Основные итоги работы Волгоградского УФАС России за 2021 год

Категория отчета:

Основные итоги работы

Волгоградского УФАС России за 2021 год

Общая информация о результатах деятельности Управления за 2021 год

Общее количество рассмотренных дел о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе, о торговой деятельности и о нарушении процедур торгов, проведение которых является обязательным (в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», далее – Закон о защите конкуренции), за 2021 год составило 1064 дел (в 2020 году – 1199).

Наибольшую долю рассмотренных дел составили дела о нарушениях законодательства о контрактной системе - 825 дел (2020 – 895) и дела, возбуждённые в связи с нарушениями процедур торгов, проведение которых является обязательным (в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции) – 125 дел (197).

Общее количество выданных предписаний об устранении нарушений по результатам всех рассмотренных дел осталось практически на том же уровне – 158 (199). Из общего количества выданных предписаний наибольшее количество выдано в связи с нарушениями законодательства о контрактной системе 76 (106), о рекламе – 52 (25), по делам, возбуждённым в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции - 24 (55), по антимонопольным делам – 6 (9).

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции Управлением за 2021 год выдано 31 предупреждений (26). Исполнено 26 предупреждений (24), 3 не исполнено (2 из них обжаловано), 4 находятся в стадии исполнения. Доля исполненных предупреждений составляет около 85%. Кроме того, исполнены 2 предупреждения, выданные Управлением в 2020 году.

В целом по Управлению за 2021 год возбуждено и рассмотрено 396 дел об административных правонарушениях (2020 - 415).

Общая сумма наложенных штрафов составила 24 281,4 тыс. руб. (31 284,17 тыс. руб.).

Из общего количества штрафов, подлежащих взысканию, уплачено в отчётном периоде 20 275 тыс. руб. (17 726,9 тыс. руб.).

К административной ответственности привлечено:

  • 175 должностных лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей)  (188)
  • 93 юридических лиц (93);
  • 2 штрафа наложено на 1 физическое лицо (7).

 

Общее количество обращений сохраняется на высоком уровне. За отчётный период  получено и рассмотрено 2870 обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2020 году - 2914).

 

 

 

Динамика выявленных нарушений законодательства за последние 3 года

 

2018

2019

2020

2021

Сфера

нарушений выявлено

предупреждений выдано

нарушений выявлено

предупреждений выдано

нарушений выявлено

предупреждений выдано

нарушений выявлено

предупреждений выдано

1. АМЗ, всего:

24

66

24

36

33

26

32

31

1.1. ст.10 злоупотребление доминирующим положением

8

3

9

11

17

12

18

9

1.2. ст.11 и ст. 16 сговоры

0

Х

4

Х

5

Х

5

Х

1.3. ст.15-17.1 орг. власти

7

46

7

13

5

7

7

17

1.4. гл.2.1. НДК

8

17

2

12

3

7

2

5

2. ст.18.1 135-ФЗ

(обосн. жалобы)

59

Х

64

Х

77

Х

38

Х

3. реклама

49

Х

71

Х

52

Х

69

Х

4. госзаказ

(обоснов. жалобы)

149

Х

118

Х

115

Х

59

Х

 

 

Динамика суммы взысканных (уплаченных) штрафов за последние 3 года (т.р.)

Показатель

2018

2019

2020

2021

Всего взыскано (уплачено) штрафов

9 369

7 134

16 900,5

20 274

По сферам:

 

 

 

 

- нарушение АМЗ (на товарных и фин. рынках)

6 447

3 506

15 394,3

17 717

- законодательство о торговле

0

0

0

0

- законодательство о рекламе

1 234

1 994

838,5

1 730,5

- законодательство в сфере гос. и муниц. закупок

1 443

1 025

346,6

575

- законодательство о закупках юр. лицами

244

609

321,1

252

Антимонопольный контроль торговли

Волгоградским УФАС России в отчетном периоде производилось определение долей ХС, осуществляющих свою деятельность посредством организации торговой сети в границах административно-территориальных делений ВО за 2020 год. По результатам проделанной работы установлено, что не вправе приобретать или арендовать в 2021 году дополнительную площадь в определенных границах торговые сети АО «Тандер» и ООО «Тамерлан».

В частности, в 2021 году были не вправе приобретать или арендовать дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения:

1) АО «Тандер» в границах:

- городского округа г. Волжский;

- городского округа г. Камышин;

- городского округа г. Урюпинск;

- Алексеевского муниципального района;

- Городищенского муниципального района;

- Даниловского муниципального района;

- Еланского муниципального района;

- Калачевского муниципального района;

- Камышинского муниципального района;

- Среднеахтубинского муниципального района;

- Фроловского муниципального района;

2) ООО «Тамерлан» в границах:

- Быковского муниципального района;

- Даниловского муниципального района;

- Киквидзенского муниципального района;

- Ольховского муниципального района;

- Светлоярского муниципального района.

Антимонопольный контроль органов власти

В 2021 году возбуждено и рассмотрено 1 дело по ст. 15 Закона о защите конкуренции (2020 – 3) и 4 дела по ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (заключение договора аренды в отношении муниципального имущества без проведения торгов) (2020 – 1). Выдано 1 предписание. Кроме того, органам власти выдано 17 предупреждений (15 исполнено, в т.ч. 1, выданное в 2020 году, 3 находятся в стадии исполнения) (2020 – 7 предупреждений).  

Всего в 2021 году возбуждено и рассмотрено 68 дел по жалобам на действия организаторов торгов, аукционных и конкурсных комиссий органов власти в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», из них 22 признаны обоснованными, выдано 12 предписаний, 8 исполнено в срок, 2 обжаловано в суд, 2 находится в стадии исполнения.

Наиболее распространенными нарушениями в сфере порядка проведения процедуры торгов и порядка заключения договоров за указанный период были:

- нарушение порядка организации и проведения аукционов в сфере земельных отношений в связи с нарушением порядка организации торгов, нарушением порядка отказа от проведения торгов, нарушением сроков размещения информационного сообщения (рассмотрено 15 жалоб, 11 обоснованных);

- нарушение порядка продажи государственного и муниципального имущества в части неверного указания срока подачи заявок, реквизитов для оплаты задатков (рассмотрено 4 жалобы, 2 обоснованные);

- нарушение порядка реализации имущества должников через специализированные организации, заключившие государственные контракты с ТУ Росимущества в Волгоградской области, в части не указания полной информации о предмете лота (рассмотрено 35 жалоб, 2 обоснованные).

В 2021 году проведены 2 плановые выездные проверки органов местного самоуправления. Самые многочисленные нарушения выявлены в администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области. По результатам выдано 5 предупреждений о приведении в соответствие с действующим законодательством административных регламентов, регулирующих порядок предоставления земельных участков и имущества, находящихся в муниципальной собственности. Предупреждения исполнены в срок.

Контроль недобросовестной конкуренции (НДК)

В рассмотрении находилось 3 дела, связанных с НДК. 2 из них завершено, одно по ст. 14.4 (недобросовестное приобретение и использование средства индивидуализации), другое по ст. 14.6 (смешение с конкурентом).

Вынесено 5 предупреждений; из них 4 исполнено, 1 на конец года находилось в стадии исполнения.

Контроль рекламы

За отчетный период рассмотрено 81 дело о нарушениях законодательства о рекламе, что почти на треть больше, чем в 2020м (63 дела). В ходе рассмотрения 12 дел прекращено в связи с неподтверждением признаков нарушения законодательства в рамках рассмотрения дела, по 69 вынесено решение о нарушении.

В 2021 года наибольшее количество выявленных нарушений (39 случаев) связано с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента (2020 – 18).

Рассмотрено 8 дел по материалам, направленным из Южного главного управления Банка России (в 2020 году – 9). По результатам рассмотрения указанных дел были выявлены 4 нарушения ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе (нарушение запрета на рекламу услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)»), а также ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе (недостоверная реклама).

Сохраняется большая доля дел по федеральной рекламе, растет количество дел по рекламе, распространяемой в сети Интернет.

Контроль госзаказа

В части контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе за 2021 года рассмотрено 482 жалоб (589). Из них: 405 были рассмотрены по существу (486), 52 возвращены (79), 25 жалоб отозваны (24). Из 405 (486) жалоб, рассмотренных по существу, 59 (115) признаны обоснованными, 346 (371) – необоснованными. Таким образом, за этот год существенно (на 40%) снизилась доля обоснованных жалоб.

Выявлялись следующие наиболее характерные нарушения законодательства о контрактной системе:

- установление требований к участникам закупок в нарушение требований законодательства о контрактной системе;

- неправомерное признание заявки участника не соответствующей положениям документации;

- не установление запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.

В отчётном периоде на особом контроле находились закупки в рамках реализации национальных проектов. В таких закупках даже незначительные нарушения могут привести к серьезным последствиям. Всего было рассмотрено 115 жалоб на такие закупки. В 11 закупках были выявлены нарушения. Для их устранения были выданы 7 предписаний о внесении изменений в документацию по закупкам, и, как следствие, повторном проведении всех процедур.

Продолжает проявляться тенденция по увеличению количества обращений о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В реестр недобросовестных поставщиков включено 133 нарушителя, что в 2,2 раза больше, чем в аналогичном периоде 2020 года (61).

Результаты отдельных мониторингов

ГСМ

На территории Волгоградской области признаки доминирования на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива усматриваются в положении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», в связи с чем на данный хозяйствующий субъект могут распространяться запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Розничная цена ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» за 2021 год на АИ-92 на АИ-92 выросла на 8,12%, на АИ-95 на 8,05%, на ДТ на 7,98%. При этом повышение розничных цен на нефтепродукты у ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» не превышало уровень инфляции за 2021 год (8,39%). Таким образом, в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» признаков нарушения антимонопольного законодательства на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в 2021 году не усматривалось.

Вместе с тем, в мае 2021 года в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» Управлением выявлено установление разного уровня цен на бензины на АЗС в Волгоградской области путем проведения на ряде АЗС акции «ДЕНЬ-НОЧЬ», в связи с чем ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» выдано предупреждение о снижении розничных цен на автомобильные бензины ЭКТО-92, АИ-95-К5, ЭКТО Plus (95) на акционных АЗС до общего уровня соответствующих цен на АЗС, эксплуатируемых ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» на территории Волгоградской области.

Указанное предупреждение, выданное по признакам нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» исполнено в срок, в связи с чем дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось.

СУГ

По результатам еженедельных мониторингов цен на СУГ за 2021 год произошло повышение розничных цен на 13,94%, вместе с тем, закупочные цены за указанный период выросли более чем на 20%.

Контроль за оптовыми отпускными ценами заводов-производителей СУГ (закупочными ценами на СУГ) осуществляет центральный аппарат ФАС России (г. Москва).

В целях стабилизации ценовой ситуации на рынке СУГ ФАС России совместно с Минэнерго рекомендовало крупным производителям перераспределить поставки СУГ с экспорта на внутренний рынок для удовлетворения растущего в летний период спроса на газомоторное топливо на АГЗС.

Продукты питания

ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

Рынки услуг розничной торговли в Российской Федерации в целом являются конкурентными. На территории Волгоградской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынках услуг розничной торговли.

Территориальные управления ФАС России осуществляют постоянный мониторинг на рынках оптовой и розничной продажи социально значимых продовольственных товаров и плодоовощной продукции. Мониторинг ведется на предмет возможного необоснованного повышения цен, злоупотребления доминирующим положением на рынке, наличия запрещенных антимонопольным законодательством соглашений или согласованных действий участников соответствующих рынков.

В целях получения оперативной информации о фактах повышения цен на социально значимые товары и продукты питания Волгоградским УФАС России организована «горячая линия». Обобщённая информация, поступившая на «горячую линию», обращения граждан еженедельно направляется в ЦА ФАС России.

Для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых товаров, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное, принято постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2094, были заключены соглашения между Минпромторгом, Минсельхозом, торговыми сетями и производителями продовольственных товаров «О снижении и поддержании цен на сахар-песок и масло подсолнечное» (далее – Соглашения).

Срок действия этих соглашений закончился (по сахару – 01.06.2021, по маслу подсолнечному – 01.10.2021).

Вместе с тем, антимонопольный орган в 2021 году проводил проверки наличия и цен на указанные товары в торговых сетях Волгоградской области. По результатам проверок дефицита товаров не выявлено.

Кроме того, Волгоградским УФАС России по инициативе центрального аппарата ФАС России проведена работа с крупнейшими региональными сетями области по вопросу добровольного самоограничения при установлении торговых наценок на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, а также овощную продукцию.

В рамках проведенной работы данную инициативу поддержала торговая сеть «Покупочка» (ООО «Тамерлан»). Размер торговых наценок на социально значимые продовольственные товары и овощную продукцию в данной торговой сети варьировался на конец 2021 года от -27% (на картофель) до +8% (на огурцы).

Так, например, средний размер наценки на основные группы товаров составлял:  овощи -5,83%;  мясо кур +1,12%;   мука 0%;  макароны -2%;  рис, крупа гречневая +1%;  сахар +3%;  хлеб + 4%;  рыба +7%;  фрукты +3,43%.