Итоги работы Волгоградского УФАС России за 9 месяцев 2021 года

Категория отчета:

Основные итоги работы

Волгоградского УФАС России за 9 мес. 2021 года

 

Общая информация о результатах деятельности Управления за 9 мес. 2021 г.

 

Общее количество рассмотренных дел о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе, о торговой деятельности и о нарушении процедур торгов, проведение которых является обязательным (в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», далее – Закон о защите конкуренции), за 9 мес. 2021 года составило 840 дел (9 мес. 2020 – 849).

Наибольшую долю рассмотренных дел составили дела о нарушениях законодательства о контрактной системе - 648 дел (9 м. 2020 – 639) и дела, возбуждённые в связи с нарушениями процедур торгов, проведение которых является обязательным (в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции) – 97 дел (127).

Общее количество выданных предписаний об устранении нарушений по результатам всех рассмотренных дел осталось практически на том же уровне – 126 (130).

Из общего количества выданных предписаний наибольшее количество выдано в связи с нарушениями законодательства о контрактной системе 61 (73), о рекламе – 44 (21), по делам, возбуждённым в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции - 17 (28).

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции Управлением за 9 мес. 2021 года выдано 18 предупреждений (20). Исполнено 12 предупреждений (17).

В части контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе за 9 мес. 2020 года рассмотрено 395 жалоб (427). Из них: 331 были рассмотрены по существу (343), 45 возвращены (71), 19 жалоб отозваны (13). Из 331 (343) жалоб, рассмотренных по существу, 39 (81) признаны обоснованными, 292 (262) – необоснованными. Таким образом, существенно (в два раза) снизилась доля обоснованных жалоб.

В реестр недобросовестных поставщиков включено 104 нарушителя, что в 2,8 раза больше, чем в аналогичном периоде 2020 года (37).

За 9 мес. 2021 года возбуждено 306 дел об административных правонарушениях (283).

Общая сумма наложенных штрафов составила 18 831 тыс. руб. (26 693 тыс. руб.).

Из общего количества штрафов, подлежащих взысканию, уплачено в отчётном периоде 14 371 тыс. руб. (12 164 тыс. руб.).

Общее количество обращений существенно выросло. За отчётный период  получено и рассмотрено 1003 обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (645).

 

ГСМ

По результатам еженедельных мониторингов цен на нефтепродукты за 9 мес. 2021 года произошло повышение розничных цен на все виды топлива на территории Волгоградской области и составило в среднем:

- бензин АИ-92 на 3,35% (при повышении закупочных цен на 18%)

- бензин АИ-95 на 5,14% (при повышении закупочных цен на 22%).

- дизельное топливо на 1,99% (при повышении закупочных цен на 8,7%).

На территории Волгоградской области признаки доминирования на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива усматриваются в положении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», в связи с чем на данный хозяйствующий субъект могут распространяться запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Розничная цена ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» за период с 01.01.2021 по 30.09.2021 на АИ-92 выросла на 1,83% при повышении закупочных цен на указанный вид топлива на 19%; розничная цена на АИ-95 выросла на 2,97% при повышении закупочных цен на 22%, розничная цена на ДТ выросла на 1,88% при повышении закупочных цен на 4,43%.

Таким образом, повышение розничных цен ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» на нефтепродукты за период с 01.01.2021 по 30.09.2021 обусловлено значительным повышением закупочных цен и не превышает уровень инфляции за аналогичный период.

В действиях организаций, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов на территории Волгоградской области, нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

В мае 2021 года в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» выявлено установление разного уровня цен на бензины на АЗС в Волгоградской области путём проведения на ряде АЗС акции «ДЕНЬ-НОЧЬ», в связи с чем ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» выдано предупреждение о снижении розничных цен на автомобильные бензины ЭКТО-92, АИ-95-К5, ЭКТО Plus (95) на акционных АЗС до общего уровня соответствующих цен на АЗС, эксплуатируемых ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» на территории Волгоградской области.

Указанное предупреждение, выданное по признакам нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» исполнено в срок, в связи с чем дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось.

 

Сжиженный углеводородный газ (СУГ)

По результатам еженедельных мониторингов цен на СУГ за 9 мес. 2021 года произошло повышение розничных цен на 30% при повышении закупочных цен на 67%.

Контроль за закупочными (оптовыми отпускными) ценами заводов-производителей СУГ осуществляет центральный аппарат ФАС России (г. Москва).

