О привлечении к административной ответственности ОАО «Мегафон» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ

Номер дела: 14-03-14.3-02/208
Дата публикации: 23 апреля 2014, 15:43

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/208

 

23 апреля 2014 года                                                                                             г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела  № 14-03-14.3-02/208 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «Мегафон» (г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30) по ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в связи с распространением посредством смс-сообщений ненадлежащей рекламы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

          11 апреля 2014г. начальником отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Волгоградского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Мегафон» (имеет место нахождения в г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30, ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585, дата образования 17.06.1993).

   При составлении протокола представитель ОАО «Мегафон» с фактом признания рекламы ненадлежащей не согласился, считая, что в действиях Общества не содержится нарушений положений действующего законодательства о рекламе. К материалам дела приобщены письменные объяснения ОАО «Мегафон».

          В адрес ОАО «Мегафон» направлено определение (исх. № 02-17/2107 от 11.04.2014г.) с указанием времени и места рассмотрения дела (внутрироссийский почтовый идентификатор           № 40006672829275, вручено 21.04.2014г.). Кроме того, экземпляр определения о назначении времени и места рассмотрения дела был получен 11.04.2014г. под роспись представителем от ОАО «Мегафон» по доверенности от 14.06.2012г. (действует до 12.03.2015г.) Исадченко Б.А.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и изучив материалы административного дела № 14-03-14.3-02/208, должностное лицо Волгоградского УФАС России, рассматривающее дело, установило следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступило заявление гр. Б.Н.А., связанное с рассылкой смс-сообщений рекламного характера от компании «Адамас». Заявитель утверждает, что согласия на получение рекламных рассылок не оформлял.

Так, на абонентский номер Заявителя +7... «23» августа 2013г. в 15 ч 23 мин от PROMO поступило смс-сообщение:  «Обменяйте старое украшение на новое в АДАМАС! Принимаем золото 585 пробы по цене 1150 руб. за грамм с доплатой при обмене за новое изделие! Специальное предложение только до 25 августа в Волгограде! Подробности по 88002503344 и на adamas.ru».

К обращению были приобщены: - детализированная выписка от оператора связи, подтверждающая поступление SMS-сообщения рекламного характера: доказательства, подтверждающие факт получения SMS-рекламы на телефонный номер (фотографии экрана мобильного телефона с указанием текста рекламы и информации об отправителе, дата и время получения смс-сообщения),  согласие на обработку персональных данных.

Как было установлено антимонопольным органом, телефон «8 800 250 33 44», указанный в смс-сообщении, полученном гр. Б.Н.А., указан как телефон поддержки клиентов на сайте «www.adamas.ru» (см. распечатки страниц с указанного сайта).

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемые смс-сообщения являются рекламой, поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

Рекламная информация была адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.

Признавая рассматриваемое смс-сообщение рекламой, учитываются также условия заключенных договоров, регулирующих правоотношения сторон во поводу распространения рекламы компании «Адамас» (н-р. договор № 3/2013-МР от 01.02.13 между ООО «Девино Телеком» и ЗАО «МегаЛабс», дополнительно соглашение № 1 мобильная реклама к договору оказания услуг № ДМ-П/012851 от 23.03.2012 между ООО «Девино Телеком» и ООО «Адамас-Ювелирторг»).

 В заключенных договорах и дополнительных соглашениях к ним используются термины «Рекламная кампания», «Мобильная реклама», «Рекламно-информационный материал» и т.д. Так, Дополнительным соглашением от 01.11.2012г.  № 30/3 к Генеральному соглашению от 30.04.2010г. между ОАО «Мегафон» и ЗАО «МегаЛабс» предусмотрено, что для целей раздела «Мобильная реклама» применяется термин «мобильная реклама», т.е. информация, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке, распространенная в сети связи Оператора посредством отправки сообщений Абонентам (п. 1 дополнительного соглашения). Предметом договоренностей Сторон в рамках рассматриваемого Соглашения является оказание Оператором услуг по распространению рекламы рекламодателей с помощью каналов коммуникации (п. 2 Соглашения от 01.11.2012г.  № 30/3 к Генеральному соглашению от 30.04.2010г.)

Анализ указанных договоров позволяет сделать вывод о наличии между хозяйствующими субъектами отношений, направленных на распространение именно рекламы. При этом информация, представленная в полученном гр. Б.Н.А. смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю.

Согласно сведений, изложенных в письме ООО «Адамас-Ювелирторг» от 22.11.2013г.             № АЮТ396/100, размещение рекламно-информационных материалов ООО «Адамас-Ювелирторг» производилось Исполнителем – ООО «Девино Телеком» в рамках договора на оказание услуг № ДМ-П/012851 от 23.03.2012г. и дополнительных соглашений к нему.

Так, на основании Приложения № 2 от 19.08.2013г. к дополнительному соглашению № 1 к указанному договору, ООО «Девино Телеком» проводило размещение рекламного сообщения путем рассылки смс-сообщений абонентам подвижной связи «Мегафон», в том числе в                       г. Волгограде с 20.08.2013г.

ООО «Адамас-Ювелирторг» ссылается на договор с оператором сотовой связи ОАО «Мегафон», заключая который абонент  соглашается с Условиями оказания услуг связи, в том числе в соответствии с п. 14.14.2 и на получение рекламы при использовании услуг, а также на использование сведений об Абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке.

 Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства:

- Между ООО «Адамас-Ювелирторг» (Заказчик) и ООО «Девино Телеком» (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг от 23.03.2012г. № ДТ-П/012851. Договором в п. 2. 1 конкретизировано, что перечень услуг, которые обязуется выполнить Исполнитель содержится в дополнительных соглашениях. Так, дополнительным соглашением № 1 (мобильная реклама) в п. 1.3., п. 3.3.3 определено, что рекламно-информационные материалы, распространить которые обязуется ООО «Девино Телеком», предоставляются Заказчиком. Исполнитель самостоятельно либо с привлечением третьих лиц оказывает по заданию Заказчика услуги по размещению РИМ Заказчика в любой форме, в том числе в форме смс-сообщений в рамках мобильных сетей операторов связи.

На распространение смс-сообщения от «Адамас» заключены договоры между ОАО «Мегафон» и ЗАО «МегаЛабс» (см. дополнительное  соглашение № 30/3  от 01.11.2012г.к генеральному соглашению от 30.04.2010г.), в силу которого Оператор связи обязуется по заявке Партнера оказывать услуги по распространению рекламы с помощью каналов коммуникаций. В свою очередь между ЗАО «МегаЛабс» и ООО «Девино Телеком» заключено соглашение на распространение рекламы, объектом продвижения в которой выступает «Адамас» (см. приложение № 36 от 012.08.2013г. к договору № 3/2013-МР от 01.02.2013г.)

   Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо  (пункты 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Т.О., лицом, осуществившим распространение рекламы посредством смс-сообщения, выступил Оператор связи – ОАО «Мегафон».

ОАО «Мегафон» указало в письме в адрес антимонопольного органа за вх. № 8044 от 26.11.2013г., что рассылка смс-сообщений об услугах компании «Адамас» осуществлялась в августе для абонентов г. Волгограда. При этом в качестве согласия на получение рекламы ссылается на договор № 9375565995222222222372011 оказания услуг связи от 12.03.2013г., заключенный с гр. Б.Н.А.

Оператор связи указывает на следующие обстоятельства:

- рекламораспространителем рекламы, полученной 23.08.2013г. гр. Б.Н.А., является ОАО «МегаФон». Заказчиками данной рассылки являются третьи лица. В частности, между ОАО «МегаФон» и ЗАО «МегаЛабс» было заключено дополнительное соглашение № №30/3 от 01.11.2012 г. к Генеральному соглашению от 30 апреля 2010 года, согласно которому Оператор (ОАО «МегаФон») обязуется по заявкам Партнера (ЗАО «МегаЛабс») оказывать Партнеру услуги по распространению рекламы Рекламодателей с помощью каналов коммуникации, а Партнер оплачивает услуги Оператора согласно условиям настоящего соглашения.

При этом, под рекламодателем в данном соглашении понимается юридическое лицо, заключившее с Партнером договор на размещение рекламы посредством сетей подвижной связи.

- 01.02.2013 г. между ЗАО «МегаЛабс» и ООО «Девино Телеком» был заключен договор № 3/2013-МР, согласно которому ЗАО «МегаЛабс» обязуется оказывать ООО «Девино Телеком», рекламодателю, услуги по размещению РИМ с помощью каналов коммуникации сервиса «Мобильная реклама».

- согласно п. 5.4.1. дополнительного соглашения №30/3 от 01.11.2012 г. к Генеральному соглашению от 30 апреля 2010 года, заключенному между ОАО «МегаФон» и ЗАО «МегаЛабс», Оператор вправе отказать Партнеру в размещении Мобильной рекламы в случае, если не получено или отозвано согласие Абонента на получение рекламы.

- рассылка рекламы Заказчика осуществляется силами ОАО «МегаФон», которое как рекламораспространитель, самостоятельно получает согласие с абонента. ОАО «МегаФон» полагает, что как Оператор, объективно располагало согласием гр. Б.М.А. на получение им рекламных сообщений.

Между ОАО «МегаФон» и гр. Б.М.А. был заключен договор об оказании услуг связи № 9375565995222222222372011 от «12» марта 2013 года, в рамках которого изначально был выделен абонентский номер +7... , который впоследствии был заменен по устному заявлению абонента на номер +7... .

Согласно п.п. 14.14., 14.14.2., Условий оказания услуг связи «МегаФон», являющимися неотъемлемой частью договора, и действовавших на момент заключения гр. Б.М.А. договора об оказании услуг связи, абонент соглашается на весь срок его действия на получение рекламы при использовании Услуг, а также на использование сведений об Абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, в том числе путем осуществления прямых контактов с Абонентом с помощью средств связи.

Данный пункт договора, по мнению Оператора связи, предусматривает получение согласия на рекламу, рекламораспространителем которой является ОАО «МегаФон», независимо от содержания такой рекламы и того, кто является рекламодателем - само ОАО «МегаФон» или третьи лица.

- При заключении договора абонент своей подписью подтвердил, что он ознакомлен и согласен с Условиями оказания услуг связи, которые являются неотъемлемой частью Договора.

ОАО «МегаФон» полагает, что на момент осуществления рекламной рассылки от ООО «Девино Телеком», объективно располагало согласием абонента Б.М.А. на получение рекламы, которое не было отозвано на момент получения рекламного сообщения.

Однако данное согласие не может быть признано надлежащим в рассматриваемых обстоятельствах в силу следующих обстоятельств.

ФЗ «О рекламе» установил принципы государственной политики в области рекламы, особенности отдельных способов распространения рекламы, в том числе распространения рекламы по сетям электросвязи.

Одной из целей Закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (ст. 1 ФЗ «О рекламе»). Закон  направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы  должно учитывать новые реалии, тенденции и особенности современного состояния рекламного рынка, обеспечивать эффективный баланс интересов потребителей рекламы, заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, а также государства.

Законодатель, стремясь учесть интересы всех слоев населения, наряду с дозволительными нормами закрепил определенное количество и запретительных норм.

Потребности современного человека в товарах и услугах растут, и реклама является своеобразным ориентиром, при помощи которого потребитель сможет принять правильное решение и выбрать правильное направление в поиске нужного товара.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В части 1 ст. 18 приводится определенный перечень видов электросвязи, на распространение рекламы посредством которых распространяются положения комментируемой части, - телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная связь, однако данный перечень не является закрытым.

SMS (от английского Shot Message Service - служба коротких сообщений) представляет собой технологию, позволяющую осуществить прием и передачу коротких текстовых сообщений на мобильные телефоны.

 Поскольку технология sms предполагает использование электросвязи, распространение рекламы при помощи данной технологии регулируется статьей 18 ФЗ «О рекламе».

Распространение рекламы по любым сетям электросвязи должно осуществляться только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О связи», - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Понятие адресата содержится в статье 2 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно которой адресат - это гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

Таким образом, абонент и адресат выступают «пассивной» стороной отношений по передаче информации, они выступают получателями, но не отправителями сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

 При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

 Только в случае, если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

 В рассматриваемой ситуации, исходя из контекста договора на оказание услуг связи, гр. Б.Н.А. выразил свое согласие на получение рекламы об Операторе связи, в частности в договоре № 9375565995222222222372011 от 12.03.2013 указано, что Абонент (гр. Б.Н.А.) согласен на получение рекламы при использовании услуг, т.е. услуг связи и дополнительных услуг, оказываемых Оператором непосредственно и/или с привлечением третьих лиц, технологически неразрывно связанных с услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности (см. п. 2.1.14, п. 2.1.37, п. 2.1. 38 Условий оказания услуг связи «Мегафон»).

Кроме того, согласно п. 1.2. Условий оказания услуг связи «Мегафон», являющихся неотъемлемой частью договора услуг связи, данными Условиями регулируются взаимоотношения только между Абонентом (гр. Б.Н.А.) и Оператором связи (т.е., ОАО «Мегафон»). Т.Е. Абонент дал свое согласие на получение вполне определенной рекламы от определенного лица.

Реклама, полученная гр. Б.Н.А., не является  рекламой Оператора связи, на получение которой и выразил свое согласие Абонент, а вполне определённо отсылает к компании «Адамас», на получение информации о деятельности которой гражданин своего согласия не выражал.

Т.О., представленные хозяйствующими субъектами сведения не содержат подтверждения получения предварительного согласия на получение гр. Б.Н.А. рекламы компании «Адамас».

    В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.   В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ РФ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ о рекламе.

Рассматриваемая  реклама от PROMO «Обменяйте старое украшение на новое в АДАМАС! Принимаем золото 585 пробы по цене 1150 руб. за грамм с доплатой при обмене за новое изделие! Специальное предложение только до 25 августа в Волгограде! Подробности по 88002503344 и на adamas.ru», поступившая «23» августа 2013г. в 15 ч 23 мин посредством  смс-сообщения на абонентский номер 8... (г. Волгоград), решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 30.01.2013г. по делу № 13-03-18-02/659 признана ненадлежащей,  нарушающей требования, закрепленные ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

    Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями  законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч.4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания юридическому лицу должностное лицо, согласно пункту 3 статьи 4.1.КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Правонарушение, предусмотренное ч 1 ст. 14. 3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным ФЗ «О рекламе», что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

В действиях юридического лица – ОАО «Мегафон» содержится  состав     административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, - нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

У ОАО «Мегафон» имелась возможность для соблюдения в своей деятельности правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

         Являясь рекламораспространителем рекламы ОАО «Мегафон» допустило распространение рекламы посредством смс-сообщений с нарушением  специальных требований, установленных Законом  относительно рекламы по сетям электросвязи, а именно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

          В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

         Реклама компании «Адамас» была получена абонентом  сотовой связи «Мегафон» «23» августа 2013г. в 15 ч 23 мин.

Ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При этом согласно ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

 ОАО «Мегафон» по результатам рассмотрения дела № 13-03-18-02/659 было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. На момент составления протокола Оператором связи представлены сведения об исполнении выданного предписания (письмо ОАО «Мегафон» от 19.02.2014г. № 5/7-СЮ-исх.000089/14).

Должностное лицо, рассматривающее дело, на обладает сведениями о привлечении  ОАО «Мегафон» ранее к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства в силу подп. 7 ч. 1, ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ должностное лицо признает смягчающими административную ответственность, что позволяет не применять к юридическому лицу штраф в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14. 3 КоАП РФ.

            Вместе с тем, должностное лицо, рассматривающее дело, не находит обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – не выявлены.

  С учётом характера совершённого ОАО «Мегафон» административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности  открытое акционерное общество (ОАО) «Мегафон» (имеет место нахождения в г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30, ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585, дата образования 17.06.1993) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по  ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить к ОАО «Мегафон» (имеет место нахождения в г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30, ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585, дата образования 17.06.1993) меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

stdClass Object ( [vid] => 10195 [uid] => 5 [title] => О привлечении к административной ответственности ОАО «Мегафон» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10195 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398426292 [changed] => 1398426292 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398426292 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/208

 

23 апреля 2014 года                                                                                             г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела  № 14-03-14.3-02/208 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «Мегафон» (г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30) по ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в связи с распространением посредством смс-сообщений ненадлежащей рекламы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

          11 апреля 2014г. начальником отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Волгоградского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Мегафон» (имеет место нахождения в г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30, ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585, дата образования 17.06.1993).

   При составлении протокола представитель ОАО «Мегафон» с фактом признания рекламы ненадлежащей не согласился, считая, что в действиях Общества не содержится нарушений положений действующего законодательства о рекламе. К материалам дела приобщены письменные объяснения ОАО «Мегафон».

          В адрес ОАО «Мегафон» направлено определение (исх. № 02-17/2107 от 11.04.2014г.) с указанием времени и места рассмотрения дела (внутрироссийский почтовый идентификатор           № 40006672829275, вручено 21.04.2014г.). Кроме того, экземпляр определения о назначении времени и места рассмотрения дела был получен 11.04.2014г. под роспись представителем от ОАО «Мегафон» по доверенности от 14.06.2012г. (действует до 12.03.2015г.) Исадченко Б.А.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и изучив материалы административного дела № 14-03-14.3-02/208, должностное лицо Волгоградского УФАС России, рассматривающее дело, установило следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступило заявление гр. Б.Н.А., связанное с рассылкой смс-сообщений рекламного характера от компании «Адамас». Заявитель утверждает, что согласия на получение рекламных рассылок не оформлял.

Так, на абонентский номер Заявителя +7... «23» августа 2013г. в 15 ч 23 мин от PROMO поступило смс-сообщение:  «Обменяйте старое украшение на новое в АДАМАС! Принимаем золото 585 пробы по цене 1150 руб. за грамм с доплатой при обмене за новое изделие! Специальное предложение только до 25 августа в Волгограде! Подробности по 88002503344 и на adamas.ru».

К обращению были приобщены: - детализированная выписка от оператора связи, подтверждающая поступление SMS-сообщения рекламного характера: доказательства, подтверждающие факт получения SMS-рекламы на телефонный номер (фотографии экрана мобильного телефона с указанием текста рекламы и информации об отправителе, дата и время получения смс-сообщения),  согласие на обработку персональных данных.

Как было установлено антимонопольным органом, телефон «8 800 250 33 44», указанный в смс-сообщении, полученном гр. Б.Н.А., указан как телефон поддержки клиентов на сайте «www.adamas.ru» (см. распечатки страниц с указанного сайта).

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемые смс-сообщения являются рекламой, поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

Рекламная информация была адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.

Признавая рассматриваемое смс-сообщение рекламой, учитываются также условия заключенных договоров, регулирующих правоотношения сторон во поводу распространения рекламы компании «Адамас» (н-р. договор № 3/2013-МР от 01.02.13 между ООО «Девино Телеком» и ЗАО «МегаЛабс», дополнительно соглашение № 1 мобильная реклама к договору оказания услуг № ДМ-П/012851 от 23.03.2012 между ООО «Девино Телеком» и ООО «Адамас-Ювелирторг»).

 В заключенных договорах и дополнительных соглашениях к ним используются термины «Рекламная кампания», «Мобильная реклама», «Рекламно-информационный материал» и т.д. Так, Дополнительным соглашением от 01.11.2012г.  № 30/3 к Генеральному соглашению от 30.04.2010г. между ОАО «Мегафон» и ЗАО «МегаЛабс» предусмотрено, что для целей раздела «Мобильная реклама» применяется термин «мобильная реклама», т.е. информация, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке, распространенная в сети связи Оператора посредством отправки сообщений Абонентам (п. 1 дополнительного соглашения). Предметом договоренностей Сторон в рамках рассматриваемого Соглашения является оказание Оператором услуг по распространению рекламы рекламодателей с помощью каналов коммуникации (п. 2 Соглашения от 01.11.2012г.  № 30/3 к Генеральному соглашению от 30.04.2010г.)

Анализ указанных договоров позволяет сделать вывод о наличии между хозяйствующими субъектами отношений, направленных на распространение именно рекламы. При этом информация, представленная в полученном гр. Б.Н.А. смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю.

Согласно сведений, изложенных в письме ООО «Адамас-Ювелирторг» от 22.11.2013г.             № АЮТ396/100, размещение рекламно-информационных материалов ООО «Адамас-Ювелирторг» производилось Исполнителем – ООО «Девино Телеком» в рамках договора на оказание услуг № ДМ-П/012851 от 23.03.2012г. и дополнительных соглашений к нему.

Так, на основании Приложения № 2 от 19.08.2013г. к дополнительному соглашению № 1 к указанному договору, ООО «Девино Телеком» проводило размещение рекламного сообщения путем рассылки смс-сообщений абонентам подвижной связи «Мегафон», в том числе в                       г. Волгограде с 20.08.2013г.

ООО «Адамас-Ювелирторг» ссылается на договор с оператором сотовой связи ОАО «Мегафон», заключая который абонент  соглашается с Условиями оказания услуг связи, в том числе в соответствии с п. 14.14.2 и на получение рекламы при использовании услуг, а также на использование сведений об Абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке.

 Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства:

- Между ООО «Адамас-Ювелирторг» (Заказчик) и ООО «Девино Телеком» (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг от 23.03.2012г. № ДТ-П/012851. Договором в п. 2. 1 конкретизировано, что перечень услуг, которые обязуется выполнить Исполнитель содержится в дополнительных соглашениях. Так, дополнительным соглашением № 1 (мобильная реклама) в п. 1.3., п. 3.3.3 определено, что рекламно-информационные материалы, распространить которые обязуется ООО «Девино Телеком», предоставляются Заказчиком. Исполнитель самостоятельно либо с привлечением третьих лиц оказывает по заданию Заказчика услуги по размещению РИМ Заказчика в любой форме, в том числе в форме смс-сообщений в рамках мобильных сетей операторов связи.

На распространение смс-сообщения от «Адамас» заключены договоры между ОАО «Мегафон» и ЗАО «МегаЛабс» (см. дополнительное  соглашение № 30/3  от 01.11.2012г.к генеральному соглашению от 30.04.2010г.), в силу которого Оператор связи обязуется по заявке Партнера оказывать услуги по распространению рекламы с помощью каналов коммуникаций. В свою очередь между ЗАО «МегаЛабс» и ООО «Девино Телеком» заключено соглашение на распространение рекламы, объектом продвижения в которой выступает «Адамас» (см. приложение № 36 от 012.08.2013г. к договору № 3/2013-МР от 01.02.2013г.)

   Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо  (пункты 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Т.О., лицом, осуществившим распространение рекламы посредством смс-сообщения, выступил Оператор связи – ОАО «Мегафон».

ОАО «Мегафон» указало в письме в адрес антимонопольного органа за вх. № 8044 от 26.11.2013г., что рассылка смс-сообщений об услугах компании «Адамас» осуществлялась в августе для абонентов г. Волгограда. При этом в качестве согласия на получение рекламы ссылается на договор № 9375565995222222222372011 оказания услуг связи от 12.03.2013г., заключенный с гр. Б.Н.А.

Оператор связи указывает на следующие обстоятельства:

- рекламораспространителем рекламы, полученной 23.08.2013г. гр. Б.Н.А., является ОАО «МегаФон». Заказчиками данной рассылки являются третьи лица. В частности, между ОАО «МегаФон» и ЗАО «МегаЛабс» было заключено дополнительное соглашение № №30/3 от 01.11.2012 г. к Генеральному соглашению от 30 апреля 2010 года, согласно которому Оператор (ОАО «МегаФон») обязуется по заявкам Партнера (ЗАО «МегаЛабс») оказывать Партнеру услуги по распространению рекламы Рекламодателей с помощью каналов коммуникации, а Партнер оплачивает услуги Оператора согласно условиям настоящего соглашения.

При этом, под рекламодателем в данном соглашении понимается юридическое лицо, заключившее с Партнером договор на размещение рекламы посредством сетей подвижной связи.

- 01.02.2013 г. между ЗАО «МегаЛабс» и ООО «Девино Телеком» был заключен договор № 3/2013-МР, согласно которому ЗАО «МегаЛабс» обязуется оказывать ООО «Девино Телеком», рекламодателю, услуги по размещению РИМ с помощью каналов коммуникации сервиса «Мобильная реклама».

- согласно п. 5.4.1. дополнительного соглашения №30/3 от 01.11.2012 г. к Генеральному соглашению от 30 апреля 2010 года, заключенному между ОАО «МегаФон» и ЗАО «МегаЛабс», Оператор вправе отказать Партнеру в размещении Мобильной рекламы в случае, если не получено или отозвано согласие Абонента на получение рекламы.

- рассылка рекламы Заказчика осуществляется силами ОАО «МегаФон», которое как рекламораспространитель, самостоятельно получает согласие с абонента. ОАО «МегаФон» полагает, что как Оператор, объективно располагало согласием гр. Б.М.А. на получение им рекламных сообщений.

Между ОАО «МегаФон» и гр. Б.М.А. был заключен договор об оказании услуг связи № 9375565995222222222372011 от «12» марта 2013 года, в рамках которого изначально был выделен абонентский номер +7... , который впоследствии был заменен по устному заявлению абонента на номер +7... .

Согласно п.п. 14.14., 14.14.2., Условий оказания услуг связи «МегаФон», являющимися неотъемлемой частью договора, и действовавших на момент заключения гр. Б.М.А. договора об оказании услуг связи, абонент соглашается на весь срок его действия на получение рекламы при использовании Услуг, а также на использование сведений об Абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, в том числе путем осуществления прямых контактов с Абонентом с помощью средств связи.

Данный пункт договора, по мнению Оператора связи, предусматривает получение согласия на рекламу, рекламораспространителем которой является ОАО «МегаФон», независимо от содержания такой рекламы и того, кто является рекламодателем - само ОАО «МегаФон» или третьи лица.

- При заключении договора абонент своей подписью подтвердил, что он ознакомлен и согласен с Условиями оказания услуг связи, которые являются неотъемлемой частью Договора.

ОАО «МегаФон» полагает, что на момент осуществления рекламной рассылки от ООО «Девино Телеком», объективно располагало согласием абонента Б.М.А. на получение рекламы, которое не было отозвано на момент получения рекламного сообщения.

Однако данное согласие не может быть признано надлежащим в рассматриваемых обстоятельствах в силу следующих обстоятельств.

ФЗ «О рекламе» установил принципы государственной политики в области рекламы, особенности отдельных способов распространения рекламы, в том числе распространения рекламы по сетям электросвязи.

Одной из целей Закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (ст. 1 ФЗ «О рекламе»). Закон  направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы  должно учитывать новые реалии, тенденции и особенности современного состояния рекламного рынка, обеспечивать эффективный баланс интересов потребителей рекламы, заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, а также государства.

Законодатель, стремясь учесть интересы всех слоев населения, наряду с дозволительными нормами закрепил определенное количество и запретительных норм.

Потребности современного человека в товарах и услугах растут, и реклама является своеобразным ориентиром, при помощи которого потребитель сможет принять правильное решение и выбрать правильное направление в поиске нужного товара.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В части 1 ст. 18 приводится определенный перечень видов электросвязи, на распространение рекламы посредством которых распространяются положения комментируемой части, - телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная связь, однако данный перечень не является закрытым.

SMS (от английского Shot Message Service - служба коротких сообщений) представляет собой технологию, позволяющую осуществить прием и передачу коротких текстовых сообщений на мобильные телефоны.

 Поскольку технология sms предполагает использование электросвязи, распространение рекламы при помощи данной технологии регулируется статьей 18 ФЗ «О рекламе».

Распространение рекламы по любым сетям электросвязи должно осуществляться только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О связи», - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Понятие адресата содержится в статье 2 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно которой адресат - это гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

Таким образом, абонент и адресат выступают «пассивной» стороной отношений по передаче информации, они выступают получателями, но не отправителями сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

 При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

 Только в случае, если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

 В рассматриваемой ситуации, исходя из контекста договора на оказание услуг связи, гр. Б.Н.А. выразил свое согласие на получение рекламы об Операторе связи, в частности в договоре № 9375565995222222222372011 от 12.03.2013 указано, что Абонент (гр. Б.Н.А.) согласен на получение рекламы при использовании услуг, т.е. услуг связи и дополнительных услуг, оказываемых Оператором непосредственно и/или с привлечением третьих лиц, технологически неразрывно связанных с услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности (см. п. 2.1.14, п. 2.1.37, п. 2.1. 38 Условий оказания услуг связи «Мегафон»).

Кроме того, согласно п. 1.2. Условий оказания услуг связи «Мегафон», являющихся неотъемлемой частью договора услуг связи, данными Условиями регулируются взаимоотношения только между Абонентом (гр. Б.Н.А.) и Оператором связи (т.е., ОАО «Мегафон»). Т.Е. Абонент дал свое согласие на получение вполне определенной рекламы от определенного лица.

Реклама, полученная гр. Б.Н.А., не является  рекламой Оператора связи, на получение которой и выразил свое согласие Абонент, а вполне определённо отсылает к компании «Адамас», на получение информации о деятельности которой гражданин своего согласия не выражал.

Т.О., представленные хозяйствующими субъектами сведения не содержат подтверждения получения предварительного согласия на получение гр. Б.Н.А. рекламы компании «Адамас».

    В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.   В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ РФ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ о рекламе.

Рассматриваемая  реклама от PROMO «Обменяйте старое украшение на новое в АДАМАС! Принимаем золото 585 пробы по цене 1150 руб. за грамм с доплатой при обмене за новое изделие! Специальное предложение только до 25 августа в Волгограде! Подробности по 88002503344 и на adamas.ru», поступившая «23» августа 2013г. в 15 ч 23 мин посредством  смс-сообщения на абонентский номер 8... (г. Волгоград), решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 30.01.2013г. по делу № 13-03-18-02/659 признана ненадлежащей,  нарушающей требования, закрепленные ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

    Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями  законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч.4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания юридическому лицу должностное лицо, согласно пункту 3 статьи 4.1.КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Правонарушение, предусмотренное ч 1 ст. 14. 3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным ФЗ «О рекламе», что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

В действиях юридического лица – ОАО «Мегафон» содержится  состав     административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, - нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

У ОАО «Мегафон» имелась возможность для соблюдения в своей деятельности правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

         Являясь рекламораспространителем рекламы ОАО «Мегафон» допустило распространение рекламы посредством смс-сообщений с нарушением  специальных требований, установленных Законом  относительно рекламы по сетям электросвязи, а именно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

          В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

         Реклама компании «Адамас» была получена абонентом  сотовой связи «Мегафон» «23» августа 2013г. в 15 ч 23 мин.

Ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При этом согласно ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

 ОАО «Мегафон» по результатам рассмотрения дела № 13-03-18-02/659 было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. На момент составления протокола Оператором связи представлены сведения об исполнении выданного предписания (письмо ОАО «Мегафон» от 19.02.2014г. № 5/7-СЮ-исх.000089/14).

Должностное лицо, рассматривающее дело, на обладает сведениями о привлечении  ОАО «Мегафон» ранее к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства в силу подп. 7 ч. 1, ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ должностное лицо признает смягчающими административную ответственность, что позволяет не применять к юридическому лицу штраф в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14. 3 КоАП РФ.

            Вместе с тем, должностное лицо, рассматривающее дело, не находит обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – не выявлены.

  С учётом характера совершённого ОАО «Мегафон» административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности  открытое акционерное общество (ОАО) «Мегафон» (имеет место нахождения в г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30, ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585, дата образования 17.06.1993) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по  ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить к ОАО «Мегафон» (имеет место нахождения в г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30, ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585, дата образования 17.06.1993) меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/208

 

23 апреля 2014 года                                                                                             г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела  № 14-03-14.3-02/208 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «Мегафон» (г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30) по ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в связи с распространением посредством смс-сообщений ненадлежащей рекламы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

          11 апреля 2014г. начальником отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Волгоградского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Мегафон» (имеет место нахождения в г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30, ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585, дата образования 17.06.1993).

   При составлении протокола представитель ОАО «Мегафон» с фактом признания рекламы ненадлежащей не согласился, считая, что в действиях Общества не содержится нарушений положений действующего законодательства о рекламе. К материалам дела приобщены письменные объяснения ОАО «Мегафон».

          В адрес ОАО «Мегафон» направлено определение (исх. № 02-17/2107 от 11.04.2014г.) с указанием времени и места рассмотрения дела (внутрироссийский почтовый идентификатор           № 40006672829275, вручено 21.04.2014г.). Кроме того, экземпляр определения о назначении времени и места рассмотрения дела был получен 11.04.2014г. под роспись представителем от ОАО «Мегафон» по доверенности от 14.06.2012г. (действует до 12.03.2015г.) Исадченко Б.А.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и изучив материалы административного дела № 14-03-14.3-02/208, должностное лицо Волгоградского УФАС России, рассматривающее дело, установило следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступило заявление гр. Б.Н.А., связанное с рассылкой смс-сообщений рекламного характера от компании «Адамас». Заявитель утверждает, что согласия на получение рекламных рассылок не оформлял.

Так, на абонентский номер Заявителя +7... «23» августа 2013г. в 15 ч 23 мин от PROMO поступило смс-сообщение:  «Обменяйте старое украшение на новое в АДАМАС! Принимаем золото 585 пробы по цене 1150 руб. за грамм с доплатой при обмене за новое изделие! Специальное предложение только до 25 августа в Волгограде! Подробности по 88002503344 и на adamas.ru».

К обращению были приобщены: - детализированная выписка от оператора связи, подтверждающая поступление SMS-сообщения рекламного характера: доказательства, подтверждающие факт получения SMS-рекламы на телефонный номер (фотографии экрана мобильного телефона с указанием текста рекламы и информации об отправителе, дата и время получения смс-сообщения),  согласие на обработку персональных данных.

Как было установлено антимонопольным органом, телефон «8 800 250 33 44», указанный в смс-сообщении, полученном гр. Б.Н.А., указан как телефон поддержки клиентов на сайте «www.adamas.ru» (см. распечатки страниц с указанного сайта).

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемые смс-сообщения являются рекламой, поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

Рекламная информация была адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.

Признавая рассматриваемое смс-сообщение рекламой, учитываются также условия заключенных договоров, регулирующих правоотношения сторон во поводу распространения рекламы компании «Адамас» (н-р. договор № 3/2013-МР от 01.02.13 между ООО «Девино Телеком» и ЗАО «МегаЛабс», дополнительно соглашение № 1 мобильная реклама к договору оказания услуг № ДМ-П/012851 от 23.03.2012 между ООО «Девино Телеком» и ООО «Адамас-Ювелирторг»).

 В заключенных договорах и дополнительных соглашениях к ним используются термины «Рекламная кампания», «Мобильная реклама», «Рекламно-информационный материал» и т.д. Так, Дополнительным соглашением от 01.11.2012г.  № 30/3 к Генеральному соглашению от 30.04.2010г. между ОАО «Мегафон» и ЗАО «МегаЛабс» предусмотрено, что для целей раздела «Мобильная реклама» применяется термин «мобильная реклама», т.е. информация, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке, распространенная в сети связи Оператора посредством отправки сообщений Абонентам (п. 1 дополнительного соглашения). Предметом договоренностей Сторон в рамках рассматриваемого Соглашения является оказание Оператором услуг по распространению рекламы рекламодателей с помощью каналов коммуникации (п. 2 Соглашения от 01.11.2012г.  № 30/3 к Генеральному соглашению от 30.04.2010г.)

Анализ указанных договоров позволяет сделать вывод о наличии между хозяйствующими субъектами отношений, направленных на распространение именно рекламы. При этом информация, представленная в полученном гр. Б.Н.А. смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю.

Согласно сведений, изложенных в письме ООО «Адамас-Ювелирторг» от 22.11.2013г.             № АЮТ396/100, размещение рекламно-информационных материалов ООО «Адамас-Ювелирторг» производилось Исполнителем – ООО «Девино Телеком» в рамках договора на оказание услуг № ДМ-П/012851 от 23.03.2012г. и дополнительных соглашений к нему.

Так, на основании Приложения № 2 от 19.08.2013г. к дополнительному соглашению № 1 к указанному договору, ООО «Девино Телеком» проводило размещение рекламного сообщения путем рассылки смс-сообщений абонентам подвижной связи «Мегафон», в том числе в                       г. Волгограде с 20.08.2013г.

ООО «Адамас-Ювелирторг» ссылается на договор с оператором сотовой связи ОАО «Мегафон», заключая который абонент  соглашается с Условиями оказания услуг связи, в том числе в соответствии с п. 14.14.2 и на получение рекламы при использовании услуг, а также на использование сведений об Абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке.

 Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства:

- Между ООО «Адамас-Ювелирторг» (Заказчик) и ООО «Девино Телеком» (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг от 23.03.2012г. № ДТ-П/012851. Договором в п. 2. 1 конкретизировано, что перечень услуг, которые обязуется выполнить Исполнитель содержится в дополнительных соглашениях. Так, дополнительным соглашением № 1 (мобильная реклама) в п. 1.3., п. 3.3.3 определено, что рекламно-информационные материалы, распространить которые обязуется ООО «Девино Телеком», предоставляются Заказчиком. Исполнитель самостоятельно либо с привлечением третьих лиц оказывает по заданию Заказчика услуги по размещению РИМ Заказчика в любой форме, в том числе в форме смс-сообщений в рамках мобильных сетей операторов связи.

На распространение смс-сообщения от «Адамас» заключены договоры между ОАО «Мегафон» и ЗАО «МегаЛабс» (см. дополнительное  соглашение № 30/3  от 01.11.2012г.к генеральному соглашению от 30.04.2010г.), в силу которого Оператор связи обязуется по заявке Партнера оказывать услуги по распространению рекламы с помощью каналов коммуникаций. В свою очередь между ЗАО «МегаЛабс» и ООО «Девино Телеком» заключено соглашение на распространение рекламы, объектом продвижения в которой выступает «Адамас» (см. приложение № 36 от 012.08.2013г. к договору № 3/2013-МР от 01.02.2013г.)

   Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо  (пункты 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Т.О., лицом, осуществившим распространение рекламы посредством смс-сообщения, выступил Оператор связи – ОАО «Мегафон».

ОАО «Мегафон» указало в письме в адрес антимонопольного органа за вх. № 8044 от 26.11.2013г., что рассылка смс-сообщений об услугах компании «Адамас» осуществлялась в августе для абонентов г. Волгограда. При этом в качестве согласия на получение рекламы ссылается на договор № 9375565995222222222372011 оказания услуг связи от 12.03.2013г., заключенный с гр. Б.Н.А.

Оператор связи указывает на следующие обстоятельства:

- рекламораспространителем рекламы, полученной 23.08.2013г. гр. Б.Н.А., является ОАО «МегаФон». Заказчиками данной рассылки являются третьи лица. В частности, между ОАО «МегаФон» и ЗАО «МегаЛабс» было заключено дополнительное соглашение № №30/3 от 01.11.2012 г. к Генеральному соглашению от 30 апреля 2010 года, согласно которому Оператор (ОАО «МегаФон») обязуется по заявкам Партнера (ЗАО «МегаЛабс») оказывать Партнеру услуги по распространению рекламы Рекламодателей с помощью каналов коммуникации, а Партнер оплачивает услуги Оператора согласно условиям настоящего соглашения.

При этом, под рекламодателем в данном соглашении понимается юридическое лицо, заключившее с Партнером договор на размещение рекламы посредством сетей подвижной связи.

- 01.02.2013 г. между ЗАО «МегаЛабс» и ООО «Девино Телеком» был заключен договор № 3/2013-МР, согласно которому ЗАО «МегаЛабс» обязуется оказывать ООО «Девино Телеком», рекламодателю, услуги по размещению РИМ с помощью каналов коммуникации сервиса «Мобильная реклама».

- согласно п. 5.4.1. дополнительного соглашения №30/3 от 01.11.2012 г. к Генеральному соглашению от 30 апреля 2010 года, заключенному между ОАО «МегаФон» и ЗАО «МегаЛабс», Оператор вправе отказать Партнеру в размещении Мобильной рекламы в случае, если не получено или отозвано согласие Абонента на получение рекламы.

- рассылка рекламы Заказчика осуществляется силами ОАО «МегаФон», которое как рекламораспространитель, самостоятельно получает согласие с абонента. ОАО «МегаФон» полагает, что как Оператор, объективно располагало согласием гр. Б.М.А. на получение им рекламных сообщений.

Между ОАО «МегаФон» и гр. Б.М.А. был заключен договор об оказании услуг связи № 9375565995222222222372011 от «12» марта 2013 года, в рамках которого изначально был выделен абонентский номер +7... , который впоследствии был заменен по устному заявлению абонента на номер +7... .

Согласно п.п. 14.14., 14.14.2., Условий оказания услуг связи «МегаФон», являющимися неотъемлемой частью договора, и действовавших на момент заключения гр. Б.М.А. договора об оказании услуг связи, абонент соглашается на весь срок его действия на получение рекламы при использовании Услуг, а также на использование сведений об Абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, в том числе путем осуществления прямых контактов с Абонентом с помощью средств связи.

Данный пункт договора, по мнению Оператора связи, предусматривает получение согласия на рекламу, рекламораспространителем которой является ОАО «МегаФон», независимо от содержания такой рекламы и того, кто является рекламодателем - само ОАО «МегаФон» или третьи лица.

- При заключении договора абонент своей подписью подтвердил, что он ознакомлен и согласен с Условиями оказания услуг связи, которые являются неотъемлемой частью Договора.

ОАО «МегаФон» полагает, что на момент осуществления рекламной рассылки от ООО «Девино Телеком», объективно располагало согласием абонента Б.М.А. на получение рекламы, которое не было отозвано на момент получения рекламного сообщения.

Однако данное согласие не может быть признано надлежащим в рассматриваемых обстоятельствах в силу следующих обстоятельств.

ФЗ «О рекламе» установил принципы государственной политики в области рекламы, особенности отдельных способов распространения рекламы, в том числе распространения рекламы по сетям электросвязи.

Одной из целей Закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (ст. 1 ФЗ «О рекламе»). Закон  направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы  должно учитывать новые реалии, тенденции и особенности современного состояния рекламного рынка, обеспечивать эффективный баланс интересов потребителей рекламы, заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, а также государства.

Законодатель, стремясь учесть интересы всех слоев населения, наряду с дозволительными нормами закрепил определенное количество и запретительных норм.

Потребности современного человека в товарах и услугах растут, и реклама является своеобразным ориентиром, при помощи которого потребитель сможет принять правильное решение и выбрать правильное направление в поиске нужного товара.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В части 1 ст. 18 приводится определенный перечень видов электросвязи, на распространение рекламы посредством которых распространяются положения комментируемой части, - телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная связь, однако данный перечень не является закрытым.

SMS (от английского Shot Message Service - служба коротких сообщений) представляет собой технологию, позволяющую осуществить прием и передачу коротких текстовых сообщений на мобильные телефоны.

 Поскольку технология sms предполагает использование электросвязи, распространение рекламы при помощи данной технологии регулируется статьей 18 ФЗ «О рекламе».

Распространение рекламы по любым сетям электросвязи должно осуществляться только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О связи», - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Понятие адресата содержится в статье 2 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно которой адресат - это гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

Таким образом, абонент и адресат выступают «пассивной» стороной отношений по передаче информации, они выступают получателями, но не отправителями сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

 При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

 Только в случае, если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

 В рассматриваемой ситуации, исходя из контекста договора на оказание услуг связи, гр. Б.Н.А. выразил свое согласие на получение рекламы об Операторе связи, в частности в договоре № 9375565995222222222372011 от 12.03.2013 указано, что Абонент (гр. Б.Н.А.) согласен на получение рекламы при использовании услуг, т.е. услуг связи и дополнительных услуг, оказываемых Оператором непосредственно и/или с привлечением третьих лиц, технологически неразрывно связанных с услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности (см. п. 2.1.14, п. 2.1.37, п. 2.1. 38 Условий оказания услуг связи «Мегафон»).

Кроме того, согласно п. 1.2. Условий оказания услуг связи «Мегафон», являющихся неотъемлемой частью договора услуг связи, данными Условиями регулируются взаимоотношения только между Абонентом (гр. Б.Н.А.) и Оператором связи (т.е., ОАО «Мегафон»). Т.Е. Абонент дал свое согласие на получение вполне определенной рекламы от определенного лица.

Реклама, полученная гр. Б.Н.А., не является  рекламой Оператора связи, на получение которой и выразил свое согласие Абонент, а вполне определённо отсылает к компании «Адамас», на получение информации о деятельности которой гражданин своего согласия не выражал.

Т.О., представленные хозяйствующими субъектами сведения не содержат подтверждения получения предварительного согласия на получение гр. Б.Н.А. рекламы компании «Адамас».

    В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.   В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ РФ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ о рекламе.

Рассматриваемая  реклама от PROMO «Обменяйте старое украшение на новое в АДАМАС! Принимаем золото 585 пробы по цене 1150 руб. за грамм с доплатой при обмене за новое изделие! Специальное предложение только до 25 августа в Волгограде! Подробности по 88002503344 и на adamas.ru», поступившая «23» августа 2013г. в 15 ч 23 мин посредством  смс-сообщения на абонентский номер 8... (г. Волгоград), решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 30.01.2013г. по делу № 13-03-18-02/659 признана ненадлежащей,  нарушающей требования, закрепленные ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

    Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями  законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч.4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания юридическому лицу должностное лицо, согласно пункту 3 статьи 4.1.КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Правонарушение, предусмотренное ч 1 ст. 14. 3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным ФЗ «О рекламе», что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

В действиях юридического лица – ОАО «Мегафон» содержится  состав     административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, - нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

У ОАО «Мегафон» имелась возможность для соблюдения в своей деятельности правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

         Являясь рекламораспространителем рекламы ОАО «Мегафон» допустило распространение рекламы посредством смс-сообщений с нарушением  специальных требований, установленных Законом  относительно рекламы по сетям электросвязи, а именно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

          В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

         Реклама компании «Адамас» была получена абонентом  сотовой связи «Мегафон» «23» августа 2013г. в 15 ч 23 мин.

Ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При этом согласно ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

 ОАО «Мегафон» по результатам рассмотрения дела № 13-03-18-02/659 было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. На момент составления протокола Оператором связи представлены сведения об исполнении выданного предписания (письмо ОАО «Мегафон» от 19.02.2014г. № 5/7-СЮ-исх.000089/14).

Должностное лицо, рассматривающее дело, на обладает сведениями о привлечении  ОАО «Мегафон» ранее к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства в силу подп. 7 ч. 1, ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ должностное лицо признает смягчающими административную ответственность, что позволяет не применять к юридическому лицу штраф в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14. 3 КоАП РФ.

            Вместе с тем, должностное лицо, рассматривающее дело, не находит обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – не выявлены.

  С учётом характера совершённого ОАО «Мегафон» административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности  открытое акционерное общество (ОАО) «Мегафон» (имеет место нахождения в г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30, ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585, дата образования 17.06.1993) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по  ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить к ОАО «Мегафон» (имеет место нахождения в г. Москва, наб. Кадашевская, д. 30, ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585, дата образования 17.06.1993) меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 14-03-14.3-02/208 [format] => [safe_value] => 14-03-14.3-02/208 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

[format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-23 11:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-23 11:43:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398426292 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )