Об оставлении решения арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года по делу № А12-14687/2013 без изменения, апелляционной жалобы ЗАО «Банк Русский Стандарт» без удовлетворения

Номер дела: А12-14687/2013
Дата публикации: 12 ноября 2013, 12:18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-14687/2013

 

 

12 ноября 2013 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена «05» ноября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен «12» ноября 2013 года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,

судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,

при участии в заседании:

от закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» - Сорокин А.А., доверенность от 17.10.2013,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – Алимова Е.В., доверенность от 09.01.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (г. Москва)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года по делу № А12-14687/2013 (судья С.П. Романов)

по заявлению закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт»
(г. Москва, ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(г. Волгоград, ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)

заинтересованное лицо: закрытое акционерное общество «Пи Эйч Ди» (г. Москва)

о признании решения незаконным,

 

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (далее общество, заявитель, банк) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС, антимонопольный орган, Управление) от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ЗАО «Банк Русский Стандарт», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

УФАС по Волгоградской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.

В материалах дела имеется ходатайство закрытого акционерного общества «Пи Эйч Ди» о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей закрытого акционерного общества «Пи Эйч Ди», надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 08 октября 2013 года.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам проведенной проверки УФАС по Волгоградской области выявлен факт размещения 12.05.2012 г. ЗАО «Банк Русский Стандарт» наружной рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, ст. 9, ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

На основании этого, антимонопольный орган вынес решение по делу от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13 которым:

1.             Реклама «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас! Русский Стандарт банк www.rsb.ru 8 800 200 6 208», размещавшаяся на наружных рекламных конструкциях в период с 01.05.2012 по 31.05.2012 на территории Российской Федерации в том числе в г. Волгограде, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (далее Закон 38-ФЗ).

2.             ЗАО «Банк Русский Стандарт» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.             ЗАО «Пи Эйч Ди» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении,

Не согласившись с выводами антимонопольного органа, изложенными в решении, ЗАО «Банк Русский Стандарт» обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что  размещенная заявителем реклама, является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными, соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Подпунктом 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ установлено, что реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как предусмотрено ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со ст. 9 названного Закона в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1)        сроки проведения такого мероприятия;

2)        источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-Ф3, Закон о защите конкуренции) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств.

Как предусмотрено «Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (утвержденным Банком России 24.12.2004 г. № 266-П), кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация вправе осуществлять, помимо указанных в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

В частности, ст. 1473 ГК РФ закрепила следующие положения:

1.        Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Указанные положения конкретизированы Федеральным законом от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьей 4 которого предусмотрено, что полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО».

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в мае 2012 года установлен факт размещения наружной рекламы на рекламных щитах с указанием принадлежности «News ООО «Апр-сити/ТВД» следующего содержания: «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!». Текст выполнен светлым по цвету шрифтом (белый и светло-оранжевый) на ярком красном фоне. Далее по тексту рекламы белым по цвету шрифтом поверх чёрного узора на красном фоне указано «Русский Стандарт банк www.rsb.ru 8  800 200  6 208».  Под последней надписью значительно более мелким шрифтом, выполненным черным цветом на красном фоне, содержится информация: «ЗАО «Банк Русский стандарт». Генеральная лицензия Банка России № 2289, выдана бессрочно 19 июля 2001 года. Организатор акции «Призы твоей мечты» - ООО «Гринфокс АГ». Акция проводится с 9 апреля 2012 года по 31 мая 2012 года для клиентов-держателей кредитных карт Банка Русский Стандарт (с учетом ограничений, указанных в Правилах акции «Призы твоей мечты»). Период выдачи призов - с 3 августа 2012 года по 15 сентября 2012 года. Количество призов ограничено. С подробными Правилами акции «Призы твоей мечты!», сроками, местом, количеством и порядком выдачи призов можно ознакомиться на сайте www.rsb.ru или по телефону Банка Русский Стандарт 8 800 200 6 208».

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Указанная реклама размещена на рекламном щите, стоящем у автомобильной дороги и обращена к участникам дорожного движения, направляющимся в центр
г. Волгоград со стороны Больничного комплекса.

В рассматриваемом случае, согласно Уставу, полное официальное наименование на русском языке читается как - закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт», сокращенное наименование - ЗАО «Банк Русский Стандарт». Лицензия на осуществление банковских операций № 2289 от 19.07.2001 г. Юридический адрес: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 36.

