• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Итоги работы Волгоградского УФАС России за 1 полугодие 2019 года

Категория отчета:

Основные итоги работы

Волгоградского УФАС России за 1 полугодие 2019 года

 

Контроль монополистической деятельности

В 1 полугодии 2019 г. рассмотрено 119 заявлений о нарушении АМЗ (в 1 полугодии 2018 года – 100), однако, по большинству из них отказано в возбуждении дел ввиду введённых «четвёртым антимонопольным пакетом» иммунитетов для малого бизнеса.

Возбуждено 14 дел о нарушение антимонопольного законодательства по признакам осуществления незаконной монополистической деятельности (13 дел по ст. 10 и одно дело по ст. 16 Закона № 135-ФЗ). В первом полугодии вынесены решения с признанием фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке по 3-м делам: в отношении МУПП «ВМЭС», ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и ООО «Термал Энерджи» (в 1 полугодии 2018 года выявлено 6 фактов нарушения ст. 10 Закона № 135-ФЗ). По каждому из трёх дел в первом полугодии 2019 г. выданы предписания об устранении нарушений (в предыдущем периоде выдано 1 предписание).

 

Контроль органов власти

За 1 полугодие 2019 года отделом рассмотрено 61 заявление (за 1 полугодие 2018 года – 87). Рассмотрено 3 дела по ст. 15 Закона о защите конкуренции, выдано 1 предписание, которое исполнено в установленный срок. Рассмотрено 4 дела по ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, выдано 3 предписания. Все исполнены в установленный срок.

За 1 полугодие 2019 года отделом выдано органам власти 4 предупреждения. Исполнено  14 предупреждений, из них 13 выданных в прошлом периоде. В стадии исполнения – 11 предупреждений (в том числе, выданных в предыдущий период) (за 1 полугодие 2018 года отделом выдано органам власти 14 предупреждений, исполнено – 10 (в том числе, с учетом выданных в предыдущий период)).

 

Контроль госзаказа

В части контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе за 1 полугодие 2019 года Волгоградским УФАС России осуществлено проверок и рассмотрено жалоб о нарушении законодательства о контрактной системе, рассмотрено обращений о включений сведений в Реестр недобросовестных поставщиков: 308 (в 1 полугодии 2018 также – 308). Жалоб поступило 210 (в 1 полугодии 2018 - 251). Из них: 169 были рассмотрены по существу, 32 - возвращены, 9 жалоб отозваны. Из 169 жалоб, рассмотренных по существу: 43 признаны обоснованными, 126 – необоснованными. Всего выдано предписаний – 37 (исполнено 36, в стадии исполнения - 1).

В 1 полугодии 2019 года Волгоградским УФАС России рассмотрено 103 дела об административных правонарушениях в сфере законодательства о контрактной системе (в 1 полугодии 2018 – 153), однако отличительной чертой настоящего периода является, что подавляющая часть дел рассмотрено по результатам собственных проведенных контрольных мероприятий (70 административных дел), наложено штрафов на общую сумму 456,8 тыс. руб., взыскано штрафов на общую сумму 331,5 тыс. руб.

 

Контроль недобросовестной конкуренции (НДК)

В 1 полугодии 2019 года снизилось количество заявлений с жалобами на НДК в сравнении с аналогичным периодом 2018 года (10 заявлений в 2019, 18 – в 2018).

Количество рассмотренных дел по признакам НДК – 1 дело (2018 год – 2 дела), по которому был признан факт нарушений (в 2018 году также по одному).

Решение о нарушении, как и большая часть решений о нарушении в 2018 году вынесено по ч. 1 ст. 14.4 Закона о защите конкуренции (недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средство индивидуализации юридического лица фирменное наименование).

Выдано 2 предупреждения: 1 предупреждение выдано по признакам нарушения ст. 14.2 (введение в заблуждение), 1 предупреждений по ст. 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции).

 

Контроль рекламы

В отчетном периоде наблюдался существенный рост количества рассмотренных заявлений, возбужденных дел, выявленных и пресеченных нарушений Закона о рекламе.

Рассмотрено 124 заявления (за аналогичный период 2018 год – 66 заявлений). В отношении более чем половина случаев по результатам рассмотрения заявлений, как и в первой половине 2018 года, дан отказ в возбуждении дела. Рассмотрено 46 дел (в 1 полугодии 2018 году - 22), по 40 делам приняты решения о наличии нарушений (2018 год – 20), выдано 40 предписаний (2018 – 13), из них 27 исполнено (в 2018 году – 11).

Основные виды нарушений (прим.: с учетом того, что в рамках одного дела могут быть выявлены нарушения нескольких статей): ненадлежащая реклама алкоголя - выявлено 24 нарушения (за этот же период 2018 года - 4), реклама фин. услуг с нарушениями – 15 (в 2018 - 4), реклама по сетям эл. связи без согласия абонента 10 (в 2018 - 5), ненадлежащая реклама медицинских услуг – 6 (в первом полугодии 2018 не выявлялись), нарушение общих требований к рекламе, включая недостоверную рекламу и отсутствие в рекламе части существенной информации о товаре – 10 (в 2018 - 17).

 

Переход на цифровое телевидение

В октябре 2019 Волгоградская область прейдет на цифровой формат телевизионного вещания. В этой связи в целях недопущения необоснованного роста цен на оборудование Волгоградским УФАС совместно с ФАС России проводится ежемесячный мониторинг цен на цифровое оборудование (цифровые приставки и телевизоры, принимающие цифровой сигнал). В настоящее время резкого увеличения цен на оборудование Управлением не зафиксировано.

 

ТКО

С начала 2019 г. в Волгоградское УФАС России поступило большое количество обращений по вопросу завышенного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, а также завышенного норматива накопления ТКО.

В связи с тем, что контроль за соблюдением законодательства в сфере тарифов относится к полномочиям ФАС России (г. Москва), обращения были перенаправлены в центральный аппарат, который в настоящее время проводит проверку обоснованности установленного тарифа.

Обращения, содержащие вопрос правомерности утвержденных нормативов накопления ТКО были переданы ФАС России в Минприроды России.

Кроме того, в адрес Волгоградского УФАС России поступают обращения индивидуальных предпринимателей и юр. лиц по вопросу навязывания региональным оператором невыгодных условий. Суть обращений заключается в том, что при заключении договора, в связи наличием разногласий, хозяйствующими субъектами в адрес регионального оператора, направлялись протоколы разногласий к типовому договору. При этом региональный оператор никаких мер по урегулированию разногласий не принимал (протоколы не рассматривал, не отвечал о принятом решении), таким образом, договор считался заключенным на условиях регионального оператора. Указанное бездействие было расценено Волгоградским УФАС России как злоупотребление доминирующим положением, в этой связи региональному оператору были выданы предупреждения о прекращении указанных бездействий. В настоящее время предупреждение региональным оператором исполнено, по некоторым срок исполнения предупреждения не наступил.

 

О ситуации с бензином и дизельным топливом

По результатам еженедельных мониторингов цен на нефтепродукты за 1 полугодие 2019 год произошло повышение розничных цен на все виды топлива на территории Волгоградской и составило за 1 полугодие:

- на автомобильные бензины АИ-92 на 3,1 %

- на автомобильные бензины АИ-95 – 3,1 %;

- на дизельное топливо – 0,34 %.

На рост стоимости влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек и закупочных цен, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны.

В ноябре 2018 г. в целях стабилизации цен на топливо, Минэнерго, ФАС России и нефтяными компаниями («Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Газпром нефть», и т.д.) было подписано Соглашение. Данным Соглашением компании обязались сдерживать цены в рознице и на оптовом рынке на уровне специальных индикативных цен, которые установило правительство, а с начала 2019 г. не превышать темпы роста розничных цен на реализуемые нефтепродукты более чем на 1,7% (с учетом увеличения ставки НДС), с 1 февраля 2019 года – уровня прогнозируемой инфляции исходя из равномерного изменения цен в течение года.

За 1 полугодие 2019 г. в действиях организаций, по розничной реализации нефтепродуктов на территории Волгоградской области, нарушений антимонопольного законодательства не усматривались.

 

Общественный совет при УФАС

                    В целях исполнения пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от  21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» был создан Общественный совет при Волгоградском УФАС России. В состав совета могут входить представители общественных организаций и иных некоммерческих организаций.

            Общественный совет является совещательно-консультативным субъектом общественного контроля. Решения общественного совета носят рекомендательный характер.

Целью деятельности Общественного совета являются:

- осуществление общественного контроля за деятельностью ТО ФАС России,

- участие в мониторинге качества реализации контрольных функций,

- участие в мониторинге хода проведения антикоррупционной и кадровой работы,

- рассмотрение вопросов развития конкуренции в регионе, а также иных вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Информация по Общественному совету размещена на сайте Управления в разделе «Общественный совет».