РЖД вынудили отказаться от страхового сбора

РЖД больше не будет взимать с пассажиров страховой сбор в момент продажи билетов. Нововведения связаны с вступлением в силу закона об обязательном страховании пассажиров перевозчиком. Представитель ОАО "Российские Железные Дороги" сообщает, что входящие в группу РЖД транспортные компании прекратили взимать страховой сбор с пассажиров при продаже проездных билетов.

Обязательное личное страхование было отменено из-за изменения законодательства РФ. 19 января 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал указ №36, обязывающий перевозчиков самостоятельно страховать свою ответственность. При этом перевозчику запрещается взимать деньги за страховку с пассажира.

Новые правила предписывают, что при наступлении страхового случая возмещать ущерб пассажирам будет страховая компания. Максимальная сумма, которую может получить россиянин за причинение ему вреда, составляет 2, 025 млн рублей. Обязательное страхование пассажиров, действовавшее ранее, предусматривало страховое возмещение в случае травмы или гибели в размере до 12 тыс. рублей.

Однако если будет доказано, что страховой случай наступил по вине пассажира, в денежной компенсации гражданину будет отказано.

Напомним, что до вчерашнего дня РЖД обязывала всех пассажиров приобретать страховку самостоятельно. Для этого у РЖД был заключен контракт с компанией ЖАСО. Эта компания принадлежала структурам РЖД и занимала почти половину рынка страхования на железнодорожном транспорте. В середине прошлого года в СМИ появилась информация, что РЖД приняло решение продать ЖАСО.

Страховые выплаты для пассажиров

Выплата за причинение вреда жизни пассажира - до 2 млн 25 тыс. рублей; за причинение вреда здоровью пассажира - до 2 млн рублей; за причинение вреда имуществу пассажира - до 23 тыс. рублей. Срок выплаты компенсации – 30 календарных дней со дня получения страховщиком документов.

Летом 2012 года Высший арбитражный суд признал, что "РЖД нарушают антимонопольное законодательство при страховании пассажиров, продавая страховку вместе с билетами. Чтобы признать РЖД виновным, инициатору разбирательства - Ростовскому управлению Федеральной антимонопольной службы (УФАС) - понадобилось два года.

"Наше решение имеет большую социальную значимость, и его поддержка Высшим арбитражным судом будет способствовать пресечению аналогичных противоправных действий", — заявлял журналистам руководитель Ростовского УФАС Вадим Корнеев.

На протяжении двух лет Ростовское УФАС судилось с РЖД. В июле 2010 года антимонопольщики заявили, что железнодорожники нарушают закон "О защите конкуренции", навязывая страховые полисы вместе с продажей билетов, не получив на это согласия пассажиров. Свою позицию УФАС аргументировал тем, что РЖД является монополией, занимая доминирующее положение на рынке услуг по продаже железнодорожных билетов.

РЖД попалась на страховых полисах

Кроме этого в мае 2012 года Счетная палата обнародовала отчет об итогах своей проверки страхования пассажиров. Изучив документы, проверяющие пришли к выводу, что уровень страховых выплат ЖАСО по данному виду страхования не превышает 0,3% от собранной страховой премии. По данным проверяющих за 2009 год и первый квартал 2011 года, ЖАСО собрала с пассажиров 503,1 млн рублей премии, а выплатила за тот же период всего 1,4 млн рублей.

У Счетной палаты возникли вопросы и к расходованию средств по статьям расходов, связанных с предупредительными мероприятиями для повышения безопасности перевозок. Затраты на данную статью расходов формировались за счет страхования пассажиров на транспорте. Проверяющие выяснили, что по данным статьям проводились расходы на профилактический осмотр, диспансеризацию и вакцинацию работников железной дороги, содержание и обработку пассажирских вагонов и пр. 

 

Источник: ФАС России, Страхование в России