Реклама акции «Двойные баллы за оплату через систему быстрых платежей», проводимой на АЗС «Shell», признана ненадлежащей

Волгоградским УФАС России завершено рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства, возбужденное по заявлению жителя Волгограда в отношении компании «Шелл нефть». Отметим, что полномочиями на рассмотрение данного дела территориальный орган был наделен центральным аппаратом ФАС России.

Заявитель сообщил, что в феврале 2021 на его электронную почту поступило письмо от компании «Шелл нефть» (обслуживает АЗС «Shell») следующего содержания: «Оплати по QR-коду и получи двойные баллы* Опережай реальность вместе с «Шелл». Чтобы стать участником акции: покажи на кассе свою карту лояльности; зайди в приложение своего банка и выбери функцию QR-оплаты; отсканируй QR-код; подтверди оплату; получи двойные баллы на свой счёт в программе лояльности. Сроки акции ограничены…».

Заинтересовавшись предложением, заявитель прибыл на одну из АЗС «Shell» в Волгограде и попытался произвести оплату посредством QR-кода и мобильного приложения Сбербанка. Однако ему в этом было отказано. Расчёт за топливо был произведён наличными, обещанные бонусные баллы на карту лояльности начислены не были. Менеджер АЗС объяснила это тем, что клиентам ПАО «Сбербанк» данная услуга (оплата посредством QR-кода) недоступна. Заявитель указал, что считает рекламу данной акции АЗС «Shell» недостоверной и вводящей в заблуждение потребителей.

Реклама с аналогичным содержанием также распространялась наружно на АЗС «Shell».

Изучив правила акции, а также обстоятельства функционирования системы оплаты посредством QR-кода через Систему быстрых платежей специалисты УФАС пришли к выводу, что не только клиенты Сбербанка не могли на момент распространения рекламы воспользоваться рекламируемой акцией, но и клиенты большинства других банков также не имели технической возможности для этого.

Поясним. Система быстрых платежей (СБП) — система Банка России, позволяющая гражданам переводить средства по идентификатору (в настоящее время — по номеру телефона) получателя, даже если стороны перевода имеют счета в разных кредитных организациях. Система была запущена в промышленную эксплуатацию с 28 января. В перспективе СБП позволит совершать мгновенные платежи в режиме 24/7 также за товары и услуги, включая государственные платежи, в том числе с использованием QR-кода.

На сайте Банка России дается ссылка на сайт http://sbp.nspk.ru/, где размещен список банков, подключенных к Системе быстрых платежей.

Управлением установлено, что по состоянию на февраль 2021 года согласно данным сайта https://sbp.nspk.ru/participants/ из 211 банков-участников Системы быстрых платежей (СПБ) только 39 банков (18% банков) производили отплату по QR-коду. Среди этих банков отсутствует и Сбербанк. Этим и объяснялся отказ заявителю в начислении баллов по рекламируемой акции.

Таким образом, для большинства потребителей на момент распространения рекламы отсутствовала техническая возможность участия в рекламируемой «Shell» акции.  При этом в самой рекламе отсутствовала ссылка на список банков-участников Системы быстрых платежей Банка России, она была размещена только на сайте компании в правилах акции.

На рассмотрении дела ООО «Шелл нефть» указало, что в настоящее время распространение рекламы данной акции приостановлено, макеты рекламы находятся в доработке, в правила акции добавлены дополнительные ссылки на список банков, которые подключены к системе быстрых платежей и позволяют осуществить оплату через QR-код в рамках рекламной акции.

Тем не менее, УФАС признало рекламу ненадлежащей, вводящей в заблуждение потребителей, выдано предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

Как пояснила заместитель руководителя УФАС Ирина Никуйко: «В данном случае реклама, привлекая внимание потребителя возможностью получить двойные баллы по карте лояльности «Shell», не содержала информацию о том, что существуют ограничения для участия в акции (потребитель должен быть клиентом только того банка, который уже использует в рамках СБП возможности оплаты по QR-коду). Данная информация является очень существенной, а ее отсутствие вводило потребителей в заблуждение относительно значимых условий приобретения товаров. Разумеется, зачастую невозможно все условия акции прописать непосредственно в рекламе, однако самые существенные условия требуется согласно рекламного законодательства указывать в рекламе или оговаривать наличие ограничений, дабы не вводить потребителей в заблуждение».

Дело будет передано для возбуждения административного производства по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.