Итоги работы Волгоградского УФАС России за 2018 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

Основные итоги работы

Волгоградского УФАС России за 2018 год

 

Контроль монополистической деятельности

В 2018 г. рассмотрено 278 заявления о нарушении АМЗ (в 2017 году – 422) по большинству из них отказано в возбуждении дел ввиду изменения законодательства (исключение ущемления интересов физичеких лиц из состава злоупотребления доминирующим положением и иммунитеты для малого бизнеса).

Выявлено 8 фактов злоупотребления доминирующим положением хоз. субъектами (в 2017 году – 4). Выдано 1 предписание (в 2017 году также одно). Так, например, в истекшем году в очередной раз действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в прекращении поставки газа на котельные ряда коммунальных предприятий Городищенского района Волгоградской области и, как следствие, – в ущемлении интересов неопределённого круга добросовестных граждан – потребителей коммунальных услуг.

В 2018 году выдано 3 предупреждения, из них 2 исполнено, в связи с неисполнением одного возбуждено дело (в 2017 г. исполнено 1 предупреждение).

Пример дела: В действиях ООО «Концессии водоснабжения» установлено нарушение порядка технологического присоединения, выразившееся в необоснованном отказе потребительскому кооперативу «Пенсионная сберкасса» в выдаче технических условий для подключения к сетям водоснабжения и канализации, мотивированном тем, что на земельном участке заявителя якобы находилось нежилое здание иного типа, чем указано в документах заявителя. Вместе с тем поскольку как для целей выдачи тех. условий помещения делятся только на жилые и нежилые, действия ООО «Концессии водоснабжения» были признаны незаконными, а на сетевую организацию наложен штраф.

Рассмотрено 10 дел об административных правонарушениях по фактам злоупотребления домин. положением  (в 2017 году – 8). Наложено штрафов на сумму 1 700 тыс. руб., уплачено 1 760 тыс. руб. (с учётом наложенных прошлые периоды).

В 2018 г. как и в предыдущие годы оставалась острой проблема нарушения порядка и сроков технологического присоединения: рассмотрено 69 дел по ст. 9.21 КоАП (2017 – 57), из них 16 с наложением штрафов на общую сумму 4 100 тыс. руб. (2017 г. – 3800 тыс. руб.). Основные правонарушители – ПАО «МРСК Юга», ООО «Концессии водоснабжения».

В истекшем году велась активная работы по защите прав и законных интересов участников закупок, регламентированных Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Всего рассмотрено 36 жалоб (в 2017 – 52), треть из них признана обоснованными. Основные нарушения – несоблюдение требований к содержанию извещения и документации; нарушение порядка рассмотрения заявок.

Пример дела: Закупочная комиссия АО «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады» в нарушение установленного порядка оценки и сопоставления заявок неправомерно выставила оценку «0 баллов» по критерию «Наличие статуса производителя», подтверждённому участником закупки в соответствии с требованиями закупочной документации. В результате действий закупочной комиссии добросовестный участник закупки был лишён возможности стать победителем закупки.

 

Контроль органов власти

Рассмотрено заявлений – 133 (в 2017 – 132), количество возбуждённых дел по ст. 15 Закона о защите конкуренции – 3 (в 2017 – 7), по всем трем делам признан факт нарушения, по одному выдано предписание.

Всего в 2018 году по ст.15 Управлением выдано 46 предупреждений (21 из них исполнено в этом году, 21 стадии выполнения и только 4 не выполнено – по ним Управлением были возбуждены дела о нарушении АМЗ). В 2017 году было выдано 30 предупреждений, из которых только 3 не были выполнены. Таким образом доля исполненных предупреждений, выданных органам власти, остается на уровне 90%.

Пример дела: В 2017 году Волгоградской городской Думе было выдано предупреждение о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем исключения из Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта, требований и условий для размещения нестационарного торгового объекта, а именно: площадь благоустройства (кв. м); описание благоустройства: площадь мощения (кв. м); количество и виды малых архитектурных форм; описание малых архитектурных форм; количество объектов озеленения; описание объектов озеленения, а также площадь уборки прилегающей территории (кв. м), которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Предупреждение не исполнено – возбуждено дело в отношении Волгоградской городской  Думы. Решением по делу Дума была признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в возложении на хозяйствующих субъектов требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, по благоустройству нестационарных торговых объектов, установке малых архитектурных форм и уборке территории, прилегающей к объекту.

На основании указанного решения Волгоградской городской Думе выдано предписание об исключении п. 1 Технического задания, которое в срок не было исполнено. Решение и предписание в Арбитражный суд Волгоградской области (в рассмотрении).

