ОСАГО «выпало в осадок»
Подобные проблемы у автовладельцев начались по всей стране уже несколько месяцев назад, и поныне абсолютно незаконное навязывание дополнительных страховых услуг процветает повсеместно. Между тем, антимонопольные службы уже назвали нежелание продавать полисы незаконным. Согласно части 1 статьи 445 Гражданского Кодекса РФ, страховая организация должна заключить договор ОСАГО в течение тридцати дней со дня получения соответствующего обращения гражданина. Страховщик не вправе отказать в заключении договора.
И если в страховой компании вам отказывают в услуге, ссылаясь, например, на отсутствие бланков, или выставляя условие – взять дополнительную услугу, можно и нужно написать заявление в адрес страховщика. В котором попросить заключить договор без предоставления дополнительных услуг. Ссылаясь при этом на закон «О защите прав потребителей». В течение 3-5 дней ваше письменное заявление должно быть рассмотрено. Письмо нужно направить в главный офис компании. Если в ответ на ваше заявление приходит отрицательный ответ, или ваше заявление попросту игнорируется – смело обращайтесь в суд.
- До суда дело вряд ли дойдет, - говорит юрист Максим Бражин, - у меня уже несколько было случаев, когда люди обращались к страховщику с письменными заявлениями о заключении договора ОСАГО, и такие договоры были заключены. Ведь по закону, в случае, если страховая организация уклоняется от заключения договора, она должна возместить ущемлённой стороне причинённые убытки.
Однако отказы страховщиков приобрели столь массовый характер, что даже Минфин РФ был вынужден сделать обращение, в котором напомнил водителям, что договор ОСАГО признаётся публичным, и что закон «О защите прав потребителей» запрещает обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). При отказе страховщика от заключения договора клиент имеет право обратиться в суд с требованием заставить его заключить этот договор. При этом уклоняющаяся сторона обязана возместить причинённые таким поведением убытки. Если автовладелец все же получает отказ, он может послать Почтой России предложение о заключении договора ОСАГО выбранному страховщику с уведомлением, и это уведомление станет доказательством получения страхователем предложения-оферты. Страховщик, получивший такое предложение по почте, обязан в течение 30 дней либо ответить согласием, либо представить мотивированный отказ в заключении публичного договора.
- Ответственность за злоупотребление доминирующим положение, в том числе путем уклонения от заключения договора ОСАГО, установлена законодательством в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей за каждый выявленный факт нарушения, - говорит заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области Анна Гаджиева.
И с чем же, все-таки, связано нежелание страховщиков заключать договора с автовладельцами? Как пояснил «КЗ» экономист Федор Турчанов, ответ на поверхности: страховые компании стараются ограничить продажи невыгодного для них продукта.
- Инициативы депутатов, предлагающих увеличить выплаты по ОСАГО более чем в три раза, не меняя цены полиса, могут привести к тому, что страховщики просто уйдут с этого рынка, - говорит эксперт. - Лимиты выплат страховых компаний будут повышены уже с 1 октября 2014 года: компенсация за ущерб автомобилю вырастет с нынешних 120 тысяч до 400 тысяч рублей, за вред жизни и здоровью пострадавшего — со 160 тысяч до 500 тысяч руб. А стоимость полиса ОСАГО останется неизменной, по крайней мере, до 1 января 2015 года. Такие положения содержатся в новом пакете поправок ко второму чтению законов об ОСАГО и об организации страхового дела Поправки подготовила председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Наталья Бурыкина. Недавно комитет одобрил большинство из них.
Между тем, по расчетам Института страхования при Всероссийском союзе страховщиков, в 2013 году средний по отрасли комбинированный коэффициент убыточности страховой деятельности достиг 99,9 процентов. С новыми положениями эта цифра может возрасти до 120 процентов.