В рекламе ЗАО «Банк Русский Стандарт» содержится в доступной для потребителя форме (с учетом размера шрифта и используемых цветов - белым цветом на красном фоне) только указание на «Русский Стандарт Банк», не являющееся официальным наименованием самой кредитной организации.

Сведения «ЗАО «Банк Русский Стандарт» представлены в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным цветом значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Кроме того, в рекламе сообщается о проведении стимулирующего мероприятия («Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!»).

Согласно п. 3.1 агентского договора № ГФ-2 от 10.04.2012 г., заключенного между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ООО «Гринфокс АГ», в акции «Призы твоей мечты!» принимают участие держатели карт, выпущенных банком в рамках платежной системы (п. 2.1.5), для которых выполняется условие о том, что в течение срока проведения акции между банком и держателем карты имелся действующий договор.

Вместе с тем, необходимые сведения, предусмотренные ст. 9 Закона № 38-ФЗ выполнены также, в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным по цвету значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Таким образом, наименование кредитной организации ЗАО «Банк Русский Стандарт», а также сроки проведения акции и информация об источнике получения информации, касающейся ее проведения, размещенные мелким шрифтом на рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), установленной на одной из сторон проезжей части при движении по ул. Симонова г. Волгограда в сторону движения к Больничному комплексу, является недоступной для потребителей вследствии мелкого размера шрифта, сочетания цвета фона и цвета шрифта, а также ограниченного времени считывания указанной информации из проезжающего по отдаленной от рекламной конструкции полосе движения транспорта, в связи с чем, потребитель фактически не может получить предусмотренную законом информацию.

Указанные обстоятельства подтверждены актом мониторинга № 52-р от 26.05.2012г., составленным представителями антимонопольного органа.

Распространение рекламы финансовых услуг, рекламы стимулирующего мероприятия направлено на формирование у потребителя желания воспользоваться соответствующими услугами банка. Вследствие этого существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 Закона
№ 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В рассматриваемом случае, привлекательная информация для потребителей («ВЫИГРАЙ КВАРТИРУ В МОСКВЕ и другие призы. Оформи кредитную карту СЕЙЧАС!») выполнены контрастным по отношению к общему фону цветом, крупным по размеру шрифтом, в отличной от основной цветовой гамме и размере, делающих текст предупредительной надписи нечитаемой, что не соответствует требованиям ст. 9 и ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

В случае, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ).

В соответствии с подп. 5, 7 ст. 3 Закона № 38-ФЗ, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с договором № BRS-PHD/03-12 от 27.03.201г., заключенным между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ЗАО «Пи Эйч Ди» (агент), последнее является рекламораспространителем.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении банком требований ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года по делу № А12-14687/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт»  без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

stdClass Object ( [vid] => 9750 [uid] => 5 [title] => Об оставлении решения арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года по делу № А12-14687/2013 без изменения, апелляционной жалобы ЗАО «Банк Русский Стандарт» без удовлетворения [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9750 [type] => solution [language] => ru [created] => 1385626787 [changed] => 1385626787 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1385626787 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-14687/2013

 

 

12 ноября 2013 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена «05» ноября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен «12» ноября 2013 года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,

судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,

при участии в заседании:

от закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» - Сорокин А.А., доверенность от 17.10.2013,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – Алимова Е.В., доверенность от 09.01.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (г. Москва)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года по делу № А12-14687/2013 (судья С.П. Романов)

по заявлению закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт»
(г. Москва, ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(г. Волгоград, ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)

заинтересованное лицо: закрытое акционерное общество «Пи Эйч Ди» (г. Москва)

о признании решения незаконным,

 

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (далее общество, заявитель, банк) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС, антимонопольный орган, Управление) от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ЗАО «Банк Русский Стандарт», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

УФАС по Волгоградской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.

В материалах дела имеется ходатайство закрытого акционерного общества «Пи Эйч Ди» о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей закрытого акционерного общества «Пи Эйч Ди», надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 08 октября 2013 года.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам проведенной проверки УФАС по Волгоградской области выявлен факт размещения 12.05.2012 г. ЗАО «Банк Русский Стандарт» наружной рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, ст. 9, ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

На основании этого, антимонопольный орган вынес решение по делу от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13 которым:

1.             Реклама «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас! Русский Стандарт банк www.rsb.ru 8 800 200 6 208», размещавшаяся на наружных рекламных конструкциях в период с 01.05.2012 по 31.05.2012 на территории Российской Федерации в том числе в г. Волгограде, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (далее Закон 38-ФЗ).

2.             ЗАО «Банк Русский Стандарт» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.             ЗАО «Пи Эйч Ди» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении,

Не согласившись с выводами антимонопольного органа, изложенными в решении, ЗАО «Банк Русский Стандарт» обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что  размещенная заявителем реклама, является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными, соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Подпунктом 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ установлено, что реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как предусмотрено ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со ст. 9 названного Закона в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1)        сроки проведения такого мероприятия;

2)        источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-Ф3, Закон о защите конкуренции) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств.

Как предусмотрено «Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (утвержденным Банком России 24.12.2004 г. № 266-П), кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация вправе осуществлять, помимо указанных в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

В частности, ст. 1473 ГК РФ закрепила следующие положения:

1.        Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Указанные положения конкретизированы Федеральным законом от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьей 4 которого предусмотрено, что полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО».

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в мае 2012 года установлен факт размещения наружной рекламы на рекламных щитах с указанием принадлежности «News ООО «Апр-сити/ТВД» следующего содержания: «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!». Текст выполнен светлым по цвету шрифтом (белый и светло-оранжевый) на ярком красном фоне. Далее по тексту рекламы белым по цвету шрифтом поверх чёрного узора на красном фоне указано «Русский Стандарт банк www.rsb.ru 8  800 200  6 208».  Под последней надписью значительно более мелким шрифтом, выполненным черным цветом на красном фоне, содержится информация: «ЗАО «Банк Русский стандарт». Генеральная лицензия Банка России № 2289, выдана бессрочно 19 июля 2001 года. Организатор акции «Призы твоей мечты» - ООО «Гринфокс АГ». Акция проводится с 9 апреля 2012 года по 31 мая 2012 года для клиентов-держателей кредитных карт Банка Русский Стандарт (с учетом ограничений, указанных в Правилах акции «Призы твоей мечты»). Период выдачи призов - с 3 августа 2012 года по 15 сентября 2012 года. Количество призов ограничено. С подробными Правилами акции «Призы твоей мечты!», сроками, местом, количеством и порядком выдачи призов можно ознакомиться на сайте www.rsb.ru или по телефону Банка Русский Стандарт 8 800 200 6 208».

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Указанная реклама размещена на рекламном щите, стоящем у автомобильной дороги и обращена к участникам дорожного движения, направляющимся в центр
г. Волгоград со стороны Больничного комплекса.

В рассматриваемом случае, согласно Уставу, полное официальное наименование на русском языке читается как - закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт», сокращенное наименование - ЗАО «Банк Русский Стандарт». Лицензия на осуществление банковских операций № 2289 от 19.07.2001 г. Юридический адрес: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 36.

В рекламе ЗАО «Банк Русский Стандарт» содержится в доступной для потребителя форме (с учетом размера шрифта и используемых цветов - белым цветом на красном фоне) только указание на «Русский Стандарт Банк», не являющееся официальным наименованием самой кредитной организации.

Сведения «ЗАО «Банк Русский Стандарт» представлены в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным цветом значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Кроме того, в рекламе сообщается о проведении стимулирующего мероприятия («Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!»).

Согласно п. 3.1 агентского договора № ГФ-2 от 10.04.2012 г., заключенного между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ООО «Гринфокс АГ», в акции «Призы твоей мечты!» принимают участие держатели карт, выпущенных банком в рамках платежной системы (п. 2.1.5), для которых выполняется условие о том, что в течение срока проведения акции между банком и держателем карты имелся действующий договор.

Вместе с тем, необходимые сведения, предусмотренные ст. 9 Закона № 38-ФЗ выполнены также, в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным по цвету значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Таким образом, наименование кредитной организации ЗАО «Банк Русский Стандарт», а также сроки проведения акции и информация об источнике получения информации, касающейся ее проведения, размещенные мелким шрифтом на рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), установленной на одной из сторон проезжей части при движении по ул. Симонова г. Волгограда в сторону движения к Больничному комплексу, является недоступной для потребителей вследствии мелкого размера шрифта, сочетания цвета фона и цвета шрифта, а также ограниченного времени считывания указанной информации из проезжающего по отдаленной от рекламной конструкции полосе движения транспорта, в связи с чем, потребитель фактически не может получить предусмотренную законом информацию.

Указанные обстоятельства подтверждены актом мониторинга № 52-р от 26.05.2012г., составленным представителями антимонопольного органа.

Распространение рекламы финансовых услуг, рекламы стимулирующего мероприятия направлено на формирование у потребителя желания воспользоваться соответствующими услугами банка. Вследствие этого существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 Закона
№ 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В рассматриваемом случае, привлекательная информация для потребителей («ВЫИГРАЙ КВАРТИРУ В МОСКВЕ и другие призы. Оформи кредитную карту СЕЙЧАС!») выполнены контрастным по отношению к общему фону цветом, крупным по размеру шрифтом, в отличной от основной цветовой гамме и размере, делающих текст предупредительной надписи нечитаемой, что не соответствует требованиям ст. 9 и ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

В случае, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ).

В соответствии с подп. 5, 7 ст. 3 Закона № 38-ФЗ, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с договором № BRS-PHD/03-12 от 27.03.201г., заключенным между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ЗАО «Пи Эйч Ди» (агент), последнее является рекламораспространителем.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении банком требований ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года по делу № А12-14687/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт»  без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-14687/2013

 

 

12 ноября 2013 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена «05» ноября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен «12» ноября 2013 года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,

судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,

при участии в заседании:

от закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» - Сорокин А.А., доверенность от 17.10.2013,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – Алимова Е.В., доверенность от 09.01.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (г. Москва)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года по делу № А12-14687/2013 (судья С.П. Романов)

по заявлению закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт»
(г. Москва, ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(г. Волгоград, ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)

заинтересованное лицо: закрытое акционерное общество «Пи Эйч Ди» (г. Москва)

о признании решения незаконным,

 

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (далее общество, заявитель, банк) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС, антимонопольный орган, Управление) от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ЗАО «Банк Русский Стандарт», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

УФАС по Волгоградской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.

В материалах дела имеется ходатайство закрытого акционерного общества «Пи Эйч Ди» о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей закрытого акционерного общества «Пи Эйч Ди», надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 08 октября 2013 года.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам проведенной проверки УФАС по Волгоградской области выявлен факт размещения 12.05.2012 г. ЗАО «Банк Русский Стандарт» наружной рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, ст. 9, ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

На основании этого, антимонопольный орган вынес решение по делу от 14.05.2013 г. по делу № 13-03-28-02/13 которым:

1.             Реклама «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас! Русский Стандарт банк www.rsb.ru 8 800 200 6 208», размещавшаяся на наружных рекламных конструкциях в период с 01.05.2012 по 31.05.2012 на территории Российской Федерации в том числе в г. Волгограде, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (далее Закон 38-ФЗ).

2.             ЗАО «Банк Русский Стандарт» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.             ЗАО «Пи Эйч Ди» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении,

Не согласившись с выводами антимонопольного органа, изложенными в решении, ЗАО «Банк Русский Стандарт» обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что  размещенная заявителем реклама, является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными, соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Подпунктом 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ установлено, что реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как предусмотрено ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со ст. 9 названного Закона в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1)        сроки проведения такого мероприятия;

2)        источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-Ф3, Закон о защите конкуренции) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств.

Как предусмотрено «Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (утвержденным Банком России 24.12.2004 г. № 266-П), кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация вправе осуществлять, помимо указанных в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

В частности, ст. 1473 ГК РФ закрепила следующие положения:

1.        Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Указанные положения конкретизированы Федеральным законом от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьей 4 которого предусмотрено, что полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО».

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в мае 2012 года установлен факт размещения наружной рекламы на рекламных щитах с указанием принадлежности «News ООО «Апр-сити/ТВД» следующего содержания: «Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!». Текст выполнен светлым по цвету шрифтом (белый и светло-оранжевый) на ярком красном фоне. Далее по тексту рекламы белым по цвету шрифтом поверх чёрного узора на красном фоне указано «Русский Стандарт банк www.rsb.ru 8  800 200  6 208».  Под последней надписью значительно более мелким шрифтом, выполненным черным цветом на красном фоне, содержится информация: «ЗАО «Банк Русский стандарт». Генеральная лицензия Банка России № 2289, выдана бессрочно 19 июля 2001 года. Организатор акции «Призы твоей мечты» - ООО «Гринфокс АГ». Акция проводится с 9 апреля 2012 года по 31 мая 2012 года для клиентов-держателей кредитных карт Банка Русский Стандарт (с учетом ограничений, указанных в Правилах акции «Призы твоей мечты»). Период выдачи призов - с 3 августа 2012 года по 15 сентября 2012 года. Количество призов ограничено. С подробными Правилами акции «Призы твоей мечты!», сроками, местом, количеством и порядком выдачи призов можно ознакомиться на сайте www.rsb.ru или по телефону Банка Русский Стандарт 8 800 200 6 208».

