О привлечении к административной ответственности ЗАО «Волгоград-GSM» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ

Номер дела: 14-03-14.3-02/151
Дата публикации: 25 апреля 2014, 15:34

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/151

 

25 апреля 2014 года                                                                                             г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела  № 14-03-14.3-02/208 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ЗАО ««Волгоград-GSM»  (г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 19Д,) по ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в связи с распространением посредством смс-сообщений ненадлежащей рекламы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

          27 марта 2014г. заместителем начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Волгоградского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЗАО «Волгоград-GSM»  (ОГРН 1023403430676, имеет место нахождения в г. Волгограде, ул. Коммунистическая, 19Д).

   С составлением протокола представитель Общества не согласился, указывая на отсутствие в действиях ЗАО  «Волгоград-GSM»  нарушений положений действующего законодательства. В обоснование своих доводов представитель сослался на обстоятельства, изложенные в заявлении о признании незаконным решения Волгоградского УФАС России по делу № 14-03-18-02/3 от 07.02.2014г. (копия приобщена к материалам дела).

          В адрес ЗАО  «Волгоград-GSM»  направлено определение (исх. № 02-17/1943 от 07.04.2014г.) с указанием времени и места рассмотрения дела (внутрироссийский почтовый идентификатор  № 40006672733633, вручено 11.04.2014г.). Кроме того, о дате назначения дела к рассмотрению на 25.04..2014г. на 15 ч 00 мин под роспись был уведомлен представитель от ЗАО  «Волгоград-GSM»  по доверенности №00003/а от 25.11.2013г. Кузнецов А.В.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и изучив материалы административного дела № 14-03-14.3-02/151, должностное лицо Волгоградского УФАС России, рассматривающее дело, установило следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступили заявления гр. А.А.А, связанные с рассылкой смс-сообщений рекламного характера от «Rostelecom» (вх. № 6314-6317 от 20.09.2013г., дополнительные материалы предоставлены 16.10.2013г.) Заявитель утверждает, что согласия на получение рекламных рассылок не оформлял.

Так, Заявитель указал, что им были получены смс-сообщения следующего содержания:

-  23 августа 2013г. в 13 ч 55 мин от Rostelecom:  «Пусть это лето запомнится яркими знакомствами! Звоните на номер 0990 БЕСПЛАТНО!»;

- 16 августа 2013г. в 09 ч 03 мин от Rostelecom:  «Любимая музыка всегда рядом! Слушайте музыку в мобильном! Звоните 0990 БЕСПЛАТНО!»,

-  07 августа 2013г. в 18 ч 23 мин от Rostelecom: «Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 3 руб/сутки. Подробно 2000»,

- 05 сентября 2013г. в 12 ч 25 мин от Rostelecom: «Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 10 руб., абонплата 3 руб/сутки. Подробно 2000».

К обращениям были приложены: - детализированная выписка от оператора связи; - доказательства, подтверждающие факт получения SMS-рекламы на телефонный номер (фотографии экрана мобильного телефона с указанием текста рекламы и информации об отправителе, дата и время получения смс-сообщения), - согласие на обработку персональных данных.

Гр. А.А.А. является абонентом  ЗАО «Волгоград-GSM». С 2012г. Общество оказывает услуги под брендом «Ростелеком», являясь самостоятельным юридическим лицом (см. письмо ОАО «Ростелеком» от 13.11.2013г. № 0403/05/7707-13).

ЗАО «Волгоград-GSM» сообщило в письме от 19.11.2013 № 4юр-136, что смс-сообщения на номер абонента от имени Rostelecom 07.08.2013, 16.08.2013, 23.08.2013 отправлялись ЗАО «Волгоград-GSM» в целях информирования абонента об услугах связи, которые предоставляются абоненту в рамках исполнения договора на оказание услуг подвижной связи.

ЗАО «Волгоград-GSM» имеет место нахождения в г. Волгограде по ул. Коммунистическая, 19 д. Является коммерческой организацией, одним из видов деятельности которой, согласно Устава, является предоставление услуг электросвязи, в том числе радиотелефонной, юридическим и физическим лицам.

По результатам рассмотрения заявления физического лица было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе № 14-03-18-02/3. В рамках его рассмотрения были получены следующие сведения.

ЗАО «Волгоград-GSM» считает, что рассматриваемые смс-сообщения носят информационный характер об услугах, действующим законодательством не предусмотрено необходимости получения письменного согласия Абонента на получение информационных сообщений.

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом  рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Рассматриваемые смс-сообщения являются рекламой, поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», а именно:

- информация распространена в форме смс-сообщения по сетям электросвязи, посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

 SMS (от английского Shot Message Service - служба коротких сообщений) представляет собой технологию, позволяющую осуществить прием и передачу коротких текстовых сообщений на мобильные телефоны,

- информация была адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в полученном гр. А.А.А. смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю, из текста смс-сообщений не следует, что они были адресованы каким-либо определенным лицам,

К материалам дела приобщены копии служебных записок Общества «Об sms-оповещении абонентов об услуге «Интернет с тобой», в соответствии с которыми предлагалось произвести смс-рассылку по всем неблокированным абонентам сети, физическим и юридическим лицам без персонификации таковых.

   - направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в рассматриваемых смс-сообщениях выступают дополнительные услуги, предоставляемые оператором связи, дополнительные сервисы и подписки. В поступивших в августе –сентябре 2013г. смс-сообщениях предлагалось подключить услуги – Интернет (услуга на базе GPRS-INTERNET), «Музыка», «Знакомства». В частности, на сайте http://www.volgogsm.ru/private_clients_mobile/service/service_content/6379/ указано: «Позвонив на номер 0990 (указан в смс-сообщениях, поступивших гр. А. А.А.), абоненты компании "Волгоград-GSM" попадают в меню развлекательных услуг (звонок на номер 0990 – бесплатный):

1. Знакомства. Здесь можно оставить свою анкету, прослушать анкеты других участников, познакомиться и завести новых друзей, а, возможно, и найти свою вторую половинку. Стоимость подписки к сервису Знакомств – 1,50 руб. в сутки. 

2. Меню музыкального плеера. В этом меню можно слушать музыку и создавать собственные плейлисты онлайн. Стоимость подписки к услуге Плеера – 1,50 руб. в сутки.

3. Меню горячих рассказов для взрослых. Стоимость подписки составляет 2,00 руб. в сутки.

4. Меню отключения подписок.»

            Исходя из текста рассматриваемых смс-посланий, абоненту предлагается обратиться на номер 0990,  и там узнать подробности об условиях оказания тех или иных услуг и подключить или отказаться от предлагаемых подписок.

   Между ЗАО «Волгоград-GSM» и гр. А.А.А. заключен договор на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи. В карте регистрации гражданин подтвердил, что получил договор на предоставление услуг цифровой радиотелефонной связи, тарифный план обслуживания. В указанном договоре  и в карте регистрации отсутствует пункт, где ставилась бы отметка о согласии или отказе  от получения рекламы от Оператора связи, или иные пункты, в соответствии с которыми абонент выражал бы свое согласие на получение рекламы посредством смс-сообщений.

Т.О., предметом заключенного между ЗАО «Волгоград-GSM» и гр. А.А.А. договора выступает предоставление Оператором связи услуг подвижной радиотелефонной связи. Из услуг, оказываемых оператором сотовой связи в рамках заключенного с абонентом  договора, можно выделить базовые услуги (предоставление голосовой связи, обмен сообщениями) и дополнительные услуги.

Информация, направленная гр. А.А.А., не содержит сведений о порядке исполнения или изменения условий исполнения обязательств по предоставлению услуг в рамках заключенного договора. Не относится данная информация и к той категории сведений, которые должны быть доведены до сведения потребителей в силу Закона.

Напротив, распространенные смс-сообщения информируют о дополнительных услугах, предлагаемых операторами связи. В частности, как указал представитель ЗАО «Волгоград-GSM» в рамках рассмотрения дела № 14-03-18-02/3, такая услуга как «Интернет с тобой» при ее подключении позволяет сократить расходы на Интернет.

ФЗ «О рекламе» установил принципы государственной политики в области рекламы, особенности отдельных способов распространения рекламы, в том числе распространения рекламы по сетям электросвязи.

Одной из целей Закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (ст. 1 ФЗ «О рекламе»). Закон  направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы учитывает новые тенденции и особенности современного состояния рекламного рынка (расширение распространения рекламы посредством сетей электросвязи и Интернета), Закон орекламе призван обеспечивать эффективный баланс интересов потребителей рекламы, заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О связи», - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Таким образом, абонент выступает «пассивной» стороной отношений по передаче информации, он выступает получателем, но не отправителем сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

 При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

 Только в случае, если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

ЗАО «Волгоград-GSM» такого согласия гр. А.А.А. Волгоградскому УФАС России не представил.

   Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона № 38-ФЗ).

    С учетом вышеуказанных обстоятельств в рассматриваемом случае ЗАО «Волгоград-GSM» выступало в качестве рекламораспространителя, а также рекламопроизводителя и рекламодателя. 

    В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

 В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ РФ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ о рекламе.

 Рассматриваемая  реклама от Rostelecom: «Пусть это лето запомнится яркими знакомствами! Звоните на номер 0990 БЕСПЛАТНО!»; «Любимая музыка всегда рядом! Слушайте музыку в мобильном! Звоните 0990 БЕСПЛАТНО!»,«Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 3 руб/сутки. Подробно 2000»,«Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 10 руб., абонплата 3 руб/сутки. Подробно 2000», поступившая в период 07 августа 2013г. по 05 сентября 2013г.  посредством  смс-сообщения на абонентский номер +7904 418 7873  (г. Волгоград), решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 07.02.2014г. по делу № 14-03-18-02/3 признана ненадлежащей, поскольку распространялась с нарушением требований, закрепленных ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ЗАО «Волгоград-GSM» не выдавалось.

    Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями  законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания юридическому лицу должностное лицо, согласно пункту 3 статьи 4.1.КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Правонарушение, предусмотренное ч 1 ст. 14. 3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным ФЗ «О рекламе», что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

В действиях юридического лица – ЗАО «Волгоград-GSM» содержится  состав     административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, - нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

У ЗАО «Волгоград-GSM» имелась возможность для соблюдения в своей деятельности правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

         Являясь рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рекламы ЗАО «Волгоград-GSM» допустило распространение рекламы посредством смс-сообщений с нарушением  специальных требований, установленных Законом  относительно рекламы по сетям электросвязи, а именно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

          В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

         Реклама от Rostelecom были получены гр. А.А.А. в августе - сентябре 2013г. (23 августа 2013г. в 13 ч 55 мин, 16 августа 2013г. в 09 ч 03 мин, 07 августа 2013г. в 18 ч 23 мин, 05 сентября 2013г. в 12 ч 25 мин).

Ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При этом согласно ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

 Должностное лицо, рассматривающее дело, не обладает сведениями о привлечении  ЗАО «Волгоград-GSM» ранее к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Указанное обстоятельство в силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ должностное лицо признает смягчающим административную ответственность.

          Вместе с тем, должностное лицо, рассматривающее дело, не находит обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – не выявлены.

  С учётом характера совершённого ЗАО «Волгоград-GSM» административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности  закрытое акционерное общество (ЗАО) «Волгоград-GSM» (имеет место нахождения в г. Волгограде, ул. Коммунистическая, 19Д,  ОГРН 1023403430676; дата внесения записи 22.08.2002г., зарегистрировано Администрацией Центрального р-на Волгограда 30.07.1997г. № 5593) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по  ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить к ЗАО «Волгоград-GSM» (имеет место нахождения в г. Волгограде, ул. Коммунистическая, 19Д, ОГРН 1023403430676; дата внесения записи 22.08.2002г., зарегистрировано Администрацией Центрального р-на Волгограда 30.07.1997г. № 5593) меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

stdClass Object ( [vid] => 10193 [uid] => 5 [title] => О привлечении к административной ответственности ЗАО «Волгоград-GSM» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10193 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398425696 [changed] => 1398425696 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398425696 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/151

 

25 апреля 2014 года                                                                                             г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела  № 14-03-14.3-02/208 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ЗАО ««Волгоград-GSM»  (г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 19Д,) по ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в связи с распространением посредством смс-сообщений ненадлежащей рекламы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

          27 марта 2014г. заместителем начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Волгоградского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЗАО «Волгоград-GSM»  (ОГРН 1023403430676, имеет место нахождения в г. Волгограде, ул. Коммунистическая, 19Д).

   С составлением протокола представитель Общества не согласился, указывая на отсутствие в действиях ЗАО  «Волгоград-GSM»  нарушений положений действующего законодательства. В обоснование своих доводов представитель сослался на обстоятельства, изложенные в заявлении о признании незаконным решения Волгоградского УФАС России по делу № 14-03-18-02/3 от 07.02.2014г. (копия приобщена к материалам дела).

          В адрес ЗАО  «Волгоград-GSM»  направлено определение (исх. № 02-17/1943 от 07.04.2014г.) с указанием времени и места рассмотрения дела (внутрироссийский почтовый идентификатор  № 40006672733633, вручено 11.04.2014г.). Кроме того, о дате назначения дела к рассмотрению на 25.04..2014г. на 15 ч 00 мин под роспись был уведомлен представитель от ЗАО  «Волгоград-GSM»  по доверенности №00003/а от 25.11.2013г. Кузнецов А.В.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и изучив материалы административного дела № 14-03-14.3-02/151, должностное лицо Волгоградского УФАС России, рассматривающее дело, установило следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступили заявления гр. А.А.А, связанные с рассылкой смс-сообщений рекламного характера от «Rostelecom» (вх. № 6314-6317 от 20.09.2013г., дополнительные материалы предоставлены 16.10.2013г.) Заявитель утверждает, что согласия на получение рекламных рассылок не оформлял.

Так, Заявитель указал, что им были получены смс-сообщения следующего содержания:

-  23 августа 2013г. в 13 ч 55 мин от Rostelecom:  «Пусть это лето запомнится яркими знакомствами! Звоните на номер 0990 БЕСПЛАТНО!»;

- 16 августа 2013г. в 09 ч 03 мин от Rostelecom:  «Любимая музыка всегда рядом! Слушайте музыку в мобильном! Звоните 0990 БЕСПЛАТНО!»,

-  07 августа 2013г. в 18 ч 23 мин от Rostelecom: «Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 3 руб/сутки. Подробно 2000»,

- 05 сентября 2013г. в 12 ч 25 мин от Rostelecom: «Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 10 руб., абонплата 3 руб/сутки. Подробно 2000».

К обращениям были приложены: - детализированная выписка от оператора связи; - доказательства, подтверждающие факт получения SMS-рекламы на телефонный номер (фотографии экрана мобильного телефона с указанием текста рекламы и информации об отправителе, дата и время получения смс-сообщения), - согласие на обработку персональных данных.

Гр. А.А.А. является абонентом  ЗАО «Волгоград-GSM». С 2012г. Общество оказывает услуги под брендом «Ростелеком», являясь самостоятельным юридическим лицом (см. письмо ОАО «Ростелеком» от 13.11.2013г. № 0403/05/7707-13).

ЗАО «Волгоград-GSM» сообщило в письме от 19.11.2013 № 4юр-136, что смс-сообщения на номер абонента от имени Rostelecom 07.08.2013, 16.08.2013, 23.08.2013 отправлялись ЗАО «Волгоград-GSM» в целях информирования абонента об услугах связи, которые предоставляются абоненту в рамках исполнения договора на оказание услуг подвижной связи.

ЗАО «Волгоград-GSM» имеет место нахождения в г. Волгограде по ул. Коммунистическая, 19 д. Является коммерческой организацией, одним из видов деятельности которой, согласно Устава, является предоставление услуг электросвязи, в том числе радиотелефонной, юридическим и физическим лицам.

По результатам рассмотрения заявления физического лица было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе № 14-03-18-02/3. В рамках его рассмотрения были получены следующие сведения.

ЗАО «Волгоград-GSM» считает, что рассматриваемые смс-сообщения носят информационный характер об услугах, действующим законодательством не предусмотрено необходимости получения письменного согласия Абонента на получение информационных сообщений.

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом  рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Рассматриваемые смс-сообщения являются рекламой, поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», а именно:

- информация распространена в форме смс-сообщения по сетям электросвязи, посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

 SMS (от английского Shot Message Service - служба коротких сообщений) представляет собой технологию, позволяющую осуществить прием и передачу коротких текстовых сообщений на мобильные телефоны,

- информация была адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в полученном гр. А.А.А. смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю, из текста смс-сообщений не следует, что они были адресованы каким-либо определенным лицам,

К материалам дела приобщены копии служебных записок Общества «Об sms-оповещении абонентов об услуге «Интернет с тобой», в соответствии с которыми предлагалось произвести смс-рассылку по всем неблокированным абонентам сети, физическим и юридическим лицам без персонификации таковых.

   - направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в рассматриваемых смс-сообщениях выступают дополнительные услуги, предоставляемые оператором связи, дополнительные сервисы и подписки. В поступивших в августе –сентябре 2013г. смс-сообщениях предлагалось подключить услуги – Интернет (услуга на базе GPRS-INTERNET), «Музыка», «Знакомства». В частности, на сайте http://www.volgogsm.ru/private_clients_mobile/service/service_content/6379/ указано: «Позвонив на номер 0990 (указан в смс-сообщениях, поступивших гр. А. А.А.), абоненты компании "Волгоград-GSM" попадают в меню развлекательных услуг (звонок на номер 0990 – бесплатный):

1. Знакомства. Здесь можно оставить свою анкету, прослушать анкеты других участников, познакомиться и завести новых друзей, а, возможно, и найти свою вторую половинку. Стоимость подписки к сервису Знакомств – 1,50 руб. в сутки. 

2. Меню музыкального плеера. В этом меню можно слушать музыку и создавать собственные плейлисты онлайн. Стоимость подписки к услуге Плеера – 1,50 руб. в сутки.

3. Меню горячих рассказов для взрослых. Стоимость подписки составляет 2,00 руб. в сутки.

4. Меню отключения подписок.»

            Исходя из текста рассматриваемых смс-посланий, абоненту предлагается обратиться на номер 0990,  и там узнать подробности об условиях оказания тех или иных услуг и подключить или отказаться от предлагаемых подписок.

   Между ЗАО «Волгоград-GSM» и гр. А.А.А. заключен договор на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи. В карте регистрации гражданин подтвердил, что получил договор на предоставление услуг цифровой радиотелефонной связи, тарифный план обслуживания. В указанном договоре  и в карте регистрации отсутствует пункт, где ставилась бы отметка о согласии или отказе  от получения рекламы от Оператора связи, или иные пункты, в соответствии с которыми абонент выражал бы свое согласие на получение рекламы посредством смс-сообщений.

Т.О., предметом заключенного между ЗАО «Волгоград-GSM» и гр. А.А.А. договора выступает предоставление Оператором связи услуг подвижной радиотелефонной связи. Из услуг, оказываемых оператором сотовой связи в рамках заключенного с абонентом  договора, можно выделить базовые услуги (предоставление голосовой связи, обмен сообщениями) и дополнительные услуги.

Информация, направленная гр. А.А.А., не содержит сведений о порядке исполнения или изменения условий исполнения обязательств по предоставлению услуг в рамках заключенного договора. Не относится данная информация и к той категории сведений, которые должны быть доведены до сведения потребителей в силу Закона.

Напротив, распространенные смс-сообщения информируют о дополнительных услугах, предлагаемых операторами связи. В частности, как указал представитель ЗАО «Волгоград-GSM» в рамках рассмотрения дела № 14-03-18-02/3, такая услуга как «Интернет с тобой» при ее подключении позволяет сократить расходы на Интернет.

ФЗ «О рекламе» установил принципы государственной политики в области рекламы, особенности отдельных способов распространения рекламы, в том числе распространения рекламы по сетям электросвязи.

Одной из целей Закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (ст. 1 ФЗ «О рекламе»). Закон  направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы учитывает новые тенденции и особенности современного состояния рекламного рынка (расширение распространения рекламы посредством сетей электросвязи и Интернета), Закон орекламе призван обеспечивать эффективный баланс интересов потребителей рекламы, заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О связи», - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Таким образом, абонент выступает «пассивной» стороной отношений по передаче информации, он выступает получателем, но не отправителем сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

 При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

 Только в случае, если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

ЗАО «Волгоград-GSM» такого согласия гр. А.А.А. Волгоградскому УФАС России не представил.

   Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона № 38-ФЗ).

    С учетом вышеуказанных обстоятельств в рассматриваемом случае ЗАО «Волгоград-GSM» выступало в качестве рекламораспространителя, а также рекламопроизводителя и рекламодателя. 

    В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

 В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ РФ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ о рекламе.

 Рассматриваемая  реклама от Rostelecom: «Пусть это лето запомнится яркими знакомствами! Звоните на номер 0990 БЕСПЛАТНО!»; «Любимая музыка всегда рядом! Слушайте музыку в мобильном! Звоните 0990 БЕСПЛАТНО!»,«Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 3 руб/сутки. Подробно 2000»,«Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 10 руб., абонплата 3 руб/сутки. Подробно 2000», поступившая в период 07 августа 2013г. по 05 сентября 2013г.  посредством  смс-сообщения на абонентский номер +7904 418 7873  (г. Волгоград), решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 07.02.2014г. по делу № 14-03-18-02/3 признана ненадлежащей, поскольку распространялась с нарушением требований, закрепленных ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ЗАО «Волгоград-GSM» не выдавалось.

    Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями  законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания юридическому лицу должностное лицо, согласно пункту 3 статьи 4.1.КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Правонарушение, предусмотренное ч 1 ст. 14. 3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным ФЗ «О рекламе», что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

В действиях юридического лица – ЗАО «Волгоград-GSM» содержится  состав     административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, - нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

У ЗАО «Волгоград-GSM» имелась возможность для соблюдения в своей деятельности правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

         Являясь рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рекламы ЗАО «Волгоград-GSM» допустило распространение рекламы посредством смс-сообщений с нарушением  специальных требований, установленных Законом  относительно рекламы по сетям электросвязи, а именно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

          В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

         Реклама от Rostelecom были получены гр. А.А.А. в августе - сентябре 2013г. (23 августа 2013г. в 13 ч 55 мин, 16 августа 2013г. в 09 ч 03 мин, 07 августа 2013г. в 18 ч 23 мин, 05 сентября 2013г. в 12 ч 25 мин).

Ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При этом согласно ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

 Должностное лицо, рассматривающее дело, не обладает сведениями о привлечении  ЗАО «Волгоград-GSM» ранее к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Указанное обстоятельство в силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ должностное лицо признает смягчающим административную ответственность.

          Вместе с тем, должностное лицо, рассматривающее дело, не находит обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – не выявлены.

  С учётом характера совершённого ЗАО «Волгоград-GSM» административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности  закрытое акционерное общество (ЗАО) «Волгоград-GSM» (имеет место нахождения в г. Волгограде, ул. Коммунистическая, 19Д,  ОГРН 1023403430676; дата внесения записи 22.08.2002г., зарегистрировано Администрацией Центрального р-на Волгограда 30.07.1997г. № 5593) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по  ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить к ЗАО «Волгоград-GSM» (имеет место нахождения в г. Волгограде, ул. Коммунистическая, 19Д, ОГРН 1023403430676; дата внесения записи 22.08.2002г., зарегистрировано Администрацией Центрального р-на Волгограда 30.07.1997г. № 5593) меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/151

 

25 апреля 2014 года                                                                                             г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела  № 14-03-14.3-02/208 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ЗАО ««Волгоград-GSM»  (г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 19Д,) по ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в связи с распространением посредством смс-сообщений ненадлежащей рекламы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

          27 марта 2014г. заместителем начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Волгоградского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЗАО «Волгоград-GSM»  (ОГРН 1023403430676, имеет место нахождения в г. Волгограде, ул. Коммунистическая, 19Д).

   С составлением протокола представитель Общества не согласился, указывая на отсутствие в действиях ЗАО  «Волгоград-GSM»  нарушений положений действующего законодательства. В обоснование своих доводов представитель сослался на обстоятельства, изложенные в заявлении о признании незаконным решения Волгоградского УФАС России по делу № 14-03-18-02/3 от 07.02.2014г. (копия приобщена к материалам дела).

          В адрес ЗАО  «Волгоград-GSM»  направлено определение (исх. № 02-17/1943 от 07.04.2014г.) с указанием времени и места рассмотрения дела (внутрироссийский почтовый идентификатор  № 40006672733633, вручено 11.04.2014г.). Кроме того, о дате назначения дела к рассмотрению на 25.04..2014г. на 15 ч 00 мин под роспись был уведомлен представитель от ЗАО  «Волгоград-GSM»  по доверенности №00003/а от 25.11.2013г. Кузнецов А.В.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и изучив материалы административного дела № 14-03-14.3-02/151, должностное лицо Волгоградского УФАС России, рассматривающее дело, установило следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поступили заявления гр. А.А.А, связанные с рассылкой смс-сообщений рекламного характера от «Rostelecom» (вх. № 6314-6317 от 20.09.2013г., дополнительные материалы предоставлены 16.10.2013г.) Заявитель утверждает, что согласия на получение рекламных рассылок не оформлял.

Так, Заявитель указал, что им были получены смс-сообщения следующего содержания:

-  23 августа 2013г. в 13 ч 55 мин от Rostelecom:  «Пусть это лето запомнится яркими знакомствами! Звоните на номер 0990 БЕСПЛАТНО!»;

- 16 августа 2013г. в 09 ч 03 мин от Rostelecom:  «Любимая музыка всегда рядом! Слушайте музыку в мобильном! Звоните 0990 БЕСПЛАТНО!»,

-  07 августа 2013г. в 18 ч 23 мин от Rostelecom: «Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 3 руб/сутки. Подробно 2000»,

- 05 сентября 2013г. в 12 ч 25 мин от Rostelecom: «Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 10 руб., абонплата 3 руб/сутки. Подробно 2000».

К обращениям были приложены: - детализированная выписка от оператора связи; - доказательства, подтверждающие факт получения SMS-рекламы на телефонный номер (фотографии экрана мобильного телефона с указанием текста рекламы и информации об отправителе, дата и время получения смс-сообщения), - согласие на обработку персональных данных.

Гр. А.А.А. является абонентом  ЗАО «Волгоград-GSM». С 2012г. Общество оказывает услуги под брендом «Ростелеком», являясь самостоятельным юридическим лицом (см. письмо ОАО «Ростелеком» от 13.11.2013г. № 0403/05/7707-13).

ЗАО «Волгоград-GSM» сообщило в письме от 19.11.2013 № 4юр-136, что смс-сообщения на номер абонента от имени Rostelecom 07.08.2013, 16.08.2013, 23.08.2013 отправлялись ЗАО «Волгоград-GSM» в целях информирования абонента об услугах связи, которые предоставляются абоненту в рамках исполнения договора на оказание услуг подвижной связи.

ЗАО «Волгоград-GSM» имеет место нахождения в г. Волгограде по ул. Коммунистическая, 19 д. Является коммерческой организацией, одним из видов деятельности которой, согласно Устава, является предоставление услуг электросвязи, в том числе радиотелефонной, юридическим и физическим лицам.

По результатам рассмотрения заявления физического лица было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе № 14-03-18-02/3. В рамках его рассмотрения были получены следующие сведения.

ЗАО «Волгоград-GSM» считает, что рассматриваемые смс-сообщения носят информационный характер об услугах, действующим законодательством не предусмотрено необходимости получения письменного согласия Абонента на получение информационных сообщений.

Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом  рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Рассматриваемые смс-сообщения являются рекламой, поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», а именно:

- информация распространена в форме смс-сообщения по сетям электросвязи, посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

 SMS (от английского Shot Message Service - служба коротких сообщений) представляет собой технологию, позволяющую осуществить прием и передачу коротких текстовых сообщений на мобильные телефоны,

- информация была адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а следовательно, получатели информации не могут быть определены. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в полученном гр. А.А.А. смс-сообщении, не обращена к конкретному потребителю, из текста смс-сообщений не следует, что они были адресованы каким-либо определенным лицам,

К материалам дела приобщены копии служебных записок Общества «Об sms-оповещении абонентов об услуге «Интернет с тобой», в соответствии с которыми предлагалось произвести смс-рассылку по всем неблокированным абонентам сети, физическим и юридическим лицам без персонификации таковых.

   - направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в рассматриваемых смс-сообщениях выступают дополнительные услуги, предоставляемые оператором связи, дополнительные сервисы и подписки. В поступивших в августе –сентябре 2013г. смс-сообщениях предлагалось подключить услуги – Интернет (услуга на базе GPRS-INTERNET), «Музыка», «Знакомства». В частности, на сайте http://www.volgogsm.ru/private_clients_mobile/service/service_content/6379/ указано: «Позвонив на номер 0990 (указан в смс-сообщениях, поступивших гр. А. А.А.), абоненты компании "Волгоград-GSM" попадают в меню развлекательных услуг (звонок на номер 0990 – бесплатный):

1. Знакомства. Здесь можно оставить свою анкету, прослушать анкеты других участников, познакомиться и завести новых друзей, а, возможно, и найти свою вторую половинку. Стоимость подписки к сервису Знакомств – 1,50 руб. в сутки. 

2. Меню музыкального плеера. В этом меню можно слушать музыку и создавать собственные плейлисты онлайн. Стоимость подписки к услуге Плеера – 1,50 руб. в сутки.

3. Меню горячих рассказов для взрослых. Стоимость подписки составляет 2,00 руб. в сутки.

4. Меню отключения подписок.»

            Исходя из текста рассматриваемых смс-посланий, абоненту предлагается обратиться на номер 0990,  и там узнать подробности об условиях оказания тех или иных услуг и подключить или отказаться от предлагаемых подписок.

   Между ЗАО «Волгоград-GSM» и гр. А.А.А. заключен договор на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи. В карте регистрации гражданин подтвердил, что получил договор на предоставление услуг цифровой радиотелефонной связи, тарифный план обслуживания. В указанном договоре  и в карте регистрации отсутствует пункт, где ставилась бы отметка о согласии или отказе  от получения рекламы от Оператора связи, или иные пункты, в соответствии с которыми абонент выражал бы свое согласие на получение рекламы посредством смс-сообщений.

Т.О., предметом заключенного между ЗАО «Волгоград-GSM» и гр. А.А.А. договора выступает предоставление Оператором связи услуг подвижной радиотелефонной связи. Из услуг, оказываемых оператором сотовой связи в рамках заключенного с абонентом  договора, можно выделить базовые услуги (предоставление голосовой связи, обмен сообщениями) и дополнительные услуги.

Информация, направленная гр. А.А.А., не содержит сведений о порядке исполнения или изменения условий исполнения обязательств по предоставлению услуг в рамках заключенного договора. Не относится данная информация и к той категории сведений, которые должны быть доведены до сведения потребителей в силу Закона.

Напротив, распространенные смс-сообщения информируют о дополнительных услугах, предлагаемых операторами связи. В частности, как указал представитель ЗАО «Волгоград-GSM» в рамках рассмотрения дела № 14-03-18-02/3, такая услуга как «Интернет с тобой» при ее подключении позволяет сократить расходы на Интернет.

ФЗ «О рекламе» установил принципы государственной политики в области рекламы, особенности отдельных способов распространения рекламы, в том числе распространения рекламы по сетям электросвязи.

Одной из целей Закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (ст. 1 ФЗ «О рекламе»). Закон  направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы учитывает новые тенденции и особенности современного состояния рекламного рынка (расширение распространения рекламы посредством сетей электросвязи и Интернета), Закон орекламе призван обеспечивать эффективный баланс интересов потребителей рекламы, заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О связи», - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Таким образом, абонент выступает «пассивной» стороной отношений по передаче информации, он выступает получателем, но не отправителем сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

 При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

 Только в случае, если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

ЗАО «Волгоград-GSM» такого согласия гр. А.А.А. Волгоградскому УФАС России не представил.

   Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона № 38-ФЗ).

    С учетом вышеуказанных обстоятельств в рассматриваемом случае ЗАО «Волгоград-GSM» выступало в качестве рекламораспространителя, а также рекламопроизводителя и рекламодателя. 

    В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

 В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ РФ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ о рекламе.

 Рассматриваемая  реклама от Rostelecom: «Пусть это лето запомнится яркими знакомствами! Звоните на номер 0990 БЕСПЛАТНО!»; «Любимая музыка всегда рядом! Слушайте музыку в мобильном! Звоните 0990 БЕСПЛАТНО!»,«Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 3 руб/сутки. Подробно 2000»,«Мобильный Интернет ДЕШЕВЛЕ с услугой ИНТЕРНЕТ С ТОБОЙ! Подключение: *100*34*1# вызов. Цена 10 руб., абонплата 3 руб/сутки. Подробно 2000», поступившая в период 07 августа 2013г. по 05 сентября 2013г.  посредством  смс-сообщения на абонентский номер +7904 418 7873  (г. Волгоград), решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 07.02.2014г. по делу № 14-03-18-02/3 признана ненадлежащей, поскольку распространялась с нарушением требований, закрепленных ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ЗАО «Волгоград-GSM» не выдавалось.

    Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями, рекламопроизводителями  законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания юридическому лицу должностное лицо, согласно пункту 3 статьи 4.1.КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Правонарушение, предусмотренное ч 1 ст. 14. 3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным ФЗ «О рекламе», что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

В действиях юридического лица – ЗАО «Волгоград-GSM» содержится  состав     административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, - нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

У ЗАО «Волгоград-GSM» имелась возможность для соблюдения в своей деятельности правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

         Являясь рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рекламы ЗАО «Волгоград-GSM» допустило распространение рекламы посредством смс-сообщений с нарушением  специальных требований, установленных Законом  относительно рекламы по сетям электросвязи, а именно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе».

          В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

         Реклама от Rostelecom были получены гр. А.А.А. в августе - сентябре 2013г. (23 августа 2013г. в 13 ч 55 мин, 16 августа 2013г. в 09 ч 03 мин, 07 августа 2013г. в 18 ч 23 мин, 05 сентября 2013г. в 12 ч 25 мин).

Ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При этом согласно ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

 Должностное лицо, рассматривающее дело, не обладает сведениями о привлечении  ЗАО «Волгоград-GSM» ранее к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Указанное обстоятельство в силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ должностное лицо признает смягчающим административную ответственность.

          Вместе с тем, должностное лицо, рассматривающее дело, не находит обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – не выявлены.

  С учётом характера совершённого ЗАО «Волгоград-GSM» административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности  закрытое акционерное общество (ЗАО) «Волгоград-GSM» (имеет место нахождения в г. Волгограде, ул. Коммунистическая, 19Д,  ОГРН 1023403430676; дата внесения записи 22.08.2002г., зарегистрировано Администрацией Центрального р-на Волгограда 30.07.1997г. № 5593) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по  ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить к ЗАО «Волгоград-GSM» (имеет место нахождения в г. Волгограде, ул. Коммунистическая, 19Д, ОГРН 1023403430676; дата внесения записи 22.08.2002г., зарегистрировано Администрацией Центрального р-на Волгограда 30.07.1997г. № 5593) меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 14-03-14.3-02/151 [format] => [safe_value] => 14-03-14.3-02/151 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

[format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-25 11:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-25 11:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398425696 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )