Итоги работы Волгоградского УФАС России за 2017 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

Основные итоги работы

Волгоградского УФАС России за 2017 год

 

Контроль монополистической деятельности

В 2017 г. рассмотрено 422 заявления о нарушении АМЗ (в 2016 году – 695), однако по большинству из них отказано в возбуждении дел ввиду вступивших в силу поправок в АМЗ («четвертый антимонопольный пакет», иммунитеты для малого бизнеса). Выявлено 4 факта злоупотребления доминирующим положением хоз. субъектами (в 2016 году – 19). К примеру, дважды в истекшем году Волгоградским УФАС России квалифицировались случаи злоупотребления доминирующим положением в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по факту необоснованного прекращения поставки газа в отношении коммунальных операторов, что привело к отключению подачи коммунальных ресурсов неопределенному кругу граждан – добросовестных потребителей.

В 2017 году исполнено 1 предупреждение (в 2016 году также 1 предупреждение), выдано 1 предписание (в предыдущем периоде – 10).

Рассмотрено 8 дел об административных правонарушениях по фактам злоупотребления домин. положением, наложено штрафов на сумму 1536 тыс. руб., взыскано 2773 тыс. руб. (с учётом наложенных прошлые периоды).

В 2017 г. как и в 2016 г. оставалась острой проблема нарушения порядка и сроков технологического присоединения: рассмотрено 57 дел по ст. 9.21 КоАП. Основные правонарушители – ПАО «МРСК Юга», ООО «Концессии водоснабжения». Суммы наложенных штрафов по каждому делу варьируются от 300 до 600 т.р. Зачастую подобные действия субъектов естественных монополий ущемляют интересы рядовых потребителей – граждан, планирующих обеспечить коммунальными ресурсами вновь построенное жилые объекты; а также интересы вновь созданных субъектов малого предпринимательства, заинтересованных в скорейшем решении вопросов технологического присоединения к инженерным сетям для целей получения услуг электро-, водо-, газо- или теплоснабжения.

 Пример дела: В действиях ООО «Концессии водоснабжения» установлено нарушение порядка технологического присоединения к сетям водоснабжения в отношении строящегося объекта капитального строительства, принадлежащего субъекту малого предпринимательства ООО «Горизонт». Указанное правонарушение затянуло ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома.

В истекшем году велась активная работы по защите прав и законных интересов участников закупок, регламентированных Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Всего рассмотрено 52 жалобы, треть из них признана обоснованными. Основные нарушения – несоблюдение требований к содержанию извещения и документации; нарушение порядка рассмотрения заявок.

Пример дела:

МУП «ВПАТП №7» включило в аукционную документацию по продаже здания автостанции в Краснооктябрьском районе Волгограда не предусмотренное для таких аукционов требование о внесении обеспечения исполнения договора купли-продажи в размере почти 450 тыс. руб. в дополнение к задатку в размере 310 тыс.руб.  При этом аукционная комиссия предприятия  неправомерно допустила  к участию в аукционе лиц, которые оплатили только обеспечение исполнения договора купли-продажи.

 

Контроль органов власти

Рассмотрено заявлений – 132 (в 2016 – 143), количество возбуждённых дел по ст. 15 Закона о защите конкуренции – 7 (в 2016 – 16).

Всего в 2017 году по ст.15 Управлением выдано 30 предупреждений (24 из них исполнено, кроме того в 2017 году исполнено 10 предупреждений, выданных в 2016 году). в 2016 году было выдано 47 предупреждений, из которых 29 было исполнено.

 

 

Пример предупреждения:

Комитет по физической культуре и спорту администрации Волгограда направил подведомственным муниципальным учреждениям письменные указания от 17.11.2017 о необходимости перехода учреждений на обслуживание «зарплатного» проекта в ПАО «Возрождение» и о заключении до 25.12.2017 договоров о проведении безналичных расчетов учреждений с работниками с использованием спецкартсчетов, открытых в ПАО «Возрождение», тем самым установил для приобретателей банковских услуг по «зарплатному» проекту ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги, что запрещено п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Комитету выдано предупреждение об отзыве письменных указаний и информировании подведомственных учреждений о возможности обслуживания по «зарплатному» проекту в любом банке с учетом требований Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Предупреждение исполнено в срок.

Пример дела:

Волжской городской Думе Волгоградской области 14.04.2017 (исх. № 03-14/2215) было выдано предупреждение о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем исключения из Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области», утвержденного решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 26.12.2014 № 128-ВГД (далее – Положение) требований, содержащих признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а именно пункта 2.4 из приложения № 2 к Положению (требование о благоустройстве нестационарных торговых объектов, установке малых архитектурных форм), пункта 2.4.7 из приложения № 4 к Положению (требование об уборке территории, прилегающей к нестационарному торговому объекту).

В связи с неисполнением предупреждения возбуждено дело № 17-01-15-03/409, Дума признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в возложении на хозяйствующих субъектов обязанностей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно благоустройство нестационарных торговых объектов, установка малых архитектурных форм и уборка территории, прилегающей к объекту.

Думе выдано предписание об исключении пункта 2.4 из приложения № 2 к Положению и пункта 2.4.7 из приложения № 4 к Положению, которое исполнено в срок.

Общее количество рассмотренных жалоб отделом контроля органов власти по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции – 87 (из них 36 - по торгам на аренду или продажу имущества, земельных участков; 19 - по конкурсам по отборам управляющих организаций МКД и подрядных организаций для проведения капремонта МКД).

 

Контроль госзаказа

В 2017 г. поступило 568 жалоб (в 2016г. – 487), проведено 97 внеплановых проверок (в 2016г. - 100); выдано предписаний об устранении нарушений – 148 (в 2016 году - 142); наложено штрафов за правонарушения в сфере законодательства о контрактной системе на сумму 1998 тыс. руб. (в 2016 – 1210 тыс. руб.).

 

Анализы рынков и мониторинги

Продукты питания.

Проведение ежеквартального мониторинга цен на отдельные виды продовольствия (говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окороков), масло сливочное, молоко питьевое; овощи: картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, с 2017 года свёкла, томат, огурец; рыба).

Признаков нарушений АМЗ в 2017 г. в рез-те мониторингов не обнаружено, в розничных сетях рост цен соответствовал росту закупочных цен в оптовом сегменте.

ГСМ.

По результатам еженедельных мониторингов цен на нефтепродукты за 2017 год повышение средних розничных цен на моторное топливо на территории Волгоградской области составило:

- автомобильный бензин АИ-92 вырос в цене на 7,07% за 1 литр;

- автомобильный бензин АИ-95 вырос в цене на 6,80% за 1 литр;

- дизельное топливо выросло в цене на 8,18% за 1 литр.

При этом по данным Росстата повышение розничных цен в Российской Федерации в 2017 году составило:

- на автомобильный бензин АИ-92 – 7,71%;

- на автомобильный бензин АИ-95 – 7,01%;

- на дизельное топливо – 9,79%.

Факторами, оказывающими влияние на формирование цен на моторное топливо, являются:

- динамика (рост) налоговой нагрузки (повышение акцизов, сейчас около 66%);

- сезонный спрос на нефтепродукты;

- динамика (рост) мировых цен на нефть и нефтепродукты;

- рост отраслевых издержек;

- профилактика и плановые ремонты российских нефтеперерабатывающих заводов;

- динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;

- условия мелкооптовой реализации нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие-недостаток свободных ёмкостей с целью накопления запасов (создания резервов).

Признаки доминирующего положения на рынках розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории Волгоградской области имеет ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» (дело рассматривается ЦА ФАС России, очередное заседание комиссии назначено на 15.02.2018).

 

Контроль торговли

В целях осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных статьей 14 Закона о торговле № 381-ФЗ, Управлением определены доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность посредством организации торговой сети за 2016 год в границах Волгоградской области.

По результатам проделанной работы установлено, что не вправе приобретать или арендовать в 2017 году дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения:

            АО «Тандер» в границах:

- городского округа г. Волжский;

- городского округа г. Камышин;

- городского округа г. Михайловка;

- городского округа г. Урюпинск;

- Алексеевского муниципального района;

- Еланского муниципального района;

- Жирновского муниципального района;

- Камышинского муниципального района;

- Котовского муниципального района;

- Кумылженского муниципального района;

- Ленинского муниципального района;

- Николаевского муниципального района.

ООО «Тамерлан» в границах:

- Даниловского муниципального района;

- Киквидзенского муниципального района;

- Нехаевского муниципального района;

- Руднянского муниципального района;

- Светлоярского муниципального района.

ООО «МАН» - в границах:

- Иловлинского муниципального района.

В 2017 году Управлением на основании распоряжения Правительства РФ проведены внеплановые документарные проверки следующих торговых сетей на территории Волгоградской области: ООО «МАН», ООО «Радеж», АО «Тандер», ООО «Лента», ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЁСТОК», ООО «Агроторг», ООО «Тамерлан», ООО «АШАН», ООО «О'КЕЙ». Предметом проводимых проверок являлось выявление соответствия договоров поставки, заключённых или перезаключённых после 15.07.2016 между проверяемыми лицами и поставщиками, требованиям антимонопольного законодательства и Закона о торговле № 381-ФЗ.

В действиях ООО «Радеж» выявлены признаки нарушения ст. 9 Закона о торговле№ 381-ФЗ, которые выразились в отсутствии на сайте компании на момент проведения проверки информации о существенных условиях договора поставки.

По данному факту в отношении ООО «Радеж» было возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ - «Нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности». Дело прекращено в связи с малозначительностью правонарушения по ст. 2.9 КоАП РФ.

 

Контроль недобросовестной конкуренции (НДК)

В 2017 году рассмотрено 35 заявлений на НДК (2016 год – 29).

Количество возбуждённых дел по признакам НДК в 2017 году составило 4 дела (2016 год - также 4 дела), из них по одному делу был признан факт нарушения (в 2016 по двум). Предписание по делу не выдавалось в связи с тем, что ответчик согласился с нарушением и устранил его добровольно в ходе дела.

Всего 2017 году пресечено 9 актов недобросовестной конкуренции, в том числе принято 1 решение о наличии нарушения АМЗ с устранением его в ходе дела, и нарушителями выполнено 8 предупреждений (в 2016 году пресечено 7 нарушений, в том числе 2 нарушения устранено в ходе дела и 5 предупреждений выполнено).

Пример дела:

По ст. 14.4 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Волгоградский областной департамент юридической помощи» - недобросовестное приобретение и использование наименования организации (как у гос. органа). Нарушение выразилось в выборе и регистрации наименования Общества - «Волгоградский областной Департамент» при регистрации компании и его последующем использовании без указания на организационно-правовую форму юридического лица (ООО) в сочетании с изображением государственных символов Российской Федерации и Волгоградской области (российского флага, герба Волгоградской области). В таком виде были оформлены вывеска компании и её собственный сайт.

Общество согласилось с нарушением, признало свою вину и устранило его добровольно в ходе дела, сменив своё прежнее наименование на ООО «Юридический центр поддержки граждан», в связи с чем предписание об устранении нарушения не выдавалось.

Примеры предупреждений:

В 2017 году было выдано 2 предупреждения по ст.14.8 Закона о защите конкуренции (прочие нарушения) в связи с выявлением фактов незаконного использования символики FIFA на территории Волгоградской области (Волгоград является одним из городов, в котором состоятся матчи ЧМ 2018 по футболу).

- Около магазина одежды был размещен указатель в виде фигуры официального талисмана Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России – ЗабивакиТМ.. Педупреждение выдано ИП Лустиной А.Н.

- Символика FIFA («FIFA WORD CUP RUSSIA 2018») была использована на конструкции, оформленной как фотозона, расположенной у здания торгово-развлекательного комплекса. Предупреждение выдано ООО «Випойл-Гиперцентр».

Оба предупреждения исполнены в установленные сроки.

- Предупреждение о необходимости смены доменного имени сайта, используемого хозяйствующим субъектом, выдано ООО «ПромСтройСервис», оказывающему услуги установки приборов учёта.

Общество использовало сайт http://газпром-межрегионгаз.рф, в доменном имени которого было размещено фирменное наименование ООО «Газпром межрегионгаз», а также указывало в разделе «Контакты» на данном сайте адреса абонентских отделов ООО «Газпром-межрегионгаз Волгоград».

Данные действия создавали ложное представление о его связи с поставщиком газа и предприятиями группы ПАО «Газпром». Действия ООО «ПромСтройСервис» были квалифицированы по ст. 14.2 Закона о защите конкуренции («Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение»).

Предупреждение исполнено.

 

Контроль рекламы

Рассмотрено 115 заявлений (2016 год – 81 заявление). Примерно по 2/3 заявлений дан отказ в возбуждении дела. Возбуждено и рассмотрено 41 дело (2016 год – 38 дел).

Структура нарушений по сравнению с 2016 годом существенно не менялась.

Основные нарушения: недостоверная реклама (13); отсутствие в рекламе части существенной информации о товаре (9); наружная реклама алкоголя (9); реклама фин. услуг с нарушениями (5); реклама по сетям эл. связи без согласия абонента (4).

Примеры значимых рекламных дел:

  1. Реклама таблетированных конфет «Офтальмин» на радио России с указанием на якобы лечебные свойства товара. Судебное обжалование решения в пользу УФАС. Штраф на ФГУП «ВГТРК» 150 т.р.

2) Наружная реклама гамбургера «Вестерн Гурмэ» от компании Макдоналдс вводила в заблуждение потребителей. Это первое дело в системе ФАС России по использованию в рекламе недостоверного образа товара (фото бургера).

3) Телевизионная реклама окон от ООО «Окошкино» со скидкой 57%. Реклама признана недостоверной, поскольку в ней содержалась недостоверная информация о том, что фактические отпускные цены на окна снижены на 57%, между тем скидка применялась к неким «внутренним расчётным ценам», а эта существенная информация до потребителей не доводилась.

Практика по административным делам в сфере рекламы за последние полтора года претерпела серьезные изменения в части применяемых санкций.

С июля 2016 года в отношении СМП за впервые совершенное правонарушение в сфере рекламы при отсутствии угрозы здоровью и имущественного ущерба применяется предупреждение как мера административного наказания.

Участники регионального рекламного рынка в основном относятся к СМП. В связи с этим за 2017 год из 57 постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства выдано 47 предупреждений и только 10 постановлений о наложении штрафа.

Всего рассмотрено 64 административных дела по фактам распространения ненадлежащей рекламы. По их результатам выдано 47 предупреждений (малые предприятия и их должностные лица), наложено штрафов на сумму 648 т.р. Привлечено к ответственности 59 лиц (34 юр. лица, 24 должн. лица, 1 гражданин).

В мае прошлого года начал работу Экспертный совет по применению рекламного законодательства. Прошло 3 заседания Экспертного совета. Протоколы размещены на сайте Управления.

Экспертный совет по рекламе за прошедший год стал хорошим подспорьем Управлению в вопросах оценки наиболее неоднозначных и спорных рекламных посланий.

 

Суммы взысканных (уплаченных) штрафов за 2016-2017 годы, в т.р.

Показатель

2017 год

2016 год

Всего взыскано (уплачено) штрафов

8768,7

7 536

По сферам:

 

 

- нарушение АМЗ (на товарных и фин. рынках)

5989,5

6 223

- законодательство о торговле

0

0

- законодательство о рекламе

254

436

- законодательство в сфере гос. и муниц. закупок

1900

940

- законодательство о закупках юр. лицами

378

903

 

Всего в 2017 году Управлением привлечено к административной ответственности 319 лиц, из них 68 юр. лиц, 250 должностных лиц и 1 гражданин (в 2016 году – всего привлечено 328 л