Решение в отношении Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 14-01-15-03/233
Дата публикации: 9 июня 2014, 17:12

РЕШЕНИЕ

по делу №14-01-15-03/233

                                                                                                                     г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 26 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 09 июня 2014 года

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:  Бурба В.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:                Ячменева О.И. – заместитель начальника  отдела контроля органов власти;

Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

с участием: Кришталя В.Ф. - Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (удостоверение от 01.01.2006), Фомина В.М. – директора МУ «Калачевское городское хозяйство»,

рассмотрев дело №14-01-15-03/233 по признакам нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района  Волгоградской области (адрес: 404507, Волгоградская область, Калачевский район, г. Калач-на-Дону, ул. Советская, 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции).

УСТАНОВИЛА:

Дело №14-01-15-03/233 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 29.04.2014 №103 в отношении Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района  Волгоградской области.

УФАС по Волгоградской области установлено, что 27.12.2011г. Главой Калачевского городского поселения издано Постановление №517 «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство», в соответствии с которым муниципальному учреждению «Калачевское городское хозяйство» согласована передача в аренду нежилого помещения, общей площадью 12,3 кв.м, находящегося в здании, расположенном по адресу: Волгоградская область, г.Калач-на-Дону, ул.Революционная, д.297. Данное помещение является частью нежилого здания, общая площадь которого составляет 373, 4 кв.м, которое на основании Акта приема-передачи объектов муниципального имущества передано в собственность Калачевского городского поселения.

На основании данного Постановления, 01 января 2012 года между МБУ «Калачевское городское хозяйство» и ИП Никулиной Е.А. заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества №3. Согласно указанного договора МБУ «Калачевское городское хозяйство» передано ИП Никулиной Е.А. в аренду помещение общей площадью 12,3 кв.м, находящегося по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г.Калач-на-Дону, ул. Революционная, д.297. Срок договора установлен до 30.11.2012 года. Передаваемое недвижимое имущество является частью нежилого здания площадью 373, 4 кв.м.

Передача указанного муниципального имущества произведена без получения предварительного согласия антимонопольного органа и проведения процедуры торгов.

Главой Калачевского городского поселения представлены письменные пояснения, из которых следует, что нежилое здание площадью 373, 4 кв.м закреплено за МБУ «Калачевское городское хозяйство» на праве оперативного управления. По мнению Главы Калачевского городского поселения, договор аренды муниципального имущества №3 заключен МБУ «Калачевское городское хозяйство» и ИП Никулиной Е.А. в порядке исключения, установленного п.14 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции. Кроме того, в связи с тем, что договор №3 расторгнут, а Постановление №517 отменено, признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Главы Калачевского городского поселения отсутствуют.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

На основании ч.1 ст.46 Устава Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Калачевской городской Думы № 11 от 27.01.2006г. (далее – Устав) органы местного самоуправления городского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Волгоградской области) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч.2 ст.46 Устава).

В соответствии  со ст.29 Устава Глава городского поселения является высшим должностным лицом городского поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 6 Устава установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности  городского поселения.

Главой Калачевского городского поселения издано Постановление «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство» №517 от 27.12.2011г. (далее – Постановление №517), в соответствии с которым муниципальному учреждению «Калачевское городское хозяйство» согласована передача в аренду нежилого помещения.

01 января 2012 года между МБУ «Калачевское городское хозяйство» и ИП Никулиной Е.А. на основании Постановления №517 заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества, согласно которому ИП Никулиной Е.А. передано в аренду помещение общей площадью 12,3 кв.м, (находящегося по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г.Калач-на-Дону, ул. Революционная, д.297). При этом, как следует из п.3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть на торгах. Также, ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен перечень исключений, согласно которым муниципальное имущество может быть передано без проведения торгов.

Таким образом, поскольку договор №3 не подпадает под исключения, указанные в части 1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, то оснований для передачи муниципального имущества без проведения торгов у МБУ «Калачевское городское хозяйство» не имелось.

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Анализ в совокупности части п.3 ч.3 ст.17.1 и ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции свидетельствует об установленном законодательством о конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества или с нарушением установленного порядка предоставления муниципальных преференций.

Несоблюдение такого запрета, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения (ограничения) конкуренции действиями органа местного самоуправления, исходя из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется.

Таким образом, действующим антимонопольным законодательством предусмотрена возможность передачи хозяйствующему субъекту муниципального имущества только при соблюдении требований, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Вместе с тем, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности - путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

В результате заключения договора аренды №3 от 01.01.2012 на основании Постановления Главы Калачевского городского поселения №517 от 27.12.2011г. «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство» муниципальное имущество передано ИП Никулиной Е.А. без проведения процедуры торгов, а именно в нарушение порядка, установленного частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем устранения иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в аренду вышеуказанного муниципального имущества.

Действия Главы Калачевского городского поселения по изданию Постановления №517 о даче согласия на передачу муниципального имущества МБУ «Калачевское городское хозяйство» препятствуют развитию конкуренции и ущемляют интересы иных хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить право пользования муниципальным имуществом. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения прав третьих лиц на пользование муниципальным имуществом. При издании Постановления №517 Глава Калачевского городского поселения не принял во внимание интересы иных хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение права пользования муниципальным имуществом.

Таким образом, Глава Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области действиями, выразившимися в издании Постановления №517 от 27.12.2011г. «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство», нарушил ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

2. На основании Постановления Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области от 28.04.2014 №123 «Об отмене постановления Главы Калачевского городского поселения №517 от 27.12.2011г.» Постановление Главы Калачевского городского поселения №517 от 27.12.2011г. «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство» отменено.

Соглашением от 18.06.2012 №2 договор аренды муниципального имущества №3 от 01.01.2012 расторгнут сторонами. Согласно акту приема-передачи нежилого помещения от 18.06.2012 муниципальное имущество возвращено МБУ «Калачевское городское хозяйство».

Таким образом, в связи с отменой Постановления №517, Глава Калачевского городского поселения добровольно устранил нарушения антимонопольного законодательства и его последствия, в связи с чем на основании п.1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также не имеет оснований для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41 части 1 статьи 48, статьей 49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Главы Калачевского городского поселения в связи с устранением нарушения и его последствий.

3.      Предписание по делу №14-01-15-03/233 не выдавать.

4. Передать материалы дела №14-01-15-03/233 соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

stdClass Object ( [vid] => 10318 [uid] => 66 [title] => Решение в отношении Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10318 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403615704 [changed] => 1403615803 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403615803 [revision_uid] => 66 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №14-01-15-03/233

                                                                                                                     г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 26 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 09 июня 2014 года

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:  Бурба В.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:                Ячменева О.И. – заместитель начальника  отдела контроля органов власти;

Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

с участием: Кришталя В.Ф. - Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (удостоверение от 01.01.2006), Фомина В.М. – директора МУ «Калачевское городское хозяйство»,

рассмотрев дело №14-01-15-03/233 по признакам нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района  Волгоградской области (адрес: 404507, Волгоградская область, Калачевский район, г. Калач-на-Дону, ул. Советская, 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции).

УСТАНОВИЛА:

Дело №14-01-15-03/233 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 29.04.2014 №103 в отношении Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района  Волгоградской области.

УФАС по Волгоградской области установлено, что 27.12.2011г. Главой Калачевского городского поселения издано Постановление №517 «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство», в соответствии с которым муниципальному учреждению «Калачевское городское хозяйство» согласована передача в аренду нежилого помещения, общей площадью 12,3 кв.м, находящегося в здании, расположенном по адресу: Волгоградская область, г.Калач-на-Дону, ул.Революционная, д.297. Данное помещение является частью нежилого здания, общая площадь которого составляет 373, 4 кв.м, которое на основании Акта приема-передачи объектов муниципального имущества передано в собственность Калачевского городского поселения.

На основании данного Постановления, 01 января 2012 года между МБУ «Калачевское городское хозяйство» и ИП Никулиной Е.А. заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества №3. Согласно указанного договора МБУ «Калачевское городское хозяйство» передано ИП Никулиной Е.А. в аренду помещение общей площадью 12,3 кв.м, находящегося по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г.Калач-на-Дону, ул. Революционная, д.297. Срок договора установлен до 30.11.2012 года. Передаваемое недвижимое имущество является частью нежилого здания площадью 373, 4 кв.м.

Передача указанного муниципального имущества произведена без получения предварительного согласия антимонопольного органа и проведения процедуры торгов.

Главой Калачевского городского поселения представлены письменные пояснения, из которых следует, что нежилое здание площадью 373, 4 кв.м закреплено за МБУ «Калачевское городское хозяйство» на праве оперативного управления. По мнению Главы Калачевского городского поселения, договор аренды муниципального имущества №3 заключен МБУ «Калачевское городское хозяйство» и ИП Никулиной Е.А. в порядке исключения, установленного п.14 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции. Кроме того, в связи с тем, что договор №3 расторгнут, а Постановление №517 отменено, признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Главы Калачевского городского поселения отсутствуют.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

На основании ч.1 ст.46 Устава Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Калачевской городской Думы № 11 от 27.01.2006г. (далее – Устав) органы местного самоуправления городского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Волгоградской области) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч.2 ст.46 Устава).

В соответствии  со ст.29 Устава Глава городского поселения является высшим должностным лицом городского поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 6 Устава установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности  городского поселения.

Главой Калачевского городского поселения издано Постановление «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство» №517 от 27.12.2011г. (далее – Постановление №517), в соответствии с которым муниципальному учреждению «Калачевское городское хозяйство» согласована передача в аренду нежилого помещения.

01 января 2012 года между МБУ «Калачевское городское хозяйство» и ИП Никулиной Е.А. на основании Постановления №517 заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества, согласно которому ИП Никулиной Е.А. передано в аренду помещение общей площадью 12,3 кв.м, (находящегося по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г.Калач-на-Дону, ул. Революционная, д.297). При этом, как следует из п.3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть на торгах. Также, ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен перечень исключений, согласно которым муниципальное имущество может быть передано без проведения торгов.

Таким образом, поскольку договор №3 не подпадает под исключения, указанные в части 1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, то оснований для передачи муниципального имущества без проведения торгов у МБУ «Калачевское городское хозяйство» не имелось.

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Анализ в совокупности части п.3 ч.3 ст.17.1 и ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции свидетельствует об установленном законодательством о конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества или с нарушением установленного порядка предоставления муниципальных преференций.

Несоблюдение такого запрета, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения (ограничения) конкуренции действиями органа местного самоуправления, исходя из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется.

Таким образом, действующим антимонопольным законодательством предусмотрена возможность передачи хозяйствующему субъекту муниципального имущества только при соблюдении требований, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Вместе с тем, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности - путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

В результате заключения договора аренды №3 от 01.01.2012 на основании Постановления Главы Калачевского городского поселения №517 от 27.12.2011г. «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство» муниципальное имущество передано ИП Никулиной Е.А. без проведения процедуры торгов, а именно в нарушение порядка, установленного частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем устранения иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в аренду вышеуказанного муниципального имущества.

Действия Главы Калачевского городского поселения по изданию Постановления №517 о даче согласия на передачу муниципального имущества МБУ «Калачевское городское хозяйство» препятствуют развитию конкуренции и ущемляют интересы иных хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить право пользования муниципальным имуществом. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения прав третьих лиц на пользование муниципальным имуществом. При издании Постановления №517 Глава Калачевского городского поселения не принял во внимание интересы иных хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение права пользования муниципальным имуществом.

Таким образом, Глава Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области действиями, выразившимися в издании Постановления №517 от 27.12.2011г. «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство», нарушил ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

2. На основании Постановления Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области от 28.04.2014 №123 «Об отмене постановления Главы Калачевского городского поселения №517 от 27.12.2011г.» Постановление Главы Калачевского городского поселения №517 от 27.12.2011г. «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство» отменено.

Соглашением от 18.06.2012 №2 договор аренды муниципального имущества №3 от 01.01.2012 расторгнут сторонами. Согласно акту приема-передачи нежилого помещения от 18.06.2012 муниципальное имущество возвращено МБУ «Калачевское городское хозяйство».

Таким образом, в связи с отменой Постановления №517, Глава Калачевского городского поселения добровольно устранил нарушения антимонопольного законодательства и его последствия, в связи с чем на основании п.1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также не имеет оснований для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41 части 1 статьи 48, статьей 49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Главы Калачевского городского поселения в связи с устранением нарушения и его последствий.

3.      Предписание по делу №14-01-15-03/233 не выдавать.

4. Передать материалы дела №14-01-15-03/233 соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №14-01-15-03/233

                                                                                                                     г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 26 мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 09 июня 2014 года

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:  Бурба В.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:                Ячменева О.И. – заместитель начальника  отдела контроля органов власти;

Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

с участием: Кришталя В.Ф. - Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (удостоверение от 01.01.2006), Фомина В.М. – директора МУ «Калачевское городское хозяйство»,

рассмотрев дело №14-01-15-03/233 по признакам нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района  Волгоградской области (адрес: 404507, Волгоградская область, Калачевский район, г. Калач-на-Дону, ул. Советская, 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции).

УСТАНОВИЛА:

Дело №14-01-15-03/233 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 29.04.2014 №103 в отношении Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района  Волгоградской области.

УФАС по Волгоградской области установлено, что 27.12.2011г. Главой Калачевского городского поселения издано Постановление №517 «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство», в соответствии с которым муниципальному учреждению «Калачевское городское хозяйство» согласована передача в аренду нежилого помещения, общей площадью 12,3 кв.м, находящегося в здании, расположенном по адресу: Волгоградская область, г.Калач-на-Дону, ул.Революционная, д.297. Данное помещение является частью нежилого здания, общая площадь которого составляет 373, 4 кв.м, которое на основании Акта приема-передачи объектов муниципального имущества передано в собственность Калачевского городского поселения.

На основании данного Постановления, 01 января 2012 года между МБУ «Калачевское городское хозяйство» и ИП Никулиной Е.А. заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества №3. Согласно указанного договора МБУ «Калачевское городское хозяйство» передано ИП Никулиной Е.А. в аренду помещение общей площадью 12,3 кв.м, находящегося по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г.Калач-на-Дону, ул. Революционная, д.297. Срок договора установлен до 30.11.2012 года. Передаваемое недвижимое имущество является частью нежилого здания площадью 373, 4 кв.м.

Передача указанного муниципального имущества произведена без получения предварительного согласия антимонопольного органа и проведения процедуры торгов.

Главой Калачевского городского поселения представлены письменные пояснения, из которых следует, что нежилое здание площадью 373, 4 кв.м закреплено за МБУ «Калачевское городское хозяйство» на праве оперативного управления. По мнению Главы Калачевского городского поселения, договор аренды муниципального имущества №3 заключен МБУ «Калачевское городское хозяйство» и ИП Никулиной Е.А. в порядке исключения, установленного п.14 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции. Кроме того, в связи с тем, что договор №3 расторгнут, а Постановление №517 отменено, признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Главы Калачевского городского поселения отсутствуют.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

На основании ч.1 ст.46 Устава Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Калачевской городской Думы № 11 от 27.01.2006г. (далее – Устав) органы местного самоуправления городского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Волгоградской области) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч.2 ст.46 Устава).

В соответствии  со ст.29 Устава Глава городского поселения является высшим должностным лицом городского поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 6 Устава установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности  городского поселения.

Главой Калачевского городского поселения издано Постановление «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство» №517 от 27.12.2011г. (далее – Постановление №517), в соответствии с которым муниципальному учреждению «Калачевское городское хозяйство» согласована передача в аренду нежилого помещения.

01 января 2012 года между МБУ «Калачевское городское хозяйство» и ИП Никулиной Е.А. на основании Постановления №517 заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества, согласно которому ИП Никулиной Е.А. передано в аренду помещение общей площадью 12,3 кв.м, (находящегося по адресу: Волгоградская область, Калачевский район, г.Калач-на-Дону, ул. Революционная, д.297). При этом, как следует из п.3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть на торгах. Также, ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен перечень исключений, согласно которым муниципальное имущество может быть передано без проведения торгов.

Таким образом, поскольку договор №3 не подпадает под исключения, указанные в части 1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, то оснований для передачи муниципального имущества без проведения торгов у МБУ «Калачевское городское хозяйство» не имелось.

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Анализ в совокупности части п.3 ч.3 ст.17.1 и ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции свидетельствует об установленном законодательством о конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества или с нарушением установленного порядка предоставления муниципальных преференций.

Несоблюдение такого запрета, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения (ограничения) конкуренции действиями органа местного самоуправления, исходя из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется.

Таким образом, действующим антимонопольным законодательством предусмотрена возможность передачи хозяйствующему субъекту муниципального имущества только при соблюдении требований, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Вместе с тем, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности - путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

В результате заключения договора аренды №3 от 01.01.2012 на основании Постановления Главы Калачевского городского поселения №517 от 27.12.2011г. «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство» муниципальное имущество передано ИП Никулиной Е.А. без проведения процедуры торгов, а именно в нарушение порядка, установленного частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем устранения иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в аренду вышеуказанного муниципального имущества.

Действия Главы Калачевского городского поселения по изданию Постановления №517 о даче согласия на передачу муниципального имущества МБУ «Калачевское городское хозяйство» препятствуют развитию конкуренции и ущемляют интересы иных хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить право пользования муниципальным имуществом. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения прав третьих лиц на пользование муниципальным имуществом. При издании Постановления №517 Глава Калачевского городского поселения не принял во внимание интересы иных хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение права пользования муниципальным имуществом.

Таким образом, Глава Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области действиями, выразившимися в издании Постановления №517 от 27.12.2011г. «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство», нарушил ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

2. На основании Постановления Главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области от 28.04.2014 №123 «Об отмене постановления Главы Калачевского городского поселения №517 от 27.12.2011г.» Постановление Главы Калачевского городского поселения №517 от 27.12.2011г. «О согласовании передачи в аренду нежилого помещения муниципальным учреждением «Калачевское городское хозяйство» отменено.

Соглашением от 18.06.2012 №2 договор аренды муниципального имущества №3 от 01.01.2012 расторгнут сторонами. Согласно акту приема-передачи нежилого помещения от 18.06.2012 муниципальное имущество возвращено МБУ «Калачевское городское хозяйство».

Таким образом, в связи с отменой Постановления №517, Глава Калачевского городского поселения добровольно устранил нарушения антимонопольного законодательства и его последствия, в связи с чем на основании п.1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также не имеет оснований для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41 части 1 статьи 48, статьей 49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Главой Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Главы Калачевского городского поселения в связи с устранением нарушения и его последствий.

3.      Предписание по делу №14-01-15-03/233 не выдавать.

4. Передать материалы дела №14-01-15-03/233 соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 14-01-15-03/233 [format] => [safe_value] => 14-01-15-03/233 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-09 13:12:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-26 10:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403615704 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 66 [comment_count] => 0 [name] => to34moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )