Реклама кредита под 11,7% от Сбербанка в сети Интернет признана ненадлежащей

Сегодня Волгоградским УФАС России вынесено решение по рекламному делу в отношении ПАО «Сбербанк».

Дело было возбуждено в октябре этого года по заявлению физического лица с жалобой на рекламу ПАО «Сбербанк России», распространяемой в социальных сетях. В новостной ленте распространялась рекламная запись (с соответствующей отметкой) ПАО «Сбербанк»: «Успейте получить кредит в Сбербанке, пока у нас снижены ставки. А мы успеем принять решение всего за 2 минуты. Подайте заявку прямо сейчас! Ждете низких ставок по кредитам? Вот и они! 11,7%. Кредит на любые цели».

Заявитель указал, что при нажатии на картинку рекламы осуществлялся переход на страницу сайта http://www.sberbank.ru/ru/person/credits/, где также было обещано за 2 минуты принять решение по заявке, однако на странице уже имелась информация о ставках по кредитам от 11,7% до 19,9%. Для оформления заявки предлагалось перейти в «Сбербанк Онлайн».

Антимонопольный орган, не обнаружив на сайте банка предложений с рекламируемой процентной ставкой в размере 11,7% усмотрел в рекламе, распространяемой в социальных сетях, признаки недостоверной информации о стоимости займа, а также об условиях его получения (2 минуты на решение о предоставлении кредита). Полномочия на рассмотрение данного дела были предоставлены Волгоградскому УФАС России ФАС России (г.Москва).

Между тем, в ходе дела Комиссией было установлено, что гиперссылка в рекламе отправляла потребителей, заинтересовавшихся потребительским кредитом на любые цели под 11,7%, на страницу официального сайта Сбербанка со всеми видами кредитов для частных лиц. В тот момент это было 4 вида кредита со ставками от 11,7% до 19,9%. Процентная ставка 11,7% годовых действовала для одного из них (с названием «Кредит на любые цели») при сумме кредита от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. (если заемщик получает зарплату в Сбербанке) и от 1 млн. до 3 млн. руб. (для других заемщиков) на срок от 3 до 5 лет. При этом для ознакомления с видами кредитов и процентными ставками по ним потребителю было необходимо дополнительно нажать на довольно слабо заметную ссылку «подробнее о ставках по кредиту».

Позиция Сбербанка в деле состояла в том, что рассматриваемая реклама, распространяемая в сети Интернет в формате интернет-баннеров, представляла собой активную гиперссылку, при активации которой осуществлялся переход на сайт Сбербанка, где содержалась полная информация о рекламируемом продукте – потребительском кредите по ставке 11,7%.  Банк также ссылался на судебную практику, в которой суды трактовали интернет-баннеры и содержание страницы, открывающейся по привязанной гиперссылке, как единый рекламный продукт. Таким образом, Банк не считал рекламу недостоверной или вводящей в заблуждение.

Тем не менее, изучив все пояснения банка, а также сложившуюся судебную практику, Комиссия Волгоградского УФАС России сегодня вынесла решение о том, что данная реклама вводит потребителей в заблуждение, так как в ней в доступном для потребителей виде не доведена существенная информация о рекламируемом товаре и условиях его приобретения, а именно об условиях применения ставки по потребительскому кредиту на любые цели под 11,7% годовых и об условиях принятия решения по кредиту банком за 2 минуты.

Как прокомментировала решение Комиссии заместитель руководителя Волгоградского УФАС России Ирина Никуйко: «Соглашаясь с наличием определенной специфики у рекламы, распространяемой в сети Интернет с использованием гиперссылок, обеспечивающих переход на страницы сайта рекламодателя с подробной информацией о рекламируемых финансовых услугах, Комиссия, тем не менее, пришла к выводу, что в данном конкретном случае обычный потребитель, к которому и обращена была данная реклама, не мог в доступном и понятном для него виде получить существенную и необходимую информацию об условиях займа, влияющих на его стоимость, что является обязательным для такого вида рекламируемого товара как банковский кредит».

Дело будет передано должностному лицу Волгоградского УФАС России для принятия решения о возбуждении в отношении ПАО «Сбербанк» административного производства по ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ.