О привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в связи с распространением ненадлежащей рекламы магазина «ЛУК»

Номер дела: 14-03-14.3-02/665
Дата публикации: 17 ноября 2014, 15:10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/665

 

17 ноября 2014 года                                                                                                         г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела № 14-03-14.3-02/655 об административном правонарушении, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя П.С.В.  по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в связи с распространением в период август 2014 г. ненадлежащей рекламы магазина «ЛУК», а именно рекламы с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

в присутствии ИП Пименова С.В,

УСТАНОВИЛ:

14 ноября 2014г. в связи с наличием достаточных данных, указывающих на совершение ИП П.С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ заместителем начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы  был составлен протокол  № 14-03-14.3-02/665 об административном правонарушении.

Определением от 14.11.2014г. (исх. № 02-17/7319 от 14.11.2014 г.) рассмотрение дела № 14-03-14.3-02/665 было назначено на 17 ноября 2014 г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было получено ИП П.С.В. лично 14.11.2014 г.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, имеющиеся материалы дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение дела, установило следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе»  антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

01 августа 2014г. в адрес Волгоградского УФАС России поступило обращение интернет-службы «АиФ-Волгоград» (вх. № 2216). В обращении сообщалось о рекламе, в которой, по мнению Заявителя, есть нарушения, а именно:

- на улице Комсомольской, между улицей Мира и проспектом Ленина (Центральный район г. Волгограда) расположен рекламный плакат магазина «Лук» с содержанием: «Здесь будет самый о…енный магазин».

Представители СМИ считают, что в данной рекламе присутствует скрытый мат.

Такой же позиции придерживается и Волгоградская региональная общественная организация «Свободное сообщество журналистов», от которой 05 августа 2014г. за вх. № 2247 поступило письмо в адрес антимонопольного органа. Информацию на рекламном баннере магазина «Лук» организация считает оскорбительной.

Ряд заявлений по факту размещения в центре г. Волгограда рассматриваемой рекламы поступил также от граждан (вх. № 2252, 2254, 2255, 2256, 2257, 2258 от 05.08.2014г.)

Специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг рекламной информации, размещённой на окнах магазина под вывеской «Элегант. Обувь из Италии» по пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгоград.  По результатам осмотра был составлен акт № 109-Р от 01.08.2014г., в соответствии с которым установлено, что на трёх окнах магазина под вывеской «Элегант. Обувь из Италии», расположенного по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда, размещена реклама магазина «ЛУК». На двух крайних окнах на чёрном фоне белым цветом выполнена надпись «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…» На среднем окне на жёлтом фоне чёрными буквами расположена надпись «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…»

Деятельность по розничной торговле одеждой в магазине «ЛУК» в г. Волгограде осуществляет ИП П.С.В. .

Индивидуальный предприниматель, в рамках рассмотрения дела № 14-03-5-02/448, возбужденному по признакам нарушения рекламного законодательства, подтвердил, что с 01 октября 2014г. по адресу размещения спорных рекламных плакатов открылся магазин «ЛУК».

В соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, т.к. соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы:

- распространена на плакатах, размещенных в окнах первого этажа жилого дома, в месте открытия магазина одежды,

- адресована неопределенному кругу лиц, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (магазин «ЛУК»), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке («самый … магазин», «Здесь будет…»).

В соответствии с ч. 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В нарушение требования ч. 6 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» реклама на рассматриваемых рекламных плакатах содержит недоговоренное бранное выражение «Самый о…енный» /сформулировано прилагательным, качественный разряд, единственное число мужской  род, с использованием превосходной степени сравнения прилагательного/, о чем свидетельствует также мнение потребителей, выраженное в поступивших обращениях в адрес антимонопольного органа (н-р, обращение за вх. № 2256 от 05.08.2014г.: «… 3 рекламных плаката на оконных проемах с матом! И пропущенные буквы ничего не меняют», обращение за вх. 3 2254 от 05.08.2014г.: «… Откровенный мат! Это недопустимо, как же культурное воспитание населения!..»).

При этом, на недоговоренность указывает также многоточие - знак препинания, которым обычно обозначается незаконченная мысль.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе в недоговоренной форме используется обсценное (нецензурное, непристойное) выражение.

Исходя из понятия рекламы, закрепленного п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», цель любого рекламного послания - привлечь внимание потребителя к рекламируемому продукту (товару, услуге), заинтересовать его. В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.          

Законодатель, определяя рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, установил определенные ограничения для рекламодателей, а именно недопустимость использования в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных,  в том числе частями 2 – 8 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе»).

Реклама «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…», распространяемая по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда в августе 2014г., решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 15.10.2014г. по делу № 14-03-5-02/448 признана ненадлежащей, нарушающей требования, закрепленные ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе». Рекламодателю – ИП П.С.В. на основании данного решения было предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет в соответствии с ч .1 ст. 14.3 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, изучив материалы дела, пришло к выводу о том, что в деле достаточно доказательств распространения индивидуальным предпринимателем П.С.В. рекламы с нарушением  рекламы с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного, в действиях ИП П.С.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение запрета на  использование бранных слов в рекламе, установленного ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Объектом правонарушения является регламентированный порядок распространения рекламы.

Объективную сторону состава правонарушения составляет распространение ИП П.С.В. ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», рекламы магазина «ЛУК».

Должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу, что ИП П.С.В. предвидел возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения индивидуальным предпринимателем  является установленным и доказанным.

В соответствии с ч.1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ устанавливает, что нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Данное лицо привлекается к административной ответственности по данному правонарушению впервые. К моменту рассмотрения данного административного дела ИП устранил выявленное правонарушение. Данные обстоятельства рассматриваются должностным лицом как смягчающее.

Отягчающих обстоятельств не выявлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

С учетом характера совершенного ИП П.С.В. административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех) тысяч рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности индивидуального предпринимателя П.С.В. за нарушение ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в связи с распространением в период август 2014 г. ненадлежащей рекламы магазина «ЛУК», а именно рекламы с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Применить к индивидуальному предпринимателю П.С.В. меру наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

stdClass Object ( [vid] => 10827 [uid] => 5 [title] => О привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в связи с распространением ненадлежащей рекламы магазина «ЛУК» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10827 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416226760 [changed] => 1416226760 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416226760 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/665

 

17 ноября 2014 года                                                                                                         г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела № 14-03-14.3-02/655 об административном правонарушении, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя П.С.В.  по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в связи с распространением в период август 2014 г. ненадлежащей рекламы магазина «ЛУК», а именно рекламы с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

в присутствии ИП Пименова С.В,

УСТАНОВИЛ:

14 ноября 2014г. в связи с наличием достаточных данных, указывающих на совершение ИП П.С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ заместителем начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы  был составлен протокол  № 14-03-14.3-02/665 об административном правонарушении.

Определением от 14.11.2014г. (исх. № 02-17/7319 от 14.11.2014 г.) рассмотрение дела № 14-03-14.3-02/665 было назначено на 17 ноября 2014 г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было получено ИП П.С.В. лично 14.11.2014 г.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, имеющиеся материалы дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение дела, установило следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе»  антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

01 августа 2014г. в адрес Волгоградского УФАС России поступило обращение интернет-службы «АиФ-Волгоград» (вх. № 2216). В обращении сообщалось о рекламе, в которой, по мнению Заявителя, есть нарушения, а именно:

- на улице Комсомольской, между улицей Мира и проспектом Ленина (Центральный район г. Волгограда) расположен рекламный плакат магазина «Лук» с содержанием: «Здесь будет самый о…енный магазин».

Представители СМИ считают, что в данной рекламе присутствует скрытый мат.

Такой же позиции придерживается и Волгоградская региональная общественная организация «Свободное сообщество журналистов», от которой 05 августа 2014г. за вх. № 2247 поступило письмо в адрес антимонопольного органа. Информацию на рекламном баннере магазина «Лук» организация считает оскорбительной.

Ряд заявлений по факту размещения в центре г. Волгограда рассматриваемой рекламы поступил также от граждан (вх. № 2252, 2254, 2255, 2256, 2257, 2258 от 05.08.2014г.)

Специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг рекламной информации, размещённой на окнах магазина под вывеской «Элегант. Обувь из Италии» по пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгоград.  По результатам осмотра был составлен акт № 109-Р от 01.08.2014г., в соответствии с которым установлено, что на трёх окнах магазина под вывеской «Элегант. Обувь из Италии», расположенного по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда, размещена реклама магазина «ЛУК». На двух крайних окнах на чёрном фоне белым цветом выполнена надпись «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…» На среднем окне на жёлтом фоне чёрными буквами расположена надпись «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…»

Деятельность по розничной торговле одеждой в магазине «ЛУК» в г. Волгограде осуществляет ИП П.С.В. .

Индивидуальный предприниматель, в рамках рассмотрения дела № 14-03-5-02/448, возбужденному по признакам нарушения рекламного законодательства, подтвердил, что с 01 октября 2014г. по адресу размещения спорных рекламных плакатов открылся магазин «ЛУК».

В соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, т.к. соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы:

- распространена на плакатах, размещенных в окнах первого этажа жилого дома, в месте открытия магазина одежды,

- адресована неопределенному кругу лиц, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (магазин «ЛУК»), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке («самый … магазин», «Здесь будет…»).

В соответствии с ч. 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В нарушение требования ч. 6 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» реклама на рассматриваемых рекламных плакатах содержит недоговоренное бранное выражение «Самый о…енный» /сформулировано прилагательным, качественный разряд, единственное число мужской  род, с использованием превосходной степени сравнения прилагательного/, о чем свидетельствует также мнение потребителей, выраженное в поступивших обращениях в адрес антимонопольного органа (н-р, обращение за вх. № 2256 от 05.08.2014г.: «… 3 рекламных плаката на оконных проемах с матом! И пропущенные буквы ничего не меняют», обращение за вх. 3 2254 от 05.08.2014г.: «… Откровенный мат! Это недопустимо, как же культурное воспитание населения!..»).

При этом, на недоговоренность указывает также многоточие - знак препинания, которым обычно обозначается незаконченная мысль.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе в недоговоренной форме используется обсценное (нецензурное, непристойное) выражение.

Исходя из понятия рекламы, закрепленного п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», цель любого рекламного послания - привлечь внимание потребителя к рекламируемому продукту (товару, услуге), заинтересовать его. В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.          

Законодатель, определяя рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, установил определенные ограничения для рекламодателей, а именно недопустимость использования в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных,  в том числе частями 2 – 8 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе»).

Реклама «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…», распространяемая по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда в августе 2014г., решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 15.10.2014г. по делу № 14-03-5-02/448 признана ненадлежащей, нарушающей требования, закрепленные ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе». Рекламодателю – ИП П.С.В. на основании данного решения было предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет в соответствии с ч .1 ст. 14.3 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, изучив материалы дела, пришло к выводу о том, что в деле достаточно доказательств распространения индивидуальным предпринимателем П.С.В. рекламы с нарушением  рекламы с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного, в действиях ИП П.С.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение запрета на  использование бранных слов в рекламе, установленного ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Объектом правонарушения является регламентированный порядок распространения рекламы.

Объективную сторону состава правонарушения составляет распространение ИП П.С.В. ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», рекламы магазина «ЛУК».

Должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу, что ИП П.С.В. предвидел возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения индивидуальным предпринимателем  является установленным и доказанным.

В соответствии с ч.1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ устанавливает, что нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Данное лицо привлекается к административной ответственности по данному правонарушению впервые. К моменту рассмотрения данного административного дела ИП устранил выявленное правонарушение. Данные обстоятельства рассматриваются должностным лицом как смягчающее.

Отягчающих обстоятельств не выявлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

С учетом характера совершенного ИП П.С.В. административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех) тысяч рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности индивидуального предпринимателя П.С.В. за нарушение ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в связи с распространением в период август 2014 г. ненадлежащей рекламы магазина «ЛУК», а именно рекламы с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Применить к индивидуальному предпринимателю П.С.В. меру наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 14-03-14.3-02/665

 

17 ноября 2014 года                                                                                                         г. Волгоград

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела № 14-03-14.3-02/655 об административном правонарушении, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя П.С.В.  по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в связи с распространением в период август 2014 г. ненадлежащей рекламы магазина «ЛУК», а именно рекламы с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

в присутствии ИП Пименова С.В,

УСТАНОВИЛ:

14 ноября 2014г. в связи с наличием достаточных данных, указывающих на совершение ИП П.С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ заместителем начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы  был составлен протокол  № 14-03-14.3-02/665 об административном правонарушении.

Определением от 14.11.2014г. (исх. № 02-17/7319 от 14.11.2014 г.) рассмотрение дела № 14-03-14.3-02/665 было назначено на 17 ноября 2014 г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было получено ИП П.С.В. лично 14.11.2014 г.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, имеющиеся материалы дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение дела, установило следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе»  антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

01 августа 2014г. в адрес Волгоградского УФАС России поступило обращение интернет-службы «АиФ-Волгоград» (вх. № 2216). В обращении сообщалось о рекламе, в которой, по мнению Заявителя, есть нарушения, а именно:

- на улице Комсомольской, между улицей Мира и проспектом Ленина (Центральный район г. Волгограда) расположен рекламный плакат магазина «Лук» с содержанием: «Здесь будет самый о…енный магазин».

Представители СМИ считают, что в данной рекламе присутствует скрытый мат.

Такой же позиции придерживается и Волгоградская региональная общественная организация «Свободное сообщество журналистов», от которой 05 августа 2014г. за вх. № 2247 поступило письмо в адрес антимонопольного органа. Информацию на рекламном баннере магазина «Лук» организация считает оскорбительной.

Ряд заявлений по факту размещения в центре г. Волгограда рассматриваемой рекламы поступил также от граждан (вх. № 2252, 2254, 2255, 2256, 2257, 2258 от 05.08.2014г.)

Специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг рекламной информации, размещённой на окнах магазина под вывеской «Элегант. Обувь из Италии» по пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгоград.  По результатам осмотра был составлен акт № 109-Р от 01.08.2014г., в соответствии с которым установлено, что на трёх окнах магазина под вывеской «Элегант. Обувь из Италии», расположенного по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда, размещена реклама магазина «ЛУК». На двух крайних окнах на чёрном фоне белым цветом выполнена надпись «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…» На среднем окне на жёлтом фоне чёрными буквами расположена надпись «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…»

Деятельность по розничной торговле одеждой в магазине «ЛУК» в г. Волгограде осуществляет ИП П.С.В. .

Индивидуальный предприниматель, в рамках рассмотрения дела № 14-03-5-02/448, возбужденному по признакам нарушения рекламного законодательства, подтвердил, что с 01 октября 2014г. по адресу размещения спорных рекламных плакатов открылся магазин «ЛУК».

В соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, т.к. соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы:

- распространена на плакатах, размещенных в окнах первого этажа жилого дома, в месте открытия магазина одежды,

- адресована неопределенному кругу лиц, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (магазин «ЛУК»), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке («самый … магазин», «Здесь будет…»).

В соответствии с ч. 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В нарушение требования ч. 6 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» реклама на рассматриваемых рекламных плакатах содержит недоговоренное бранное выражение «Самый о…енный» /сформулировано прилагательным, качественный разряд, единственное число мужской  род, с использованием превосходной степени сравнения прилагательного/, о чем свидетельствует также мнение потребителей, выраженное в поступивших обращениях в адрес антимонопольного органа (н-р, обращение за вх. № 2256 от 05.08.2014г.: «… 3 рекламных плаката на оконных проемах с матом! И пропущенные буквы ничего не меняют», обращение за вх. 3 2254 от 05.08.2014г.: «… Откровенный мат! Это недопустимо, как же культурное воспитание населения!..»).

При этом, на недоговоренность указывает также многоточие - знак препинания, которым обычно обозначается незаконченная мысль.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе в недоговоренной форме используется обсценное (нецензурное, непристойное) выражение.

Исходя из понятия рекламы, закрепленного п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», цель любого рекламного послания - привлечь внимание потребителя к рекламируемому продукту (товару, услуге), заинтересовать его. В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.          

Законодатель, определяя рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, установил определенные ограничения для рекламодателей, а именно недопустимость использования в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных,  в том числе частями 2 – 8 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе»).

Реклама «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…», распространяемая по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда в августе 2014г., решением Комиссии Волгоградского УФАС России от 15.10.2014г. по делу № 14-03-5-02/448 признана ненадлежащей, нарушающей требования, закрепленные ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе». Рекламодателю – ИП П.С.В. на основании данного решения было предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет в соответствии с ч .1 ст. 14.3 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, изучив материалы дела, пришло к выводу о том, что в деле достаточно доказательств распространения индивидуальным предпринимателем П.С.В. рекламы с нарушением  рекламы с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного, в действиях ИП П.С.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение запрета на  использование бранных слов в рекламе, установленного ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Объектом правонарушения является регламентированный порядок распространения рекламы.

Объективную сторону состава правонарушения составляет распространение ИП П.С.В. ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», рекламы магазина «ЛУК».

Должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу, что ИП П.С.В. предвидел возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения индивидуальным предпринимателем  является установленным и доказанным.

В соответствии с ч.1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ устанавливает, что нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Данное лицо привлекается к административной ответственности по данному правонарушению впервые. К моменту рассмотрения данного административного дела ИП устранил выявленное правонарушение. Данные обстоятельства рассматриваются должностным лицом как смягчающее.

Отягчающих обстоятельств не выявлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

С учетом характера совершенного ИП П.С.В. административного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, должностное лицо, рассматривающее дело, считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех) тысяч рублей, справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Привлечь к административной ответственности индивидуального предпринимателя П.С.В. за нарушение ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в связи с распространением в период август 2014 г. ненадлежащей рекламы магазина «ЛУК», а именно рекламы с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Применить к индивидуальному предпринимателю П.С.В. меру наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 14-03-14.3-02/665 [format] => [safe_value] => 14-03-14.3-02/665 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
  • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

[format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-17 12:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-17 12:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416226760 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Волгоградское УФАС России )