Кассация подтвердила обязание ООО "Ёбидоёби" изменить фирменное наименование

Вчера Суд по интеллектуальным правам отклонил кассационную жалобу ООО «Ёбидоёби» на обязание изменить фирменное наименование юридического лица (судебное дело № А33-31075/2022).

Об истории данного прецедентного дела мы ранее писали на сайте https://volgograd.fas.gov.ru/news/13168, https://volgograd.fas.gov.ru/news/13134, https://volgograd.fas.gov.ru/news/12978.

Таким образом, настойчивые попытки скандально известной сети суши привлечь внимание к своей организации путем использования табуированной лексики в рекламе, товарном знаке, фирменном наименовании не нашли поддержки в судах. Общество последовательно проиграло суды по товарному знаку, рекламе, а теперь и по фирменному наименованию. Основной вывод судов – реклама, как фирменное наименование оценивается с точки зрения обычного рядового потребителя, а не знатоков японского языка и пр.

Напомним Общество настаивало, что слово, выбранное в качестве названия организации придуманным авторским неологизмом, передает русскими буквами японский текст «День недели – суббота», не имеет близкого сходства с бранной ненормативной лексикой русского языка. Однако суды при оценке наименования посчитали, что оценку необходимо производить с точки зрения обычных потребителей, не знающих в частности японского языка, и с существенной долей вероятности слово вызовет ассоциации с бранной ненормативной лексикой русского языка.

Это была очень любопытная и поучительная история создания и развития бренда. В итоге мы видим, что подобным маркетинговым методам можно противостоять. Бизнесмены, масштабирующие такие «изобретательные» приемы, рискуют не только сами, но и подвергают излишним предпринимательским рискам своих партнеров, в данном случае многочисленных предпринимателей по всей стране, приобретших у ООО «ЁбиДоЁби» франшизу с таким брендом.

Судебная практика по данному делу может быть использована антимонопольными органами при рассмотрении схожих споров. В частности, в настоящее время в Арбитражном суде Волгоградской области рассматривается иск об обжаловании решения Волгоградского УФАС в отношении рекламы средств для ухода за кожей «L... M…» с текстом «Вылюби свою кожу!» (судебное дело № А12-21809/2023). В качестве обоснования рекламодатель спорной рекламы ссылается на значение данного слова в Толковом словаре В.И. Даля 19 века, цитирует поэтов начала 20 века и при этом полностью игнорирует то значение, которое приобрело данное слово в последние годы и то, как оно может восприниматься обычными потребителями сейчас.

О результатах рассмотрения данного спора мы расскажем в дальнейшем на нашем сайте.