Основные итоги работы Волгоградского УФАС России за 2022 год

Категория отчета:

Основные итоги работы Волгоградского УФАС России за 2022 год

 

Общая информация о результатах деятельности Управления

Общее количество рассмотренных дел составило 937, из них:

- 817 дел о нарушениях законодательства о закупках и других торгах;

- 62 дела о нарушении антимонопольного законодательства;

- 58 дел о нарушениях законодательства о рекламе.

Общее количество выданных предписаний об устранении нарушений по результатам всех рассмотренных дел – 128, из них:

- в связи с нарушением законодательства о закупках и других торгов – 90;

- в связи с нарушением антимонопольного законодательства – 10;

- в связи с нарушением законодательства о рекламе – 28.

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Волгоградским УФАС России в 2022 году выдано 28 предупреждений.

В части контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе Волгоградским УФАС России в отчетном периоде рассмотрено 272 жалобы, из них 242 были рассмотрены по существу (73 признаны обоснованными, 169 – необоснованными).

В реестр недобросовестных поставщиков включено 100 нарушителей.

За 2022 год Волгоградским УФАС России возбуждено 551 дело об административных правонарушениях.

Общая сумма наложенных штрафов составила 42 090,2 тыс. руб.

Из общего количества штрафов, подлежащих взысканию, уплачено в отчетном периоде 20 097,2 тыс. руб. (в том числе по штрафам, наложенным в прошлые периоды).

К административной ответственности привлечено:

- 292 должностных лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей);

- 79 юридических лиц;

- 1 физическое лицо.

Общее количество обращений сохраняется на высоком уровне. За отчётный период получено и рассмотрено 2 023 обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Результаты отдельных мониторингов

ГСМ, СУГ.

1. Волгоградским УФАС России по поручению ФАС России проводятся следующие мониторинги:

- Ежедневный мониторинг цен на нефтепродукты (бензин; ДТ), розница.

- Еженедельные мониторинги цен на нефтепродукты (бензин; ДТ) (розница, мелкий опт, опт); цен на сжиженные углеводородные газы (СУГ) (розница, мелкий опт); остатков и движения нефтепродуктов на складах.

По результатам указанных мониторингов средняя цена за 2022 год на АИ-92 выросла на 0,45%, на АИ-95 на 0,78%, на ДТ на 9,8%.

На территории Волгоградской области признаки доминирования на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива усматриваются в положении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», в связи с чем на данный хозяйствующий субъект распространяются запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» («Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»).

Розничная цена ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» за 2022 год на АИ-92 выросла на 0,91%, на АИ-95 выросла на 1,68%, на дизельное топливо выросла на 11,41%. Инфляция по итогам 2022 года составила 11,94%.

За истекший период 2023 года цены на нефтепродукты у ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» не изменились (при этом средние цены на ДТ у иных хозяйствующих субъектов выросли в среднем на 0,67%, на автомобильные бензины не изменились).    

2. По результатам еженедельных мониторингов цен на СУГ за 2022 год произошло снижение розничных цен на СУГ в среднем на 26,77%.

За истекший период 2023 года средние цены на СУГ снижены на 5,14%.  

По результатам мониторингов цен на нефтепродукты и СУГ за 2022 год, истекший период 2023 года нарушений антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов и СУГ, не выявлено.

 

Социально значимые товарные рынки

1. ФАС России и ее территориальные органы осуществляют постоянный мониторинг ценообразования, в том числе на социально значимые продовольственные товары, перечень которых утвержден постановлением Правительства от 15.07.2010 № 530 (см. приложение).

 Ведомство незамедлительно реагирует на нарушения антимонопольного законодательства – такие, как злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений либо осуществление антиконкурентных действий, в том числе направленных на необоснованное повышение цен.

По результатам мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары Управлением установлено среднее повышение цен за 2022 год на 5,85%, за истекший период 2023 года на 1,85%.

Цены на огурцы (не входят в перечень социально значимых продовольственных товаров) за истекший период 2023 года выросли в среднем на 36% (цена в Магните составляет 293,99 руб./кг, в Покупочке 283,31 руб./кг, в Ленте 269,99 руб/кг).   

Рынки услуг розничной торговли в Российской Федерации в целом являются конкурентными. На территории Волгоградской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынках услуг розничной торговли.

В целях получения оперативной информации о фактах повышения цен на товары, услуги и их наличия в торговых объектах Управлением организована работа «горячей линии» в рабочие дни с 8:30 до 17:00.

Получаемые Управлением обращения сразу направляются в центральный аппарат ФАС России посредством заполнения специальной формы в сети «Интернет» для обобщения и анализа.

За 2022 год на «горячую линию» поступило 324 обращения, за истекший период 2023 года – 3 обращения.

2. Управлением по инициативе центрального аппарата ФАС России проведена работа с крупнейшими региональными сетями по вопросу добровольного самоограничения при установлении торговых наценок на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, а также овощную продукцию. Волгоградскому ретейлу было предложено оценить свои возможности по присоединению к данной инициативе. При этом он самостоятельно определяет торговые позиции, временной период, предельный размер наценки.

В рамках проведенной работы данную инициативу поддержала региональная торговая сеть «Покупочка» (ООО «Тамерлан») и сообщила о готовности ограничить максимальный уровень наценок на отдельные категории продуктов. Ограничение действовало на протяжении 2022 года и продлено предварительно до 28.02.2023.

3. Для принятия мер по недопущению создания искусственного дефицита продукции с целью поддержания ажиотажного спроса и завышения цен Управлением направлены письма крупнейшим местным производителям и продавцам товаров первой необходимости, а также лекарственных препаратов и медицинских изделий.

В частности, при планировании отгрузки и продажи продукции следует не допускать ущемления интересов отдельных хозяйствующих субъектов путём снижения объёмов поставки либо отказа в поставке продукции по действующим договорам, обеспечивать баланс интересов участников рынка и конечных потребителей продукции.

4. Управлением по поручению ФАС России усилен контроль за ценовой ситуацией на рынке розничной торговли армейской экипировкой и иной продукцией армейского назначения. Управлением в адреса 10 региональных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке розничной торговли армейской экипировкой и иной продукцией армейского назначения, направлены письма о необходимости принятия мер по защите мобилизуемых граждан и обеспечению социально-экономической стабильности, в которых указано на необходимость проявления участниками рынка социальной ответственности, добросовестного поведения, основанного на принципах ответственного ценообразования, включая недопущение создания искусственного дефицита на рынке, который может привести к дальнейшему росту цен (см. на сайте Управления https://fas.gov.ru/news/32161).

 

ЖКХ

Изменение тарифов на ЖКХ происходит ежегодно. Основание для этого - Прогноз социально-экономического развития РФ. Его готовит Минэкономразвития.

Индексация нужна, чтобы обеспечить бесперебойную работу и обновление теплотрасс, водопроводов и других объектов коммунальной инфраструктуры. ФАС России контролирует деятельность региональных тарифных органов. Служба проверяет обоснованность установленных ими тарифов на коммунальные услуги и отменяет их, если они не соответствуют законодательству.

Для сдерживания роста тарифов Жилищный кодекс предусматривает ограничение роста платы граждан в среднем за все коммунальные услуги. Для этого Правительство РФ устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Затем региональные органы власти устанавливают предельные индексы для каждого муниципального образования субъектов Российской Федерации.

Правительство РФ перенесло индексацию тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года, при этом следующая индексация произойдет только 1 июля 2024 года.

На период с декабря 2022 года по 1 июля 2024 года индексы по субъектам Российской Федерации установлены в размере 9% (постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

 

 

 

 

 

 

 

   Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ

ТОВАРОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МОГУТ

УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ                                    

(утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530)

 

1. Говядина (кроме бескостного мяса)

2. Свинина (кроме бескостного мяса)

3. Баранина (кроме бескостного мяса)

4. Куры (кроме куриных окорочков)

5. Рыба мороженая неразделанная

6. Масло сливочное

7. Масло подсолнечное

8. Молоко питьевое

9. Яйца куриные

10. Сахар-песок

11. Соль поваренная пищевая

12. Чай черный байховый

13. Мука пшеничная

14. Хлеб ржаной, ржано-пшеничный

15. Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки

16. Рис шлифованный

17. Пшено

18. Крупа гречневая - ядрица

19. Вермишель

20. Картофель

21. Капуста белокочанная свежая

22. Лук репчатый

23. Морковь

24. Яблоки