скидку или на оплату до 30 % стоимости являются достоверными, однако имеют неполный и противоречивый характер. Таким образом, в рекламе отсутствует часть существенной информации, касающейся условий использования данного сертификата, в том числе, на какую сумму (в рублях) может быть предоставлена скидка, что является нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение, в том числе ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель, т.е. лицо, определившее объект рекламирования. В данном случае таким лицом является ИП Антоненко А.О.

Решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 16.05.2014 г. по делу №  14-03-5-02/20 реклама акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» (ИП Антоненко А.О.), была признана  ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".

Нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно с. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, изучив материалы дела, пришло к выводу о том, что в деле достаточно доказательств распространения индивидуальным предпринимателем Антоненко А.О. рекламы с нарушением  рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного, в действиях ИП Антоненко А.О. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, установленного ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Объектом правонарушения является регламентированный порядок распространения рекламы.

Объективную сторону состава правонарушения составляет распространение ИП Антоненко А.О. ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь».

Субъектом административной ответственности является –  ИП Антоненко А.О.

Лицо не представило каких-либо доказательств отсутствия возможности для соблюдения требований ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» при осуществлении предпринимательской деятельности, однако в нарушение данных требований распространяло ненадлежащую рекламу. Являясь рекламодателем и рекламораспространителем ИП Антоненко А.О.  допустил распространение рекламы с нарушением  общих требований, установленных законом к рекламе, а именно ч.7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу, что ИП Антоненко А.О. предвидел возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения индивидуальным предпринимателем Антоненко А.О. является установленным и доказанным.

В соответствии с ч.1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ устанавливает, что нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

 Данное лицо привлекается к административной ответственности по данному правонарушению впервые, это обстоятельство рассматривается должностным лицом как смягчающее. Отягчающих обстоятельств не выявлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

С учетом характера совершенного ИП Антоненко А.О. административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех) тысяч рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Привлечь к административной ответственности индивидуального предпринимателя Антоненко Алексея Олеговича, в связи с распространением ИП Антоненко А.О. рекламы акции, проводимой сетью магазинов «Роскошь» (ИП Антоненко А.О.), с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»

2. Применить к индивидуальному предпринимателю Антоненко А.О. меру наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 14-03-14.3-02/420 [format] => [safe_value] => 14-03-14.3-02/420 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

[format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-29 11:03:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-29 11:03:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1410433568 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )