Об отказе в удовлетворении требований ЗАО «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» о признании недействительными решения УФАС по Волгоградской области от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68

Номер дела: А12-17830/2014
Дата публикации: 11 августа 2014, 19:56

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

 

город Волгоград                                                                                    Дело № А12-17830/2014

«11» августа  2014 года

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа  2014 года.

Полный текст решения изготовлен 11 августа   2014 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой Маргаритой Валерьевной,

при участии в судебном заседании:

от закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» - Антонов  М.М.,   представитель по  доверенности от 12.05.2014;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – Алимова Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 № 01-03/37-02;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» (ОГРН 1067746640125, ИНН 7704600783) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа,  с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «ВымпелКом»;

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав»  обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области  с заявлением   к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 и принятого на его основании  предписания от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В обоснование  заявленных требований закрытое акционерное общество «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» ссылается на то, что по смыслу статьи  9 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и подпункта 1 статьи  4 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» викторина «Смартфон для эрудита» не является стимулирующим мероприятием. Закрытое акционерное общество  «ТЕМАФОН» получает прибыль только от продажи викторины, поскольку условием участие в викторине «Смартфон для эрудита» является оформление подписки на получение вопросов, приобретение иных товаров, реализуемых обществом,   для участия в викторине не требуется. По мнению заявителя, управлением ошибочно сделан вывод о том, что для участия в викторине необходимо приобретение дополнительных товаров.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном письменном отзыве, просило  в удовлетворении заявленных  требований  отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «ВымпелКом».

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными  в заявлении и отзыве на заявление, выслушав мнения  лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Из документов, представленных в материалы дела, усматривается, в  Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступили от физического лица материалы, касающиеся рассылки смс-сообщений рекламного характера без согласия абонента (входящий номер  № 6947 от 16.10.2013).  Абонент, которому принадлежит номер телефона +79061738277,  сообщил, что им получены смс-сообщения следующего содержания:

30 августа 2013 года  в 14 часов 47 минут от 2014: «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»;

31 августа 2013 года  в 10 часов 05 минут от 2014: «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)».

В рамках рассмотрения заявления гражданина признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона  «О рекламе», устанавливающей запрет на рассылку смс - сообщений, содержащих рекламу, без предварительного согласия абонента, не подтвердились.

Однако по результатам рассмотрения заявления, с учётом полученной информации,  управление выявило признаки нарушения статьи 9 Федерального закона  «О рекламе» в указанных рекламных смс-сообщениях.

Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, предусмотрено, что в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

Письмом  от 18.02.2014 № 1203 Федеральная антимонопольная служба наделила Управление  Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении открытого акционерного общества  «ВымпелКом» и закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН - Национальная Библиотека Цифровых Прав».

Определением от 25.02.2014 Управлением  Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  возбуждено производство по делу № 14-03-9-02/68 по признакам нарушения статьи  9 Федерального закона  «О рекламе» в отношении указанных хозяйствующих субъектов.

Решением  Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 реклама от 2014 «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»; «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей or БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)», распространявшуюся в августе 2013 года посредством смс-сообщения, в частности на абонентский номер +79061738277, ненадлежащей, нарушающей статью  9 Федерального закона  «О рекламе».

Закрытому акционерному обществу  «ТЕМАФОН - Национальная Библиотека Цифровых Прав» выдано предписание от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Полагая, что вышеназванные решение и предписание являются незаконными, нарушают права и законные интересы закрытого акционерного общества  «ТЕМАФОН - Национальная Библиотека Цифровых Прав», последнее обратилось в Арбитражный суд Волгоградской  области с настоящим заявлением.

Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона  «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; 2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 3.25. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.11.2012 № 711/12),  основанием для возбуждения дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при рассмотрении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о  наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи  3 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подпункты  2, 3 статьи 3 Федерального закона  «О рекламе»).

Согласно пункту 1 статьи 4  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Смс-сообщения «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»; «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей or БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)» содержат все признаки рекламы, указанные в пункте 1 статьи  3 Федерального закона «О рекламе», а именно: сообщения адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему.

Информация распространена в форме смс-сообщения по сетям электросвязи посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно пункту  35 статьи 2 Федерального закона  от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а, следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в полученном Коноваловой А.Ю. смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю, из текста смс-сообщений не следует, что она адресована каким-либо определенным лицам.

В письме от 14.11.2013  № 6557 открытое акционерное общество  «ВымпелКом» (оператор связи) сообщило, что информирование о проводимой викторине осуществлялось открытым акционерным обществом  «ВымпелКом» согласно договору, заключенному открытым акционерным обществом  «ВымпелКом» и закрытым акционерным обществом «Темафон».

Согласно  условиям договора  от 01.04.2013 № ВК/ТФ-01.04.2013, с учётом положений дополнительного соглашения № 2 от 20.09.2013, викторина проводится исполнителем (закрытым акционерным обществом  «Темафон») с использованием номера доступа «2013», номера доступа «2014» или номера доступа «2113», под названием «Смартфон для эрудита»; организатор викторины – закрытое акционерное общество «Темафон-Национальная Библиотека Цифровых Прав»; произведение трафика (то есть оплаченного участниками викторины объема данных, создаваемого потоком смс-сообщений от участников на номера доступа) на стоимость смс-сообщения для участника викторины на номера доступа «2013», «2014», «2113», которая составляет 19 рублей,  представляют собой доход от абонента. По  указанному договору закрытое акционерное общество «Темафон» обязалось оказать заказчику (открытому акционерному обществу «ВымпелКом») услуги по организации и проведению викторины с использованием технических средств исполнителя и/или привлеченных им третьих лиц. Срок оказания услуг с 20 марта 2013 года 31 декабря 2013 года.

Правила проведения викторин закреплены в дополнительном соглашении к договору  от 01.04.2013 № ВК/ТФ-01.04.2013.

Согласно условиям данного договора открытое акционерное общество  «ВымпелКом»  обеспечивало отправку участникам викторины информации, относящейся к викторине, а осуществление смс-рассылки абонентам, в силу подпункта ж) пункта 2.2. договора, возлагалось на закрытое акционерное общество «Темафон».

В соответствии  с  письмом  открытого акционерного общества «ВымпелКом» от 14.11.2013 № 6557 викторина - «Смартфон для эрудита» организована для проведения среди абонентов сети подвижной связи «Билайн» (ОАО «ВымпелКом») с использованием короткого номера доступа 2013, 2014 и 2113 (номер викторины), по условиям которой участнику предлагается вопрос с двумя вариантами ответа, из которых он должен выбрать один правильный ответ. За каждый правильный ответ участник получает баллы. Победителем викторины признается участник, набравший наибольшее количество баллов.

Викторина проводится на территории всех регионов Российской Федерации. Участник викторины - физическое лицо, являющееся стороной по абонентскому договору оказания услуг подвижной связи с оператором подвижной связи открытым акционерным обществом  «ВымпелКом», заключившее абонентский договор на территории любого филиала открытого акционерного общества  «ВымпелКом» и изъявившее желание участвовать в викторине путем приобретения контента на условиях подписки в результате отправки сообщения на номер доступа 2013 или 2014. Под контентом понимается один из видов наполнения мобильных телефонов, в специальном формате, позволяющем получать, просматривать/прослушивать или воспроизводить его на мобильном телефоне, включая, но не ограничиваясь, одна картинка, одна анимационная картинка, одна тема.

Участники, не соответствующие вышеуказанным требованиям, не имеют права на участие в викторине и права на получение призов.

Приобретение контента на условиях подписки, в результате чего предоставляется участие в викторине, составляет 19 рублей в сутки с НДС. Приобретение единиц контента посредством отправки смс-сообщений на номер 2113 предоставляет возможность принять участие в викторине. За отправку смс-сообщений на номер 2113 взимается плата 50 рублей с НДС за смс-сообщение.

Как следует из материалов дела, для того, чтобы принять участие в викторине, абонент должен приобрести контент на условиях подписки, направив любое смс-сообщение на номер доступа 2013 или 2014.

Согласно  пояснениям открытого акционерного общества «ВымпелКом», для предоставления более подробной информации о процедуре выдачи приза и требуемых документов сотрудник организатора связывается с победителем в течение (трех) суток, следующих за календарным днем, в котором состоялся выигрыш.

К материалам антимонопольного  дела сторонами приобщен текст, который сообщается потребителю при обращении за подробной информацией на 0846, а именно: «станьте участником викторины «Смартфон для эрудита» и получите шанс выиграть один из призов, в том числе суперприз 10 миллионов рублей!

В рамках викторины каждый день, кроме воскресенья, разыгрывается двадцать тысяч рублей. Каждое воскресенье разыгрывается Samsung Galaxy S4.

Для участия в викторине отправьте смс-сообщение со словом ДА в кириллице или латинице на номер 2013 или 2014. После отправки сообщения Вы автоматически становитесь подписчиком викторины и Вам ежедневно будут приходить вопросы с номера 2013 или 2014. Стоимость участия в викторине 19 рублей в день.

Вы сможете набрать дополнительные баллы, приняв участие в бонусных фазах викторины: Турбо-режим, Умножь свои баллы и Золотые вопросы.

При участии в бонусных фазах стоимость отправки смс-сообщений увеличивается до 50 рублей. В течение действия бонусной фазы участник умножает все свои баллы, накопленные на момент ответа, в 2 раза, за правильные ответы на 4 вопроса в течение действия бонусной фазы участник умножает свои баллы в 4 раза, за 6 и более правильных ответов - в 6 раз».

Следовательно, данная акция  является  стимулирующим мероприятием.  Соответствующие доводы заявителя о том, что викторина не стимулирует приобретение услуг либо товаров,  подлежат отклонению  как основанные на неверном толковании  действующего законодательства и как не соответствующие  имеющимся в материалах дела  доказательствам.

Кроме того,  отвечая на вопрос комиссии антимонопольного органа, представитель закрытого акционерного общества  «Темафон» подтвердил, что не установлена такая сумма баллов, при которой каждый  набравший ее участник викторины гарантированно получит тот или иной приз. Получение приза зависит от набранных баллов. Однако получение максимального количества баллов также не гарантирует победу, поскольку пунктом  14.6. Правил проведения викторины предусмотрено, что в случае, если два и более участника набрали одинаковое количество баллов, победителем признается участник, набравший баллы первым.

Суд соглашает с выводом антимонопольного органа, что в полученных смс-сообщениях внимание потребителя акцентировалось на возможности выигрыша, а не на гарантии получения при соблюдении ряда условий денежного приза («У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ»; «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте...»).

Таким образом,  рассматриваемая реклама, полученная в августе 2013 года  Коноваловой А.Ю. посредством смс-сообщений, отвечает критериям, предусмотренным статьей  9 Федерального закона  «О рекламе», - условием участия в мероприятии является приобретение определенного товара (приобретение контента на условиях подписки - 19 руб./сутки (пункт 6 Правил проведения викторины «Смартфон для эрудита»), определение победителя проводится на основе случайного выбора с получением выигрышей.

В соответствии со статьей  9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», разъяснено, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Суд находит обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что  распространенная посредством  смс-сообщения  реклама следующего содержания: «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»; «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей or БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)»  не соответствует  требованиям  статьи  9 Федерального закона  «О рекламе», поскольку  в рекламе  не содержатся указания о сроках проведения такого мероприятия, источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения,
количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Одной из целей Федерального закона  «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

В постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые законом о рекламе, к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Потребитель не должен догадываться о наличии той или иной информации в рекламе, он в соответствии с законом должен получить полноценную информацию.

В соответствии с подпунктом 5, подпунктом  7 статьи 3 Федерального закона  «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом правомерно установлено, что организатор викторины выступал в рассматриваемом случае и в качестве рекламодателя и в качестве рекламораспространителя, открытое акционерное общество  «ВымпелКом», являясь стороной по договору с абонентом Коноваловой А.Ю., выполняло лишь функции оператора связи по доставке абоненту смс-сообщений.

В соответствии с пунктами  6-7 статьи 38 Федерального закона  «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьей 9 Федерального закона «О рекламе». Рекламопроизодитель несет ответственность в случае установления его вины.

С учётом отсутствия в материалах дела доказательств прекращения распространения ненадлежащей рекламы на момент рассмотрения дела антимонопольным органом  выдано закрытому акционерному обществу  «Темафон» предписание от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении нарушения рекламного законодательства.

С учетом изложенного решение Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 является законным  и обоснованным и не нарушает   права и законные интересы закрытого акционерного общества  «Темафон».

Обжалуемое предписание имеет своей целью устранение допущенного нарушения требований законодательства, наличие которого установлено решением антимонопольного органа, признанного судом законным и обоснованным.

Таким образом, в удовлетворении требований закрытого акционерного общества  «Темафон» о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа следует отказать. 

Расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований подлежат отнесению на заявителя. 

Руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

Р Е Ш И Л :

отказать  в  удовлетворении требований закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав»  о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 и принятого на его основании  предписания от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке через Арбитражный суд Волгоградской области в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

stdClass Object ( [vid] => 10422 [uid] => 5 [title] => Об отказе в удовлетворении требований ЗАО «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» о признании недействительными решения УФАС по Волгоградской области от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10422 [type] => solution [language] => ru [created] => 1408204672 [changed] => 1408204672 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1408204672 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

 

город Волгоград                                                                                    Дело № А12-17830/2014

«11» августа  2014 года

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа  2014 года.

Полный текст решения изготовлен 11 августа   2014 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой Маргаритой Валерьевной,

при участии в судебном заседании:

от закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» - Антонов  М.М.,   представитель по  доверенности от 12.05.2014;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – Алимова Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 № 01-03/37-02;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» (ОГРН 1067746640125, ИНН 7704600783) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа,  с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «ВымпелКом»;

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав»  обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области  с заявлением   к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 и принятого на его основании  предписания от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В обоснование  заявленных требований закрытое акционерное общество «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» ссылается на то, что по смыслу статьи  9 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и подпункта 1 статьи  4 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» викторина «Смартфон для эрудита» не является стимулирующим мероприятием. Закрытое акционерное общество  «ТЕМАФОН» получает прибыль только от продажи викторины, поскольку условием участие в викторине «Смартфон для эрудита» является оформление подписки на получение вопросов, приобретение иных товаров, реализуемых обществом,   для участия в викторине не требуется. По мнению заявителя, управлением ошибочно сделан вывод о том, что для участия в викторине необходимо приобретение дополнительных товаров.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном письменном отзыве, просило  в удовлетворении заявленных  требований  отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «ВымпелКом».

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными  в заявлении и отзыве на заявление, выслушав мнения  лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Из документов, представленных в материалы дела, усматривается, в  Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступили от физического лица материалы, касающиеся рассылки смс-сообщений рекламного характера без согласия абонента (входящий номер  № 6947 от 16.10.2013).  Абонент, которому принадлежит номер телефона +79061738277,  сообщил, что им получены смс-сообщения следующего содержания:

30 августа 2013 года  в 14 часов 47 минут от 2014: «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»;

31 августа 2013 года  в 10 часов 05 минут от 2014: «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)».

