Основные итоги работы Волгоградского УФАС России за 1 полугодие 2022 года

Категория отчета:

Основные итоги работы Волгоградского УФАС России за 1 полугодие 2022 года

Общая информация о результатах деятельности Управления

Общее количество рассмотренных дел о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе, о торговой деятельности и о нарушении процедур торгов, проведение которых является обязательным (в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), за 1 п. 2022 г. составило 472 дела (в 1 п. 2021 г. – 604).

Наибольшую долю рассмотренных дел составили дела о нарушениях законодательства о контрактной системе - 352 дела (1 п. 2021 г. – 473, сокращение в этой части на 26%) и дела, возбуждённые в связи с нарушениями процедур торгов, проведение которых является обязательным (в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции – 67 дел (67, прежний уровень). Дел о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрено – 32 (22, рост на 43%), о нарушении рекламного законодательства – 21 (42, сокращение на 50%).

Общее количество выданных предписаний об устранении нарушений по результатам всех рассмотренных дел составило 69 (79). Из общего количества выданных предписаний наибольшее количество выдано в связи с нарушениями законодательства о контрактной системе 34 (35), по делам, возбуждённым в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции 19 (11). По делам о нарушении рекламного законодательства вынесено 12 предписаний (35), по антимонопольным делам  4 (0).

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции Управлением за 1 п. 2022 г. выдано 20 предупреждений (12). Исполнено 20 предупреждений (9), 2 не исполнено (1 из них обжаловано), 2 находятся в стадии исполнения. Доля исполненных предупреждений составляет 85%. Кроме того, исполнены  предупреждения, выданные Управлением в 2021 году.

В целом по Управлению за 1 п. 2022 год возбуждено и рассмотрено 203 дела об административных правонарушениях (1 п. 2021 - 257).

Из общего количества штрафов, подлежащих взысканию, уплачено в отчётном периоде 6 925 тыс. руб. (11 094 тыс. руб.).

К административной ответственности привлечено:

  • 121 должностное лицо (108)
  • 34 юридических лица (57);
  • 2 физических лица (1).

 Общее количество обращений сохраняется на высоком уровне. За отчётный период  получено и рассмотрено 1310 обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 1 п. 2021 г. - 1363).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика выявленных нарушений законодательства за последние годы

  

2018

2019

2020

2021

1 п. 2022

 

 

нарушений выявлено

предупреждений выдано

нарушений выявлено

предупреждений выдано

нарушений выявлено

предупреждений выдано

нарушений выявлено

предупреждений выдано

нарушений выявлено

предупреждений выдано

 

1. АМЗ, всего:

24

66

24

36

33

26

32

31

10

20

 

1.1. ст.10 злоупотребление доминирующим положением

8

3

9

11

17

12

18

9

5

3

 

1.2. ст.11 и ст. 16 сговоры

0

Х

4

Х

5

Х

5

Х

0

Х

 

1.3. ст.15-17.1 орг. власти

7

46

7

13

5

7

7

17

3

13

 

1.4. гл.2.1. НДК

8

17

2

12

3

7

2

5

2

4

 

2. ст.18.1 135-ФЗ (обоснов. жалобы)

59

Х

64

Х

77

Х

38

Х

26

Х

 
 

3. реклама

49

Х

71

Х

52

Х

69

Х

21

Х

 

4. госзаказ (обоснованные жалобы)

149

Х

118

Х

115

Х

59

Х

39

Х

 
 

 

 Динамика суммы взысканных (уплаченных) штрафов за последние годы (в т.р.)

Показатель

2018

2019

2020

2021

1 п 2022

Всего взыскано (уплачено) штрафов

9 369

7 134

16 900,5

20 274

6 925

По сферам:

 

 

 

 

 

- нарушение АМЗ

6 447

3 506

15 394,3

17 717

5 884

- законодательство о торговле

0

0

0

0

0

- законодательство о рекламе

1 234

1 994

838,5

1 730,5

782

- законодательство в сфере гос. и муниц. закупок

1 443

1 025

346,6

575

59

- законодательство о закупках юр. л.

244

609

321,1

252

200

 

Антимонопольный контроль монополистической деятельности

В I п. 2022 г. рассмотрено 26 дел в сфере монополистической деятельности (злоупотребление доминирующим положением и сговоры) (в 1 п. 2021 г. - 19), вынесено 6 решений (13), 5 по злоупотреблению доминирующим положением (10), 1  по сговору органов власти и ХС (в 1 п 2021 – 2 по сговорам ХС и органов власти и 1 по сговорам ХС). Выдано 2 предписания (0).

Выдано 3 предупреждения (6), из них одно выполнено (1), одно в стадии выполнения, одно обжалуется.

Примеры дел

Волгоградским УФАС России раскрыт ремонтный картель. Антиконкурентное соглашение было реализовано при заключении 6 госконтрактов на общую сумму более 100 млн рублей.

Волгоградское УФАС России признало компании «Энергострой+» и «Волгастройсервис», а также областное Управление капитального строительства (УКС) и Главное строительное управление ФСИН России (ГСУ ФСИН) нарушившими антимонопольное законодательство. УКС, ГСУ ФСИН и организации заключили антиконкурентное соглашение, результатом которого стало ограничение доступа на рынок выполнения работ по капремонту.

УКС в качестве заказчика, руководствуясь Законом 44-ФЗ о закупках, заключило с ГСУ ФСИН 6 госконтрактов на выполнение работ по капремонту здания, кровли и чердачных помещений Дворца Спорта (Волгоград) на общую сумму 110 080 842 рубля. Контракты были заключены как с единственным подрядчиком.

При этом фактически ремонтные работы в обход обязательных процедур торгов выполнили компании «Энергострой+» и «Волгастройсервис». С ними у ГСУ ФСИН были заключены договоры подряда.

Ведомство расценило такие действия организаций, УКС и ГСУ ФСИН как реализацию антиконкурентного соглашения.

Волгоградское УФАС России направило в ГУ МВД России по Волгоградской области материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

 

Контроль недобросовестной конкуренции

Вынесены решения по 3 делам, связанным с недобросовестной конкуренцией участников рынка. Одно дело по ст. 14.4 (недобросовестное приобретение и использование средства индивидуализации), другое по ст. 14.6 (смешение с конкурентом), 1 дело прекращено.

Вынесено 4 предупреждения; все исполнены. Кроме того исполнено 1 предупреждение предшествующего период.

Примеры дел и предупреждений

  • Ранее Волгоградское УФАС России неоднократно выявляло рекламные нарушения взаимосвязанных компаний ООО «Доступные окна», ООО «Качественные окна», ООО «Заводские окна». На этот раз нарушение было связано с актом недобросовестной конкуренции.

В УФАС пожаловался гражданин, указав, что ООО «Заводские окна», вводит потребителей в заблуждение относительно того, что якобы является официальным представителем фирмы «Рехау» в Волгограде и области. Как выяснилось, данная компания и ранее выдавала себя за некую «компанию Рехау»/«Окна Рехау» и даже некоторое время незаконно работала под фирменным наименованием ООО «Окна Рехау», наименование было изменено по требованию правообладателя бренда

В действиях группы лиц ООО «Заводские окна», выразившихся в позиционировании себя в качестве официального представителя компании «Рехау», в том числе путем использования при продвижении своих товаров и услуг, а также на вывесках обозначений «Окна Рехау»/«Окна Rehau» (ООО «Окна Рехау»), были выявлены признаки нарушения п. 3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ (запрет на недобросовестную конкуренцию путём введения в заблуждение потребителей относительно лица, реализующего товар и оказывающего услуги). Группе лиц выдано предупреждение о о необходимости прекращения указанных действий.

Предупреждение исполнено, при оформлении офисов исключены все атрибуты со словами «Рехау»/«Rehau», предприняты меры по изменению информации о наименовании компании в сети Интернет.

  • В действиях транспортной компанию «ДПД РУС» были выявлены признаки введения потребителей в заблуждение относительно фактической стоимости услуг доставки груза.

Гражданин пожаловался на занижение стоимости транспортных услуг на сайте компании при оформлении электронной накладной на доставку груза через онлайн-сервис на сайте компании. Однако фактическая стоимость оказалась значительно более высокой – почти в два раза. Заявитель сообщил, что выбор им именно этой транспортной компании среди конкурентов был обусловлен тем, что цена на услуги «DPD» на сайте оказалась самой низкой.

АО «ДПД РУС» было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно недобросовестной конкуренции в форме введения потребителей в заблуждение относительно стоимости услуг (п. 4 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции).

Предупреждение исполнено, компанией были внесены соответствующие изменения на сайте.

 

Контроль рекламы

За отчетный период рассмотрено 21 дело о нарушениях законодательства о рекламе (в 2021 - 42 дела). По всем делам приняты решения о наличии нарушений.

В 1 полугодии 2022 года наибольшее количество выявленных нарушений (9) связано с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента (2021 – 19), а также с распространением недостоверной рекламы -5 (за тот же период 2021 - 7).

Примеры дел

  • Под особым контролем антимонопольного органа находится запрет рекламы никотинсодержащей продукции и устройств для их потребления. Запрет вступил в силу с прошлого года.

В январе 2022 года Управлением вынесено решение по факту распространения в магазинах «Магнит» рекламы устройства для потребления никотина «Ploom S».

Рассматриваемый в данном деле спорный рекламный плакат размещался на поверхностях закрытых сигаретных диспенсеров, расположенных в кассовой зоне магазинов «Магнит», и был завуалирован под так называемый «Прайс-лист» с использованием современного метода подачи информации – QR-кода, ведущего потребителей на сайт для регистрации в базе данных совершеннолетних потребителей никотинсодержащей продукции.

В ходе дела рекламораспространитель АО «Тандер» и рекламодатель ООО «Дж. Т. И. Инновационные продукты» не соглашались c тем, что информация носит рекламный характер и нарушает Закон о рекламе, указывая, что рассматриваемый плакат является одновременно и ценником, и прайс-листом, и что такое размещение информации якобы обязательно в силу закона и направлено исключительно на информирование покупателей о наличии товара в продаже.

Данные доводы не убедили комиссию Волгоградского УФАС, информация была признана рекламной и нарушающей требования п. 8 ст. 7, ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе.

Решение было вынесено с предписанием рекламодателю и рекламораспространителю. Оба лица представили информацию об исполнении предписания, сообщив, что спорные плакаты демонтированы.

Решение было обжаловано в Арбитражный суд, но после нескольких заседаний рекламодатель Японская табачная компания (ООО «Дж. Т. И.) отказалась от иска. Решение вступило в законную силу.

  • В 1 п. 2022 г. арбитражные суды двух инстанций подтвердили законность вынесенного Управлением в конце 2021 года решения о признании неэтичной рекламы скандально известной сети суши «ЁбиДоЁби» (судебное дело № А12-35564/2021).

Суд апелляционной инстанции, оценивая довод Общества о том, что «коммерческое наименование» якобы передаёт русскими буквами японский текст «День недели - суббота» и не соответствует русскому сквернословию, подчеркнул, что использованное выражение нельзя отнести к иностранным словам, не имеющим общеупотребительных аналогов на русском языке и соответственно оно недопустимо для использования в рекламе. Японский язык не является ни государственным языком России, ни языком межнационального общения народов Российской Федерации. Потребителями спорной рекламы являются обычные люди, в том числе и дети, проходящие либо проезжающие мимо данной размещённой наружно рекламы. Доказательств того, что заявленное обозначение воспринимается российскими потребителями именно как транслитерация предложения «День недели - суббота» на японском языке, Обществом в материалы дела не предоставлено.

Кроме того, суд также поддержал позицию Волгоградского УФАС относительно того, что слово «Ёбидоёби» в настоящее время не является ни товарным знаком, ни коммерческим обозначением, ни каким-либо иным защищенным средством индивидуализации, поэтому довод о том, что само наименование не должно подлежать оценке как часть рекламы, судом не принято.

 

Контроль госзаказа

В части контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в 1 п. 2022 г. рассмотрено 127 жалоб (272). С 1 января 2022 года подача жалобы осуществляется через функционал Единой информационной системы (ЕИС), а именно личный кабинет участника закупок, в связи с чем направление жалобы в контролирующий орган осуществляют авторизованные пользователи, сведения о которых включены в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), размещенный в ЕИС. Внедрение указанного функционала привело к значительному снижению процессуальных нарушений, допускаемых заявителями, так как в настоящее время у участников закупок в личном кабинете отображается информация об отсутствии оснований для подачи жалобы в отдельных случаях (например: только лицо, подавшее заявку на участие в закупке, может обжаловать действия комиссии по рассмотрению заявок), о пропуске сроков подачи жалобы (положения извещения до окончания срока подачи заявок и т.д.) и контрольном органе, уполномоченном рассматривать соответствующую жалобу. Ранее, многие из указанных нарушений, приводили к возврату поданных жалоб.  В 1 п. 2022 г. возвращено только 4 жалобы (33).

Произошел значительный рост обращений в форме общественного контроля о проведении внеплановых проверок. В 1 п. 2022 г. проведено  94 внеплановых проверки (44). Это во многом связано с продолжением «электронизации» закупок, так с 1 января 2022 года в ЕИС в электронной форме появилась еще одна стадия закупочного процесса – исполнение контракта в части приемки товаров (работ, услуг) для конкурентных процедур, в связи с чем практически все стадии закупочного процесса доступны для стороннего наблюдателя: своевременность размещения сведений в ЕИС (реестр контрактов и т.д.) и их полнота, соблюдение требований процедуры (например: соответствие проекта контракта, направляемого заказчиком, заявке победителя).

В 1 п. 2022 г. рассмотрено 124 (157) обращений о включении в РНП. Включено в РНП  49 поставщиков (59).  С 1 апреля 2022 года заказчики направляют указанные обращения в ФАС России и его территориальные органы только через личный кабинет в ЕИС (исключение составляют закрытые закупки). Функционал, имеющийся теперь у заказчика, безусловно помогает избегать нарушения, заключающегося в ненаправлении указанных сведений в антимонопольный орган, так как соответствующая подсказка отображается в личном кабинете. С 1 июля 2022 года значительно упростился порядок уведомления поставщика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в случае нарушения условий контракта таким исполнителем, а именно лицо, считается уведомленным о факте решения, с момента направления заказчиком решения в личном кабинете ЕИС и получения поставщиком (фактически одномоментные действия), что существенно уменьшило сроки проведения процедуры и позволяет заказчикам быстрее осуществлять новые закупки для выполнения не реализованных контрактов.

В 1 п. 2022 г. выявлялись следующие наиболее характерные нарушения законодательства о контрактной системе:

- установление требований в нарушение законодательства о контрактной системе (не применение положений КТРУ при описании товаров, работ и услуг и т.д.);

- нарушение порядка и сроков размещения сведений в ЕИС;

- не применение национального режима для иностранных товаров (запретов или ограничений, установленных Правительством Российской Федерации),

- неправомерное признание заявки не соответствующей положениям извещения, или необоснованный допуск заявки участника.

В отчётном периоде на особом контроле продолжают оставаться закупки в рамках реализации национальных проектов. Всего было рассмотрено 24 жалобы, проведено 33 внеплановые проверки в отношении таких закупок. В 7 закупках были выявлены нарушения, в 3 случаях были выданы предписания об их устранении.

 

Результаты отдельных мониторингов

СУГ

По результатам еженедельных мониторингов цен на СУГ за 1 полугодие 2022 года произошло снижение розничных цен на СУГ в среднем на 27%.

Продукты питания

ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

Рынки услуг розничной торговли в Российской Федерации в целом являются конкурентными. На территории Волгоградской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынках услуг розничной торговли.

Территориальные управления ФАС России осуществляют постоянный мониторинг на рынках оптовой и розничной продажи социально значимых продовольственных товаров и плодоовощной продукции. Мониторинг ведется на предмет возможного необоснованного повышения цен, злоупотребления доминирующим положением на рынке, наличия запрещенных антимонопольным законодательством соглашений или согласованных действий участников соответствующих рынков.

Управлением по инициативе центрального аппарата ФАС России проведена работа с крупнейшими региональными сетями по вопросу добровольного самоограничения при установлении торговых наценок на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, а также овощную продукцию. Волгоградскому ретейлу было предложено оценить свои возможности по присоединению к данной инициативе. При этом он самостоятельно определяет торговые позиции, временной период, предельный размер наценки.

В рамках проведенной работы данную инициативу поддержала региональная торговая сеть «Покупочка» (ООО «Тамерлан») и сообщила о готовности ограничить максимальный уровень наценок на отдельные категории продуктов. Ограничение предварительно продлено до 01.09.2022.

В марте этого года в отношении 29 основных местных производителей, поставщиков, розничных реализаторов продовольственных, непродовольственных товаров, строительных материалов, лекарственных препаратов Управлением проведена работа по принятию мер, направленных на недопущение создания искусственного дефицита товара на рынке и необоснованного повышения цен.

Файлы для скачивания

spravka_volgogradskoe_ufas_informaciya_dlya_press_konferencii_1_p_2022_itog.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.1 МБ