• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Основные итоги работы Волгоградского УФАС России за 1 полугодие 2017 года

Категория отчета: Статистика и отчеты

Контроль монополистической деятельности

В 1 полугодии 2017 г. рассмотрено 217 заявлений о нарушении АМЗ, однако по большинству из них отказано в возбуждении дел ввиду вступивших в силу поправок в АМЗ («четвертый антимонопольный пакет»). Выявлено 2 факта злоупотребления доминирующим положением хоз. субъектами (в 1 полугодии 2016 – 16). Оба нарушения допущены ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в результате необоснованного прекращения поставки газа.

Возбуждено и рассмотрено 5 дел об административных правонарушениях по фактам злоупотребления домин. положением, наложено штрафов на сумму 961,3 тыс. руб., взыскано 1918,3 тыс. руб. (с учётом наложенных прошлые периоды).

В 1 полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года оставалась острой проблема нарушения порядка и сроков технологического присоединения: возбуждено 7 дел по ст. 9.21 КоАП (присоединение к газовым сетям и электросетям). Наиболее крупный штраф наложен на ПАО МРСК Юга (600 тысяч рублей).

Контроль органов власти

Рассмотрено заявлений 68, количество возбуждённых дел по ст. 15 Закона о защите конкуренции - 2. Снижение количества дел по ст. 15 обусловлено вступлением в силу с января 2016 года изменений в Закон о защите конкуренции, в соответствии с которыми расширено применение института предупреждения, в том числе в случае выявления признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В 1 полугодии 2017 году выдано 19 предупреждений (17 исполнено без обжалования, в том числе с учетом ранее выданных предупреждений), 2 – не исполнено (возбуждены дела), 4 – в стадии исполнения, 6 – обжаловано (из них 1 отменено, остальные признаны законными, исполнены).

Пример предупреждения:

Комитет ветеринарии Волгоградской области необоснованно препятствовал ввозу свиноводческой продукции иногороднего производителя, мотивируя низким классом защищенности, несмотря на то, что продукция поставлялась из незаражённого африканской чумой свиней региона.

Комитету выдано предупреждение об отмене запретительных мер на ввоз свинины поставщику из Самары. Комитет исполнил предупреждение только после того, как оно было признано судом апелляционной инстанции законным и обоснованным.

Впоследствии аналогичное предупреждение  в отношении  производителя из Краснодарского края Комитетом исполнено без обжалования.

Пример дела:

Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области 25 апреля 2017 года было выдано предупреждение об отмене пункта 4 документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе - город Волжский Волгоградской области (утв. постановлением от 05.10.2016 № 6251), которым предусмотрена отмена 10 муниципальных маршрутов «частных» перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки в Волжском.

Не согласившись с предупреждением, Администрация обратилась в суд о признании его недействительным. Очередное судебное заседание назначено на 08.08.2017.

Поскольку в установленный срок (до 15.05.2017) предупреждение не исполнено, антимонопольным органом возбуждено дело в отношении администрации Волжского по признакам ограничения конкуренции на рынке регулярных пассажирских перевозок в г. Волжском.

В настоящее время рассмотрение дела отложено на 17.08.2017. Администрация отменяет ряд маршрутов, которые не предполагалось отменять согласно исследованию и оставляет маршруты, которые в исследовании было рекомендовано отменить, в связи с чем у администрации Волжского запрошены обоснования этого.

Общее количество рассмотренных жалоб отделом контроля органов власти по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции – 59 (из них 24 по торгам на аренду или продажу имущества, 10 по конкурсам по отборам управляющих организаций).

Пример дела по жалобе:

МУП «ВПАТП №7» включило в аукционную документацию по продаже здания автостанции в Краснооктябрьском районе Волгограда не предусмотренное для таких аукционов требование о внесении обеспечения исполнения договора купли-продажи в размере почти 450 тыс. руб. в дополнение к задатку в размере 310 тыс.руб.  При этом аукционная комиссия предприятия  неправомерно допустила  лиц, которые оплатили только обеспечение исполнения договора купли-продажи.

Антимонопольным органом выдано предписание об аннулировании протокола рассмотрения заявок и о внесении изменений в извещение об аукционе. Предприятие обжаловало решение и предписание, суд поддержал антимонопольный орган, после чего предприятие исполнило предписание.

Контроль госзаказа

В первом полугодии 2017 г. поступило 240 жалоб на действия заказчиков и уполномоченных органов (в 1 полуг. 2016г. – 202), по результатам рассм. обращений проведено 47 внеплановых проверок (59 – в 2016); выдано предписаний об устранении нарушений – 80 (в 2016 году - 71); наложено штрафов за правонарушения в сфере законодательства о контрактной системе на сумму 1 560,7 тыс. руб. (в 2016 – 419,8 тыс. руб.).

Примеры дел:

Были обжалованы действия заказчика, выразившиеся в необоснованном ограничении количества участников закупки. В результате рассмотрения жалобы установлено, что заказчик нарушил п. 1 и п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, так как техническая часть документации содержала ограниченное количество способов обеззараживания/обезвреживания медицинских отходов по сравнению с разрешенными способами, предусмотренными действующим законодательством. Так, в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 обезвреживание/обеззараживание медицинских отходов осуществляется такими способами, как автоклавирование, сжигание, вывоз на полигоны, утилизация.

Однако в техническом задании заказчик потребовал осуществления обеззараживания/обезвреживания медицинских отходов путем только автоклавирования, при этом разумных доводов применения лишь указанного способа заказчик не привел.

Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.

Рассмотрена жалоба ООО «Унистрой-1» на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на «Ремонт автомобильной дороги "Жирновск-Рудня-Вязовка-Михайловка-Кумылженская-Вешенская Ростовская область)" (в границах территории Волгоградской области, номер извещения 0129200005317001270) с начальной (максимальной) ценой контракта более 85 млн. рублей.

ООО «Унистрой-1» обжаловало действия аукционной комиссии, выразившиеся в необоснованном отказе ему в допуске к участию в аукционе. При этом стоит отметить, что на участие в аукционе было подано всего 2 заявки, одну из которых к участию в нем не допустили.

По итогам рассмотрения жалобы в действиях комиссии по рассмотрению заявок нарушений Закона о контрактной системе № 44-ФЗ не выявлено, при этом в рамках внеплановой проверки закупки в аукционной документации выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) и п. 2 ч. 1 ст. 64 закона № 44-ФЗ.

Так, техническая часть документации содержит нестандартные показатели товаров, которые не предусмотрены нормативно-технической документацией, при этом обоснование применения таких показателей отсутствует. Таким показателем, например, является цвет корпуса и оборотной стороны основы щитков дорожных знаков.

Кроме того, документация содержала ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки, так как её положения не позволяли участникам однозначно определить каким образом должны быть указаны те или иные значения показателей.

Анализы рынков и мониторинги

Продукты питания:

Проведение ежеквартального мониторинга цен на отдельные виды продовольствия (говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окороков), масло сливочное, молоко питьевое, овощи и фрукты: картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоко.

С 2017 года также осуществляется ежеквартальный мониторинг цен на такие овощи, как  свёкла, томат, огурец.

Признаков нарушений АМЗ в 2016 - I полугодии 2017 г. не обнаружено, в розничных сетях рост цен соответствовал росту закупочных цен в оптовом сегменте.

Еженедельный мониторинг цен на рыбу также не выявил каких-либо резких скачков цен.

ГСМ:

По результатам мониторингов (в т.ч. еженедельных) цен на нефтепродукты за 2016 год средние розничные цены на моторное топливо повысились:

- автомобильный бензин АИ-92 вырос в цене на 5,48% за 1 литр;

- автомобильный бензин АИ-95 вырос в цене на 5,39% за 1 литр;

- дизельное топливо выросло в цене на 3,96% за 1 литр.

Таким образом, рост цен на моторное топливо в регионе соответствовал годовому уровню инфляции в 2016 году (5,4%).

За первое полугодие 2017 года изменение цен на моторное топливо составило:

- на АИ-92 – 3,96%;

- на АИ-95 – 3,50%;

- на ДТ – 1,56%.