В целях стабилизации ценовой ситуации на рынке СУГ ФАС России совместно с Минэнерго России рекомендовали крупным производителям перераспределить поставки СУГ с экспорта на внутренний рынок для удовлетворения растущего спроса на газомоторное топливо на АГЗС.

 

Продукты питания

ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

Рынки услуг розничной торговли в Российской Федерации в целом являются конкурентными. На территории Волгоградской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынках услуг розничной торговли.

Территориальные управления ФАС России осуществляют постоянный монитВсего за 9 мксю 2021 г. возбуждено и рассмотрено 49 дел по жалобам оринг на рынках оптовой и розничной продажи социально значимых продовольственных товаров и плодоовощной продукции. Мониторинг ведется на предмет возможного необоснованного повышения цен, злоупотребления доминирующим положением на рынке, наличия запрещенных антимонопольным законодательством соглашений или согласованных действий участников соответствующих рынков.

В целях получения оперативной информации о фактах повышения цен на социально значимые товары и продукты питания Волгоградским УФАС России организована «горячая линия». Обобщённая информация, поступающая на «горячую линию», обращения граждан еженедельно направляется в ЦА ФАС России.

Для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых товаров, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное, принято постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2094, были заключены соглашения между Минпромторгом, Минсельхозом, торговыми сетями и производителями продовольственных товаров «О снижении и поддержании цен на сахар-песок и масло подсолнечное» (далее – Соглашения).

В настоящее время срок действия этих соглашений закончился (по сахару – 01.06.2021, по маслу подсолнечному – 01.10.2021).

УФАС проводит проверки наличия и цен на указанные товары в торговых сетях Волгоградской области. По результатам проверок дефицита товаров не выявлено.

В связи с истечением срока действия соглашения Управлением во исполнение поручения ФАС России осуществляется мониторинг наличия масла подсолнечного и сахара в торговых сетях Волгоградской области, а также изменение цен на указанные товары.

По результатам мониторинга установлено, что цена на масло подсолнечное находится в диапазоне 93,32-159,99 руб. за 1 л. и осталась неизменной по сравнению с прошлой неделей, на сахар-песок в диапазоне 45,79 (0,00 руб.) - 49,90 (+ 0,10 руб.) руб. за 1 кг.

Средние цены на основные виды плодовоовощной продукции, установленные в торговых сетях Покупочка, Магнит, Пятерочка, МАН, находятся в следующем ценовом диапазоне:

Картофель 33,99 - 49,9 руб./кг.

Капуста 35,89 - 39,99 руб./кг.

Морковь 25,89 - 33,99 руб/кг.

Повышения цен на указанные товары по сравнению с прошлой неделей не зафиксировано.

 

Антимонопольный контроль торговли

В 2021 году были не вправе приобретать или арендовать дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения:

1) АО «Тандер» в границах:

- городского округа г. Волжский;

- городского округа г. Камышин;

- городского округа г. Урюпинск;

- Алексеевского муниципального района;

- Городищенского муниципального района;

- Даниловского муниципального района;

- Еланского муниципального района;

- Калачевского муниципального района;

- Камышинского муниципального района;

- Среднеахтубинского муниципального района;

- Фроловского муниципального района;

 

2) ООО «Тамерлан» в границах:

- Быковского муниципального района;

- Даниловского муниципального района;

- Киквидзенского муниципального района;

- Ольховского муниципального района;

- Светлоярского муниципального района.

 

Антимонопольный контроль органов власти

За 9 мес. 2021 г. органам власти выдано 6 предупреждений об устранении признаков нарушения АМЗ (5 исполнены, в т.ч. 1, выданное в 2020 году, 2 в стадии исполнения). Рассмотрено 3 дела по ст. 17.1 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ (заключение договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов), выдано 1 предписание об устранении нарушения.

За 9 мес. 2021 г. рассмотрено 49 дел по жалобам на действия организаторов торгов, аукционных и конкурсных комиссий в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, из них 14 признаны обоснованными, выдано 8 предписаний, 7 исполнено в срок, 1 обжаловано в суд.

Наиболее распространенные нарушения за указанный период:

- нарушение порядка организации и проведения аукционов в сфере земельных отношений в связи с нарушением порядка организации торгов, нарушением порядка отказа от проведения торгов, нарушением сроков размещения информационного сообщения (рассмотрено 11 жалоб, 9 обоснованных);

- нарушение порядка продажи государственного и муниципального имущества в части неверного указания срока подачи заявок, реквизитов для оплаты задатков (рассмотрено 3 жалобы, 2 обоснованные);

- нарушение порядка реализации имущества должников через специализированные организации, заключившие государственные контракты с ТУ Росимущества в Волгоградской области, в части не указания полной информации о предмете лота (рассмотрена 31 жалоба, 2 обоснованные).

 

Примеры:

1. В июле Волгоградским УФАС завершено рассмотрение дела о нарушении Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда.

В октябре 2020 г. МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда признало несостоявшимся аукцион на право заключения договора аренды муниципального имущества - части сооружения-строения пешеходного перехода линии скоростного трамвая станции «Профсоюзная», в связи с чем заключило договор с индивидуальным предпринимателем, подавшим единственную заявку на участие в аукционе.

При этом заключённый договор не соответствовал проекту договора, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, также впоследствии между МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда и предпринимателем в нарушение требований законодательства было заключено дополнительное соглашение, изменившее существенные условия договора (арендуемую площадь и размер арендной платы)

Представитель МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда на одном из заседаний комиссии пояснил, что выявленные расхождения в документации аукциона, проекте договора и заключенном договоре, носят незначительный характер и являются лишь ни на что не влияющими «описками» и «арифметическими ошибками». Однако каких-либо доказательств устранения этих «ошибок» МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда комиссии не представлено. Предприятие не согласилось с принятыми решениями и предписаниями и обжаловало их в суд.

2. В сентябре администрации города Котово выдано предупреждение о принятии мер, направленных на возврат земельного участка многократно превышающего площадь объекта недвижимости, находящегося на нем, в казну города.

В ходе рассмотрения заявления бдительного гражданина Котово Волгоградским УФАС России установлено, что администрацией города Котово жительнице Котово без проведения торгов был предоставлен в аренду земельный участок площадью свыше 4 га, который более чем в 12,5 раз превышает площадь принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости (здание цеха станции технического обслуживания) площадью всего лишь 0,1 га, расположенного на указанном земельном участке.

По итогам рассмотрения заявления УФАС пришло к выводу, что у администрации города Котово отсутствовали основания для предоставления в аренду земельного участка указанной площади, поскольку обладательницей здания не было представлено объективных доказательств необходимости арендовать весь участок столь масштабного размера для использования по назначению находящегося на нем объекта недвижимости (СТО) существенно меньшей площади. Срок исполнения предупреждения установлен до 20.01.2022.

 

Контроль госзаказа

В отчётном периоде на особом контроле находились закупки в рамках реализации национальных проектов. В таких закупках даже незначительные нарушения могут привести к серьезным последствиям. Всего было рассмотрено 95 жалоб на такие закупки. В 7 закупках были выявлены нарушения. Для их устранения были выданы предписания о внесении изменений в документацию по закупкам, и, как следствие, повторном проведении всех процедур.

Отчётливо сформировалась тенденция по увеличению количества обращений о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

За 9 мес. 2021 года рассмотрено 261 обращение о включении в РНП информации об участниках закупок (в аналогичном периоде 2020 - 139), по итогам рассмотрения которых в РНП включена информация о 104 нарушителях (37).

Т.е. рост количества обращений о включении информации в РНП составил 87% по сравнению с тем же периодом 2020 года. Рост количества участников закупки, информация о которых включена в реестр недобросовестных поставщиков, составил 181% по сравнению с тем же периодом 2020 года.

Примеры дел:

1. Рассмотрены обращения МДОУ «Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда» и МОУ «Средняя школа № 125 Красноармейского района Волгограда» о включении в РНП информации об исполнителе по контрактам на «Выполнение работ по проведению текущего ремонта кровли зданий в муниципальных общеобразовательных учреждениях Красноармейского района Волгограда в 2021 году» (ООО «Прайм-ТК» (Москва).

В ходе рассмотрения обращений установлено, что ООО «Прайм-ТК» не были исполнены в полном объёме работы по ремонту кровли МДОУ «Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда» и МОУ «Средняя школа № 125 Красноармейского района Волгограда». Данная закупка проводилась в рамках национального проекта «Наука». Начальная (максимальная) цена контракта данной закупки составляла 5 916 789,48 руб. По результатам проведения аукциона контракты были заключены на суммы 3 263 335,38 руб. (заказчик - МОУ «Средняя школа № 125 Красноармейского района Волгограда») и 1 854 687,45 руб. (заказчик - МДОУ «Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда»).

По результатам рассмотрения приняты решения о включении информации об ООО «Прайм-ТК» в РНП сроком на 2 года.  

Следует отметить, что ООО «Прайм-ТК» в текущем году было уже дважды включено в РНП.  

2. Рассмотрена жалоба ООО «МПК «Гудвилл» (г. Волжский) на действия МУП «Метроэлектротранс» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по объекту «Выполнение работ по капитальному ремонту путевого хозяйства и контактной сети линии скоростного трамвая г. Волгограда в границах улицы Землянского – площадь Дзержинского для нужд МУП «Метроэлектротранс» г. Волгограда в 2021-2023 г.» с начальной (максимальной) ценой контракта более 16 миллионов рублей.

Доводы подателя жалобы сводились к том, что МУП «Метроэлектротранс» неправомерно отказалось от заключения контракт с ООО «МПК «Гудвилл» как с победителем указанной закупки, предложившим самую низкую цену контракта – 12 с небольшим миллионов рублей.

При рассмотрении жалобы МУП «Метроэлектротранс» мотивировал свой отказ от заключения контракта с победителем конкурса своей «заботой» о нём, поскольку, по мнению МУП «Метроэлектротранс», предложенная ООО «МПК «Гудвилл» цена контракта невыгодна для него, так как является слишком низкой. В свою очередь, ООО «МПК «Гудвилл» подтвердил свою готовность исполнить контракт по предложенной им указанной цене.

В результате рассмотрения жалоба ООО «МПК «Гудвилл» признана обоснованной, в действиях МУП «Метроэлектротранс» выявлены нарушения ч. 9 ст. 31, ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, что выразилось в отказе от заключения контракта с победителем закупки в отсутствие на то правовых оснований. МУП «Метроэлектротранс» выдано предписание об отмене протокола об отказе от заключения контракта с ООО «МПК «Гудвилл», которое исполнено.

 

Контроль недобросовестной конкуренции (НДК)

Рассмотренных дел по фактам НДК в 2021 году пока нет.

В рассмотрении находятся 3 дела, связанных с НДК.

Предупреждение ООО «Агат Виктория» о прекращении действий, содержащих п. 4 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ (введение в заблуждение относительно условий акции  «КОМПЛЕКТ ШИН В ПОДАРОК ПРИ ПОКУПКЕ Skoda Rapid», проводимой дилерским центром Skoda в Волгограде. На сайте салона и на его страницах в соцсетях сообщалось: покупателям новых автомобилей марки Skoda Rapid в феврале и марте 2021 представляется в подарок комплект зимних шин. Никаких дополнительных условий не указывалось, ссылки на правила акции также не было размещено. При попытке воспользоваться условиями акции гражданину было отказано в связи с тем, что выбрана якобы не та комплектация, при этом условие об ограничениях по комплектации в информации об акции не указывались. Предупреждение выполнено, информация на сайте и в соцсетях дополнена, заявителю салон вручил обещанный комплект шин.

 

Контроль рекламы

Рассмотрено 64 дела о нарушении рекламного законодательства (9 мес. 2020 – 50), вынесено 44 предписания об устранении нарушения (21). Наложено штрафов на сумму 1 258 тыс. руб. (1 318 тыс. руб.).

Сохраняется существенной доля дел, рассмотренных по полномочиям, предоставленным ФАС России.

Наиболее распространенными нарушениями в 2021, как и ранее, были: спам-звонки и рассылка смс без согласия абонента, реклама фин. услуг с нарушениями, недостоверная реклама.

 Примеры дел:

В Волгоградском УФАС имеется обширная практика по пресечению неэтичной рекламы не только местного, но и федерального формата.

- Волгоградский суши-бар («Японский городовой») в качестве названия сета ролов выбрал слово, производное от русского мата и продвигал данную продукцию, в том числе ее доставку, посредством рекламы в соцсетях. Кроме того, в нарушение требований ст. 8 Закона о рекламе № 38-ФЗ данная реклама дистанционной продажи товаров не содержала указания на наименование продавца, его местонахождение и ОГРН.

В ходе дела предприниматель прекратил распространение спорной рекламы и даже переименовал продукцию. Теперь скандальный сет называется «Гурман».

УФАС вынесено решение по рекламному делу, в котором учтена позиция Экспертного совета, реклама признана ненадлежащей, нарушающей ч. 6. ст. 5 (этические требования к рекламе) и ст. 8 (реклама дистанционной продажи товаров) Закона о рекламе № 38-ФЗ.

В настоящее время изготавливается решение о нарушении рекламного законодательства относительно наружной рекламы суши–бара «ЁбиДоЁби» вынесенного 15.10.2021.