Электронное издание «Из рук в руки» размещало ненадлежащую рекламу финансовых услуг

На днях Волгоградское УФАС приняло решение по трем делам о признании рекламы, размещенной на сайте https://volgograd.irr.ru ненадлежащей, нарушающей целый ряд требований рекламного законодательства (недостоверная реклама и нарушение требований к рекламе финансовых услуг).

Все три дела были возбуждены по материалам, поступившим из Южного главного управления Центрального Банка России. Банк России обнаружил, что на сайте https://volgograd.irr.ru в рубрике «Помощь в получении кредита» размещаются рекламные объявления о финансовых услугах под следующими заголовками: «Займы всем в Волгограде», «Занимаете деньги онлайн?», «Помощь в получении кредита всем гражданам РФ без отказа».

В указанных объявлениях содержалась информация о возможности получить помощь в оформлении кредитов и займов на определенных условиях, указывались конкретные процентные ставки, максимальные суммы кредитов, гарантии одобрения кредитов. Помимо условий, определяющих стоимость кредита или займа, указывалось также юридическое лицо, которое якобы предоставляет такую помощь, его ОГРН, а далее номер лицензии реального банка и его наименование.

Причем текст был сформулирован таким образом, что у потребителей рекламы могло сформироваться впечатление, что банки (кредитные организации) выдали лицензии указанным в рекламе юридическим лицам на осуществление деятельности по привлечению клиентов. Вот, например, как заканчивалась одна из реклам: «ООО «Лион Кредит» ОГРН 1177746088585 Лицензия № 963 выдана ПАО «…комбанк» от 01.02.17».

В рекламе также указывались номера телефонов, по которым предлагалось обращаться гражданам.

Владелец сайта https://volgograd.irr.ru пояснил антимонопольному органу, что для размещения информации на сайте существует определенная процедура, которая не предусматривает проверку достоверности сведений, которые будут размещены на нем.

В ходе дела антимонопольным органом была запрошена информация у указанных в рекламе лиц, установлены абоненты по упомянутым номерам телефонов.

Неудивительно, что оказалось, что указанные в рекламах Общества, а также банки не имели отношения к рекламе, а номера телефонов принадлежали физическим лицам, которые не отвечали на запросы антимонопольного органа.

В данных обстоятельствах, когда рекламораспространитель допустил размещение рекламы финансовых услуг без должного со своей стороны контроля и проверки рекламодателей, установить фактического рекламодателя не удалось.

В ходе дел ООО «Пронто Медиа Холдинг» (владелец сайта ИРР) сообщило об удалении указанных объявлений со страниц сайта, а также исключении из рубрикатора всей рубрики «Помощь в получении кредита» во избежание в дальнейшем появления такого рода неопределенно толкуемых рекламных объявлений.

Комиссия Волгоградского УФАС пришла к выводу, что рассматриваемая в реклама содержит несоответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара, а также об условиях приобретения товара. Что является нарушениями п.4 и п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе № 38-ФЗ. 

Кроме того, установлено, что реклама не содержит указание на наименование или имя лица, оказывающего рекламируемые финансовые услуги, что нарушает ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе № 38-ФЗ, а также во всех рекламах содержится указание на условия, влияющие на полную стоимость кредита или займа, но они указаны не все, что нарушает ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе № 38-ФЗ.

Как прокомментировала заместитель руководителя Ирина Никуйко: «В сфере рекламы финансовых услуг рекламораспространителям надлежит быть особенно осторожными и не пренебрегать своим правом на запрос у лиц, обращающихся за размещением рекламы, доказательств наличия у них лицензий, разрешений, выданных Банком России. Также не следует забывать о возможности самостоятельной проверки посредством сверки сведений о лицах с данными соответствующих Реестров финансовых организаций на сайте Банка России. Это позволит предотвратить широкое продвижение рекламы финуслуг нелегальными участниками рынка. А вот в случаях, когда этого не происходит, ответственность за нарушение рекламного законодательства понесет рекламораспространитель – владелец сайта или средства массовой информации».

Все три дела будут переданы для возбуждения административного производства по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламораспространителя.