Волгоградцы ждут денег за рекламу на собственных домах

С каждым днем на волгоградские домах появляется все больше рекламы. Конструкции устанавливаются в лифтах, а также на фасадах и крышах домов. Полученные управляющими компаниями средства должны распределяться между жильцами, позволяя снизить коммунальные платежи или провести ремонтные работы. Однако, по словам экспертов, волгоградцы зачастую не знают, куда уходят деньги от рекламы, размещенной на их домах.

Больше рекламы – меньше коммуналка

«Вопрос использования общедомового имущества при размещении рекламы на домах очень актуален, – уверена член клуба «Деловое Поволжье» Татьяна Тюрморезова. – Такая реклама размещается повсеместно – это щиты в лифтах и на фасадах домов, вывески магазинов и так далее. Знаю, что в прошлом году управляющая компания «Жилкомфорт» средства, собранные за вывеску компании «Л'Этуаль» на доме, расположенном на пересечение проспекта Ленина и улицы Комсомольской, использовала для перерасчета и снижения оплаты за коммунальные услуги для жильцов этого дома. Сумма немаленькая – около 400 тысяч рублей, которые использовались на благо людей. Но так происходит нечасто. В основном волгоградцы не видят ни копейки с тех денег, которые были заплачены жилищным организациям за размещение рекламы».

Эксперт видит решение проблемы в урегулировании вопроса на законодательном уровне.

«Я считаю, что управлению по региональным тарифам необходимо прописать средства с рекламы на общедомовом имуществе отдельной строкой, – говорит госпожа Тюрморезова. – Ведь речь идет о приличных суммах, на которые можно не только снизить коммунальные платежи, но и благоустроить придомовую территорию или провести ремонтные работы».

Как правильно

«Размещение рекламы на общем имуществе многоквартирного дома возможно только после проведения общего собрания собственников, – говорит директор ООО Юридическая фирма «Лазарис и партнеры. Правовая помощь и услуги» Жанна Манжилей. – Где будет принято большинством голосов собственников жилых и нежилых помещений решение о размещении рекламы на общем имуществе, а на заключение договора о размещении рекламы будет уполномочена управляющая компания как юридическое лицо или ТСЖ. Также в протоколе общего собрания собственников должен быть утвержден порядок целевого использования средств, получаемых от размещения рекламы».

«При размещении рекламы в лифтах мы взаимодействуем с управляющими компаниями, – рассказала коммерческий директор ООО «РА Волга-Медиа» Наталья Аникина. – Заключаем необходимые договоры и выплачиваем аренду. Конфликтов с жильцами у нас практически не бывает, припоминаю лишь единичные случаи. К примеру, жители одного из домов на улице Невской в Центральном районе, несмотря на имеющийся договор с жилищной организацией, срывали рекламные конструкции. В результате договор пришлось расторгнуть. Вообще в случае возникновения претензий волгоградцев перенаправляют в их жилищную организацию».

Сами представители волгоградских управляющих компаний утверждают, что полученные за размещение рекламы средства расходуются на общедомовые нужды.

«Деньги совсем небольшие, – говорит директор ООО «Домсервис» Вадим Клычов. – Так, за один щит в лифте рекламщики платят нам 100 рублей. Все средства мы переводим на расчетный счет и в дальнейшем направляем их на благоустройство. С жильцами все траты нами обсуждаются в обязательном порядке. Как происходит в других управляющих компаниях – я не знаю».

Однако волгоградские политики отмечают, что нарушения при размещении рекламы на общедомовом имуществе допускаются очень часто.

«К сожалению, в Волгограде известны лишь единичные случаи, когда общие собрания легитимно проводились, – рассказал депутат Волгоградской областной думы, председатель Волгоградского союза потребителей Сергей Попов. – В результате получается следующее – управляющие компании якобы проводят эти собрания, на которых устанавливаются и условия управления имуществом, и жители якобы делегируют им полномочия по вопросам размещения рекламы, а также по расходам полученных средств. Отчасти к этому приводит пассивность самих жильцов, которых весьма проблематично организовать для проведения собрания. Сегодня отношения между рекламщиками и управляющими компаниями покрыты мраком. Получается замкнутый круг, ведь при обращении в правоохранительные органы те ссылаются на имеющийся договор с управляющей компанией».

Куда жаловаться?

«Обращения по поводу рекламы на домах к нам поступали в прошлом году, поступают и в этом, – рассказала заместитель руководителя УФАС по Волгоградской области Ирина Никуйко. – Но это не совсем наша компетенция. Мы контролируем содержание рекламы, а проблемы между управляющими компаниями и жильцами регламентируются не антимонопольным законодательством, а жилищным».

Не занимаются контролем над распределением вырученных управляющей компанией средств между жильцами и городские власти.

«Мэрия контролирует законность самого размещения рекламы, – сообщил чиновник администрации Волгограда, отказавшийся от авторизованного комментария. – То есть рекламщики должны прийти в департамент по рекламе уже с договором с управляющей компанией и получить разрешение на размещение конструкции. Без этого разрешения реклама считается незаконной. Причем ведется специальная база рекламы, и при обнаружении незаконной конструкции предстоит ее снос. Однако договорные отношения между жильцами и рекламщиками, в том числе и распределение финансовых средств, администрацией никак не контролируются».

Обращаться с жалобами волгоградцам следует в региональную жилищную инспекцию.

«Доходы от рекламы в соответствии с законом подлежат раскрытию, – заявил заместитель руководителя жилищной инспекции Волгоградской области Вячеслав Дьяков. – То есть жилищные организации обязаны разместить в Интернете информацию о том, сколько денег с рекламы было получено, и как они были расходованы. Кроме того, управляющие компании обязаны предоставлять эти данные и по письменному запросу кого-либо из жильцов в течение 20 дней. Если срок нарушен, то волгоградцы могут обратиться в жилищную инспекцию, которая проведет проверку и оштрафует нарушителей».