Признаки доминирующего положения на рынках розничной реализации автомоб. бензинов и дизельного топлива на территории ВО имеет ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» (дело рассматривается ЦА ФАС России).

Контроль торговли

В целях осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных статьей 14 Закона о торговле № 381-ФЗ, Управлением определены доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность посредством организации торговой сети за 2016 год в границах Волгоградской области.

По результатам проделанной работы установлено, что не вправе приобретать или арендовать в 2017 году дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения:

            АО «Тандер» в границах:

- городского округа г. Волжский;

- городского округа г. Камышин;

- городского округа г. Михайловка;

- городского округа г. Урюпинск;

- Алексеевского муниципального района;

- Еланского муниципального района;

- Жирновского муниципального района;

- Камышинского муниципального района;

- Котовского муниципального района;

- Кумылженского муниципального района;

- Ленинского муниципального района;

- Николаевского муниципального района.

ООО «Тамерлан» в границах:

- Даниловского муниципального района;

- Киквидзенского муниципального района;

- Нехаевского муниципального района;

- Руднянского муниципального района;

- Светлоярского муниципального района.

ООО «МАН» - в границах:

- Иловлинского муниципального района.

Кроме того, в 2017 году Управлением проведены внеплановые документарные проверки следующих торговых сетей на территории Волгоградской области: ООО «МАН», ООО «Радеж», АО «Тандер», ООО «Лента», ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЁСТОК», ООО «Агроторг», ООО «Тамерлан», ООО «АШАН», ООО «О'КЕЙ». Предметом проводимых проверок являлось выявление соответствия договоров поставки, заключённых или перезаключённых после 15.07.2016 между проверяемыми лицами и поставщиками, требованиям антимонопольного законодательства и Закона о торговле № 381-ФЗ. По результатам проверок нарушений антимонопольного законодательства не обнаружено. В действиях ООО «Радеж» выявлены признаки нарушения ст. 9 Закона о торговле № 381-ФЗ, которые выразились в отсутствии на сайте компании на момент проведения проверки информации о существенных условиях договора поставки. В настоящее время решается вопрос о возбуждении в отношении ООО «Радеж» административного производства по ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ - «Нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности».

Контроль недобросовестной конкуренции (НДК)

В первом полугодии 2017 года кол-во заявлений на НДК находилось на обычном уровне (рассмотрено 11 заявлений). И

Интересные дела:

- по ст. 14.4 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Волгоградский областной департамент юридической помощи» - недобросовестное приобретение и использование наименования организации (гос. органа);

- по ст. 14.5 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Гарант» - признаки незаконного использования чужой полезной модели стальных деверей.

Рассмотрение данных дел продолжается.

В 1 полугодии по НДК Управлением выдано 5 предупреждений. Из них только одно не выполнено (по ст. 14.2 в отношении ООО «ЦЗН-БТИК»). 2 исполнено (ИП Лустина – использование символики ФИФА на указателе, ООО «РСА» - введение в заблуждение потребителей относительно лица). 2 предупреждения на конец полугодия находились в стадии исполнения.

Контроль рекламы

Рассмотрено 40 заявлений (около половины – отказ в возбуждении дела), возбуждено и рассмотрено 18 дел.

Основные нарушения в истекшем периоде:

- недостоверная реклама (6);

- отсутствие в рекламе части существенной информации о товаре (5);

- реклама фин. услуг без указания лица (3);

- наружная реклама алкоголя (2);

- неэтичная реклама (2).

В мае этого года в Управлении сформирован и начал работу Экспертный
совет по применению рекламного законодательства. Прошло первое заседание
Совета (протокол на сайте УФАС). Рассмотрено 3 рекламы (две на предмет
этичности - реклама стейков Бар&Гриль и реклама клиники пластической
хирургии "Ассоль"; реклама Теле2 была оценена на предмет восприятия
потребителями е` содержания). Выводы Экспертного совета были одним из
аргументов Комиссии Управления при вынесении решений о нарушении
рекламного законодательства.