В рамках рассмотрения заявления гражданина признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона  «О рекламе», устанавливающей запрет на рассылку смс - сообщений, содержащих рекламу, без предварительного согласия абонента, не подтвердились.

Однако по результатам рассмотрения заявления, с учётом полученной информации,  управление выявило признаки нарушения статьи 9 Федерального закона  «О рекламе» в указанных рекламных смс-сообщениях.

Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, предусмотрено, что в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

Письмом  от 18.02.2014 № 1203 Федеральная антимонопольная служба наделила Управление  Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении открытого акционерного общества  «ВымпелКом» и закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН - Национальная Библиотека Цифровых Прав».

Определением от 25.02.2014 Управлением  Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  возбуждено производство по делу № 14-03-9-02/68 по признакам нарушения статьи  9 Федерального закона  «О рекламе» в отношении указанных хозяйствующих субъектов.

Решением  Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 реклама от 2014 «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»; «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей or БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)», распространявшуюся в августе 2013 года посредством смс-сообщения, в частности на абонентский номер +79061738277, ненадлежащей, нарушающей статью  9 Федерального закона  «О рекламе».

Закрытому акционерному обществу  «ТЕМАФОН - Национальная Библиотека Цифровых Прав» выдано предписание от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Полагая, что вышеназванные решение и предписание являются незаконными, нарушают права и законные интересы закрытого акционерного общества  «ТЕМАФОН - Национальная Библиотека Цифровых Прав», последнее обратилось в Арбитражный суд Волгоградской  области с настоящим заявлением.

Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона  «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; 2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 3.25. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.11.2012 № 711/12),  основанием для возбуждения дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при рассмотрении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о  наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи  3 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подпункты  2, 3 статьи 3 Федерального закона  «О рекламе»).

Согласно пункту 1 статьи 4  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Смс-сообщения «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»; «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей or БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)» содержат все признаки рекламы, указанные в пункте 1 статьи  3 Федерального закона «О рекламе», а именно: сообщения адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему.

Информация распространена в форме смс-сообщения по сетям электросвязи посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно пункту  35 статьи 2 Федерального закона  от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а, следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в полученном Коноваловой А.Ю. смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю, из текста смс-сообщений не следует, что она адресована каким-либо определенным лицам.

В письме от 14.11.2013  № 6557 открытое акционерное общество  «ВымпелКом» (оператор связи) сообщило, что информирование о проводимой викторине осуществлялось открытым акционерным обществом  «ВымпелКом» согласно договору, заключенному открытым акционерным обществом  «ВымпелКом» и закрытым акционерным обществом «Темафон».

Согласно  условиям договора  от 01.04.2013 № ВК/ТФ-01.04.2013, с учётом положений дополнительного соглашения № 2 от 20.09.2013, викторина проводится исполнителем (закрытым акционерным обществом  «Темафон») с использованием номера доступа «2013», номера доступа «2014» или номера доступа «2113», под названием «Смартфон для эрудита»; организатор викторины – закрытое акционерное общество «Темафон-Национальная Библиотека Цифровых Прав»; произведение трафика (то есть оплаченного участниками викторины объема данных, создаваемого потоком смс-сообщений от участников на номера доступа) на стоимость смс-сообщения для участника викторины на номера доступа «2013», «2014», «2113», которая составляет 19 рублей,  представляют собой доход от абонента. По  указанному договору закрытое акционерное общество «Темафон» обязалось оказать заказчику (открытому акционерному обществу «ВымпелКом») услуги по организации и проведению викторины с использованием технических средств исполнителя и/или привлеченных им третьих лиц. Срок оказания услуг с 20 марта 2013 года 31 декабря 2013 года.

Правила проведения викторин закреплены в дополнительном соглашении к договору  от 01.04.2013 № ВК/ТФ-01.04.2013.

Согласно условиям данного договора открытое акционерное общество  «ВымпелКом»  обеспечивало отправку участникам викторины информации, относящейся к викторине, а осуществление смс-рассылки абонентам, в силу подпункта ж) пункта 2.2. договора, возлагалось на закрытое акционерное общество «Темафон».

В соответствии  с  письмом  открытого акционерного общества «ВымпелКом» от 14.11.2013 № 6557 викторина - «Смартфон для эрудита» организована для проведения среди абонентов сети подвижной связи «Билайн» (ОАО «ВымпелКом») с использованием короткого номера доступа 2013, 2014 и 2113 (номер викторины), по условиям которой участнику предлагается вопрос с двумя вариантами ответа, из которых он должен выбрать один правильный ответ. За каждый правильный ответ участник получает баллы. Победителем викторины признается участник, набравший наибольшее количество баллов.

