Высшим Арбитражным судом Российской Федерации разрешен принципиальный спор между Волгоградским УФАС и Администрацией Волгограда касательно договора, заключенного с ЗАО «РП Память»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Еще в 2011 году УФАС по Волгоградской области была проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов при заключении договора на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущие содержание и капитальный ремонт между ЗАО «РП Память» и Администрацией Волгограда.

В результате было установлено, что Департаментом городского хозяйства администрации города Волгограда, в нарушение действующего законодательства о госзакупках, данный заказ официально не размещался, что исключило возможность подачи заявок от конкурентов ЗАО «РП Память». При этом в заключенный  между Администрацией Волгограда и ЗАО «РП Память» договор на оказание соответствующих услуг многократно вносились изменения, как в части увеличения объема работ, так и в части их стоимости.

Департамент городского хозяйства администрации города Волгограда решил опротестовать результаты проведенной проверки и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании действий УФАС незаконными. Заказчик настаивал на том, что антимонопольный орган не имел права проводить внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов в отсутствии жалоб со стороны лиц, подававших заявки на участие в размещении указанного заказа (напомним, таких лиц и не было).

Арбитражные суды трех инстанций, фактически встав на сторону нарушителя, посчитали, что в данном случае у антимонопольного органа действительно отсутствовали соответствующие полномочия.  

Тем не менее, Высший Арбитражный суд при разрешении указанного спора принял сторону антимонопольного органа, сочтя внеплановую проверку Департамента городского хозяйства администрации города Волгограда, проведенной в полном соответствии с законом.

Как комментирует руководитель Волгоградского УФАС Павел Мироненко: «Результат указанного судебного разбирательства имеет важное прецедентное значение для всей системы контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов в нашей стране. Мнение Высшего Арбитражного суда, сформулированное по данному вопросу, позволит обеспечить принципы гласности и прозрачности, поможет предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Хотелось бы верить, что такая судебная практика заставит всех недобросовестных заказчиков задуматься, что любые теневые схемы заключения государственных и муниципальных контрактов, а также иные манипуляции с бюджетными средствами, совершенные в обход закона, не останутся без внимания со стороны антимонопольных органов».

Напомним, Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда по рассмотренному делу является окончательным и обжалованию не подлежит.