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Указанная реклама размещена на рекламном щите, стоящем у автомобильной дороги и обращена к участникам дорожного движения, направляющимся в центр
г. Волгоград со стороны Больничного комплекса.

В рассматриваемом случае, согласно Уставу, полное официальное наименование на русском языке читается как - закрытое акционерное общество «Банк Русский Стандарт», сокращенное наименование - ЗАО «Банк Русский Стандарт». Лицензия на осуществление банковских операций № 2289 от 19.07.2001 г. Юридический адрес: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 36.

В рекламе ЗАО «Банк Русский Стандарт» содержится в доступной для потребителя форме (с учетом размера шрифта и используемых цветов - белым цветом на красном фоне) только указание на «Русский Стандарт Банк», не являющееся официальным наименованием самой кредитной организации.

Сведения «ЗАО «Банк Русский Стандарт» представлены в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным цветом значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Кроме того, в рекламе сообщается о проведении стимулирующего мероприятия («Выиграй квартиру в Москве и другие призы. Оформи кредитную карту сейчас!»).

Согласно п. 3.1 агентского договора № ГФ-2 от 10.04.2012 г., заключенного между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ООО «Гринфокс АГ», в акции «Призы твоей мечты!» принимают участие держатели карт, выпущенных банком в рамках платежной системы (п. 2.1.5), для которых выполняется условие о том, что в течение срока проведения акции между банком и держателем карты имелся действующий договор.

Вместе с тем, необходимые сведения, предусмотренные ст. 9 Закона № 38-ФЗ выполнены также, в форме, не доступной для восприятия без специальных устройств на расстоянии для потребителя: на красном фоне черным по цвету значительно более мелким по размеру в сравнении с основным текстом рекламы шрифтом. Данный текст расположен под полосой черного узора на красном фоне, на расстоянии воспринимается как продолжение данного узора. С учетом всего вышеизложенного чтение текста затруднительно.

Таким образом, наименование кредитной организации ЗАО «Банк Русский Стандарт», а также сроки проведения акции и информация об источнике получения информации, касающейся ее проведения, размещенные мелким шрифтом на рекламной конструкции стабильного территориального размещения (щите), установленной на одной из сторон проезжей части при движении по ул. Симонова г. Волгограда в сторону движения к Больничному комплексу, является недоступной для потребителей вследствии мелкого размера шрифта, сочетания цвета фона и цвета шрифта, а также ограниченного времени считывания указанной информации из проезжающего по отдаленной от рекламной конструкции полосе движения транспорта, в связи с чем, потребитель фактически не может получить предусмотренную законом информацию.

Указанные обстоятельства подтверждены актом мониторинга № 52-р от 26.05.2012г., составленным представителями антимонопольного органа.

Распространение рекламы финансовых услуг, рекламы стимулирующего мероприятия направлено на формирование у потребителя желания воспользоваться соответствующими услугами банка. Вследствие этого существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 Закона
№ 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В рассматриваемом случае, привлекательная информация для потребителей («ВЫИГРАЙ КВАРТИРУ В МОСКВЕ и другие призы. Оформи кредитную карту СЕЙЧАС!») выполнены контрастным по отношению к общему фону цветом, крупным по размеру шрифтом, в отличной от основной цветовой гамме и размере, делающих текст предупредительной надписи нечитаемой, что не соответствует требованиям ст. 9 и ч. 1 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

В случае, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ).

В соответствии с подп. 5, 7 ст. 3 Закона № 38-ФЗ, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с договором № BRS-PHD/03-12 от 27.03.201г., заключенным между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ЗАО «Пи Эйч Ди» (агент), последнее является рекламораспространителем.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении банком требований ч. 1 ст. 28, ст. 9, ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2013 года по делу № А12-14687/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Банк Русский Стандарт»  без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А12-14687/2013 [format] => [safe_value] => А12-14687/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 48 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 48 [vid] => 6 [name] => Банковские и страховые услуги [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-12 08:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-05 08:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1385626787 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )