Как губернатор закон нарушал

Волгоградское Управление ФАС выявило в действиях губернатора Николая Максюты и ОАО «НК ЛУКОЙЛ» нарушение закона «О защите конкуренции». Теперь нефтяникам грозит штраф, а губернатор уйдет в отставку. Об этом передает корреспондент The Moscow Post.
Недавно представители ФАС рассказали о результатах расследования дела, возбужденного в августе этого года по жалобе мэра Волгограда Романа Гребенникова. Градоначальник сообщил антимонопольщикам о своем конфликте не только с нефтяниками, но и с губернатором.
Как выяснилось, региональное руководство и нефтяная компания требовали у мэрии Волгограда включить структуру ЛУКОЙЛа в управление ЖКХ областной столицы. В случае отказа, нефтяники угрожали остановить поставку энергоносителей на муниципальные коммунальные предприятия. Фактически ЛУКОЙЛ пошел на открытый шантаж мэра, так как его отказ от столь «щедрого предложения» привел бы к тому, что без света могло остаться множество жителей Волгограда.
Понимая, что мэр начал сопротивляться, в дело вмешался и сам губернатор Максюта. Он не раз пробовал договориться с Гребенниковым. В частности, он настаивал на заключении трехстороннего соглашения «О взаимодействии в сфере развития рынка тепловой и электроэнергии». Требования главы региона были столь ультимативными, что многие аналитики стали задумываться над тем, что стоит за этой «ретивостью» Максюты? Уж не «откат» ли?
Не смотря на давление со стороны нефтяников и областных чиновников, мэр не пошел на подписание договора. Вместо этого он обратился к антимонопольщикам.
14 августа 2009 года руководителю УФАС на стол легла жалоба мэра Волгограда. В ней он не только упомянул, что в настоящее время в городе сферу ЖКХ уже обслуживают несколько МУПов, которые отлично справляются со своими обязанностями, но и выдвинул открытое обвинение против ЛУКОЙЛа.
Все дело в том, что по закону наделить ту или иную структуру правом обслуживать городское ЖКХ можно лишь по конкурсу. А Максюта и господа из ЛУКОЙЛа требовали сделать это на внеконкурсной основе, фактически побуждая мэра пойти на нарушение закона.
Затем в дело вмешалась специальная комиссия УФАС. По ее требованию, ЛУКОЙЛу пришлось полностью раскрыть схему всех действующих в регионе дочерних структур нефтяной компании. Результаты проверки, по мнению экспертов, свидетельствовали о том, что структуры ЛУКОЙЛа пользуются «негласной поддержкой» со стороны губернатора.
В результате, антимонопольщики признали Максюту и нефтяников виновными в нарушении ст.16 закона «О защите конкуренции».
Данная статья запрещает органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и хозяйствующим субъектам заключать какие-либо соглашения, в случае, если это может привести «недопущению, ограничению, устранению конкуренции».
Лоббировать заключение договора с мэрией ЛУКОЙЛ заставили обстоятельства, вызванные приходом на рынок ЖКХ Волгограда новых игроков. Так с 1 июня муниципалитет Волгограда начал самостоятельно управлять коммунальной инфраструктурой города.
До этой даты ЖКХ города целых пять лет обслуживали частные компании - ВгКС, РЭС, КТВ.
Эти компании управляли ЖКХ, мягко говоря, не на том уровне, на котором хотелось бы видеть обслуживание ЖКХ жителям Волгограда. Вполне логично, что в интересах горожан мэрия пересмотрела систему управления ЖКХ. Однако, затем выяснилась одна важная подробность. Бывшие фирмы-управленцы оставили после себя долгов примерно на 3 млрд рублей.Отметим, что более 2 млрд из этой суммы ВгКС, РЭС, КТВ оказались должны аффелированным к ЛУКОЙЛу структурам - «Волгоградэнергосбыту» (долг в 1,566 млрд рублей) и «Волгоградской генерации» (задолженность около 600 млн рублей).
Затем выяснилось, что, только по официальным данным, ЛУКОЙЛ имеет минимум по 30% акций в двух бывших коммунальных операторах — ЗАО «РЭС» и ОАО «КТВ».
Так, что фактически ЛУКОЙЛ давал деньги в долг своим же структурам.А вот покрыть этот долг ЛУКОЙЛ планировал за счет городского бюджета.Однако, мэрия Волгограда в ответ на эти притязания, предложила ЛУКОЙЛу просто провести взаиморасчет с экс-операторами, а бюджет города не трогать.
Тогда представители нефтяной компании обвинили коммунальщиков в плохом управлении ЖКХ.
Те, в свою очередь, заявили, что во всем виновато бывшее руководство города, которое якобы из популистских целей искусственно занизило тарифы на энергоносители.
Точку в споре мэрии и ЛУКОЙЛа поставило УФАС.
Теперь, после того, как факт нарушения закона установлен, УФАС в течение 10 рабочих дней должно изготовить соответствующее решение по этому делу.
После вступления этого решения в силу, антимонопольщики постараются привлечь нарушителей закона к административной ответственности по ст. 14.9, 14.32 КоАП
Теперь ЛУКОЙЛу угрожает штраф, а вот губернатор уйдет в отставку. Впрочем, он и так должен был уйти в нее в связи с истечением срока своих полномочий, который приходится на декабрь 2009 года.
По мнению экспертов, в обмен на помощь во введении ЛУКОЙЛа в управление ЖКХ Волгограда, нефтяники вполне могли пообещать Максюте «теплое местечко» в своей компании, который тот займет после своей отставки с поста губернатора.
Напомним, что практика перехода чиновников с гос.службы в топ-менеджеры крупных корпораций является довольно распространенной в нашей стране.Так экс-президент Армении Роберт Кочарян после истечения срока своих полномочий перешел в состав совета директоров АФК «Система».
Бывший федеральный канцлер Германии Герхард Шредер так же перешел на работу в российский «Газпром» после того, перестал быть гос.чиновником.Очевидно, что Максюту тоже вдохновил пример Шредера и Кочеряна, и он, по всей видимости, решил продолжить свою деятельность в нефтяной сфере.Хотя, как правило, «теплое место» в корпорации просто так не дается – его нужно заслужить. Что и было сделано…
Так Максюта имеет с ЛУКОЙЛом весьма долгую историю отношений. Губернатор в свое время давал нефтяникам щедрые налоговые послабления и лоббировал принятие выгодных компании решений, а те, в свою очередь, отвечали ему взаимностью.
К примеру, по слухам, это именно ЛУКОЙЛ спонсировал предвыборные компании Максюты. В 2001 году, по информации СМИ, главного противника Максюты господина Савченко даже приглашали в московский офис ЛУКОЙЛа и предлагали там пост первого вице-губернатора, если он снимет свою кандидатуру.
Затем, через 4 года, согласно официально опубликованным данным, именно ЛУКОЙЛ финансировал кандидатуру заведомо непроходного и от того «технического кандидата» - президента клуба «Ротор» Горюнова, который был выгоден Максюте.
Разумеется, что за поддержку Максюта должен был предоставлять ЛУКОЙЛу ответные услуги. Быть может, именно это побудило его в свое время назначить двух вице-губернаторов из числа выходцев из ЛУКОЙЛа. Ими стали вице-губернатор по информационной политике и связям с общественными организациями Сизов, и его коллега, отвечающий за ТЭК, Ходырев.Такой интерес ЛУКОЙЛа к Волгоградской области объясним тем, что здесь компания добывает около 10% всей своей нефти.
Интерес Максюты к ЛУКОЙЛу так же есть, ведь там в свое время работали сын, дочь и зять губернатора.
Похоже, что Максюта и сам по окончанию своего губернаторского срока решил пресесть в кресло какого-либо топ-менеджера ЛУКОЙЛа.
Вот только стоило ли удовлетворение личных амбиций господина губернатора предательства интересов жителей Волгоградской области?..