Про бизнес малый, да не самый удалый

С 04.07.2016 вступили в силу изменения в КоАП РФ, связанные с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства: таким лицам административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Данная мера позволила в последние несколько лет снизить административную нагрузку на малый бизнес.

Однако необходимо иметь ввиду, что статус малого или среднего предпринимательства не может и не должен рассматриваться как лазейка, позволяющая безнаказанно нарушать законодательство, в том числе Закон о рекламе № 38-ФЗ.

Предупреждение устанавливается только за впервые совершенные административные правонарушения. При этом должно отсутствовать возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также должен отсутствовать имущественный ущерб (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

Если такие условия не соблюдены, избежать штрафа не получится. Вот несколько таких примеров из практики Волгоградского УФАС России. На прошлой неделе было вынесено постановление о привлечении ООО «Качественные окна» к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе (ранее мы рассказывали о ряде дел, связанных с ненадлежащей рекламой оконных компаний https://volgograd.fas.gov.ru/news/12543, https://volgograd.fas.gov.ru/news/12471, в том числе и о рекламе ООО «Качественные окна», см. https://volgograd.fas.gov.ru/news/12523).

Общество является микропредприятием. Однако при рассмотрении административного дела были установлены потерпевшие, которым был причинен имущественный ущерб в результате распространения ненадлежащей рекламы, которая ввела потребителей в заблуждение относительно условий приобретения рекламируемого товара. Фактически пострадавшие оплатили за окна сумму в десятки раз превышающую сумму, на которую они рассчитывали исходя из рекламы.

Должностное лицо пришло к выводу о невозможности замены административного штрафа по рассматриваемому административному производству на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, ООО «Качественные окна» назначен штраф в размере 100 000 рублей.

Другой случай касается ситуации, когда индивидуальный предприниматель, которого неоднократно предупреждали и даже наказывали штрафом за звонки рекламного характера без согласия абонента, все равно продолжал противоправные действия. В последний раз УФАС пришло к выводу о том, что назначение ИП Шилину А.П. административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности.

Как прокомментировала заместитель руководителя управления Ирина Никуйко: «Предупреждение - это мера административного наказания. Если в течение года с момента вынесения предупреждения лицо совершит однородное нарушение, оно, несмотря на свой статус малого или среднего, будет подвергнуто штрафным санкциям. Поэтому в основном, получив предупреждение, нарушители предпринимают меры для того, чтобы в будущем не допускать нарушений Закона о рекламе. Однако не все готовы менять свои методы работы с потребителями рекламы. Поэтому в случаях, когда гражданам причинен имущественный вред, когда нарушения повторяются из года в год, будут применяться штрафные санкции, в том числе с учетом отягчающих обстоятельств».