Торговую сеть «Радеж» обвинили в незаконном воспрепятствовании поставщику в выходе на рынок Волгоградской области

 

Как сообщили Dengi.v1.ru в пресс-службе Волгоградского УФАС, еще в ноябре прошлого года ООО «ТД "Алтайская крупа"» направило в адрес ООО «Радеж» коммерческое предложение, содержащее описание предлагаемой для поставки продукции, оценочные характеристики поставщика, прайс-лист, а также условия, на которых ООО «ТД "Алтайская крупа"» готово сотрудничать с ООО «Радеж». Однако указанное коммерческое предложение торговой сетью даже не рассматривалось. Сотрудники антимонопольного ведомства считают, что ООО «Радеж», заключив договоры на поставку крупы и хлопьев с рядом иных поставщиков, обеспечило им доступ на оптовый рынок продовольственных товаров в Волгоградской области и, уклонившись от рассмотрения коммерческого предложения нового поставщика (ООО «ТД «Алтайская крупа»), создало для него дискриминационные условия доступа на указанный товарный рынок по сравнению с другими поставщиками.

По мнению антимонопольного органа, действия ООО «Радеж» нарушают федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». ООО «Радеж» выдано обязательное для исполнения предписание, в соответствии с которым ему следует рассмотреть коммерческое предложение ТД «Алтайская крупа» на предмет возможности сотрудничества. Материалы дела переданы соответствующему должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Радеж».

Как оказалось, для ООО «ТД "Алтайская крупа"» практика обращения а антимонопольные органы с подобными жалобами не единична. Так, в 2009 году компании даже удалось добиться наказания в виде двухмиллионного штрафа для ЗАО «Стокманн», которое, по оценке УФАС, создало дискриминационные условия для компании на рынке Московской области. С аналогичными жалобами компания обращалась также в антимонопольный орган Нижегородской области, где обвинения были выдвинуты в отношении местной торговой сети SPAR. Примечательно, что сами производители отказались комментировать свою позицию. Коммерческий директор ООО «ТД "Алтайская крупа"» Андрей Шатохин заявил, что компания никоим образом не намерена разглашать свои методы работы. Тем временем волгоградские ритейлеры рассказали, что, как и «Радеж», тоже становились объектом претензий со стороны производителей из Батайска.

«Некоторое время назад эта компания также пыталась выставить аналогичные претензии сети «Пятерочка» на основании того, что якобы мы не ответили должным образом на направленный ими запрос, – рассказал Dengi.v1.ru директор ООО «Тамерлан» Андрей Пелогейко. – Однако доказать обоснованность своих претензий компания так и не смогла». Эксперт подчеркнул, что данную ситуацию ни в коем случае не стоит рассматривать как типичную в практике общения ритейлеров и производителей.

«Мы ставим на полки товар, который нужен покупателю, – отметил Андрей Пелогейко. – Продавцу в первую очередь невыгодно игнорировать товар, который будет пользоваться спросом. Что касается алтайских круп, то мы не ощутили с их стороны явного желания продать свой продукт, которое обычно демонстрируют производители. Скорее, это было похоже на попытку создать формальный повод для дальнейшего обращения в УФАС, как компания поступала во многих регионах».

Как пояснила Dengi.v1.ru пресс-секретарь Волгоградского УФАС Полина Шкаруппа, на рассмотрении сотрудников ведомства находится целый ряд заявлений в отношении других сетевых торговых предприятий Волгограда, однако пока делать какие-либо выводы относительно их дальнейшей судьбы специалисты считают преждевременным.

Между тем волгоградские эксперты достаточно скептически отнеслись к эффективности подобной меры воздействия на сетевиков.

«Я бы назвал ситуацию скорее комичной, – отметил директор ООО «Новая линия» Николай Лукьяненко. – Подобные обвинения в адрес ритейлера были бы уместны, будь он монополистом, но поскольку на рынке Волгограда присутствует пять-шесть крупных сетевиков, бессмысленно обвинять один только «Радеж» в том, что компания не получила возможности для выхода на рынок области. Уверен, что компания найдет достаточно оснований, чтобы отклонить эти обвинения». При этом эксперт отметил, что заинтересованность ритейла в расширении предложения должна поощряться в первую очередь местными властями.

«Продавец в первую очередь должен думать о потребителях, – считает Николай Лукьяненко. – Если на полках Волгограда в среднем представлено всего пять производителей одного и того же товара, то это очень мало. Если посетить магазины в регионах севернее нашего, например, в Ижевске, Мордовии, Ульяновске, то там можно видеть по 20 позиций. И такое положение напрямую зависит от политики региональных властей. Если перед продавцами ставится такая задача, она выполняется. И в конечном итоге такой подход в лучшую сторону сказывается на ценах. Хотелось бы, чтобы такой подход прижился и у нас в регионе».