Общее количество рассмотренных отделом контроля органов власти жалоб по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции – 90 (в 2017 – 87), половина жалоб признана обоснованной. Основные виды обжалуемых торгов - по торги на аренду или продажу имущества, земельных участков; торги в сфере водопользования, рыболовства; торги на право осуществления перевозок по регулярным маршрутам; торги на право заключения охотхозяйственных соглашений.

 

Контроль госзаказа

В 2018 году рассмотрено 534 жалобы (в 2017 г. – 568). Из них: 407 были рассмотрены по существу, 88 - возвращены, 39 жалоб отозваны. Также Управлением проведено 82 внеплановые проверки (в 2017 г. – 97). В рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе выдано 91 предписание об устранении нарушений (в 2017 г. – 148).

В 2018 году Волгоградским УФАС России рассмотрено 300 дел об административных правонарушениях в сфере законодательства о контрактной системе (в 2017 г. – 200), наложено штрафов на общую сумму 1616 тыс. руб. (в 2017 г. – 1998 тыс. руб.), взыскано штрафов на общую сумму 1443, 6 тыс. руб. (штрафы на сумму 234 тыс. руб. в стадии исполнения).

Пример дела: 06.03.2018 Волгоградским УФАС России при рассмотрении жалоб на действия МУП  «Метроэлектротранс» г. Волгограда при осуществлении запроса предложений «Выполнение работ по техническому перевооружению (модернизации) комплекса систем безопасности Волгоградского скоростного трамвая» с начальной (максимальной) ценой контракта  – 239 999 999,27 рублей было выявлено нарушение, заключающееся в неправомерном неразмещении заказчиком в составе аукционной документации проектно-сметной документации в полном объеме.

Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации в настоящем случае означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение. Данное решение было обжаловано в судебном порядке, суды поддержали позицию УФАС.

Управлением в 2018 году рассмотрено достаточно большое количество жалоб на действия заказчиков – лечебных учреждений Волгоградской области при осуществлении закупок на поставку дезинфицирующих средств. В большинстве случаев Управлением в соответствующих закупках выявлены нарушения при описании объекта закупки.

Сущность выявленных нарушений заключается в том, что заказчик предъявляет требования к средству, которые по своей сути не являются функциональными, качественными и эксплуатационными характеристиками объекта закупки и не описывают реальную потребность заказчика.  Позиция Управления по данному вопросу подтверждается решениями Арбитражного суда.

 

Анализы рынков и мониторинги

Продукты питания

По результатам ежеквартальных мониторингов цен на отдельные виды продовольствия (говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окороков), масло сливочное, молоко питьевое, овощи: картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, свекла, томат, огурец, рыба) признаков нарушений АМЗ не обнаружено.

В конце 2018 в связи с большим количеством жалоб граждан на резкое увеличение розничных цен на яйца, Управлением организованна работа по мониторингу изменения цен. Установлено, что прямых договоров поставки между торговыми сетями и птицефабриками города и области нет. Торговые сети приобретают указанную продукцию у оптовых поставщиков, как в Волгоградской области, так и за ее пределами.

Производители куриного яйца обосновывают повышение отпускных цен подорожанием стоимости кормов для птицы, ГСМ.

В настоящее время продолжается сбор информации по вопросу формирования цены на яйцо столовое на территории области.

Переход на цифровое телевидение

В июне 2019 Волгоградская область прейдет на цифровой формат телевизионного вещания. В этой связи в целях недопущения необоснованного роста цен на оборудование Волгоградским УФАС совместно с ФАС России (по федеральным сетям ДНС, Мвидео, Эльдорадо, Ашан осуществляется ФАС ) проводится ежемесячный мониторинг цен на цифровое оборудование (цифровые приставки и телевизоры, принимающие цифровой сигнал). В настоящее время резкого увеличения цен на оборудование Управлением не зафиксировано.

Контроль торговли

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных статьей 14 Закона о торговле, Управлением определены доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность посредством организации торговой сети за 2017 год в границах Волгоградской области.

По результатам проделанной работы установлено, что не вправе были приобретать или арендовать в 2018 году дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения:

АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит») в границах:

- городского округа г. Волжский;

- городского округа г. Камышин;

- городского округа г. Михайловка;

- городского округа г. Урюпинск;

- Алексеевского муниципального района;

- Еланского муниципального района;

- Жирновского муниципального района;

- Камышинского муниципального района;

- Клетского муниципального района;

- Котельниковского муниципального района;

- Котовского муниципального района;

- Кумылженского муниципального района;

- Ленинского муниципального района;

- Нехаевского муниципального района;

- Николаевского муниципального района;

- Руднянского муниципального района.

ООО «Тамерлан» (торговая сеть «Покупочка») в границах:

- Быковского муниципального района;

- Даниловского муниципального района;

- Киквидзенского муниципального района;

- Нехаевского муниципального района;

- Руднянского муниципального района;

- Светлоярского муниципального района.

ГСМ

Еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты за 2018 год показал, что повышение розничных цен на все виды топлива на территории Волгоградской области произошло со второго квартала 2018 года и составило за год:

- на автомобильные бензины АИ-92 в среднем 7,32% при росте закупочных цен (отпускных цен заводов-производителей) на 9,63%;

- на автомобильные бензины АИ-95 – 7,68% при росте закупочных цен на 7,84%;

- на дизельное топливо – 14,18% при повышении закупочных цен на 14,85%.

На рост стоимости влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны.

В ноябре прошлого года нефтяные компании («Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Газпром нефть», и т.д.) подписали специальные соглашения с Минэнерго и ФАС России, цель которых стабилизация цен на топливо: компании до конца 2018 года. Компании обязались сдерживать цены в рознице и на оптовом рынке на уровне специальных индикативных цен, которые установило правительство, а с начала 2019 года они получили право повысить цены лишь на 1,7%.

Розничные цены на бензин в Волгоградской области с начала 2019 года выросли не более чем на 1,7%, что не нарушает договоренности правительства с нефтяниками о стабилизации рынка топлива. 

По итогам 2018 в действиях организаций, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов на территории Волгоградской области, антимонопольного законодательства (в том числе злоупотребления доминирующим положением) в 2018 году не усматривались.

 

Контроль недобросовестной конкуренции (НДК)

В 2018 году на 40 % выросло количество заявлений с жалобами на НДК, рассмотрено 49 заявлений (2017 год – 35).

Также в 2018 году выросло количество рассмотренных дел по признакам НДК - 11 дела (2017 год - 4 дела), из них по 8 делам были признаны факты нарушений (в 2017 году по одному). По всем делам ответчикам были выданы предписания, всего выдано 8 предписаний, из них 4 исполнено , 4 находятся в стадии исполнения. (в 2017 году предписание не выдавалось, т.к. нарушение было устранено в ходе дела).

Большая часть решений о нарушении в 2018 г. (7 дел) вынесено по ч. 1 ст. 14.4 Закона о защите конкуренции (недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средство индивидуализации юридического лица фирменное наименование).

Значительно, почти вдвое, увеличилось количество выданных предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 14.2, 14.8. Выдано 17 предупреждений, из них 15 исполнено (в 2017 году было выдано 9 предупреждений, из них 8 исполнено). Доля исполненных предупреждений по данной категории дел сохраняется на уровне 90%.

Из 17 выданных предупреждений 7 предупреждений выдано по признакам нарушения ст. 14.2 (введение в заблуждение), 10 предупреждений  по ст. 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции).

Примеры дел:

В отчетном периоде Управлением рассмотрено 6 дел по фактам недобросовестного приобретения и использования фирменного наименования лица с указанием аббревиатуры «БТИ» лицами, которые фактически занимаются кадастровыми работами и в действительности не являются бюро технической инвентаризации (нарушение ч. 1 ст. 14.4. Закона о защите конкуренции). В рамках дел была проведена лингвистическая экспертиза восприятия потребителями аббревиатуры «БТИ». Выданы предписание о прекращении использования в наименовании организации аббревиатуры «БТИ». Часть предписаний на конец года исполнены.

ЗАОр «НП Конфил» признано нарушившим статью 14.8 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в выборе и использовании наименования линейки продукции «Чемпионат мира», что создавало ложное представление о причастности кондитерской фабрики к FIFA или ЧМ 2018 в качестве спонсора, партнера, лицензиата, официального поставщика товаров и пр. Нарушение был выявлено в июне и пресекалось Управлением путем возбуждения дела без предварительной выдачи предупреждения в связи с тем, что в период с мая по август 2018 были ужесточены требования законодательства в данной сфере.

В 2018 г. в год проведения ЧМ по футболу Управлением была продолжена работа по пресечению актов НДК, связанных с незаконным использованием символики FIFA. Так, в 2018 пресечено 3 нарушения данного рода: вынесено 1 решение с предписанием (ЗАОр «НП Конфил») и выдано 2 предупреждения ИП (исполнены). В предыдущие периоды (2016-2017 годы) пресечено 4 факта: исполенно 2 предупреждения по 14.8 и прекращены в распространении 2 рекламы с незаконным использованем символики FIFA.

Пример предупреждения

- ООО «Медведь» (г. Жирновск) было выдано предупреждение о необходимости прекращения использования на вывеске и при оформлении магазинов совокупности элементов дизайна, копирующих фирменный стиль розничной сети магазинов «Магнит» (АО «Тандер»). Предупреждение исполнено в срок.

Контроль рекламы

В отчетном году наблюдался существенный рост количества рассмотренных заявлений, возбужденных дел, выявленных и пресеченных нарушений Закона о рекламе.

Рассмотрено 142 заявлений (2017 год – 115 заявление). Примерно по половине заявлений дан отказ в возбуждении дела (в 2017 по 2/3 было отказано). Рассмотрено 56 дел (в 2017 году 41), по 49 делам приняты решения о наличии нарушений (2017 год – 36), выдано 39 предписаний (2017 – 19), из них 36 исполнено (в 2017 году – 16). Таким образом, рост составил от 40 до 100%.

Основные виды нарушений: недостоверная реклама 16 нарушений (2017 - 13); отсутствие в рекламе части существенной информации о товаре - 8 (было 9); наружная реклама алкоголя 14 (9); реклама по сетям эл. связи без согласия абонента 12 (было 4) реклама фин. услуг с нарушениями 7 (5).

Примеры дел:

1) Наружная реклама ГУП «Волгофарм» «Здоровье – не азартная игра. Покупайте лекарства в проверенных аптеках!!! Новая аптека Волгофарм ..». Реклама содержала некорректное сравнение лекарств, продаваемых в аптеках «Волгофарм», с лекарствами, продаваемыми в других аптеках, что порочит деловую репутацию конкурентов аптечной сети на рынке реализуемых лекарственных препаратов.

2) Контектстная реклама в сети Интернет, распространявшаяся компанией «Яндекс» и продвигающая дистанционную продажу счетчиков учета электроэнергии с дистанционным управлением (реклама незаконного вида деятельности – безучетного потребления электроэнергии).

3) 3 дела по телевизионной рекламе оконных компаний, существенная информация об условиях реклмируемых акций в которых доводилась только в виде печатного текста который демонстрировался на экране несколько секунд и прочитать который даже людям с высокой скоростью чтения было невозможно (дела в отношении ООО «Окошкино», ООО «Доступные окна» , ООО «Качественные окна»). Выданные предписания исполнены.

Практика по административным делам

Участники регионального рекламного рынка в основном относятся с субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с этим в качестве санкции в основном применяется предупреждения за впервые совершенное нарушение (изменения в КоАП РФ внесены в середине 2016 г.). Случаев повторного привлечения к административной ответственности с наложением штрафов на МП в 2018 году – три (ООО «Окошкино», ИП Вечканов М.А., ИП Шилин А.П.).

С каждым годом Управлением рассматривается все больше дел по федеральной рекламе. В 2018 уже ¼ рассмотренных Управлением касается федеральной рекламы, дела ррассматриваются по полномочиям, предоставленным ЦА ФАС России.

За 2018 год из 63 вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства выдано 41 предупреждение и 22 постановления о наложении штрафа (за 2017 год из 57 вынесенных постановлений о привлечении к ответственности: 47 предупреждений и 10 постановлений о наложении штрафа).

За ненадлежащую рекламу наложено штрафов на сумму 1 318 т.р. ( 2017 - 648 т.р. Привлечено к ответственности 62 лица, в т.ч. 33 юр. лица, 27 должн. лица, 2 гражданин (в 2017 - 59 лиц ).

В этом году был наложен самый большой за последние годы штраф по рекламе в практике Управления - 400 т.р. на ФГУП «ВГТРК» (за повторное распространение рекламы «Офтальмин» на Радио России с указанием на лечебные свойства нелекарственного товара).

 

Суммы взысканных (уплаченных) штрафов за 2017-2018 годы, в т.р.

Показатель

2018 год

2017 год

Всего взыскано (уплачено) штрафов

9 369

8 769

По сферам:

 

 

- нарушение АМЗ (на товарных и фин. рынках)

6 447

5 990

- законодательство о торговле

0

0

- законодательство о рекламе

1 234

254

- законодательство в сфере гос. и муниц. закупок

1 443

1 900

- законодательство о закупках юр. лицами

244

378

Всего в 2018 году Управлением привлечено к административной ответственности 351 лицо, из них 56 юр. лиц, 293 должностных лиц и 2 гражданина (в 2017 году – всего 319 лиц, из них 68 юр. лиц, 250 должностных лиц и 1 гражданин).