Викторина проводится на территории всех регионов Российской Федерации. Участник викторины - физическое лицо, являющееся стороной по абонентскому договору оказания услуг подвижной связи с оператором подвижной связи открытым акционерным обществом  «ВымпелКом», заключившее абонентский договор на территории любого филиала открытого акционерного общества  «ВымпелКом» и изъявившее желание участвовать в викторине путем приобретения контента на условиях подписки в результате отправки сообщения на номер доступа 2013 или 2014. Под контентом понимается один из видов наполнения мобильных телефонов, в специальном формате, позволяющем получать, просматривать/прослушивать или воспроизводить его на мобильном телефоне, включая, но не ограничиваясь, одна картинка, одна анимационная картинка, одна тема.

Участники, не соответствующие вышеуказанным требованиям, не имеют права на участие в викторине и права на получение призов.

Приобретение контента на условиях подписки, в результате чего предоставляется участие в викторине, составляет 19 рублей в сутки с НДС. Приобретение единиц контента посредством отправки смс-сообщений на номер 2113 предоставляет возможность принять участие в викторине. За отправку смс-сообщений на номер 2113 взимается плата 50 рублей с НДС за смс-сообщение.

Как следует из материалов дела, для того, чтобы принять участие в викторине, абонент должен приобрести контент на условиях подписки, направив любое смс-сообщение на номер доступа 2013 или 2014.

Согласно  пояснениям открытого акционерного общества «ВымпелКом», для предоставления более подробной информации о процедуре выдачи приза и требуемых документов сотрудник организатора связывается с победителем в течение (трех) суток, следующих за календарным днем, в котором состоялся выигрыш.

К материалам антимонопольного  дела сторонами приобщен текст, который сообщается потребителю при обращении за подробной информацией на 0846, а именно: «станьте участником викторины «Смартфон для эрудита» и получите шанс выиграть один из призов, в том числе суперприз 10 миллионов рублей!

В рамках викторины каждый день, кроме воскресенья, разыгрывается двадцать тысяч рублей. Каждое воскресенье разыгрывается Samsung Galaxy S4.

Для участия в викторине отправьте смс-сообщение со словом ДА в кириллице или латинице на номер 2013 или 2014. После отправки сообщения Вы автоматически становитесь подписчиком викторины и Вам ежедневно будут приходить вопросы с номера 2013 или 2014. Стоимость участия в викторине 19 рублей в день.

Вы сможете набрать дополнительные баллы, приняв участие в бонусных фазах викторины: Турбо-режим, Умножь свои баллы и Золотые вопросы.

При участии в бонусных фазах стоимость отправки смс-сообщений увеличивается до 50 рублей. В течение действия бонусной фазы участник умножает все свои баллы, накопленные на момент ответа, в 2 раза, за правильные ответы на 4 вопроса в течение действия бонусной фазы участник умножает свои баллы в 4 раза, за 6 и более правильных ответов - в 6 раз».

Следовательно, данная акция  является  стимулирующим мероприятием.  Соответствующие доводы заявителя о том, что викторина не стимулирует приобретение услуг либо товаров,  подлежат отклонению  как основанные на неверном толковании  действующего законодательства и как не соответствующие  имеющимся в материалах дела  доказательствам.

Кроме того,  отвечая на вопрос комиссии антимонопольного органа, представитель закрытого акционерного общества  «Темафон» подтвердил, что не установлена такая сумма баллов, при которой каждый  набравший ее участник викторины гарантированно получит тот или иной приз. Получение приза зависит от набранных баллов. Однако получение максимального количества баллов также не гарантирует победу, поскольку пунктом  14.6. Правил проведения викторины предусмотрено, что в случае, если два и более участника набрали одинаковое количество баллов, победителем признается участник, набравший баллы первым.

Суд соглашает с выводом антимонопольного органа, что в полученных смс-сообщениях внимание потребителя акцентировалось на возможности выигрыша, а не на гарантии получения при соблюдении ряда условий денежного приза («У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ»; «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте...»).

Таким образом,  рассматриваемая реклама, полученная в августе 2013 года  Коноваловой А.Ю. посредством смс-сообщений, отвечает критериям, предусмотренным статьей  9 Федерального закона  «О рекламе», - условием участия в мероприятии является приобретение определенного товара (приобретение контента на условиях подписки - 19 руб./сутки (пункт 6 Правил проведения викторины «Смартфон для эрудита»), определение победителя проводится на основе случайного выбора с получением выигрышей.

В соответствии со статьей  9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», разъяснено, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Суд находит обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что  распространенная посредством  смс-сообщения  реклама следующего содержания: «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»; «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей or БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)»  не соответствует  требованиям  статьи  9 Федерального закона  «О рекламе», поскольку  в рекламе  не содержатся указания о сроках проведения такого мероприятия, источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения,
количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Одной из целей Федерального закона  «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

В постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые законом о рекламе, к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Потребитель не должен догадываться о наличии той или иной информации в рекламе, он в соответствии с законом должен получить полноценную информацию.

В соответствии с подпунктом 5, подпунктом  7 статьи 3 Федерального закона  «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом правомерно установлено, что организатор викторины выступал в рассматриваемом случае и в качестве рекламодателя и в качестве рекламораспространителя, открытое акционерное общество  «ВымпелКом», являясь стороной по договору с абонентом Коноваловой А.Ю., выполняло лишь функции оператора связи по доставке абоненту смс-сообщений.

В соответствии с пунктами  6-7 статьи 38 Федерального закона  «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьей 9 Федерального закона «О рекламе». Рекламопроизодитель несет ответственность в случае установления его вины.

С учётом отсутствия в материалах дела доказательств прекращения распространения ненадлежащей рекламы на момент рассмотрения дела антимонопольным органом  выдано закрытому акционерному обществу  «Темафон» предписание от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении нарушения рекламного законодательства.

С учетом изложенного решение Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 является законным  и обоснованным и не нарушает   права и законные интересы закрытого акционерного общества  «Темафон».

Обжалуемое предписание имеет своей целью устранение допущенного нарушения требований законодательства, наличие которого установлено решением антимонопольного органа, признанного судом законным и обоснованным.

Таким образом, в удовлетворении требований закрытого акционерного общества  «Темафон» о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа следует отказать. 

Расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований подлежат отнесению на заявителя. 

Руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

Р Е Ш И Л :

отказать  в  удовлетворении требований закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав»  о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 и принятого на его основании  предписания от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке через Арбитражный суд Волгоградской области в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

 

город Волгоград                                                                                    Дело № А12-17830/2014

«11» августа  2014 года

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа  2014 года.

Полный текст решения изготовлен 11 августа   2014 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой Маргаритой Валерьевной,

при участии в судебном заседании:

от закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» - Антонов  М.М.,   представитель по  доверенности от 12.05.2014;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – Алимова Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 № 01-03/37-02;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» (ОГРН 1067746640125, ИНН 7704600783) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа,  с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «ВымпелКом»;

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав»  обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области  с заявлением   к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 и принятого на его основании  предписания от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В обоснование  заявленных требований закрытое акционерное общество «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав» ссылается на то, что по смыслу статьи  9 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и подпункта 1 статьи  4 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» викторина «Смартфон для эрудита» не является стимулирующим мероприятием. Закрытое акционерное общество  «ТЕМАФОН» получает прибыль только от продажи викторины, поскольку условием участие в викторине «Смартфон для эрудита» является оформление подписки на получение вопросов, приобретение иных товаров, реализуемых обществом,   для участия в викторине не требуется. По мнению заявителя, управлением ошибочно сделан вывод о том, что для участия в викторине необходимо приобретение дополнительных товаров.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, ссылаясь на доводы, изложенные в представленном письменном отзыве, просило  в удовлетворении заявленных  требований  отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «ВымпелКом».

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными  в заявлении и отзыве на заявление, выслушав мнения  лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Из документов, представленных в материалы дела, усматривается, в  Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступили от физического лица материалы, касающиеся рассылки смс-сообщений рекламного характера без согласия абонента (входящий номер  № 6947 от 16.10.2013).  Абонент, которому принадлежит номер телефона +79061738277,  сообщил, что им получены смс-сообщения следующего содержания:

30 августа 2013 года  в 14 часов 47 минут от 2014: «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»;

31 августа 2013 года  в 10 часов 05 минут от 2014: «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)».

В рамках рассмотрения заявления гражданина признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона  «О рекламе», устанавливающей запрет на рассылку смс - сообщений, содержащих рекламу, без предварительного согласия абонента, не подтвердились.

Однако по результатам рассмотрения заявления, с учётом полученной информации,  управление выявило признаки нарушения статьи 9 Федерального закона  «О рекламе» в указанных рекламных смс-сообщениях.

Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, предусмотрено, что в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

Письмом  от 18.02.2014 № 1203 Федеральная антимонопольная служба наделила Управление  Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении открытого акционерного общества  «ВымпелКом» и закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН - Национальная Библиотека Цифровых Прав».

Определением от 25.02.2014 Управлением  Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  возбуждено производство по делу № 14-03-9-02/68 по признакам нарушения статьи  9 Федерального закона  «О рекламе» в отношении указанных хозяйствующих субъектов.

Решением  Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 реклама от 2014 «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»; «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей or БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)», распространявшуюся в августе 2013 года посредством смс-сообщения, в частности на абонентский номер +79061738277, ненадлежащей, нарушающей статью  9 Федерального закона  «О рекламе».

Закрытому акционерному обществу  «ТЕМАФОН - Национальная Библиотека Цифровых Прав» выдано предписание от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Полагая, что вышеназванные решение и предписание являются незаконными, нарушают права и законные интересы закрытого акционерного общества  «ТЕМАФОН - Национальная Библиотека Цифровых Прав», последнее обратилось в Арбитражный суд Волгоградской  области с настоящим заявлением.

Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона  «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; 2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 3.25. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.11.2012 № 711/12),  основанием для возбуждения дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при рассмотрении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о  наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи  3 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подпункты  2, 3 статьи 3 Федерального закона  «О рекламе»).

Согласно пункту 1 статьи 4  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Смс-сообщения «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»; «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей or БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)» содержат все признаки рекламы, указанные в пункте 1 статьи  3 Федерального закона «О рекламе», а именно: сообщения адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему.

Информация распространена в форме смс-сообщения по сетям электросвязи посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно пункту  35 статьи 2 Федерального закона  от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а, следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в полученном Коноваловой А.Ю. смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю, из текста смс-сообщений не следует, что она адресована каким-либо определенным лицам.

В письме от 14.11.2013  № 6557 открытое акционерное общество  «ВымпелКом» (оператор связи) сообщило, что информирование о проводимой викторине осуществлялось открытым акционерным обществом  «ВымпелКом» согласно договору, заключенному открытым акционерным обществом  «ВымпелКом» и закрытым акционерным обществом «Темафон».

Согласно  условиям договора  от 01.04.2013 № ВК/ТФ-01.04.2013, с учётом положений дополнительного соглашения № 2 от 20.09.2013, викторина проводится исполнителем (закрытым акционерным обществом  «Темафон») с использованием номера доступа «2013», номера доступа «2014» или номера доступа «2113», под названием «Смартфон для эрудита»; организатор викторины – закрытое акционерное общество «Темафон-Национальная Библиотека Цифровых Прав»; произведение трафика (то есть оплаченного участниками викторины объема данных, создаваемого потоком смс-сообщений от участников на номера доступа) на стоимость смс-сообщения для участника викторины на номера доступа «2013», «2014», «2113», которая составляет 19 рублей,  представляют собой доход от абонента. По  указанному договору закрытое акционерное общество «Темафон» обязалось оказать заказчику (открытому акционерному обществу «ВымпелКом») услуги по организации и проведению викторины с использованием технических средств исполнителя и/или привлеченных им третьих лиц. Срок оказания услуг с 20 марта 2013 года 31 декабря 2013 года.

Правила проведения викторин закреплены в дополнительном соглашении к договору  от 01.04.2013 № ВК/ТФ-01.04.2013.

Согласно условиям данного договора открытое акционерное общество  «ВымпелКом»  обеспечивало отправку участникам викторины информации, относящейся к викторине, а осуществление смс-рассылки абонентам, в силу подпункта ж) пункта 2.2. договора, возлагалось на закрытое акционерное общество «Темафон».

В соответствии  с  письмом  открытого акционерного общества «ВымпелКом» от 14.11.2013 № 6557 викторина - «Смартфон для эрудита» организована для проведения среди абонентов сети подвижной связи «Билайн» (ОАО «ВымпелКом») с использованием короткого номера доступа 2013, 2014 и 2113 (номер викторины), по условиям которой участнику предлагается вопрос с двумя вариантами ответа, из которых он должен выбрать один правильный ответ. За каждый правильный ответ участник получает баллы. Победителем викторины признается участник, набравший наибольшее количество баллов.

Викторина проводится на территории всех регионов Российской Федерации. Участник викторины - физическое лицо, являющееся стороной по абонентскому договору оказания услуг подвижной связи с оператором подвижной связи открытым акционерным обществом  «ВымпелКом», заключившее абонентский договор на территории любого филиала открытого акционерного общества  «ВымпелКом» и изъявившее желание участвовать в викторине путем приобретения контента на условиях подписки в результате отправки сообщения на номер доступа 2013 или 2014. Под контентом понимается один из видов наполнения мобильных телефонов, в специальном формате, позволяющем получать, просматривать/прослушивать или воспроизводить его на мобильном телефоне, включая, но не ограничиваясь, одна картинка, одна анимационная картинка, одна тема.

Участники, не соответствующие вышеуказанным требованиям, не имеют права на участие в викторине и права на получение призов.

Приобретение контента на условиях подписки, в результате чего предоставляется участие в викторине, составляет 19 рублей в сутки с НДС. Приобретение единиц контента посредством отправки смс-сообщений на номер 2113 предоставляет возможность принять участие в викторине. За отправку смс-сообщений на номер 2113 взимается плата 50 рублей с НДС за смс-сообщение.

Как следует из материалов дела, для того, чтобы принять участие в викторине, абонент должен приобрести контент на условиях подписки, направив любое смс-сообщение на номер доступа 2013 или 2014.

Согласно  пояснениям открытого акционерного общества «ВымпелКом», для предоставления более подробной информации о процедуре выдачи приза и требуемых документов сотрудник организатора связывается с победителем в течение (трех) суток, следующих за календарным днем, в котором состоялся выигрыш.

К материалам антимонопольного  дела сторонами приобщен текст, который сообщается потребителю при обращении за подробной информацией на 0846, а именно: «станьте участником викторины «Смартфон для эрудита» и получите шанс выиграть один из призов, в том числе суперприз 10 миллионов рублей!

В рамках викторины каждый день, кроме воскресенья, разыгрывается двадцать тысяч рублей. Каждое воскресенье разыгрывается Samsung Galaxy S4.

Для участия в викторине отправьте смс-сообщение со словом ДА в кириллице или латинице на номер 2013 или 2014. После отправки сообщения Вы автоматически становитесь подписчиком викторины и Вам ежедневно будут приходить вопросы с номера 2013 или 2014. Стоимость участия в викторине 19 рублей в день.

Вы сможете набрать дополнительные баллы, приняв участие в бонусных фазах викторины: Турбо-режим, Умножь свои баллы и Золотые вопросы.

При участии в бонусных фазах стоимость отправки смс-сообщений увеличивается до 50 рублей. В течение действия бонусной фазы участник умножает все свои баллы, накопленные на момент ответа, в 2 раза, за правильные ответы на 4 вопроса в течение действия бонусной фазы участник умножает свои баллы в 4 раза, за 6 и более правильных ответов - в 6 раз».

Следовательно, данная акция  является  стимулирующим мероприятием.  Соответствующие доводы заявителя о том, что викторина не стимулирует приобретение услуг либо товаров,  подлежат отклонению  как основанные на неверном толковании  действующего законодательства и как не соответствующие  имеющимся в материалах дела  доказательствам.

Кроме того,  отвечая на вопрос комиссии антимонопольного органа, представитель закрытого акционерного общества  «Темафон» подтвердил, что не установлена такая сумма баллов, при которой каждый  набравший ее участник викторины гарантированно получит тот или иной приз. Получение приза зависит от набранных баллов. Однако получение максимального количества баллов также не гарантирует победу, поскольку пунктом  14.6. Правил проведения викторины предусмотрено, что в случае, если два и более участника набрали одинаковое количество баллов, победителем признается участник, набравший баллы первым.

Суд соглашает с выводом антимонопольного органа, что в полученных смс-сообщениях внимание потребителя акцентировалось на возможности выигрыша, а не на гарантии получения при соблюдении ряда условий денежного приза («У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ»; «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте...»).

Таким образом,  рассматриваемая реклама, полученная в августе 2013 года  Коноваловой А.Ю. посредством смс-сообщений, отвечает критериям, предусмотренным статьей  9 Федерального закона  «О рекламе», - условием участия в мероприятии является приобретение определенного товара (приобретение контента на условиях подписки - 19 руб./сутки (пункт 6 Правил проведения викторины «Смартфон для эрудита»), определение победителя проводится на основе случайного выбора с получением выигрышей.

В соответствии со статьей  9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», разъяснено, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Суд находит обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что  распространенная посредством  смс-сообщения  реклама следующего содержания: «Это Ваш счастливый номер 79061738277! Выиграйте 10 млн рублей от БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19руб/день. Подробнее 0846 (беспл.)»; «ВАЖНО: У вас есть ШАНС ВЫИГРАТЬ 10 млн рублей or БИЛАЙН! Отправьте ДА на 2014 СЕЙЧАС! 19 руб/день. Отписаться от рассылки: Стоп на номер 2014. Подробнее 0846 (беспл.)»  не соответствует  требованиям  статьи  9 Федерального закона  «О рекламе», поскольку  в рекламе  не содержатся указания о сроках проведения такого мероприятия, источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения,
количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Одной из целей Федерального закона  «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

В постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые законом о рекламе, к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Потребитель не должен догадываться о наличии той или иной информации в рекламе, он в соответствии с законом должен получить полноценную информацию.

В соответствии с подпунктом 5, подпунктом  7 статьи 3 Федерального закона  «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Антимонопольным органом правомерно установлено, что организатор викторины выступал в рассматриваемом случае и в качестве рекламодателя и в качестве рекламораспространителя, открытое акционерное общество  «ВымпелКом», являясь стороной по договору с абонентом Коноваловой А.Ю., выполняло лишь функции оператора связи по доставке абоненту смс-сообщений.

В соответствии с пунктами  6-7 статьи 38 Федерального закона  «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьей 9 Федерального закона «О рекламе». Рекламопроизодитель несет ответственность в случае установления его вины.

С учётом отсутствия в материалах дела доказательств прекращения распространения ненадлежащей рекламы на момент рассмотрения дела антимонопольным органом  выдано закрытому акционерному обществу  «Темафон» предписание от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении нарушения рекламного законодательства.

С учетом изложенного решение Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 является законным  и обоснованным и не нарушает   права и законные интересы закрытого акционерного общества  «Темафон».

Обжалуемое предписание имеет своей целью устранение допущенного нарушения требований законодательства, наличие которого установлено решением антимонопольного органа, признанного судом законным и обоснованным.

Таким образом, в удовлетворении требований закрытого акционерного общества  «Темафон» о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа следует отказать. 

Расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований подлежат отнесению на заявителя. 

Руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

Р Е Ш И Л :

отказать  в  удовлетворении требований закрытого акционерного общества «ТЕМАФОН-Национальная Библиотека Цифровых Прав»  о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы  по Волгоградской области  от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 и принятого на его основании  предписания от 22.04.2014 по делу № 14-03-9-02/68 о прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке через Арбитражный суд Волгоградской области в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А12-17830/2014 [format] => [safe_value] => А12-17830/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

[format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-11 15:56:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-11 15:56:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1408204672 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )