Надзорные органы Волгоградской области завалены жалобами от автовладельцев

Полис обязательного страхования автогражданской ответственности для большинства российских автовладельцев за последний год стал настоящей головной болью. Для волгоградских уж точно. Подавляющее число водителей уже смирилось с тем, что без излишних проволочек и дополнительных страховок оформить автогражданку практически нереально. Ну а те, кто не готов обременять себя хождениями по мукам и лишними поборами, предпочитают рисковать, покупая фальшивые полисы ОСАГО. 

Надзорные органы Волгоградской области завалены жалобами от автовладельцев

Мошенники не дремлют

Одними из первых тревогу о появлении поддельных бланков полисов ОСАГО еще в минувшем году забили представители компании «АльфаСтрахование». Ее представители на одном из сайтов в сети Интернет увидели объявление омича, предлагавшего полис якобы «АльфаСтрахования» по заниженной цене. Но специалисты сумели разглядеть, что этот документ никакой законной силы не имеет.

– Тот номер, который был указан на подделке, раньше принадлежал оригиналу, срок действия которого истек, – уточнили в пресс-службе страховой компании. – Нашей службой безопасности первые массовые тиражи фальшивок были обнаружены в Краснодарском крае и Ростовской области.

Судя по всему, из соседних регионов поддельные бланки ОСАГО «перекочевали» к нам, потому как уже в конце декабря 2014 г. стали всплывать случаи массового развода волгоградских автолюбителей.

– Существуют две возможные причины появления подделок на рынке автострахования, – говорит автоюрист Максим Ненашев. – Это могут быть полисы тех страховых компаний, которые по каким-то причинам уже не работают, но их бланки остались на руках у агентов. Плюс к этому отсутствие действенного контроля со стороны страховых компаний за реализацией и возвратом агентами своих полисов. А то, что автолюбители покупают поддельные страховки, зависит от многих факторов. К ним можно отнести и рост тарифов на покупки настоящих полисов ОСАГО при недобросовестном отношении страховщиков к исполнению своих обязанностей, и создание искусственных барьеров в приобретении оригинальных бланков теми же страховщиками. Да и просто элементарная неосведомленность автовладельцев, которые не в состоянии отличить поддельный полис от настоящего.

С риском – на дорогу

И на что только не пойдут водители, лишь бы «узаконить» владение своим авто своевременно и не делать лишних переплат при этом. Но в то же время они забывают об ответственности, которую неизбежно понесут при любом раскладе.

– Покупая полис «с рук», водитель должен понимать, что он рискует обрести вместе с ним множество неприятностей, начиная от возмещения ущерба при ДТП за свой счет до серьезных подозрений со стороны правоохранительных органов в соучастии в мошенничестве, – убежден руководитель регионального отделения «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян. – Понятно, что заплатить 8-10 тыс. рублей за автогражданку со всеми допуслугами, купить которые в «нагрузку» вынуждают страховщики, готовы далеко не все. Но и надеяться на авось, что инспектор ГИБДД не заметит подделку, не стоит.

Убытки, как палки в колеса

А между тем сложившаяся ситуация является лишь вершиной айсберга и следствием множества проблем, накопившихся в отрасли обязательного автострахования за последние два года. Прежде всего сами страховщики жалуются на то, что действующих тарифов не достаточно, чтобы получать прибыль. Да и с чего ее извлекать, если в России, по мнению представителей крупнейших страховых компаний, чуть ли не каждый третий регион убыточен по ОСАГО. Волгоградская область – в их числе.

– Поводы так утверждать у страховщиков вполне весомые, – считает Армен Оганесян. – Ежегодно парк автомобилей на наших дорогах увеличивается, следовательно, растет и число аварий. Соответственно больше стало страховых выплат. Кроме того, весьма остро стоит проблема с так называемыми «автоподставами», которые очень часто происходят на наших дорогах. В отдельных случаях это целые криминальные схемы обмана страховщиков.

И все же, как бы там ни было, защитить свои интересы страховые компании пытаются пока что за счет клиентов, предлагая полисы ОСАГО с колоссальной наценкой. Мириться с таким положением дел волгоградские автолюбители не намерены.

Застрахуй машину… а еще себя и квартиру!

В минувшем году в региональный УФАС России поступило более 300 заявлений граждан о нарушении антимонопольного законодательства страховыми компаниями.

– Автовладельцам помимо страховки на машину навязывали застраховать что-то еще, – поясняет Полина Шкаруппа. – А тем, кто не хотел ничего страховать, кроме автомобиля, говорили, что в таком случае бланков ОСАГО у них нет. Кроме того, нарушался порядок ценообразования на услуги ОСАГО, в том числе неправильное применение так называемого коэффициента «бонус-малус». Почти все эти нарушения в массе своей допущены ООО «Росгосстрах» – на эту компанию у нас наибольшее число жалоб со стороны граждан.

С трудностями при покупке полиса ОСАГО в этом году столкнулись автолюбители по всей Волгоградской области, в том числе и в Волгограде. Запись на получение обычного полиса без "нагрузки" идет уже на март-апрель. Автостраховщики объясняют это "отсутствием возможности", якобы у компании не хватает кадров, чтобы справиться с наплывом желающих оформить полис. Причем те же самые компании еще совсем недавно, когда им было выгодно, нанимали целую армию агентов, которые навязывали страховые полисы на каждом углу. Сегодня на рынке ОСАГО при полном попустительстве контролирующих органов царит форменный саботаж предоставления услуг. Страховые компании не хотят страховать ОСАГО по обычным тарифам, а контролирующие органы фактически их покрывают. Никаких массовых проверок, притом что и прокуратура, и антимонополный коммитет, и Роспотребнадзор завалены жалобами автовладельцев.

В некоторых случах автовладельцам просто отказывают. В декабре 2014 г. жителю Даниловского района было отказано в оформлении полиса ОСАГО из-за того, что он не согласился застраховать в довесок свою жизнь.

– Весь этот разговор с сотрудником «Росгосстраха» мужчина записал на диктофон и приложил его в качестве доказательства к заявлению, – рассказывает прокурор Даниловского района Волгоградской области Алексей Панфилов. – Здесь мне хотелось бы обратить внимание, что данная мера обязательна, если гражданин хочет отстоять свое право. И отказать в аудио- или видеосъемке не могут, поскольку это не является вторжением в личную жизнь.

Только на основании аудиозаписи разговора страховщика с клиентом прокуратуре Даниловского района удалось привлечь нарушителя к административной ответственности. Его оштрафовали.

Однако какие бы меры не принимались со стороны правоохранителей по отношению к недобросовестным страховщикам, ситуация в этом сегменте рынка по-прежнему остается нестабильной. И пока страховые компании хитрят, автомобилистам, чтобы отстоять свои права, остается пользоваться советами экспертов. Они помогут сохранить время, деньги и здоровье.

Что нужно знать при оформлении полиса ОСАГО:

1. Написать заявление о заключении договора (по форме) в двух экземплярах (один передается страховщику, второй с отметкой о вручении остается на руках заявителя) и приложить копии паспорта, свидетельства о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение, диагностическую карту о прохождении техосмотра.

2. Если навязывают дополнительные услуги, записать разговор с представителем фирмы любыми удобными средствами: на диктофон, снять видео на мобильный телефон.

3. Если представитель страховщика отказывается принять заявление нарочно, то заявление в страховую компанию можно отправить заказным письмом с описью вложения. Документ об отправке сохранить.

4. В случае письменного отказа от заключения договора ОСАГО, необоснованного уклонения, отсутствия ответа страховщика по истечении 30 дней с момента получения заявления следует обращаться в волгоградское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

По нашему запросу в региональном управлении Роспотребнадзора рассказали, что на 2015 год в ведомство поступило более 30 устных и письменных заявлений граждан с жалобами на неправомерные действия страховых организаций. В основном это навязывание страховщиками допуслуг и отказ в оформлении полисов ОСАГО в связи с отсутствием бланков.

– В функции Роспотребнадзора не входит осуществление контроля за непосредственным исполнением прямых требований законодательства о страховании, – пояснили в ведомстве. – В связи с этим мы не можем проводить контрольно-надзорные мероприятия по обращениям граждан по поводу необоснованных отказов страховщиками в оформлении полиса ОСАГО либо навязывание дополнительных страховых услуг.

Как пояснили в ведомстве, с августа 2014 года страховые организации за подобные нарушения несут административную ответственность. Их дела рассматривают в Центральном Банке Российской Федерации. Поэтому обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей сотрудники Роспотребнадзора могут только в том случае, если Банк России признает действия страховой организации незаконными. В том случае, если страховая организация занимает доминирующее положение на рынке и является монополистом, автолюбитель вправе обратиться в Федеральную Антимонопольную службу по Волгоградской области. А если страховщики отказываются оформить договор обязательно страхования, то клиент, чьи права нарушены, может обратиться в суд с требованием о понуждении заключить с ним договор.

Что надо сделать, чтобы защитить свои права при ДТП:

1. Немедленно известить страховую компанию о ДТП (лично или заказным письмом).

2. Пригнать автомобиль на осмотр в место, указанное страховой компанией.

3. Сдать документы о ДТП в страховую компанию и дожидаться выплаты.

4. Если страховая компания не осуществила выплаты или осуществила ее в заниженном размере, необходимо обращаться с соответствующим иском в суд.

5. При рассмотрении дела в суде необходимо провести экспертизу на предмет установления оценки стоимости ущерба. Поэтому заблаговременно нужно подыскать оценщика.

6. После получения решения суда нужно подождать месяц и если за это время оно не будет обжаловано, надо идти в суд и получить там исполнительный лист.

7. Исполнительный лист с соответствующим заявлением отнести в службу судебных приставов по месту нахождения страховой компании или в банк, где у страховой компании открыт расчетный счет. Только после этого будут перечислены все необходимые деньги.