Антимонопольные органы ужесточают контроль за чиновниками

Антимонопольные органы ужесточают контроль за чиновниками
При этом свобода действий хозяйствующих субъектов несколько расширяется


Речь идет о целом пакете новых законодательных актов: это федеральные законы «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 федерального закона «О защите конкуренции» от 17 июля 2009 года № 160¬ФЗ, «О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ» от 17 июля 2009 года № 164¬ФЗ, «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ» от 17 июля 2009 года № 173¬ФЗ, «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса РФ» от 29 июля 2009 года № 216¬ФЗ.
В СМИ уже прозвучали суждения о том, что теперь «круг компаний, подпадающих под контроль федеральной антимонопольной службы, расширится, а наказания за антиконкурентные действия для их руководителей и чиновников ужесточатся», что новые законы «на 2/3 направлены против недобросовестных чиновников, нарушающих права предпринимателей». Это подтвердил и Павел Мироненко.
Существенное новшество – предоставление федеральной антимонопольной службе (ФАС) права признавать оказывающими решающее влияние на рыночную конъюнктуру и подпадающими под действие антимонопольного законодательства и те компании, доля которых на соответствующем товарном рынке менее 35%, но больше, чем у других хозяйствующих субъектов.
– Наиболее яркий пример – это взаимоотношения между поставщиками продовольствия и торговыми сетевыми организациями, – пояснил господин Мироненко. – Эта проблема до последнего времени была наиболее острой и вызывала обращения к нам, но мы не могли предпринять никаких конкретных мер, потому что ни одну из местных сетевых организаций нельзя было на основании прежней редакции закона «О защите конкуренции» признать хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке. Для этого нужно было, чтобы рыночная доля одной компании была не менее 35%, совокупная доля трех компаний – не менее 50%, а пяти компаний – не менее 70%. По нашим оценкам, ни один из четверки местных крупных сетевых операторов – «Радеж», «Магнит», «Пятерочка» и «МАН» – ни в совокупности, ни отдельно установленных «порогов» не превышал. Соответственно не было никаких ограничений их свободы заключать договоры со своими поставщиками.
Теперь ситуация должна измениться, хотя названная юридическая новелла сама по себе не приведет к немедленному принятию мер против сетевиков. Чтобы она могла «заработать», нужно еще принять закон «О торговле» и зафиксировать в нем положение о том, что контроль за соблюдением норм этого закона возложен на ФАС. По словам Павла Мироненко, правительство подготовило  соответствующий законопроект для внесения его в Госдуму уже в ближайшую осеннюю сессию. Однако не исключено, что УФАС просто из¬за недостатка ресурсов не сможет эффективно выявлять факты рыночного доминирования сетевых компаний. Такое мнение было высказано руководителем управления со ссылкой на заключение рабочей группы, созданной общественно¬консультативным советом при этом органе. Ведь у сетевых компаний сотни магазинов, и каждый из них действует на своем локальном рынке, вместе с присутствующими на нем другими хозяйствующими субъектами (индивидуальными предпринимателями и т. д.), зачастую не сдающими в государственные и муниципальные органы никаких отчетов. Как в таких условиях определить долю сетевого магазина на каждом локальном рынке?
Еще одна юридическая новелла – уточнение понятий «монопольно¬высокая и монопольно¬низкая цена товара». Наиболее актуальна, конечно, первая – это та, «которая установлена доминирующим хозяйствующим субъектом, если она превышает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на территории РФ и за ее пределами».
Как монопольно¬высокая была, например, названа цена на авиационный керосин, установленная компанией «Лукойл–Аэро–Волгоград». До принятия нового закона УФАС проиграло два дела в апелляционных инстанциях, поскольку выяснилось, что цена на авиакеросин была признана монопольно¬высокой лишь на основе изучения затрат продавца, без сравнения ее с ценой на сопоставимых рынках, на которых существует конкуренция. Однако такие найти на территории России не удалось. Теперь, по новому закону, в случае отсутствия сопоставимых рынков для признания цены монопольно¬высокой достаточно одного критерия – факта ее значительного превышения над уровнем затрат.
Важное новшество – установление специального порядка проведения проверок антимопонольными органами. В частности, для проведения их не требуются предварительные уведомления. Особое внимание будет при этом уделяться выявлению согласованных действий между различными хозяйствующими субъектами или между хозяйствующими субъектами и органами власти, направленных на недопущение и ограничение конкуренции. Установлена административная ответственность должностных лиц за неразмещение в пределах установленного норматива заказов на поставку товаров, выполнение работ и предоставление услуг у субъектов малого предпринимательства.  
Повышены пороговые значения размеров активов и сделок (по приобретению акций, долей в уставном капитале и др.), подпадающих под предварительный контроль органов ФАС: теперь согласование предусмотрено в том случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. (раньше – 3 млрд. руб.) или оборот его превышает 10 млрд. руб. в год (раньше – 6 млрд. руб.). Это, по мнению господина Мироненко, даст хозяйствующим субъектам больше свободы при осуществлении их деятельности. Кстати, в прошлом УФАС согласовывал десятки подобных сделок в год, а ныне их число сократилось до единиц. Повышены пороговые значения также и для таких сделок, в отношении которых органы ФАС ставятся в известность в уведомительном порядке или постфактум. Стабильности экономической жизни послужит и установление 3¬летнего срока давности для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства (раньше для таких дел срока давности не было).  
В соответствии с буквой и духом новых законов антимонопольное ведомство развернуло борьбу против предоставления преференций отдельным компаниям. По словам  Павла Мироненко, согласно статьье16 федерального закона «О защите конкуренции», УФАС усмотрело  антиконкурентное начало  в заключенном  между главой администрации области Николаем Максютой  ОАО «Нефтяная компания Лукойл»  «в интересах отдельных хозяйствующих субъектов» соглашении о взаимодействии в сфере развития розничного рынка тепловой электрической энергии в городе Волгограде. Предполагалось, что соглашение подпишет и глава Волгограда Роман Гребенников, но 14 августа он направил этот документ в УФАС с предложением о подготовке заключения по нему. В УФАС считают, что от названного соглашения выиграют, помимо собственно ОАО «Нефтяная компания «Лукойл», ее дочки ООО «Лукойл–Теплотранспортная компания», ООО «Лукойл–Волгоградэнерго» и др., а также ОАО «ТГК¬8», ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ЗАО «Региональная энергетическая служба». Как пояснил Павел Мироненко, статья 16 запрещает согласованные действия органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, приводящие к ограничению конкуренции.
Названное соглашение предусматривает, что стороны, подписавшие его, до 30 августа 2009 года предпримут меры к тому, чтобы с 1 сентября 2009 года организации группы компаний «Лукойл» вошли в «управление деятельностью по техническому обслуживанию и выполнению работ по ремонту теплосетевой и электросетевой инфраструктур коммунального хозяйства Волгограда через ЗАО «РЭС», а также включились в энергосбытовую деятельность на основе договоров с МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», МУП «Волгоградские межрайонные электрические сети», которые предполагается заключить в августе 2009 года на срок не менее 6 лет. Кроме того, по мысли  подписавших соглашение губернатора и исполняющего обязанности президента ОАО «Лукойл» Маганова, администрация Волгограда должна была взять на себя обязательство до 27 августа 2009 года назначить руководителями ЗАО «РЭС» и ОАО «КТВ» лиц, согласованных с администрацией области, ОАО «Лукойл» и ООО «Лукойл–Волгоградэнерго».  
– Почему администрация Волгоградской области, которая, по закону, обязана блюсти свободу конкуренции, действует в интересах определенных юридических лиц? – определил суть проблемы руководитель УФАС. – Очень простое соображение могу сказать: планируется ограничить самостоятельность муниципальных унитарных предприятий. МУПы вправе выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту коммунальной инфраструктуры собственными силами или привлечь третьих лиц. Но это их право: определить, кого именно привлечь. Совсем не обязательно это будут те, на кого укажут участники соглашения.
Кстати, в данном случае «цена вопроса» немалая: за теплоснабжение волгоградцы платят в год 6 млрд. руб.